Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иванова О.В.

Учитель начальных классов высшей категории

МОУ основной общеобразовательной школы р.п. Турки,

Турковского района, Саратовской области.


Развитие орфографической зоркости

на уроках русского языка в начальной школе.


Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданиями на вставку пропущенных букв, но в самом тексте допускают ошибки. С опытом работы я могу это объяснить: учащиеся не умеют осознано найти орфограмму. Умение быстро обнаружить орфограммы и есть орфографическая зоркость. Да, дети знают правило, но свободно писать не могут. Значит, учителю нужно отрабатывать на практике весь алгоритм знаний. Одной из главных целей, которые я ставлю перед собой - научить ребенка безошибочно определять место орфограммы. Эту работу я начинаю с 1 класса, когда учащиеся, ещё не владея орфографическими правилами, обнаруживают орфограммы. Самую значительную часть орфограммы русского языка составляют: 1. безударные гласные - та буква, которая стоит в слабой звуковой позиции (д_ма - дом; цв_ты - цвет); 2. согласные : парные по звонкости - глухости; стоящие на конце слов и перед другими согласными (стол_ - столбы); мягкость согласного перед мягким согласным (зонтик - зонт; бросьте - брось). Орфографическая зоркость формируется в процессе выполнения различных упражнений: - Письма, требующего орфографического проговаривания. - Словарного диктанта и обучающего, связанного с запоминанием графического образа слова. - Списывания, на основе проговаривания по слогам. - Комментированное письмо при помощи знания правил правописания. - Письмо под диктовку. - Творческие работы, требующие составления предложений. С точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость - это умение оценить каждый звук в слове. Чтобы безошибочно записать слово, учащиеся должны выполнить орфографические действия - построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Грамотность наших учащихся катастрофически падает. Многие ошибки идут из начальной школы. Главное для учителя - предупреждение ошибок.

Литература: Л.А. Фролова. «Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников». // Начальная школа, № 5, 2001 г. И.В. Борисенко. «Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию». // Начальная школа, № 7, 2003 г. Лайло В.В. «Развитие памяти и повышение грамотности». - М. : Дрофа. 2000 г.


© 2010-2022