Духовно-нравтвенное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Учить для жизни»

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности



В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.. В соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации системы учебников «Начальная школа XXI века» и опыта воспитательной работы в гражданско-правовом, патриотическом, духовно-нравственном, художественно-эстетическом, трудовом и спортивно-оздоровительном направлении разработана Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся МБОУ СОШ № 11 г.Павлово. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Портрет выпускника начальной школы МБОУ СОШ № 11 г. Павлово. Выпускник начальной школы - это человек: - любознательный, активно познающий мир; - владеющий основами умения учиться; - любящий родной край и свою страну; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Важное место формированию ценностных ориентиров духовно-нравственного развития и воспитания отводится внеурочной деятельности. Материально-технические возможности школы позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью. Организована внеучебная деятельность обучающихся с учётом пожеланий родителей. Учитывая запросы детей, родителей, а также возможности школы была выбрана оптимизационная модель школы, где учителя начальных классов, педагоги организаторы, педагоги дополнительного образования, психолог школы реализуют внеурочную деятельность по 5 направлениям, одним из которых - Духовно-нравственное направление. Данное направление реализуется через занятия в кружке «Дорогою открытий и добра». Программа кружка составлена на основе комплексной программы «Дорогою открытий и добра», авторы- Н. Н. Деменева, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина, ГОУ ДПО НИРО, 2011 года. В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в нашей школе разработана система КТД, классных часов "Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть", беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Большое внимание уделяется знакомству учащихся с традициями народной культуры. Изучение традиций русской народной культуры реализуется в форме творческой мастерской. Цель творческой мастерской - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа. Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например, русский народный праздник "Праздник русской матрёшки». В празднике принимали участие учащиеся всей начальной школы. Учащиеся познакомились с историей происхождения матрёшки, ее видами, изготовлением. Цель праздника: - воспитание гордости к символам Росси - формирование внутриколлективных отношений. В ходе мероприятия дети демонстрируют свои творческие возможности: поют песни, частушки, читают стихи, выступают с сообщениями. Очень нравятся детям праздники: семейный праздник "Мы за чаем не скучаем", где учащиеся знакомятся с народными традициями, связанными с чаепитием, "Масленица", «Осенины», «Калядки», Новый год и Рождество, День защитника Отечества, День матери, где формируется уважительное и заботливое отношение к матери, к семейным ценностям; формируются нравственные ориентиры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. От года к году форма проведения ключевых дел усложняется. Особое внимание уделяется элементам исследовательской деятельности. Так, уже в 1 классе детям предлагается выполнять мини-исследования и мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они могут получить из доступных для первоклассника источников, например, от других людей. Мини-исследование «Узнаем, как учились наши родители, бабушки и дедушки, какими они были первоклассниками, какие уроки они любили. Рассказываем об этом в классе», «Узнаем о любимых учителях наших родителей. Рассказываем об этом в классе». Начиная со 2 класса учащиеся включаются в проектную деятельность. мини-проект «Тайна моего имени и фамилии»; мини-проект «Мои знаменитые земляки», «Моя семья в истории страны». Русский народный костюм", "Головной убор - кокошник", "Коса - девичья краса", "Семейные традиции", «Моя семья и война», «Труженики тыла - наши дедушки и бабушки». Большая работа по духовно- нравственному направлению ведётся в кружке «Основы православной культуры», руководитель Герасимова Е.Л. Под её руководством ежегодно в каникулы ученики начальной школы и их родители принимают участие в театрализованном представлении «Рождественская ёлка», «Пасха Красная». Проводимые мероприятия способствуют возрождению духовных и культурных традиций русского народа, укрепление семейных отношений, привлекают внимание к нашему историческому наследию. Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. Воспитание гражданина страны является одним из главных условий национального возрождения. В этом плане в школе проводится с детьми немало мероприятий, в которых ученики принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: неделя истории, встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, смотр строя и песни, встреча поколений "День нашей памяти и боли", акции "Письмо ветерану", "Подарок ветерану", конкурс рисунков "Война глазами детей", социально-значимый проект "Памяти павших" (самостоятельное выращивание рассады цветов с последующей высадкой у памятника павшим воинам в Б.Тарке, шефство над памятником), участие в митинге 9 Мая, возложение цветов к памятнику 22 июня. Чтобы иметь реальное представление о результативности воспитательной работы, создан целый арсенал средств, с помощью которых можно изучать эффективность воспитания и совершенствовать его.
Оценка воспитанности проводится два раза в год - в середине и в конце учебного года. Процедура оценивания состоит их двух этапов.
Первый этап - анкетирование родителей учащихся.
Второй этап - анкетирование учащихся. Учитываются динамика личностного развития.
С учётом результатов выносится общая оценка воспитанности каждого школьника. Она сообщается ученикам, родителям в индивидуальной форме. Каждому ученику указывается на недостатки, от которых нужно избавиться. Процесс оценивания воспитанности ученика - эффективное средство для стимулирования формирования высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Это, в конечном итоге, по мнению В.А. Сухомлинского, и должно быть главной целью учителя.



© 2010-2022