РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕМИБУГРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

---------------/Доштамбаева И.Ж./

Протокол №_____

От «____»___________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

МБОУ «Семибугровская ООШ»

__________ /Кравцова Е.Н./

«_____»______________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Семибугровская ООШ»

________ /Ибрагимова Р.С./

Приказ №__ от«___»____2013 г.


Рабочая программа внеурочной деятельности на 2014-2015 учебный год

Название: «Чудеса аппликации»

Составитель: Шудирова Л.Т.

Программа рассчитана первого года обучения. Требования ФГОС соблюдены.






Программа по внеурочной деятельности

«Чудеса аппликации»

Направление: общекультурное

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Чудеса аппликации».С.А. Болотовой, учителя начальных классов МОУ СОШ №1 г.Ставрополь. /Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. - Ставрополь: Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н.Хижнякова, Н.М. Малыгина; науч. Ред. Н.Б. Погребова; рец.: А.Ф. Золотухина, Н.Б. Ромаева, - Ставрополь: СКИПКРО, 2010 - …… с. - (Библиотека «Теория и практика повышения квалификации педагога»). в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одним из самых доступных и удивительных материалов является бумага. Вырезание из бумаги - очень увлекательное занятие. Иногда красивая вырезка получается совершенно неожиданно, а иногда приходится поломать голову, чтобы вышло именно то, что нужно. Потребуется время, чтобы научить детей работе с ножницами. Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость. Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольников и кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности.


Творческие способности развиваются от занятия к занятию, от одного года обучения к другому. В творческой группе разновозрастной состав, что имеет много преимуществ. Учащиеся 4-х классов оказывают помощь младшим школьникам и являются для них примером для совершенствования своей работы. Отсутствие оценок, свобода выбора практической деятельности привлекает на занятия всех детей. Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения. При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи: -развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность; -развивается познавательная активность учащихся; -формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих. Учитель может поставить те цели, которые считает нужными, применительно к условиям своего класса, кроме того, цели всех занятий-практикумов схожи: -учить ребёнка самостоятельно анализировать предлагаемое изделие; -закрепление правил и приёмов рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов); -закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами, осознано выполнять правила безопасности труда; -развитие глазомера, координации движений. Ведущие методические принципы: 1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач. 2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.



3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений. 4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант. В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни. Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный интерьер, внесут в дом своеобразие и красоту.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. I. Работа с бумагой и картоном - 30 часов. Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия. Аппликация. Аппликация плоская и объёмная. Открытки. II. Аппликация на стекле - 3 часа. Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия. В практической работе дети учатся правильно держать ножницы, осторожно с ними обращаться, вырезать точно по прямой линии. Затем они упражняются в вырезании квадратов из полосок, а из квадратов треугольников. Упражнения можно выполнять на любой простой бумаге. На втором этапе дети учатся вырезать фигуры для аппликаций с плавными переходами, закруглениями и овалами. Закрепляют эти навыки при вырезании силуэтов овощей, и несложных цветов с добавлением к ним листьев. Закрепить правильные приемы вырезания можно, подбирая для работы сначала простые, а затем более сложные объекты труда. Исходными материалами являются бумага, ножницы, клей. Основной материал для работы - цветная бумага, можно также использовать цветные обложки старых журналов, тетрадей, плакатов. Ножницы - главный инструмент. Для вырезания бумаги важно выбрать хорошие острые ножницы. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться. Туго раскрывающиеся ножницы натирают пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут бумагу. Канцелярский (силикатный) клей обесцвечивает бумагу, оставляет на ней желтые пятна, поэтому его использование нежелательно. Очень хорош в работе клеящий карандаш, не пачкает и не сминает тонкую бумагу, только не забывайте каждый раз закрывать колпачок, клей очень быстро высыхает. Поливинил-ацетатный клей хорошо склеивает большие поверхности. На вид белый, но после высыхания становится прозрачным. Наносите его кисточкой. Избегайте попадания клея на одежду, работайте с ним в переднике или с закатанными рукавами. После работы тщательно промойте кисточки. Его можно использовать не только как клей, но и как лак. Он придаст крепость вашим работам и хорошо предохраняет поверхность. Клейстер готовится из муки размешиванием до однородного раствора. Кипятится в течение нескольких минут. Используется после охлаждения. Не пользуйтесь клеем, содержащим растворитель! Скотч незаменим, но это капризный материал. Лучше всего сразу отрезать несколько кусочков и слегка приклеить их за уголок к рабочему столу. Для занятий необходима ветошь - сухая для притирания через лист и влажная для вытирания рук во время работы. Аппликация. Аппликация плоская и объёмная. Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования. Во время выполнения аппликации воспитывается аккуратность, терпеливость, такие занятия помогают выражению собственной фантазии. По своему содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые. По виду выполнения аппликации можно подразделить на плоские и объёмные. Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей из бумаги и наклейки их на основание. В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости. Объёмная аппликация. Широкое распространение в практической деятельности школьников получила объёмная аппликация, создающая некоторую видимость объёма. Объемная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности её выполнения.

Аппликация на стекле.

Техника выполнения таких работ очень проста.
На стекло наносится контур рисунка черной тушью, затем элементы аппликации необходимо залепить разноцветным пластилином. Фоном служит обыкновенная цветная бумага. Законченная работа вставляется в рамку. Хранить вдалеке от источника тепла, избегать попадания прямых солнечных лучей.


Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности «Чудеса аппликации»

В ходе реализации программы «Чудеса аппликации» будет обеспечено достижение обучающимися практических навыков вязания на спицах и воспитательных результатов и эффектов. Они распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии
человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

Предметные результаты: Ученик научится: 1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений):

  • о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
  • об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
  • о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
  • обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
  • соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Знать:
  • общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
  • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки на глаз, по шаблону;
  • формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
  • клеевой способ соединения;
  • способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
  • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
  1. экономно размечать сгибанием, по шаблону;
  2. точно резать ножницами;
  3. собирать изделия с помощью клея;
  4. эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
  • использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
  • с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование Знать:
  • о детали как составной части изделия;
  • конструкциях - разборных и неразборных;
  • неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
  • различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
  • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.



Ученик получит возможность научиться:


- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; - развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; - освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий; - воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Метапредметные результаты: В результате прохождения программы «Чудеса аппликации»

Ученик научится:

Регулятивные универсальные учебные действия:



  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.

  • решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Ученик получит возможность научиться:
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные универсальные учебные действия: Ученик научится:



  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

  • художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

  • развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;


Ученик получит возможность научиться:
  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

  • понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

  • более углубленному освоению понравившегося ремесла.

Коммуникативные универсальные учебные действия: Ученик научится:

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

  • формировать собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные результаты: У ученика будут сформированы:

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.


Ученик получит возможность для формирования:
  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  • эмоционально - ценностных отношений к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I. Работа с бумагой и картоном - 30 часов. Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия. Аппликация. Аппликация плоская и объёмная. Открытки. II. Аппликация на стекле - 3 часа. Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия. В практической работе дети учатся правильно держать ножницы, осторожно с ними обращаться, вырезать точно по прямой линии. Затем они упражняются в вырезании квадратов из полосок, а из квадратов треугольников. Упражнения можно выполнять на любой простой бумаге. На втором этапе дети учатся вырезать фигуры для аппликаций с плавными переходами, закруглениями и овалами. Закрепляют эти навыки при вырезании силуэтов овощей, и несложных цветов с добавлением к ним листьев. Закрепить правильные приемы вырезания можно, подбирая для работы сначала простые, а затем более сложные объекты труда. Исходными материалами являются бумага, ножницы, клей. Основной материал для работы - цветная бумага, можно также использовать цветные обложки старых журналов, тетрадей, плакатов.

Ножницы - главный инструмент.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА ЗАНЯТИЙ Кол-во часов Дата по плану Дата по факту 1.

Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм. Пазлы (разрезные картинки) 1час 07.09
2.

Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы. 1 час 14.09
3-4

Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D) 2 часа 21.09 28.09
5.

Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. Сказка про ноль. 1 час 05.10
6

Плакат - поздравление « С днем учителя» (коллективная работа) 1 час 12.10
7.

Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в парке» Коллективная работа. 1 час 19.10
8.

Аппликация « Мухомор» 1 час 26.10
9.

Работа по выкройке. Закладка 1 час 16.11
10.

Простое плетение. Пакетик «Сердечко». 1 час 23.11
11.

Идеи дизайнера. Декоративная ваза 1 час 30.11
12.

Работа с салфетками. Веточки в инее 1 час 07.12
13.

Симметрия. Ритуальные маски. Полумаски. 1 час 14.12
14.

Вырезание. Правильные узоры. 1 час 21.12
15.

Упражнение в вырезании. Снежинки 1 час 28.12
16-17.

Идеи дизайнера. Великолепная снежинка 2 часа 11.01
18.

Портрет моего друга. Коллаж 1 час 18.01
19-21.

Проект. «Жильцы Дома Дружбы 3 часа 25.01 01.02 15.02
22.

Открытки - «валентинки» 1 час 22.02
23.

Поздравим папу. Открытка (самостоятельная работа) 1 час 29.02
24.

Контраст. Черное и белое. Аппликация «Ночь. Домик в лесу» 1 час 07.03
25.

Поздравительная открытка мамам (самостоятельная работа) 1 час 14.03
26.

Аппликация «Мой котенок» 1 час 04.04
27.

Объемная аппликация «Одуванчик» 1 час 11.04
28.

Изготовление панно - сувенира «БАБОЧКА» 1 час 18.04
29.

Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Коллективная работа 1 час 25.04
30.

Витражи. 1 час 16.05
31.

Аппликация на стекле. Знакомство с техникой выполнения. 1 час 23.05
32-33.

Проект. Аппликация на стекле. 2 часа 30.05



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ: Литература:

  1. Гернимус Т.М. Комплект учебников - тетрадей по труду для 1 - 4 классов (« Справочник маленького мастера», «Бумажкино царство», «Учимся мастерить», «Серебряная паутинка» и три альбома инструкционных карточек «Я все умею делать сам»).
  2. Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).
  3. Гусакова М.А. Аппликации.- М., 1982.
  4. Журнал «Начальная школа» № 2/1989, № 6/1994, № 8/2000, № 4/2005.
  5. Конышева Н.М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».
  6. Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».
  7. Пономарьков С.И. декоративное и оформительское искусство в школе. -М., 1976.
  8. Романина В.И.Дидактический материал по трудовому обучению.
  9. Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) -М.Учпедгиз, 1995.
  10. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. - М., 1998.
  11. Щеблыкин И.К. Романина В.И. КагаковаИ.И. Аппликационные работы в начальных классах.




























СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЗАНЯТИЕ №1 ТЕМА. Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм. Пазлы (разрезные картинки). ЦЕЛИ. В игровой форме познакомить учащихся с правилами труда, инструментами, которыми будем работать на занятиях, основами безопасной работы с ножницами, изготовить игры для классной игротеки. Инструменты и приспособления. Линейка, карандаш, ножницы, открытки, квадратные листочки («КУБАРИК») разных цветов. ХОД ЗАНЯТИЯ Организационный момент Чтоб работа закипела, Приготовьте все для дела. Будем клеить, мастерить - Все должно в порядке быть. 1. Правила труда: ● каждый работает на своем рабочем месте; ● перед началом работы продуманно подготовь рабочее место; ● береги инструменты и материалы, всегда думай, как сделать работу лучше; ● экономь материалы и время; ● после работы убери свое рабочее место.
2. Знакомство с инструментами (загадки) Инструмент бывалый- Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет, и стрижёт.
Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж… Что же это?...
Если ей работу дашь - Зря трудился карандаш.
Сговорились две ноги Делать дуги и круги.
Все, что нужно, я измерю И отмерю, перемерю, Со мной ты линию всегда Проводишь без труда. Про меня не вспомнишь ты, Пока не нужно что-то склеить. А если нужно что-то склеить Бери всегда меня скорее.
3. Правила безопасной работы с ножницами С ножницами не шути, Зря в руках их не крути, И, держа за острый край, Другу их передавай.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликацииРП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации Лишь окончена работа - Ножницам нужна забота: Не забудь ты их закрыть И на место положить. РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации 4. Разрезные картинки. Эту игру очень любят дети, и сделать ее не составляет труда. Надо достать несколько цветных картинок (мы использовали обложки от тетрадей) или открыток и разрезать их на 10-12 частей. Части каждой игры хранятся в отдельном конверте. Учащиеся 3-4 классов вырезают пазлы. 5. Танграм. Картонный квадрат разрезаем на 7 частей. Из них собираем фигуры. Творчество при составлении фигур неограниченно. В конце занятия Вот закончился урок, Все убрать нам нужно в срок. Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи, Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери. (Рифмовки составила С.Б.Толстикова) ЗАНЯТИЕ №2 ТЕМА. Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы. ЦЕЛИ. Закрепление и умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, по линиям контура, развитие глазомера, внимания, наблюдательности. Инструменты и приспособления. Линейка, карандаш, ножницы. ОБОРУДОВАНИЕ. Плакаты по трудовому обучению (техника бехопасности при работе с ножницами). ХОД ЗАНЯТИЯ Организационный момент Чтоб работа закипела, Приготовьте все для дела. Будем клеить, мастерить - Все должно в порядке быть. Повторить правила безопасной работы с ножницами Первые упражнения по овладению навыками вырезания проводят, когда дети отрезают полоски шириной 20-30мм. В практической работе дети учатся правильно держать ножницы, осторожно с ними обращаться, вырезать точно по прямой линии. Затем они упражняются в вырезании квадратов из полосок, а из квадратов треугольников. При вырезании желательно правую руку с ножницами держать почти неподвижно, а левой рукой перемещать бумагу по направлению разрезания. Аккуратные линии отреза получаются, если вырезать по линии, намеченной карандашом. Простые фигуры можно вырезать и без разметки, это закрепляет глазомер. Для упражнения в резании можно предложить следующие виды работ:
1. РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации
2. РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации

  1. РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации

Работа эта полезна уже потому, что она развивает глазомер. В последствии эти умения пригодятся для оформления классной комнаты к Новогодним праздникам. В конце занятия Вот закончился урок, Все убрать нам нужно в срок. Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи, Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери. ЗАНЯТИЯ №3, № 4 ТЕМА. Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D). ЦЕЛИ. Закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, развить глазомер, внимание, воспитывать аккуратность, взаимопомощь. Инструменты и приспособления. Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, клеёнка, 3 одинаковых открытки на каждого ученика, картон для основы, ветошь. ОБОРУДОВАНИЕ. Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). ХОД ЗАНЯТИЯ Организационный момент Чтоб работа закипела, Приготовьте все для дела. Будем клеить, мастерить - Все должно в порядке быть. Пока с учениками 2 класса повторяем правила безопасности, анализируем поделку, уч-ся 3-4 классов готовят из плотной бумаги шаблон-разметку. Берём картон, его размеры совпадают с размерами открытки. От верхнего левого угла отступаем 7мм, делаем засечку, и так до конца. Затем это же выполняем для нижней стороны прямоугольника. Аккуратно делаем надрезы «уголком». Осталось приложить его к открытке и поставить точки. Разметка готова. Соединяем точки по линейке. Так разлиновываем 3 открытки. Для удобства полоски нумеруем 1,2,3,4…на одной открытке, то же выполняем на остальных открытках. Отрезаем полоску №1 на первой открытке, наклеиваем на картон, отрезаем полоску №1 на второй открытке, наклеиваем на картон, под первой полоской, отрезаем полоску №1 на третьей открытке, наклеиваем на картон, под второй полоской. Теперь отрезаем полоски под №2, наклеиваем их ниже и т.д. Получается панно в 3 раза длиннее, чем одна открытка.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации
В конце занятия Вот закончился урок, Все убрать нам нужно в срок. Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи, Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери. ЗАНЯТИЕ № 5 ТЕМА. Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. Сказка про ноль. ЦЕЛИ. Познакомить с симметрией, развивать пространственное воображение, творческое мышление, наблюдательность, учить видеть красоту окружающего мира. ОБОРУДОВАНИЕ. Рисунки бабочек, листьев, деревьев, букв, цифр (з, о, х, э, ш, н, т, п, а, в, ф, к, м, е, 3,0,8, поп, кофе, кафе…) зеркало, вырезанные из бумаги цифры (0, 8, 3, 6, 9, I). Материал к занятию. Симметрия - это красота… это слова одного из крупнейших математиков ХХ в. - немецкого ученого Германа Вейля. Работы Вейля дают нам возможность проникнуться огромным значением понятия симметрия. Благодаря его трудам можно понять сущность симметрии и осмыслить ее роль в математике, естественных и гуманитарных науках, искусстве. Во вступительном слове учитель рассказывает о красоте в нашей жизни, связи красоты с симметрией - некоей правильностью почти всего того, что люди видят в окружающем мире. Далее учитель напоминает детям, что симметриями обладают объекты окружающего мира. Обращаемся к рисункам бабочек, листьев, деревьев и других предметов. Дети рассматривают начертания некоторых цифр, букв, слов. Учитель предлагает привести другие примеры букв, цифр, слов, обладающих симметриями. Выясняем свойства симметричных фигур: при перегибании по оси симметрии части фигуры совпадают. Учитель читает сказку, по ходу выполняя действия с цифрами. Цифры вырезаются по образцу РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации

Ноль - хвастун. Хочешь, я расскажу тебе сказку? Давно это было. В одном сказочном царстве, в математическом государстве, жили-были цифры. Жили цифры дружно. А было их 10: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Любимым занятием была у них игра: «Составь число». Они могли составлять и двузначные числа, и трёхзначные, пятизначные и даже десятизначные! Но вот однажды нуль стал хвастаться: - А я могу так!- раз… и сложился пополам. - Я тоже так могу! - сказала цифра 3. -А я могу вот так! - раз- два… и сложился в два приема! - Фи!- воскликнула цифра 8. Раз-два… и сложилась в два приёма. -А ещё я так могу! - не унимается цифра 0, подпрыгнув, она встала с ног на голову! -Хи-хи-хи! - засмеялись 6 и 9 и ловко проделали тот же трюк. -Я вам всем ещё покажу! Вы у меня попрыгайте, попляшете!- прокричал нуль и укатился за угол. Всю ночь не спал ноль, ворочался с боку на бок, готовил страшную месть. А утром, лишь солнце взошло, он прибежал на площадь. - Эй, слушайте все! Я - первый среди вас, я - самый главный! И если захочу, любого из вас увеличу в 10 раз, мне это ничего не стоит, лишь встану справа от вас. Тут единичка не выдержала, подошла к нему и тихо сказала: «Успокойся, перестань хвалиться, ты, наверное, забыл, что 10 - это я и ты? А я ведь могу и обидеться». -Подумаешь! Иди-иди отсюда. Я и сам всё могу! Но как не пытался ноль, ничего у него не получалось: увеличит 5 на 0, а она целёхонька, ничуть не изменилась, уменьшит 7 на 0, а 7 только посмеивается. Разозлился ноль и увеличил всех в 0 раз, но поговорить-то не с кем, все куда-то пропали, а вокруг одни нули! Затопал ноль ногами, стал дуться-злиться и …ЛОПНУЛ. С тех пор и нет нуля в натуральном ряде чисел, цифра осталась, числа - нет. И ты, дружок, помни об этом! ЗАНЯТИЕ № 6 ТЕМА. Плакат - поздравление « С днем учителя» (коллективная работа). ЦЕЛИ. Закрепление умения работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, по линиям контура, наклеивать детали аккуратно, обучение умению правильно размещать детали на плоскости. Развитие инициативы, художественного вкуса, координации движения, сообразительности, воспитание привычки к аккуратности при выполнении задания, оказание взаимопомощи. Инструменты и приспособления: Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, клеёнка, 1/2листа ватмана, цветная бумага, старые журналы, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). Материал к занятию: - выбор сюжета - Плакат - поздравление; - составление эскиза; - подбор бумаги (цвет, фактура) - буквы для плаката вырезаем из старых журналов, подбирая одинаковые по размеру; - изготовление деталей; - раскладывание их на заготовленный лист; - наклеивание деталей на фон; - оформление готовой работы; Вырезание по кривым линиям снаружи. - Вырежьте предварительный контур, чтобы удалить лишнюю, ненужную бумагу. Чтобы избежать разрывов, надо крепко держать бумагу близко к линии вырезания. Вырезание формы изнутри. - Сделайте отверстие в центре удаляемой поверхности. Сделайте надрез до нужного контура. Режьте аккуратно по контуру. Если бумага жесткая, сложите лист пополам и сделайте надрез в центре удаляемой поверхности. Разверните лист и режьте ножницами в разрезе. За основу берём рисунок девочки с цветами (на обложке набора цветной бумаги). Плакат украшаем цветами, которые вырезаем из цветной бумаги. Работают все. Работу выполняем по рядам. Итог ЗАНЯТИЯ. Плакаты вывешиваются в холле школы. ЗАНЯТИЕ № 7 ТЕМА. Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в парке». Коллективная работа. ЦЕЛИ: Закрепление умений выполнять действия: - резание ножницами, соблюдение правил гигиены и безопасности труда в работе с инструментами, - развитие глазомера, координации движения, сообразительности, воспитание привычки к аккуратности, при выполнении задания, оказание взаимопомощи. Инструменты и материалы: Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, клеёнка, ветошь,1/2листа ватмана, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ. Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). Материал к занятию: - Симметрия - чудесная помощница. Даже если вы не умеете рисовать, вы легко научитесь вырезать из бумаги красивые и правильные фигурки. А если есть ещё под руками бумага разных цветов и клей, то совсем хорошо. 1.Упражнение в вырезании симметричных фигур. 2. «Золотая осень в парке». Коллективная работа.

Красавица Осень спешила на бал. Меняла наряды, цвета, украшенья. И что же, последний листочек опал. Расстроилась Осень, ей нет утешенья. И хлынули слезы дождём проливным, И холодно ей, и пропали надежды, Ты, Осень, не плачь, не грусти, подожди, Тебя нарядим мы в другие одежды.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации Дети вырезают листья различной формы и наклеивают их на ½ листа ватмана, используя двусторонний скотч. ЗАНЯТИЕ №8 ТЕМА: Аппликация « Мухомор». ЦЕЛИ: Закрепление и умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, по линиям контура, развитие глазомера, внимания, наблюдательности, творческой активности, аккуратности Инструменты и приспособления: Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, писчая бумага, клеёнка, ветошь, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (т/б при работе с ножницами). Материал к занятию:
Ребус Загадка-подсказка РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации
Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной, Никуда не годный.
Рассмотреть муляж мухомора, выявить особенности (шляпка красная в белую крапинку, «юбочка на ножке»). Все работы из бумаги, не смотря на способы выполнения, изготавливаются в определенной последовательности: -выбор сюжета;

-составление эскиза;

-подбор бумаги (цвет, фактура); -изготовление деталей;

- раскладывание их на заготовленный лист;

-наклеивание деталей на фон;

-оформление готовой работы. Крапинки на шляпку делаем так: отрываем от белой бумаги небольшой кусочек и мнем, скатываем при помощи пальцев рук. Заготавливаем нужное количество. Готовую работу оформляем по своему усмотрению. Травку заворачиваем при помощи ножниц, можно наклеить разноцветные листочки, выполнить не один гриб, а несколько. РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации Итог ЗАНЯТИЯ. Выставка поделок. ЗАНЯТИЕ № 9 ТЕМА: Работа по выкройке. Закладка. ЦЕЛИ: Закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, развить глазомер, внимание, воспитывать аккуратность. Инструменты и материалы: Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага (желательно двусторонняя), картон, клеёнка, ветошь, тетрадный лист в клетку для выкройки. ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). Материал к занятию. Организационный момент -Любите ли вы читать? А для чего нужны книги? - Как вы поступите, когда вам придется отложить интересную книгу и заняться другими делами? Вы: загнёте страницу, положите вовнутрь карандаш (ручку) или перегнете пополам? Конечно же так делать нельзя! ( Я думаю, что надо объяснить детям, почему не следует этого делать) А чтоб не забыть, не потерять то место, где остановились, нам поможет ЗАКЛАДКА! И мы сегодня её и сделаем. Порядок работы На прямоугольнике из тетрадной бумаги ( размеры 60 мм (12 кл.) х200мм (40кл.) ) делаем разметку.
вариант - І вариант - ІІ (ажурная) -От левого верхнего угла отступить 2кл. вправо и 2кл. вниз. Это ● 1., от неё вниз 2кл. Это ● 2 и т.д ( последняя точка 18) -От левого верхнего угла отступить 1кл. вправо и 2кл. вниз. Это ● 1., от неё вниз 1кл. Это ● 2 и т.д . ( последняя точка 37) Согнуть прямоугольник по длине пополам, и по линии сгиба делаем разметку.
- от верхнего правого угла отступить вниз 7 кл. Это ● 1., от неё вниз 2кл. Это ● 2 и т.д ( последняя точка 18) - от верхнего правого угла отступить вниз 4 кл. Это ● 1., от неё вниз 1кл. Это ● 2 и т.д . ( последняя точка 37) Теперь попарно по линейке соединяем ● 1 с ● 1, ● 2 с ● 2 и т.д. Выкройка готова. Вкладываем в неё прямоугольник из цветной бумаги и, сжимая заготовку левой рукой, делаем надрезы по линиям. Разворачиваем и загибаем уголки через один. Если цветная бумага тонкая, закладку наклеиваем на картон. За занятие ребята успевают сделать 3-4 таких закладки.

РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликацииРП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации
ЗАНЯТИЕ №10 ТЕМА: Простое плетение. Пакетик «Сердечко». ЦЕЛИ: Закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, развить глазомер, внимание, воспитывать аккуратность, терпение. Познакомить с простым плетением. Инструменты и материалы: Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, клеёнка, ветошь, ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). Материал к занятию. -Для выполнения изделия необходимо вырезать две одинаковые заготовки из сложенной пополам цветной бумаги. Ширина вырезаемых полос должна быть везде одинакова, иначе их невозможно будет сплести вместе. Плетение начинают с внутреннего угла «+», вплетая, последовательно полосы друг в друга так, чтобы внутри плетения образовывалось свободное пространство. Заканчивают плетение внешним углом «о», полоски в этом месте можно склеить.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации
ЗАНЯТИЕ №11 ТЕМА: Идеи дизайнера. Декоративная ваза. ЦЕЛИ: Закреплять умение работать ножницами, развить художественный вкус, внимание, воспитывать аккуратность. Инструменты и материалы: Ножницы, карандаш, линейка, самоклеящаяся бумага (можно цветной скотч), стеклянная бутылка красивой формы. ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами), Рекомендации к занятию. Удобно использовать в работе самоклеящуюся бумагу, т.к с изнаночной стороны она разбита на квадратные сантиметры. Из них легко вырезать геометрические фигуры для орнамента. Это занятие носит творческий характер. Кроме ознакомления с примерами орнаментов, учащиеся создают свои красивые узоры. ОРНАМЕНТ в переводе с латинского означает украшение. Действительно, узоры из орнамента всегда предназначены для украшения ковров, книг, изделий из металла, кости, древесины, камня, стекла.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации
ЗАНЯТИЕ №12 ТЕМА: Работа с салфетками. Веточки в инее. ЦЕЛИ: Закреплять умение работать ножницами, развить глазомер, внимание, воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, развивать чувство прекрасного. Инструменты и материалы: Ножницы, карандаш, линейка, белые салфетки, блюдца с водой (влажная ветошь), веточки берёзы (ивы, сливы) ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). Рекомендации к занятию. - Салфетку режем на полоски (линейка служит шаблоном), затем аккуратно нарезаем бахрому (шириной ≈ 5мм). Обмакиваем пальцы в воде и начинаем обвивать веточку с макушки, стволик обвиваем в последнюю очередь. Не беда, если полоска закончилась или оборвалась, смочите пальцы и продолжайте работу. ЗАНЯТИЕ №13 ТЕМА: Симметрия. Ритуальные маски. Полумаски. ЦЕЛИ: Закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, развить глазомер, внимание, пространственное воображение, наблюдательность, Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, плотная бумага, листы газеты, ветошь, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (т/б при работе с ножницами). Материал к занятию. Вопросы для общения: - Когда вы надеваете маски? Зачем вы это делаете? - Были случаи, когда вас не могли узнать? Маска и сегодня играет важную роль в представлении многих народов. Так, например, африканские маски соединяют черты человека и животного или нескольких животных сразу. Маски бывали плоскими и объёмными. Многие народы наделяли того, кто наденет маску, дополнительной силой. Маски с горящими, горящими глазами приходят в деревню. Глаза маски - глаза солнца, Глаза маски - глаза огня, Глаза маски - глаза стрелы, Глаза маски - глаза топора, Глаза маски - глаза антилопы, Глаза маски - глаза змеи, Пылают, пылают, пылают. (Стихи одного из африканских племён) Маска - святыня племени. У многих народов существует отношение к ней, как к идолу. Тот, кто надел маску, пользуется особым уважением. ПОРЯДОК РАБОТЫ Сначала маску вырезаем из газеты, используя симметрию, вносим коррективы, и по готовой выкройке вырезаем из цветной бумаги. Украшаем аппликацией. Обычно эта работа увлекает мальчиков. Девочки же изготавливают кокошники и полумаски для маскарада. Украшение делают из цветной бумаги. Композицию рисунка составляют самостоятельно.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации
Дома делают завязки. ЗАНЯТИЕ №14 ТЕМА: Вырезание. Правильные узоры. ЦЕЛИ: Закреплять умение работать ножницами, развить творческую активность, самостоятельность, внимание, воспитывать аккуратность. Инструменты и материалы: Карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, клеёнка, ветошь, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами), Материал к занятию. - Замечательная игрушка - калейдоскоп. Цветные стеклышки пересыпаются, выстраиваются то так, то этак. Они отражаются в трех зеркалах, и получается маленькое чудо: стройные, правильные узоры. Попробуй-ка придумай такой узор! Нипочём не придумаешь. Но такие же правильные узоры можно мгновенно вырезать из бумаги. Надо сложить квадратный листок бумаги раз, второй раз, и третий. У нас получится треугольник, вырезаем на нем узор, какой захочется. А развернем листок - получится правильный рисунок, как в калейдоскопе. Эти узорные коврики можно вырезать из бумаги разных цветов: черный коврик наклеить на белую бумагу, зелёный - на серую.

РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации А если такие узоры вырезать из белой бумаги, они могут украсить праздничный стол.


ЗАНЯТИЕ №15 ТЕМА: Упражнение в вырезании. Снежинки ЦЕЛИ: закреплять умение работать ножницами, развить творческую активность, самостоятельность, глазомер, внимание, воспитывать аккуратность. Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, тонкая белая бумага, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами), Материал к занятию. Белоснежный лист бумаги Положу перед собой. Все волшебники и маги Трепещите предо мной. Пара ножниц, листик белый- И игрушка полетела! Посмотрел на небеса- Всюду, всюду чудеса! Может, все на свете дети Мастерят созданья эти?
ПОРЯДОК РАБОТЫ Сначала лист белой тонкой бумаги складывают вдвое и вырезают из него на глаз полукруг. Складывают еще вдвое. Затем карандашом слегка намечают две линии, по которым нужно будет сложить бумагу на три примерно ровные части. РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации ЗАНЯТИЯ № 16, №17 ТЕМА: Идеи дизайнера. Великолепная снежинка ЦЕЛИ: закреплять умение работать ножницами, развивать творческую активность, глазомер, внимание, воспитывать аккуратность. Инструменты и материалы: ножницы, 6 квадратных листов (150х150 мм), степлер, нитки, скотч ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). Материал к занятию. ПОРЯДОК РАБОТЫ 1. Квадрат бумаги складываем по диагонали. Поворачиваем сложенной стороной вниз. От неё делаем 6 надрезов елочкой. По центру треугольника между надрезами оставляем небольшое расстояние.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации

2. Развернем наш лист и положим перед собой ромбом.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации 3. Возьмём за уголки два противоположных внутренних треугольника и соединим их между собой. Получившуюся трубочку закрепим скотчем.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации
4. Переворачиваем листик обратной стороной, соединяем и закрепляем скотчем следующие внутренние треугольники. Получившаяся будет больше и шире первой.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации
5. Продолжаем переворачивать бумагу и соединять противоположные надрезы, пока не закрепим все - получим основную деталь. Сделаем 6 таких деталей.
6. Соберем в полукружия по 3 детали, прижимая края пальцами. РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации

7. Получившиеся 2 полукруглые детали скрепим степлером.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации
8. Чтобы снежинка хорошо держала форму, все её 6 деталей скрепим между собой степлером в центральных точках, там, где они соприкасаются друг с другом.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации Несколько снежинок можно подвесить на нитях разной длины напротив окна. Как эффектно они будут смотреться на фоне темного вечернего неба. (по материалам газеты «1000 советов» №24/ 2007г.) ЗАНЯТИЕ № 18 ТЕМА: Портрет моего друга. Коллаж ЦЕЛИ: закрепление умения работать ножницами, вырезать по линиям контура, развитие глазомера, учить наклеивать детали аккуратно, правильно размещать детали на плоскости. Развитие координации движения, сообразительности, творческой самостоятельности, воспитание привычки к аккуратности при выполнении задания. Инструменты и материалы: линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, писчая бумага (А-4), клеёнка, ветошь, старые журналы, газеты, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами) Материал к занятию. - Друг, кто это? Кого мы называем другом? - вспомните пословицы о дружбе, о товариществе, о взаимовыручке. Объяснение темы и цели работы. Новое слово - коллаж Используя вырезки из журналов, газет создать портрет друга. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Итог ЗАНЯТИЯ. Выставка работ



РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации ЗАНЯТИЕ №19, №20, №21 ТЕМА: Проект. «Жильцы Дома Дружбы» ЦЕЛИ: проверить умение детей самостоятельно выбирать сюжет, правильно подготовить рабочее место, соблюдать порядок в процессе работы, правила безопасной работы с инструментами; работать группами, оказывать помощь друг другу, соблюдая такт общения, развивать речь Инструменты и материалы: линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, клеёнка, ветошь,1/2листа ватмана, кюветы для обрезков, обложки старых тетрадей, детские журналы. ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). Рекомендации к занятию Посмотрев мультфильм «Крокодил Гена», мы решили тоже построить Дом Дружбы, но только из бумаги. Для этого разбились на группы. После обсуждения каждая группа из ½ ватмана вырезала фасад дома (см. занятие 14), с открывающимися окнами. В окна заселили жильцов, которых вырезали из обложек старых тетрадей. Пока одни дети вырезали забавных зверушек, другие оформляли фасад. После окончания работы, каждая группа защитила свой проект, составив и рассказав небольшую сказку. ЗАНЯТИЕ №22 ТЕМА: Открытки - «валентинки» ЦЕЛИ: закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, творчески подходить к оформлению открытки, воспитывать аккуратность, применять на практике полученные ранее знания. Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, плотная цветная бумага, клей, кисточка для клея, ветошь, клеёнка, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами), Материал к занятию. 14 февраля - День святого Валентина - праздник для всех влюбленных. Кто же он - святой Валентин, подаривший всему миру День Влюбленных? По одной из легенд, в 3 веке в городе Тени Римской империи жил молодой священник по имени Валентин. Будучи священником, он занимался и медицинской практикой, и научными исследованиями. Жил он во время Клавдия второго, славившегося своими захватническими войнами. Когда у императора возникли проблемы с набором новых солдат в армию, он решил, что причина кроется в привязанности солдат к своим жёнам и семьям, он отменил свадьбы и помолвки. Не страшась императорского гнева, молодой христианский священник продолжал тайно венчать влюбленных легионеров. За непослушание императору Валентина бросили в тюрьму. Легенда окутывает романтическим флером и самые последние дни жизни Валентина. В тюрьме он влюбился в слепую дочь надзирателя. В ожидании казни, пользуясь медицинскими познаниями, он стал лечить девушку от слепоты. Накануне казни Валентин попросил у тюремщика бумагу, ручку и чернила и перед смертью написал девушке прощальное письмо. А на следующее утро, 14 февраля, его казнили. Тюремщик принес дочери письмо. Открыв его, она обнаружила внутри желтый шафран (крокус). Сверкающие цвета шафрана озарили лицо девушки, и произошло чудо: зрение к ней вернулось, и девушка смогла прочитать признание в любви, которое заканчивалось словами «От твоего Валентина»!». Отсюда и - и открытки «валентинки», и сам праздник. Как христианский мученик, пострадавший за веру и любовь, Валентин канонизирован католической церковью. И в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина. В Западной Европе День святого Валентина отмечается с 13 века. «Валентинки» Первые валентинки появились в 13 веке в Англии. Их делали из цветной бумаги и подписывали цветными чернилами. Изобретательность влюбленных в создании валентинок не знали предела. Валентинки вырезали маленькими ножничками или прокалывали маленькими булавками в виде кружева, окрашивали через трафарет, создавали валентинку - пазл или ребус или имитировали средневековую рукопись с цветными рисунками. Традиционны поздравительные открытки в виде сердечек с наилучшими пожеланиями, признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками. Их пишут левой рукой и не подписывают - получающий должен сам догадаться, от кого они. ЗАНЯТИЕ №23 ТЕМА: Поздравим папу. Открытка (самостоятельная работа) ЦЕЛИ: проверить умение детей самостоятельно выбирать сюжет для поздравительной открытки, творчески подходить к её оформлению, применять на практике полученные ранее знания, соблюдать порядок в процессе работы, правила безопасной работы с инструментами, воспитывать аккуратность. Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, плотная цветная бумага, вырезки из журналов, клей, кисточка для клея, ветошь, клеёнка, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). ЗАНЯТИЕ №24 ТЕМА: Контраст. Черное и белое. Аппликация «Ночь. Домик в лесу» ЦЕЛИ. Закрепление умений выполнять действия: -разметку сгибанием, карандашом по линейке, резание ножницами, склеивание деталей из бумаги, Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, чёрная и белая бумага, клеёнка, ветошь, кюветы для обрезков. ЗАНЯТИЕ №25 ТЕМА: Поздравительная открытка к 8 Марта (самостоятельная работа) ЦЕЛИ: проверить умение детей самостоятельно выбирать сюжет для поздравительной открытки, творчески подходить к её оформлению, применять на практике полученные ранее знания, соблюдать порядок в процессе работы, правила безопасной работы с инструментами, воспитывать аккуратность. Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, плотная цветная бумага, вырезки из журналов, клей, кисточка для клея, ветошь, клеёнка, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). ПОЯСНЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ. Если в классе окажутся дети, которые не смогут определить для себя объём работы, не смогут выбрать изделие, надо вместе с ними ещё раз вспомнить что делали, показать несколько образцов, выяснить, что же им нравится, а затем предложить вновь сделать изделие и, если есть возможность, что-то добавить в оформлении. ЗАНЯТИЕ №26 ТЕМА: Аппликация «Мой котенок» ЦЕЛИ: закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, творчески подходить к оформлению работы, воспитывать аккуратность, применять на практике полученные ранее знания. Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, цветная бумага, клей, кисточка для клея, ветошь, клеёнка, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). ЗАНЯТИЕ № 27 ТЕМА: Объемная аппликация «Одуванчик» ЦЕЛИ: закреплять умение работать ножницами, развивать глазомер, художественный вкус, внимание, воспитывать аккуратность. Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, цветная бумага, клей, стержень от шариковой ручки, кисточка для клея, ветошь, клеёнка, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами) Материал к занятию наблюдения Вместе с детьми рассматриваем один - два цветочка одуванчика с листьями. Обращаем внимание на резной лист, и форму самого цветка. Отмечаем, что раскрытый цветок напоминает солнышко. Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик Первый молодой. У него чудесный Золотистый цвет, Он большого солнца Маленький портрет. Изготовление цветка Полоску жёлтой бумаги шириной в 10мм нарезаем мелкой бахромой. Начинаем делать «кисточку», накручивая бахрому на стержень, изредка проклеивая, окончание бахромы обязательно приклеить. После просушки лепестки цветка расправить.
РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации Таким же образом можно сделать разноцветные цветки маргариток. Цветами можно оформлять открытки, аппликации. ЗАНЯТИЕ № 28 ТЕМА: Изготовление панно - сувенира «БАБОЧКА» ЦЕЛЬ: учить вырезать сложные контуры, используя ось симметрии, учить работать с различными материалами, развивать чувство прекрасного, формировать творческое мышление. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: ножницы, цветная бумага, открытки, клей, карандаш, клеёнки, салфетки, кюветы для обрезков ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Вступительное слово учителя
- Когда вас просят перечислить инструменты, обычно говорят: « Молоток, пила, клещи…» И очень часто забывают о ножницах. А ведь они всегда рядом. В доме может не оказаться молотка, плоскогубцев…, а вот ножницы есть всегда.

Ножницы + фантазия могут творить чудеса.

- На нашем занятии мы изготовим панно-сувенир. Готовое изделие - образец не показываю. Работа требует самостоятельного творчества.

  1. Проверка готовности к занятию
- Для работы вам понадобятся открытки, цветная бумага, клей, шаблоны. Сегодня нашими помощниками будут: линейка, карандаш и ножницы. - Пусть каждый из вас вспомнит технику безопасности при работе с ножницами.
  1. Выполнение работы
1). Выберите лист цветной бумаги - это будет фон. Приложите открытку, она выступит в роли шаблона, обведите её карандашом. Вырежьте фон. Отложите в сторону цветную бумагу - она нам больше не понадобится.

2). Изготовим рамку - паспарту. Самостоятельное построение чертежа. - Середина нам не нужна. Как её вырезать, не прорезая края? Аккуратно протыкаем ножницами, и смело режем по контуру. 3). Нанесите немного клея на рамку и приклейте фон. 4). Вырезаем бабочку. - Если бы новичок пришёл на наше занятие, он бы удивился: «У меня только половина бабочки, как же её обводить?» - Как получить полную форму, пользуясь только половинкой? Конечно же, мы-то знаем, что благодаря оси симметрии мы можем вырезать целую бабочку! Выполняем. Обратите внимание! Согните бабочку вдоль туловища с двух сторон. Усики подвернём ножницами. 5). Теперь остаётся только выбрать место для бабочки на вашей работе. Приклейте её.

  1. Итог занятия.
1). Выставка работ. 2).Уборка рабочего места.
  1. Домашнее задание.
- Продумайте, как можно сделать крепление, чтобы повесить ваше панно.

РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации ЗАНЯТИЕ № 29 ТЕМА: Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Коллективная работа. ЦЕЛИ: закреплять умение вырезать симметричное изображение бабочки из бумаги, симметрично располагать узор на крыльях, развивать чувство цвета, через самостоятельную работу реализовывать свои творческие способности, получать радость от результатов коллективной работы. Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, цветная бумага, цветная самоклеящаяся бумага для отделки, шаблоны, двусторонний скотч, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). Материал к занятию. Лето - прекрасное время года: над цветами летают бабочки - пестро-коричневые крапивницы, белые капустницы, ярко-жёлтые лимонницы. - Капустница. Терпеть не могу непонятных слов! Почему ты - лимонница? У нас лимоны даже не растут! - Крапивница. Вот я - у меня на крапиву аппетит, я - крапивница, у неё на капусту - она капустница. Просто все и понятно! - Лимонница. А меня лимонницей не за аппетит прозвали, а за красоту. У меня прекрасное платье лимонного цвета, да только вам обжорам этого не понять!
…Одним воздушным Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда лечу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась И вот - дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу. А. Фет

очертаньем РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации

Учитель предлагает вырезать разноцветных бабочек и «оживить» поляну. Тот, кто затрудняется, использует шаблоны. Дети вырезают бабочек, украшают крылья, размещают готовых бабочек на поляне, любуются ею, говорят о своих впечатлениях. ЗАНЯТИЕ №30 ТЕМА: Витражи. ЦЕЛИ: закреплять умение работать ножницами, учить аккуратно вырезать середину работы, развивать глазомер, художественный вкус, внимание, воспитывать аккуратность. Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, плотная цветная бумага, цветная прозрачная бумага (можно использовать обёрточную бумагу от цветов), степлер, нитки, клеёнка, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами). Материал к занятию. К нам заглянет солнышко В яркое окно. Засверкает радугой Праздничной оно. Стеклышки волшебные Собрались в букет, Будто посылаем мы Всем друзьям привет. РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации Основу витража делаем по шаблону, Готовые детали скрепляем степлером по контуру. ЗАНЯТИЕ № 31 ТЕМА: Аппликация на стекле. Знакомство с техникой выполнения. Цели: познакомить с техникой выполнения, учить аккуратности. материалы: разноцветный пластилин, стекло, окантованное скотчем, черная тушь, перьевая ручка, цветная бумага для фона, клеёнка, ветошь. Рекомендации к занятию Техника выполнения таких работ очень проста.
Под стекло кладем выбранный рисунок. Для учащихся, которые выполняют эту работу впервые, предлагаю предметные рисунки, для тех, кто уже овладел достаточным умением, предлагаю сюжетные картинки (желательно раскраски, тогда реализация творческих возможностей будет происходить на этапе оформления работы). РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликацииРП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации Аккуратно, чёрной тушью обводится выбранный рисунок на стекле. Как только высохнет тушь, приступаем к работе. Залеплять фрагменты аппликации надо именно на той стороне, где нанесён рисунок тушью. При этом теряется ориентация лево-право, что имеет значение только для надписей. Фоном служит обыкновенная цветная бумага. Законченная работа вставляется в рамку. Хранить вдалеке от источника тепла, избегать попадания прямых солнечных лучей. Такие работы - прекрасный подарок друзьям и близким. РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Чудеса аппликации
Данная работа была опубликована в сборнике фестиваля педагогических идей «Портфолио» 2006-2007. ЗАНЯТИЯ № 32, №33, №34 ТЕМА: Проект. Аппликация на стекле. «Подарок другу» Цели: подготовить и защитить проект «Подарок другу». материалы: разноцветный пластилин, стекло, окантованное скотчем, черная тушь, перьевая ручка, цветная бумага для фона, клеёнка, ветошь.

список Литературы

  1. Бугельский Ю. Сделайте для карнавала.
  2. Гернимус Т.М. Комплект учебников - тетрадей по труду для 1 - 4 классов (« Справочник маленького мастера», «Бумажкино царство», «Учимся мастерить», «Серебряная паутинка» и три альбома инструкционных карточек «Я все умею делать сам»).
  3. Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).
  4. Гусакова М.А. Аппликации.- М., 1982.
  5. Журнал «Начальная школа» № 2/1989, № 6/1994, № 8/2000, № 4/2005.
  6. Конышева Н.М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».
  7. Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».
  8. Пономарьков С.И. декоративное и оформительское искусство в школе. -М., 1976.
  9. Романина В.И.Дидактический материал по трудовому обучению.
  10. Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) -М.Учпедгиз, 1995.
  11. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. - М., 1998.
  12. Щеблыкин И.К. Романина В.И. КагаковаИ.И. Аппликационные работы в начальных классах.





© 2010-2022