- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й класс
Урок русского языка по теме Устойчивые сочетания слов. 2-й класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зиннатуллина Р.Г. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка по теме "Устойчивые сочетания слов". 2-й класс
Цель урока: сформировать представление о стилистическом значении и возможности использования в речи устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)
Планируемый результат
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, карточки с заданиями.
Этапы урока
Описание слайда. Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
Оргмомент
- Здравствуйте, дети, здравствуйте, наши гости! Ребята, меня зовут Роза Гумаровна. Вместе мы проведем урок русского языка. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, попробуйте на счет «раз» хлопнуть в ладоши, а на счет «два» хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Я думаю, что вы так же дружно будете работать на уроке и помогать друг другу.
- А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно.
Ученики готовы к работе, приветствуют учителя и гостей, записывают дату в тетрадь.
Актуализация знаний.
- Повторим термины, знание которых будет сегодня нам необходимо.
Задайте вопросы своим товарищам по темам, которые вы прошли. Употребите при этом слова «Как ты думаешь, ? »
- Слова, имеющие несколько значений. (МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА)
- Слова, близкие по значению. (СИНОНИМЫ)
- Слова, противоположные по значению. (АНТОНИМЫ)
- Какова роль этих слов в нашей речи?
Вспоминают изученные термины, объясняют их значение.
Целепола-гание
- А понять, о чем пойдет речь сегодня на уроке, нам поможет словарная работа. (слайд 2 )
- Прочитайте словосочетания на доске.
- Назовите одушевленные существительные. Неодушевленные существительные.
- Какое из записанных существительных является словарным словом? (ВОРОНА)
- Замените остальные существительные синонимами - словарными словами. (работа в парах)
Правила работы
в паре
1.Работай дружно и не спеша.
2.Уважай мнение соседа.
3.Помогай ему.
4.Говори спокойно, понятно.
- Вы уже хорошо умеете работать в группах и парах, знаете правила работы (Приложение ) повесить на доску правила.
дети - ребята
автомобиль - машина
ворона
труд - работа
- Запишите эти слова в листочки.
- Назовите прилагательные. Замените их прилагательными - антонимами. Запишем полученные словосочетания. (Слайд 3)
Веселые ребята
новая машина
белая ворона
легкая работа
- Какое словосочетание показалось вам необычным?
- Значение таких слов мы можем посмотреть и в словарях. А называются такие словари «Словарь фразеологизмов» (слайд 4)
- А кто-то уже нам может сказать, как называются такие устойчивые сочетания слов?
Фразеологизмы!
- Ребята посмотрите на это слово, прочитайте его. Фразеологизм - это сложное слово. Оно образовалось от двух греческих слов "фразис" - выражение и "логос" - учение, т.е. фразеология - это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность.
- А кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Фразеологизмы)
Читают сочетания слов, называют одушевленные и неодушевленные существительные, заменяют их синонимами - словарными словами.
Знают и соблюдают правила работы в паре (минигруппе).
Имена прилагательные заменяют антонимами. Записывают сочетания в тетрадь, объясняя орфограммы.
Обращают особое внимание на сочетание белая ворона, пытаются объяснить его значение.
Учатся работать со словарем.
Выводят тему урока, ставят задачи.
Первичное закрепление
- Кто-то уже слышал такие устойчивые сочетания?
- А может вы встречали их в книгах?
- Значит это не просто слово, а сочетание слов, состоящее из двух, иногда из трех и больше слов. И свое значение фразеологизм имеет только в данном неделимом сочетании слов. (слайд 5)
- Давайте посмотрим на эти предложения.
- В каком предложении речь идет о цвете вороны?
- А во втором предложении говорится о цвете? О птице?
- А какое значение здесь имеет сочетание белая ворона?
Белой вороной называют людей, которые резко выделяются на фоне коллектива своим поведением, внешним видом или жизненной позицией. (слайд 6)
- Мы убедились, что фразеологизм - это устойчивое сочетание слов.
Объясняют значение словосочетания и фразеологического оборота. Сравнивают. Делают выводы.
Работа в парах
(минигруппах)
- Вы уже хорошо умеете работать в группах и парах, знаете правила работы.
- Сегодня вы тоже поработаете в парах. Попробуйте составить памятку, только не совсем обычную, а из фразеологизмов.
- Приготовьте красный и зеленый карандаши, договоритесь с соседом, кто каким карандашом будет работать.
- Перед вами карточка (Приложение 4). Поставьте карандашом красного цвета минус рядом с тем фразеологизмом, который будет нам мешать в работе. А карандашиком зеленого цвета поставьте плюс рядом с выражениями, которые нам будут помогать.
- Помните правила работы в паре. (слайд 7)
- Проверим правильность выполненной работы.
(слайд 7)
- Что вы заметили?
- В какой столбик вы поместили фразеологизм «бить баклуши»?
- А как быть, чтобы точно узнать значение фразеологизма?
- Послушаем нашего знакомого профессора Ивана Ивановича Самоварова (при нажатии на «иконку» звучит объяснение).
- Теперь мы знаем, в какую колонку поместить это выражение.
Выполняют задание вместе.
Замечают, что отсутствует фразеологизм «бить баклуши», пытаются объяснить его значение.
Информацию можно найти в словаре, поискать в Интернете, спросить у взрослых.
- Посмотрите внимательно на первую колонку. Найдите фразеологизмы со значением «не лениться» (трудиться в поте лица, работать, не покладая рук).
- Ребята, а как можно назвать эти фразеологизмы, если они близкие по смыслу? (Синонимы. Оказывается и среди фразеологизмов есть синонимы!)
- А сейчас посмотрите во второй колонке фразеологизмы со значением «лениться» (сидеть, сложа руки, работать, спустя рукава, бить баклуши) Это тоже фразеологизмы-синонимы.
- А теперь посмотрите на фразеологизмы из первого столбика и второго столбика. Чем они являются? (Антонимами).
- Оказывается среди фразеологизмов есть и антонимы!
- Ребята, а что помогло вам выполнить работу верно? (Мы поняли и объяснили значение фразеологизмов).
- Запишите в тетрадь фразеологизм, который станет девизом вашей работы сегодня.
Работа со значением фразеологизмов, поиск среди них синонимов и антонимов.
Физминутка
- А теперь пришло время отдохнуть. Фразеологизмы нам также помогут и провести зарядку.
-
Его вешают, приходя в уныние (дети показывают нос)
-
Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова)
-
Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки)
-
Ими хлопают, если что-то не понимают (уши)
-
Его проглатывают, когда человек молчалив (язык)
-
Их можно держать на макушке (уши)
-
В ней может быть ветер (голова)
-
В него набирают воды, когда молчат (рот)
-
Его задирают те, кто зазнался (нос)
-
Его держат за зубами, если хранят секрет (язык)
-
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)
-
Они бывают золотыми у трудолюбивых людей (руки)
Учащиеся выполняют физминутку.
Закрепление.
А теперь пришла пора
Засучить нам рукава.
- За работу, друзья!
Тест. (слайд 8)
"О каком человеке говорят?.."
У него денег куры не клюют:
а) бедный;
б) богатый.
Он сухим выйдет из воды:
а) ловкий;
б) робкий.
Он звёзд с неба не хватает:
а) умный;
б) глупый.
У него семь пятниц на неделе:
а) ненадёжный;
б) надёжный.
Он перебивается с хлеба на квас:
а) богатый;
б) бедный.
Не забудьте правила работы в паре, договаривайтесь и уступайте друг другу.
- Покажите готовность!
- Назовите фразеологизм со значением
близко (рукой подать)
молчать (держать язык за зубами)
думать (ломать голову)
рано (ни свет ни заря)
обидеться (надуть губы)
унывать (падать духом)
мало (капля в море)
обманывать (пускать пыль в глаза)
Составление предложений с данными фразеологизмами.
- Прочтите предложения на доске. Все ли в порядке в этом тексте?
- Давайте попробуем изменить его с помощью фразеологизмов. Вместо подчеркнутых слов вставьте подходящие по смыслу фразеологизмы прямо у себя на листочке. Посмотрим, что же у нас получилось.
- Записываем предложения в тетрадь с комментированием.
- Сравните эти два текста.
- Какой можно сделать вывод?
- Давайте проверим по учебнику.
: Часто фразеологические обороты связаны с названием животных. Вот послушайте стихотворение.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)
Учитель: Искреннюю, но неумелую услугу, которая принесёт вред.
Сейчас мы отправимся во фразеологический зверинец. (Слайд 10-11)
-
Болтлива как...
-
Нем как...
-
Хитёр как...
-
Труслив как...
-
Надут как...
-
Изворотлив как...
-
Упрям как...
-
Колючий как...
Работают парами, соединяют фразеологизмы с их значением, устно составляют предложения.
Составляют и записывают предложения, делают вывод, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее ярче и выразительнее.
Подведение итогов урока. Рефлексия
- Чтение стихотворения.
Учитель: Ну, а этот фразеологизм с пониманием добра "наоборот" достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте на птицу и зверя. Они говорили: "Ни пуха, ни пера!". Это замаскированное пожелание добра.
Ученик:
Рано утром мама -
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
Учитель: И я желаю вам удачи в изучении русского языка. "Ни пуха, ни пера" Давайте подведем итоги работы.
- Возьмите сигнальные карточки (Приложение 5).
- Обсудите с соседом. Вам нужно проголосовать вместе.
-
Зеленая карточка, если работа была успешной.
-
Карточка жёлтого цвета, если вы справились с работой, но с некоторыми замечаниями.
-
Красная карточка, если работа пока не получилась.
- Кто-то хочет поделиться своим мнением о работе?
- Пожмите руку своему товарищу. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок!
Подведение итогов урока.