• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок литературного чтения Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…» Тема: Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Урок литературного чтения Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…» Тема: Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…» Тема: Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль»,Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).



1 2 1. Проверка домашнего задания. - Интересно жить тому человеку, у которого есть увлечение, занятие для души. Одни люди очень любят читать, другие коллекционируют марки и значки, третьи собирают частушки, пословицы. А у вас какие увлечения,занятия для души,расскажите о них. Рассматривание детских работ на тему «Мои увлечения» и рассказ о любимых занятиях. 2. Введение в раздел.
  • Послушайте следующие строчки и определите увлечение этого человека.
Наполним музыкой сердца! Устроим праздники из буден! Своих мучителей забудем, Вот сквер - пройдёмся до конца. Найдём любимейшую дверь, За ней - ряд кресел золочёных, Куда с восторгом увлечённых Внесём мы тихий груз Своих потерь. Какая музыка была, Какая музыка звучала! Она совсем не поучала, А лишь тихонечко звала. - Автор этих строчек - Юрий Иосифович Визбор. По профессии журналист, киносценарист. Написал много песен на свои стихи, исполнял их сам. Послушайте одну из них. Звучит песня Ю. Визбора по выбору учителя: «Одинокий гитарист», «Домбайский вальс», «Милая моя», «Наполним музыкой сердца...» и др. - Кто из вас догадался, какова тема следующего раздела? Откройте учебник на с. 132-133, прочитайте название раздела. - О чём будем читать? - Почему строчка-название в кавычках? (Это цитата из стихотворения Ю. Визбора.)
  • Расскажите, что видите на иллюстрации.
  • Как эти рисунки связаны с музыкой?
- Любите ли вы музыку? Какую? 3. Чтение учителем авторского текста (с. 134). - Что нового о семье Насти вы узнали? - Почему же люди пишут стихи, картины, музыку? Прочитайте про себя ответ папы и в ответе папы те строчки, в которых заключена главная мысль. - Какую музыку называют «серьёзной»?

- Ведь музыка - это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.

- А также интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту.

-Ребята, люди каких профессий нам дарят радость и красоту.

(художники, актеры, поэты, писатели) Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?

  • Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди.
  • Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной
  • 1. Работа со стихотворением «Рояль».
  • 1. Работа с текстом до чтения.
  • - Что вы узнали о рояле из загадки? (Разновидность фортепиано.)
  • - Какую форму имеет инструмент? (Треугольный корпус.)
  • - Рассмотрите иллюстрацию. Что увидели дети внутри рояля?
  • 2. Работа с текстом во время чтения.
  • 1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух.
  • Вопросы после чтения:
  • - С чем автор сравнивает внутреннее устройство рояля?
  • - Что напоминает улицы? Из чего состоит этот городок? (Из струн, молоточков, суконца.)
  • - Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения? (Хороший знаток музыки, фантазёр.)
  • - Какую музыку мы могли бы услышать на улицах этого города? (Светлую, радостную, мажорную.)
- Обратимся к учебнику.

Сегодня мы поговорим о чудесной случайной встрече, которая заставила человека сделать нечто такое, что удивило многих людей, и будет удивлять долгие годы.
О чуде, которое может совершить только человек с чутким сердцем и внимательным взором.
О таком человеке мы прочитаем сегодня в рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

А какие произведения Паустовского мы читали с вами?


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.




Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.


Словарная работа

2 4 2 3 2 1 4 2Рассказ «Корзина с еловыми шишками», один из лучших его рассказов.

-Посмотрите на название произведения и на иллюстрацию к нему и подумайте, о чём будет рассказ.

(Можно предположить, что о природе)-

Несмотря на такое название - рассказ о другом

. Он введет нас в необыкновенный мир музыкального творчества всемирно известного норвежского композитора, пианиста Эдварда Грига.Портрет Э. Грига)

Родился Григ 15 июня 1843г. в городе Бергене. Много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, но каждый раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря.

События в рассказе происходят в северной стране - Норвегии, с её сумрачным величием хвойных лесов, узких морских заливов с крутыми и высокими берегами. V. Первичное восприятие текста.

1. Словарная работа.

- Прежде чем познакомиться с произведением, давайте уточним значение встречающихся в нём слов:

Белые ночи- ночи на севере, когда сумерки не переходят в темноту.

Город Берген- город в Норвегии.

Портьеры- шторы.

Дровосек- лесоруб; тот, кто занимается рубкой леса.

Талант- выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.

Аккорды -одновременное звучание нескольких звуков.

Симфонический -от слова «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра.

VI. Чтение по частям, работа над содержанием.

Как вы считаете, каким будет чтение этого рассказа? Почему?
(Чтение будет медленным, надо вслушиваться, размышлять… Так как здесь о природе…)
-Приготовьтесь читать и слушать.

6. Беседа эмоционально-оценочного характера-От чьего имени ведется повествование рассказа? (от имени автора)

- Вспомните, какое важное событие описывается в первой части? (Встреча композитора Грига с Дагни.)

- Где происходит действия? (В осеннем лесу.) - Какие картины вы представили себе, слушая эту часть?

-Да, Константин Паустовский так ярко, точно выразительно описывает этот случай, что мы живо представляем себе всё, о чем читаем.

-У рассказа очень красивое начало.

-Вспомните, с чего он начинается? (с описания осеннего горного леса)

-Какое настроение создают краски леса?

(Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень -поэтическое время года, оно даёт

вдохновение, настраивает к творчеству)

-Вопросы по прочитанному.

  • Где и когда отдыхал композитор? (В Бергене, осенью) - О какой беде поведала девочка? (Сломалась кукла)

  • Как решил помочь ей Эдвард Григ? (Решил сделать подарок) физминутка

Чтение -"разведка".А теперь приготовьтесь к чтению "разведка"

.Читая только глазами, найдите в тексте ответы на вопросы.

- Перечитаем начало рассказа (до слов… от птичьего свиста), с. 126.

  • -Что привело композитора в лес?

  • Каким нарисован лес? Какие краски, звуки, запахи? (грибной запах и шелест листьев, около моря, слышен шум прибоя)-

  • -Какие звуки наполняют его? (шум прибоя, разговор деревьев, эхо)

  • Какую картину вы увидели? (очень много-много листьев цвета золота и меди - то есть разных оттенков желтого и красного)

- Как писатель описывает осень?

  • - Что еще было в этих горных лесах? (эхо).
    - Как автор его называет? (веселое)

    - С кем он его сравнивает(с птицей -пересмешник).

  • Почему? информация,картина
    -Что в этом описании главное и почему?(Если бы можно … кованные листья …)
    Что в этом описании главное и почему? (Здесь говорится, что в сравнении с настоящим, живым все сделанное, подделка под настоящее, все равно будет грубым… Настоящая красота только в живой природе!)
    Закройте глаза.

  • -Каким вы представляете композитора Э.Грига?

  • Глаза смеялись

  • -Что можно сказать?

  • -А теперь вглядитесь в портрет.

  • Изменилось ли впечатление?

  • Кого встретил композитор? Как произошла эта встреча?

- Как описывает Паустовский девочку? Зачитайте эти слова.

  • -Что в разговоре самое главное?

  • - Как вы думаете, зачем автор так подробно описывает первую встречу Дагни и Э. Грига? (Наверное, чтобы показать её значимость, важность для чего- то!)

  • - С чем сравнивает Григ девочку? (С солнцем, с нежным ветерком и ранним утром).

  • - В портрете девочки есть ли связь с осенью?Что именно на это указывает? (да, зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва).

    - Как вы понимаете выражение « глаза смеялись»? (Ответы детей.)

    - Какой эпизод показался вам веселым? Вызвал улыбку? Почему? (Дети зачитывают все, что вызвало у них улыбку при чтении)

- Обратите внимание на такое выражение: «…насупившись смотрела ему вслед…». Что оно означает?
- Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить подарок?(Она ему очень понравилась.)

  • -Почему Григ не смог подарить то, что он задумал сразу?


  • -Догадались ли вы,о каком подарке идёт речь?


  • О каком подарке думала Дагни?


  • - Как вы думаете, почему композитор решает сделать девочке необычный подарок, подарить музыку? К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались? Готовы открыть эту тайну?
  • - А самое главное, Григ увидел тяжелую корзину, которую несет Дагни, и он понял, что, она тоже часто гуляет по лесу, значит она любящий природу человек и может быть сможет понять ту музыку, которую напишет композитор. А ещё она трудолюбива, заботится о дедушке, значит она очень добрый, чуткий.

  • - Как он понял, что она заботиться о дедушке, что она добрый, чуткий человек? (Она собирала еловые шишки).
  • - Для чего девочка собирала еловые шишки?

  • (Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!)

  • Давайте заглянем к ней в дом и узнаем, что особенно ей дорого.
    ( стеклянная лодка, вышитая скатерть, рыжий кот, что у нее ничего нет кроме старой маминой куклы, она ему понравилась ей присущи естественность, открытость, доброта, мечтательность, поэтичность, душевная красота)
    (Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!)

Как вы считаете, получит ли Дагни обещанный ей подарок? Интересно, как же это произойдёт. Продолжим чтение, чтобы узнать об этом. Итак, какая же эта музыка по характеру? Как композитор передаёт картины природы в музыке? Как меняется музыка? А какие инструменты прозвучали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.




Коммуникативные УУД

  • 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

  • 2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.



Регулятивные УУД

.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Итог урока

дз

-Что понравилось больше всего на уроке?

- Что заставило задуматься?

- Какой вид работы понравился больше всего?

-Кто хотел бы получить такой же подарок? Почему?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



© 2010-2022