• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технологическая карта интегрированного урока ОЗОЖ, ОПК, экология 3 класса УМК «Начальная школа ХХI века»: «Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Отношение христианина к природе»

Технологическая карта интегрированного урока ОЗОЖ, ОПК, экология 3 класса УМК «Начальная школа ХХI века»: «Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Отношение христианина к природе»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта интегрированного урока ОЗОЖ, ОПК, экология 3 класса УМК «Начальная школа ХХI века»: «Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Отношение христианина к природе»Технологическая карта интегрированного урока ОЗОЖ, ОПК, экология 3 класса УМК «Начальная школа ХХI века»: «Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Отношение христианина к природе»Технологическая карта интегрированного урока ОЗОЖ, ОПК, экология 3 класса УМК «Начальная школа ХХI века»: «Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Отношение христианина к природе»Технологическая карта интегрированного урока ОЗОЖ, ОПК, экология 3 класса УМК «Начальная школа ХХI века»: «Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Отношение христианина к природе»Технологическая карта интегрированного урока ОЗОЖ, ОПК, экология 3 класса УМК «Начальная школа ХХI века»: «Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Отношение христианина к природе»Технологическая карта

интегрированного урока ОЗОЖ, ОПК, экология 3 класса

УМК «Начальная школа ХХIвека»


Пояснительная записка

Современному учителю предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ребенок не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Урок разработан в соответствии с программой общего образования по ОЗОЖ. Урок составлен на основе авторской программы М.А Павловой «Во имя общего благ» в соответствии с требованиями регионального компонента и программы внеурочной деятельности С.Э.Наперстникова, Архимандрита Зиновия (А.А.Корзинкина), В.М.Меньшикова «Основы православной культуры»

Тема урока: «Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Отношение христианина к природе»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:

  • актуализировать знания о том, что человек призван беспокоиться о природе , которая нуждается в помощи и любви

  • ввести понятия :«ответственность»; «милосердие», «человечность», «экономия», «бережливость»

  • воспитывать экологическое поведение, ,приобщить детей к нравственным идеалам, ценностям, нормам православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц,

Методы: словесно - иллюстративный, сравнение, анализ, рисунки детей

Ожидаемые результаты:

учащиеся

определяют:
- свое отношение к окружающему миру как к дару Творца, который нуждается в активном участии в творении добрых дел, доброжелательного, милосердного отношения к людям, живой и безжизненной природы;

сравнивают:
- примеры нравственных поступков из библейских, исторических и жизненных рассказов со своими собственными;
понимают:
- потребность подражать лучшим образцам христианских добродетелей в повседневной жизни;
- важность собственного участия в добрых делах;

используют:
- приобретённые знания в повседневной жизни, в определении своей моральной позиции, в самостоятельной и коллективной творческой деятельности;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация класса Слайд 1. Название урока.

2. Работа над новым материалом

Слайд 2. Ответственность.

Как вы понимаете, что такое ответственность?

Давайте попробуем понять значение слова «ответственность», разобрав его.

Какое другое слово вы можете здесь выделить?

(щелчок) Слово «ответ» изначально означало «виновность». (щелчок) Т.е. человек, давая ответ, отчитывался, отвергал свою вину, оправдывался. (щелчок) А «отвечать» означало «говорить в защиту, защищать, защищаться». И до сих пор обвиняемого на гражданском суде называют ответчиком.

Слушают учителя

отвечают на вопросы учителя

Слайд 3. Ответственность.

Как вы считаете, перед кем человек должен давать ответ? (щелчок) Перед Богом, перед людьми и перед самим собой, перед своей совестью. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. (щелчок) Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.

Слайд 3. Ответственность

.Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. (щелчок) И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных.

Всех не обогреешь, не прокормишь…

Не спасешь и не укроешь от беды…

Что ж, логично… только на секунду

Вдруг представь, что эта кроха - ты…

Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать? И от кого?

Ближних, животных, растения, природу и т.п.

Слайд 4. Родной дом.

Дом, где вы живете с родителями - ваш дом. Но можете ли вы начать все дома переделывать, ломать или выбрасывать?

Нет. Потому что, хотя это и ваш родной дом, вы там не главные распорядители. (щелчок) Сделали этот дом ваши родители. Они главные хозяева. И в этом доме живут другие ваши близкие. И если вы как-то повредите дом, то должны будете дать ответ. Да и вам самим жить в разрушенном доме будет неуютно.

Слайд 5. Родной дом.

Т.е., вы несете ответственность за сохранение родного дома, так же, как и вся семья. Свой дом вы любите, бережете и защищаете.

Слайд 6. Земля - наш дом.

Вот также и Земля - наш дом.. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом. И перед другими людьми.

Слайд 9. Всюду Бог.

Всюду Бог

Виктор Афанасьев

В этой чуткой тишине,

В этой шири полевой,

В этой синей вышине

У меня над головой,

В серебре текущих вод,

В ветре, тихом, словно вздох,

Чую сердцем, что живёт

Всюду всё создавший Бог!

Слайд 10. Душа и тело.

Почему еще человек должен беречь и приукрашать окружающий мир? (дети отвечают)

(щелчок) Потому что задача человека не только самому достичь блаженства в соединении с Богом, но и через себя привести к Богу весь мир..

Слайд 11. Рай?

Но вместо этого человек уничтожает окружающий его мир.

Слайды 12-13 Фон.

Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию - заповеди.

Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.

Развитие науки и познание мира - это доброе дело для христианина.

Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться

Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас. Экология - это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей.

Для христианина вся природа - это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев - тоже грех.

Слайд 14. Библия и книга природы.

Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»?

Слайд 15. Экологический кризис.

Вам знакомо слово «экологический кризис»?

«Эко» - это греческое слово, означающее дом, жилище, местопребывание.

«Кризис» - это тоже греческое слово и в переводе оно означает "суд". (заметка 1***) И человек и окружающий мир - это Божье творение. Следовательно, экологический кризис - это суд Божий. Бог так говорит человеку, что человек нарушает и заповеди и законы природы.

Слайд 16. Всемирный потоп.

Врезка

Библейская история

Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью - праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. (щелчок) Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский - «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». (щелчок) Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. (щелчок) Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.

(щелчок) (С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища)

Анализ текста

Слайд 15. Экономия.

↓Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

(щелчок) Как вы считаете, экономное потребление вещей с вашей стороны будет ли считаться бережным отношением к окружающему миру? (дети отвечают)

(щелчок) Экономия - это бережливость, благоустроенность хозяйства.

Слайд 18. Сохранение природы.

Что еще вы можете делать для сохранения окружающего мира? (дети отвечают)

4. Чувствуют ли животные доброе сердце человека? Встречались ли вам такие случаи?

↓1. В чем проявляется милосердие к животным? Есть ли у тебя домашние питомцы и какие у тебя обязанности перед ними?

Слайд 18. Песня «Творите добрые дела».

Высказывания детей

Отвечают на вопросы

Слушают стихотворения. Рассматривают рисунки детей, приготовленные к уроку



Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть



Хорошо читающий ученик читает текст



Анализируют текст

Отвечают на вопросы


Подведение итогов урока. Работа детей по карточкам: раздаточный материал . Карточки №1, №2, № 2 (домашнее задание)

Организует самоанализ учащимися своей работы на уроке.

Организует самооценку учащимися своей работы на уроке.

- адекватно используют речевые средства для представления результата.

Используемые ресурсы

svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/85 презентации

club.foto.ru/gallery/images/photo/2002/05/07/19530.jpg

zhaba.ru/_pics/y7lag4e17f4e13fl.jpg

Дом - nerdyrealty.com/image_store/uploads/2/0/3/9/9/ar132033313099302.jpg

ic.pics.livejournal.com/1gatta_felice/14299981/28547/original.jpg

photoline.ru

Репродукция картины Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Третий день творения.

Росток - earth911.com/wp-content/uploads/2011/01/iStock_000002985765Small.jpg

Библия - oranta-book.ru/img/katalog/450/3794.jpg

Книга природы - st.gdefon.ru/wallpapers_original/wallpapers/304075_otkrytaya_-kniga_-prirody_1920x1080_(OboiFon.ru).jpg

Верещагин В.П. Всемирный потоп.

Айвазовский И.К. Сошествие Ноя с Арарата.

Карьер - 900igr.net/datas/biologija/Prirodnye-resursy/0038-038-Nepreryvnyj-rost-potreblenija-mineralnogo-syrja-trebuet-ratsionalnogo.jpg

Химзавод - koradm.ru/photo/chimzavod1.jpg

Свалка - madrimasd.org/blogs/universo/wp-content/blogs.dir/42/files/804/o_Resuduos%20industrial%20Kalipedia.jpg

Свалка - ozpp.ucoz.com/svalka.jpg

Вещи - templates.motocms.ru/blog/wp-content/uploads/2012/01/brand1-6.jpg

Шоппинг - vector.pixmac.com/4/shopping-vector-on-illustration-pixmac-vector-83346937.jpg

Домик-земля - neoteo.com/images/Cache/435Cx900y900.jpg



Карточка № 1.

Россия - наша Родина.


С чего начинается Родина?Технологическая карта интегрированного урока ОЗОЖ, ОПК, экология 3 класса УМК «Начальная школа ХХI века»: «Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Отношение христианина к природе»


РОДИТЕЛИ

____________________

____________________ РОДСТВЕННИКИ ____________________________________________________________Технологическая карта интегрированного урока ОЗОЖ, ОПК, экология 3 класса УМК «Начальная школа ХХI века»: «Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Отношение христианина к природе»

ДОМ, ДВОР, УЛИЦА _________________

ШКОЛА, КЛАСС _____________________

РОССИЯПОСЕЛОК ___________________________

КРАЙ _______________________________ ________________________________________________

Страна (раскрасьте название нашей страны цветами российского флага)

Карточка №2

Технологическая карта интегрированного урока ОЗОЖ, ОПК, экология 3 класса УМК «Начальная школа ХХI века»: «Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Отношение христианина к природе»Что нас объединяет?

(подчеркни)


История, наука, погода, язык, земля, традиции,

современная музыка, законы.


Карточка №3

ЦЕННОСТИ

Материальные

Духовные

(они невидимы, их чувствуют,

их получают в дар, они вечные)

(они видимы, их можно ощутить,

(они невидимы, их чувствуют, их можно купить,

они не вечны)

СЕМЬЯ, АВТОМОБИЛЬ, АКВАРИУМ, КВАРТИРА, ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ, МИР, ДОМ, КНИГИ, ЧУТКОСТЬ, КОМПЬЮТЕР, ЧЕСТНОСТЬ, ТЕЛЕВИЗОР, КРАСОТА, ИГРУШКИ, ДЕНЬГИ, МИЛОСЕРДИЕ

(подчеркни духовные ценности)


© 2010-2022