Проблемы экологии на уроках химии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы экологии на уроках химии

Пыленок А.В., учитель химии

МБОУСОШ №4 п. Н-Куранах

Алданского района

Для реализации экологического подхода к изучению школьного курса химии предлагается ознакомление учащимися с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на трех явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.

Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна:

- изучая состав, строение и свойства веществ, химия может ответить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают они и продукты их превращения на биологические системы;

- раскрывая механизмы биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, химия способствует решению задачи наиболее естественного вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью экосистемы;

- используя разнообразные методики химико-аналитического контроля состояние объектов окружающей среды или качества готовой продукции отраслей химической, нефтехимической, микробиологической, фармацевтической, химия позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ, их очистки и способы защиты.

Вопросы экологии закладывают основу для восприятия химии с позиции экологической проблематики, способствуют развитию естественнонаучных знаний, полученных учащимися на уроках биологии, географии, а так же приобщает их к видению химических аспектов экологии.

Круговорот веществ в природе - важнейшее экологическое понятие, отражающее природную закономерность, распределение и превращение веществ в биосфере. Именно на уроках о круговороте химических элементов формируются знания о циклических превращениях в природе, механизм их протекания и значимости для существования жизни на земле. Особенно важно знать антропогенное влияние на круговороты химических веществ, связанные с региональными производствами.

Радиоактивных элементов обусловлено природными ископаемыми и региональными производствами:

- золота, цианидным путем и кучным выщелачиванием;

- добычей радиоактивных элементов.

При рассмотрении темы: «Кислород. Оксиды. Горение» особое внимание обращаю на загрязнение атмосферного воздуха и проблемами которые возникают при : вырубке лесов, использование органического топлива, сжигании угля и мазута, введение крупных промышленных предприятий, использование автомобильного транспорта. В данном разделе рассмотрению рассматриваю один из глобальнейших вопросов - защита озонового слоя. Проведенные наблюдения озонометрических станций показали, что в Северном полушарии ( вплоть до 60 0 с.ш.) отмечается отчетливая убыль содержания озона на 6 - 8%, причем снижение концентрации озона происходит в конце полярной ночи. Наибольшее истощение озонового слоя было зарегистрировано в сентябре-октябре над Антарктидой, где на высоте 20 км. концентрация была близка к нулю. Площадь «озоновой дыры» достигла около 10 млн кВ. км Сходная дыра была зарегистрирована и над Северным полюсом. Эксперименты показали, что содержание атомарного хлора в области озоновой дыры обычно в 100-400 раз выше, чем в ближайших слоях атмосферы. Предполагается, что фреоны, выброшенные в атмосферу, разносятся по всей атмосфере, а на Севере они попадают в особые климатические условия - изолированный полярный вихрь, где в течение всей полярной зимы и начала весны не происходит обмена воздушными массами. При появлении солнца в стратосфере начинают протекать фотохимические процессы разрушение антропогенных примесей - фреонов, и образующийся атомарный хлор начинает разрушать озоновый слой. Данная информация очень интересна для школьников, где они могут решить проблемы касающиеся экологии своего района.

В теме «Вода» особое внимание уделяю наиболее важным антропогенным воздействиям загрязнения воды. На территории нашего поселка находится крупнейшая в России золотоизвлекательная фабрика, использующая цианидный метод извлечения золота. Сточные воды фабрики оказывают огромное влияние на почву, воздух и конечно воду. Наибольшему воздействию при этом подвергаются верхние водоносные горизонты ( грунтовые и напорные), которые используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения. В связи с этим опасность опасность загрязнения подземных вод в том, что подземная гидросфера является конечным резервуаром накопления загрязнителей как поверхностного так и глубинного происхождения. Особую опасность представляет загрязнение питьевой воды микроорганизмами, которые относятся к патогенным и вызывают вспышки разнообразных эпидемиологических заболеваний среди населения и животных.

Наиболее важными антропогенными процессами загрязнения воды являются стоки с промышленно-урбанизированных и сельскохозяйственных территорий, выпадение с атмосферными осадками продуктов антропогенной деятельности. Эти процессы загрязняют не только поверхностные воды, но и подземную гидросферу, Мировой океан. Нефтяное загрязнение Мирового океана, несомненно, есть самое распространенное явление. В море нефтяное загрязнение имеет различные формы. Оно может тонкой пленкой покрывать поверхность воды, а при разливах толщина нефтяного покрытия вначале может составлять несколько сантиметров. С течением времени образуется эмульсия нефти в воде или воды в нефти. У нефти есть еще одно неприятное побочное свойство. Ее углеводы способны растворять в себе ряд других загрязняющих веществ, таких, как пестициды, тяжелые металлы, которые вместе с нефтью концентрируются в приповерхностном слое и еще более отравляют его.

Решение проблемы экологии на уроках химии позволяет раскрыть особую роль этой науки в сложившейся экологической ситуации, активизировать познавательную деятельность учащихся, привлечь школьников к поисковой и исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать чувство личной ответственности за ее сохранение.



© 2010-2022