Урок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме "Устойчивые сочетания слов". 2-й класс

Цель урока: сформировать представление о стилистическом значении и возможности использования в речи устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Планируемый результат

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, карточки с заданиями.

Этапы урока

Описание слайда. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Оргмомент

- Здравствуйте, дети, здравствуйте, наши гости! Ребята, меня зовут Роза Гумаровна. Вместе мы проведем урок русского языка. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, попробуйте на счет «раз» хлопнуть в ладоши, а на счет «два» хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Я думаю, что вы так же дружно будете работать на уроке и помогать друг другу.
- А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно.

Ученики готовы к работе, приветствуют учителя и гостей, записывают дату в тетрадь.

Актуализация знаний.

- Повторим термины, знание которых будет сегодня нам необходимо.

Задайте вопросы своим товарищам по темам, которые вы прошли. Употребите при этом слова «Как ты думаешь, ? »
- Слова, имеющие несколько значений. (МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА)
- Слова, близкие по значению. (СИНОНИМЫ)
- Слова, противоположные по значению. (АНТОНИМЫ)
- Какова роль этих слов в нашей речи?

Вспоминают изученные термины, объясняют их значение.

Целепола-гание

- А понять, о чем пойдет речь сегодня на уроке, нам поможет словарная работа. (слайд 2 )
- Прочитайте словосочетания на доске.

Урок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й класс

- Назовите одушевленные существительные. Неодушевленные существительные.
- Какое из записанных существительных является словарным словом? (ВОРОНА)
- Замените остальные существительные синонимами - словарными словами. (работа в парах)

Правила работы

в паре

1.Работай дружно и не спеша.

2.Уважай мнение соседа.

3.Помогай ему.

4.Говори спокойно, понятно.

- Вы уже хорошо умеете работать в группах и парах, знаете правила работы (Приложение ) повесить на доску правила.

дети - ребята
автомобиль - машина
ворона
труд - работа

- Запишите эти слова в листочки.
- Назовите прилагательные. Замените их прилагательными - антонимами. Запишем полученные словосочетания. (Слайд 3)

Урок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й класс

Веселые ребята
новая машина
белая ворона
легкая работа

- Какое словосочетание показалось вам необычным?

- Значение таких слов мы можем посмотреть и в словарях. А называются такие словари «Словарь фразеологизмов» (слайд 4)
- А кто-то уже нам может сказать, как называются такие устойчивые сочетания слов?

Урок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й класс

Фразеологизмы!

- Ребята посмотрите на это слово, прочитайте его. Фразеологизм - это сложное слово. Оно образовалось от двух греческих слов "фразис" - выражение и "логос" - учение, т.е. фразеология - это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность.
- А кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Фразеологизмы)


Читают сочетания слов, называют одушевленные и неодушевленные существительные, заменяют их синонимами - словарными словами.

Знают и соблюдают правила работы в паре (минигруппе).

Имена прилагательные заменяют антонимами. Записывают сочетания в тетрадь, объясняя орфограммы.

Обращают особое внимание на сочетание белая ворона, пытаются объяснить его значение.
Учатся работать со словарем.

Выводят тему урока, ставят задачи.

Первичное закрепление

- Кто-то уже слышал такие устойчивые сочетания?
- А может вы встречали их в книгах?
- Значит это не просто слово, а сочетание слов, состоящее из двух, иногда из трех и больше слов. И свое значение фразеологизм имеет только в данном неделимом сочетании слов. (слайд 5)
- Давайте посмотрим на эти предложения.
- В каком предложении речь идет о цвете вороны?
- А во втором предложении говорится о цвете? О птице?

Урок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й класс

- А какое значение здесь имеет сочетание белая ворона?

Белой вороной называют людей, которые резко выделяются на фоне коллектива своим поведением, внешним видом или жизненной позицией. (слайд 6)
- Мы убедились, что фразеологизм - это устойчивое сочетание слов.

Объясняют значение словосочетания и фразеологического оборота. Сравнивают. Делают выводы.

Работа в парах
(минигруппах)

- Вы уже хорошо умеете работать в группах и парах, знаете правила работы.
- Сегодня вы тоже поработаете в парах. Попробуйте составить памятку, только не совсем обычную, а из фразеологизмов.
- Приготовьте красный и зеленый карандаши, договоритесь с соседом, кто каким карандашом будет работать.



- Перед вами карточка (Приложение 4). Поставьте карандашом красного цвета минус рядом с тем фразеологизмом, который будет нам мешать в работе. А карандашиком зеленого цвета поставьте плюс рядом с выражениями, которые нам будут помогать.
- Помните правила работы в паре. (слайд 7)

Урок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й класс

- Проверим правильность выполненной работы.

(слайд 7)
- Что вы заметили?
- В какой столбик вы поместили фразеологизм «бить баклуши»?
- А как быть, чтобы точно узнать значение фразеологизма?
- Послушаем нашего знакомого профессора Ивана Ивановича Самоварова (при нажатии на «иконку» звучит объяснение).

Урок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й классУрок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й класс

- Теперь мы знаем, в какую колонку поместить это выражение.

Выполняют задание вместе.

Замечают, что отсутствует фразеологизм «бить баклуши», пытаются объяснить его значение.
Информацию можно найти в словаре, поискать в Интернете, спросить у взрослых.

- Посмотрите внимательно на первую колонку. Найдите фразеологизмы со значением «не лениться» (трудиться в поте лица, работать, не покладая рук).
- Ребята, а как можно назвать эти фразеологизмы, если они близкие по смыслу? (Синонимы. Оказывается и среди фразеологизмов есть синонимы!)
- А сейчас посмотрите во второй колонке фразеологизмы со значением «лениться» (сидеть, сложа руки, работать, спустя рукава, бить баклуши) Это тоже фразеологизмы-синонимы.
- А теперь посмотрите на фразеологизмы из первого столбика и второго столбика. Чем они являются? (Антонимами).
- Оказывается среди фразеологизмов есть и антонимы!
- Ребята, а что помогло вам выполнить работу верно? (Мы поняли и объяснили значение фразеологизмов).
- Запишите в тетрадь фразеологизм, который станет девизом вашей работы сегодня.

Работа со значением фразеологизмов, поиск среди них синонимов и антонимов.

Физминутка

- А теперь пришло время отдохнуть. Фразеологизмы нам также помогут и провести зарядку.

  • Его вешают, приходя в уныние (дети показывают нос)

  • Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова)

  • Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки)

  • Ими хлопают, если что-то не понимают (уши)

  • Его проглатывают, когда человек молчалив (язык)

  • Их можно держать на макушке (уши)

  • В ней может быть ветер (голова)

  • В него набирают воды, когда молчат (рот)

  • Его задирают те, кто зазнался (нос)

  • Его держат за зубами, если хранят секрет (язык)

  • Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)

  • Они бывают золотыми у трудолюбивых людей (руки)

Учащиеся выполняют физминутку.

Закрепление.

А теперь пришла пора
Засучить нам рукава.

- За работу, друзья!

Тест. (слайд 8)

"О каком человеке говорят?.."

У него денег куры не клюют:

а) бедный;

б) богатый.

Он сухим выйдет из воды:

а) ловкий;

б) робкий.

Он звёзд с неба не хватает:

а) умный;

б) глупый.

У него семь пятниц на неделе:

а) ненадёжный;

б) надёжный.

Он перебивается с хлеба на квас:

а) богатый;

б) бедный.

Не забудьте правила работы в паре, договаривайтесь и уступайте друг другу.

Урок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й класс

- Покажите готовность!

- Назовите фразеологизм со значением

близко (рукой подать)
молчать (держать язык за зубами)
думать (ломать голову)
рано (ни свет ни заря)
обидеться (надуть губы)
унывать (падать духом)
мало (капля в море)
обманывать (пускать пыль в глаза)

Урок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й класс

Составление предложений с данными фразеологизмами.

- Прочтите предложения на доске. Все ли в порядке в этом тексте?

Урок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й класс

- Давайте попробуем изменить его с помощью фразеологизмов. Вместо подчеркнутых слов вставьте подходящие по смыслу фразеологизмы прямо у себя на листочке. Посмотрим, что же у нас получилось.
- Записываем предложения в тетрадь с комментированием.
- Сравните эти два текста.
- Какой можно сделать вывод?
- Давайте проверим по учебнику.

: Часто фразеологические обороты связаны с названием животных. Вот послушайте стихотворение.

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)

Учитель: Искреннюю, но неумелую услугу, которая принесёт вред.

Сейчас мы отправимся во фразеологический зверинец. (Слайд 10-11)

  • Болтлива как...

  • Нем как...

  • Хитёр как...

  • Труслив как...

  • Надут как...

  • Изворотлив как...

  • Упрям как...

  • Колючий как...

Работают парами, соединяют фразеологизмы с их значением, устно составляют предложения.

Составляют и записывают предложения, делают вывод, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее ярче и выразительнее.

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Чтение стихотворения.

Учитель: Ну, а этот фразеологизм с пониманием добра "наоборот" достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте на птицу и зверя. Они говорили: "Ни пуха, ни пера!". Это замаскированное пожелание добра.

Ученик:

Рано утром мама -
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

Учитель: И я желаю вам удачи в изучении русского языка. "Ни пуха, ни пера" Давайте подведем итоги работы.
- Возьмите сигнальные карточки (Приложение 5).
- Обсудите с соседом. Вам нужно проголосовать вместе.

  • Зеленая карточка, если работа была успешной.

  • Карточка жёлтого цвета, если вы справились с работой, но с некоторыми замечаниями.

  • Красная карточка, если работа пока не получилась.

- Кто-то хочет поделиться своим мнением о работе?
- Пожмите руку своему товарищу. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок!

Подведение итогов урока.



© 2010-2022