Конспект урока по русскому языку на тему «Согласный звук [й] и буква И краткое»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор : Понтелеева Кристина Александровна, учитель начальных классов МКОУ г.Нижнеудинск « СОШ № 9»

Предмет: Русский язык.

Класс: 2 класс

Тип урока: усвоение новых знаний.

Технологическая карта изучения темы «Согласный звук [ й] и буква И краткое.»


Тема

«Согласный звук [ й] и буква И краткое.»

Цели


Образовательные: Познакомить учащихся с особенностями буквы й. Учащиеся научатся слышать звук [Й] в словах и обозначать его буквами Й.Е,Ё,Ю,Я; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; строить сообщения в устной и письменной форме.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат Предметные: Учащиеся научатся слышать звук [Й] в словах и обозначать его буквами Й.Е,Ё,Ю,Я; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; строить сообщения в устной и письменной форме. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; быть готовым признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ;наблюдать и объяснять, как связаны между собой данные задания представленные в одной цепочке.(Познавательные УУД).

Основные понятия

«Согласный звук [ й] и буква И краткое.»


Межпредметные связи

Русский язык.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 1. Стр. 114-115.

- еженедельник (для самооценки)

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- электронные физкультминутки

- алгоритм самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД I.Организационный момент






II. Мотивация к учебной деятельности







III. Актуализация знаний учащихся.




































IV.Первичное усвоение новых знаний.





































V.Первичная проверка понимания.






VI.Физкультминутка


VII.Первичное закрепление.



VIII. Рефлексия.



IX. Подведение итогов урока. Проверяют готовность своего рабочего места к уроку







Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
























Показывают смайлики








Оцените свою работу.













Коллективная работа.













Один ученик работает у доски, остальные коллективно с учителем.



.







































































Самостоятельная работа.







Работа в парах.
Анализируют работы уч-ся, дают устную оценку.












Коллективная работа.


Работа в парах.









Коллективная работа. Определить уровень готовности учащихся к уроку, готовит к восприятию учебного материала







Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.

- Я приглашаю вас на математику

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

-Ребята, посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте.

- Нам на уроке предстоит

большая работа.

А чтобы мы справились со

всеми заданиями ,как должны работать на уроке? -Назови слово которое отвечает на вопрос Кто? Что? Что делают? Какой? Какие? -Что составляет грамматическую основу предложения? -Из чего состоит нераспространённое предложение? -Из чего состоит распространённое предложение? -Что такое корень слова? -Как различить звуки и буквы?стр79. -Как отличить гласный звук от согласного? -Как определить согласные звуки?стр112








1.Орфографическая минутка. -Сегодня на уроке мы вспомним написание заглавной и строчной буквы З. -Охарактеризуй букву. - Из каких элементов состоит заглавная буква?
2.Словарная работа. Разгадайте слово. -Первая буква этого слова стоит в алфавите между буквами Т и Ф. (У) -Дальше первый слог в слове Россия. (РО) -Потом идёт второй слог слова кожа.(ЖА) -Дальше буква, которая обозначает непарный звонкий, всегда мягкий звук.(Й) -Какое слово получилось? (Урожай) -Объясните лексическое значение слова урожай. (Количество уродившихся злаков, овощей, фруктов) -Запишите слово. -Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.. -Составьте предложение со словом «урожай». -Подчеркните главные члены предложения.






(Учитель читает стихотворение)

Ну-ка, лайки, лайте дружно.

Букву Й запомнить нужно.

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

-В каких словах услышали звук [ Й ]?

(Лайки, лайте.)

-Что узнали о звуке [Й]?

(Голос краток и сердит.)

-Послушайте вот какую историю.

Жила - была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам .Хоть и ушла ,но дружит она с гласными, приходит к ним.

-Вы уже догадались, какая тема урока?

(Буква Й.)


-Откройте учебник, прочитайте тему урока.

(Согласный звук [ Й] и буква И краткое.

-Какой звук обозначается буквой И краткое?

1.Упр.183 (стр.114)

-Прочитайте стихотворение.

-Прочитайте стихотворение медленно и скажите, в каких словах есть звук [Й]?

(Иней, ели.)

-Какими буквами обозначен звук [ Й ]

( Й, Е.)

Напишите предложение по памяти. Приготовьтесь к письму самостоятельно.

-Как вы подготовитесь к самостоятельному письму?

-Прочитайте Памятку 6 на стр.133.

-Закройте учебники, напишите предложение.

-Проверьте по учебнику.

-Оцените себя.

-Проверьте работу друг у друга.

-Оцените работу товарища.

-Сделайте вывод: как может на письме обозначаться звук [ Й ]?

(Буквами Й,Е,Ё,Ю,Я.)

Скачут белочки и зайки-

Раз, два, три, раз, два, три…

Скачут, скачут на лужайке-

(Три прыжка на одной ноге, затем три прыжка на другой )

Посмотри, посмотри!

(Шесть прыжков на двух ногах.)

Встали - сели, встали - сели, Вправо- влево поглядели.
(Повороты головы вправо-влево).

1.Работа с картами.

Задание: прочитайте, какая буква пропущена в каждом слове?

Какой звук или звуки она обозначает?

Й? Я? Ё? Е? Ю?

…блоко трамвай…

хокке.. ма…к

за..чик за…ц

…жик скаме..ка

-Подчеркните слово, в котором два согласных звука.

Упражнение 185.стр115.

Прочитайте второе и третье предложение.

Игра «Объяснялки».

-Объясните ,как вы понимаете выражения

Славный урожай, новый урожай, низкий урожай.

Прочитайте слова со звуком Й.

-Что на уроке вам понравилось?

-Какая работа показалась сложной?

-Оцените свою работу на уроке?

Что вспомнили на уроке?

(Как может обозначаться звук[ Й ].)

-Чему учились?

(Различать согласный звук

[Й] и гласный звук

[ И ] Различать способы обозначения согласного звука

[ Й] буквами.)

-Задайте вопрос товарищу?


























Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки - на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
























Ответь на поставленный вопрос.















Запиши правильно заглавную и строчную буквы.
Охарактеризуй букву. Оцените работу.






Запиши словарное слово.




Проверьте написание слова на доске. Оцените свою работу.





Учащиеся определяют цели урока























Работа по теме урока.

Назовите слова с согласным звуком [й ]










Напишите предложение по памяти. Оценка результата.












Оцените себя. - кто отвечал чаще? - кто отвечал правильнее всех?
































Проверка работы. Оцените свою работу.




















Оцените свою работу













































Уметь отвечать на вопросы.








Запомни написание словарного слова.








Уметь выполнять задания практического характера. Уметь составлять план действий.



Различать способы обозначения согласного звука

[ Й] буквами.




Различать согласный звук

[Й] и гласный звук

[ И ]




Прочитайте слова со звуком Й.


Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).



















Уметь правильно оценивать результат коллективной работы ( самооценка + внешний контроль). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).









Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.



Познавательные УУД: Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

КоммуникативныеУУД:

воспринимать текст

с учётом поставленной учебной цели.




КоммуникативныеУУД:

воспринимать текст

с учётом поставленной учебной цели.




Регулятивные УУД:

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные

операции, выделять

этапы и оценивать меру освоения каждого.


Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.





Познавательные УУД:

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.


Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,

причины неудач.

КоммуникативныеУУД:

использование правил

общения;

самостоятельная

организация речевой

деятельности в устной и письменной форме.


Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,

причины неудач


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Познавательные УУД:

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.





Самоанализ урока

Автор: Соловьева Галина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ г.Астрахани « ООШ № 21»

Предмет: Русский язык.

Класс: 2 класс

Тип урока: усвоение новых знаний

Тема урока: «Согласный звук [ й] и буква И краткое.»

Оборудование урока:

-В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 1. Стр. 114-115.

- тетрадь

- электронные физкультминутки

- алгоритм самооценки. Содержание урока: Познакомить учащихся с особенностями буквы й. Учащиеся научатся слышать звук [Й] в словах и обозначать его буквами Й.Е,Ё,Ю,Я; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; строить сообщения в устной и письменной форме.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе.

На уроке закреплялись ранее полученные знания, рассматривалась учебная задача на развитие логического мышления. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся через нестандартные задания. На уроке решались такие общеучебные и специальные умения, как:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Содержание урока способствовало развитию интереса к обучению.

Тип и структура урока: усвоение новых знаний

Тема урока: «Согласный звук [ й] и буква И краткое.»

Все этапы урока соответствовали структуре данного типа урока, были взаимосвязаны между собой.

Реализация принципов обучения: На данном уроке главным принцип направленности обучения на комплексное выполнение заданий направленных на умении различать согласный звук [й ]от гласно [и.] Принцип доступности обучения реализовывался через индивидуальные задания, организацию работы по совместно составленному с уч-ся плану решения учебных задач, наглядность на уроке была направлена на качественное усвоение материала урока. характер познавательной деятельности на уроке преобладал репродуктивный, индивидуализация и дифференциация обучения достигалась через индивидуальные задания и дифференциацию домашнего задания.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, словесный, наглядный, практический( слайды, беседа, составление плана, анализ схем задач); эмоциональный метод ( поощрение, создание ситуации свободного выбора заданий); социальные (создание ситуации взаимопомощи); само- и взаимоконтроль; Организация учебной работы на уроке: на уроке осуществлялось чередование разных видов деятельности уч-ся: использовались приемы - демонстрация уч-ся натуральных объектов (схем), игровые приемы, прием обратной связи. Общие результаты урока: план урока выполнен, усвоение учащимися учебного материала на уровне восприятия, понимания, запоминания.; поставленные цели были достигнуты.

Задание: прочитайте, какая буква пропущена в каждом слове?

Какой звук или звуки она обозначает?

Й? Я? Ё? Е? Ю?

…блоко трамвай…

хокке.. ма…к

за..чик за…ц

…жик скаме..ка

-Подчеркните слово, в котором два согласных звука.

Задание: прочитайте, какая буква пропущена в каждом слове?

Какой звук или звуки она обозначает?

Й? Я? Ё? Е? Ю?

…блоко трамвай…

хокке.. ма…к

за..чик за…ц

…жик скаме..ка

-Подчеркните слово, в котором два согласных звука.

13


© 2010-2022