Образовательная программа по внеурочной деятельности Художественное творчество

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения г. Челябинска.

.







Образовательная программа по внеурочной деятельности

«Художественное творчество»

Художественно-эстетическая направленность

для детей начальной школы

срок реализации программы 1 год.







составитель

Гордеева Алла Викторовна

педагог организатор

г. Челябинск

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка ____________________________________ 3

Содержание программы ________________________________ 8

Календарно-тематическое планирование ____________________ 9

Список литературы __________________________________14

Учебные и творческие задания _________________________ 15

Каталог учебно-наглядных пособий _____________________16

Каталог учебного оборудования и расходного материала ________

Материалы по изучению личности ребёнка _________________17

Контрольно-измерительные материалы ____________________31





Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной занятости для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с идеями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010), программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего начального образования (2010). Направленность программы является художественно-эстетической, по функциональному предназначению-учебно-познавательной. Внеурочная занятость направлена на формирование интеллектуальных и духовных качеств личности обучающихся, приобщения к искусству, развития творческих способностей, овладение способами художественной деятельности. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также красоте природы и окружающего мира. Актуальность программы В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания особая роль принадлежит изобразительному искусству. Данные занятия учат видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус, усидчивость, чувство взаимопомощи, воспитывают целеустремлённость, дают возможность творческой самореализации личности. Занятиях изобразительным искусством направлены на приобщение обучающихся к народной культуре, изучению народных традиций. Педагогическая целесообразность Программа направлена на формирование духовности обучающихся, достигающегося через мастерство и труд, на приобщение детей к творчеству. Основная цель программы: Формирование творческой и созидающей личности, приобщение обучающихся к искусству и духовному достоянию своей Родины. Данная цель реализуются в конкретных задачах обучения: Воспитательная-воспитание эстетических чувств, обогащение нравственных представлений о культуре России; формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество; преемственность духовного опыта посредствам произведений искусств; Художественно-творческая-развитие воображения, творческих способностей, умений и навыков в различных видах искусства; развитие нестандартных решений творческих идей;развитие способностей проявления художественной культуры в реальной жизни. Техническая-освоение первоначальных знаний о различных видах искусства, практических приёмов и навыков изобразительного мастерства. Занятия в целом способствуют разностороннему гармоничному развитию личности, раскрытию творческих способностей обучающихся.

Принцип построения программы: Основные дидактические принципы программы: доступность, наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа по внеурочной занятости предусматривает чередование индивидуального художественного творчества и коллективной творческой работы, освоение обучающихся различных художественных инструментов и материалов(акварель, гуашь, мелки, пластилин, цветная и белая бумага и т.д.), включает в себя живопись, скульптуру, виды декоративно-прикладного искусства. Процесс работы предполагает: -сотворчество учителя и обучающегося; -диалогичность; -чёткость поставленных задач и решение в процессе работы; -освоение традиций художественной культуры и поиск личностно-значимых смыслов.

Практическая творческая работа с целью овладенияпрактическими умениями и навыками проявляется в следующих направлениях:

-использование различных художественных материалов, приёмов, техник;

-изображение окружающего мира( природы, животных, человека);

-использование в художественно-творческой работе основ цветоведения;

-использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, аппликации;

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы под руководством воспитателя;

-сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

Возраст детей

Данная образовательная программа предусмотрена для обучающихся 1и 2 класса.

Сроки реализации программы

Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов-68 ч. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.

В структуру программы входят разделы, каждый из разделов содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть( первоначальные сведения о видах искусства, воспитывающую часть( эстетическое значение произведений искусства, бережное к ним отношение), практическая часть( выполнение творческих работ учащимися).

Формы занятий

В процессе развития творческих способностей у детей необходимы как индивидуальный подход к каждому обучающемуся, так и обучение в коллективе. В связи с этим, данная программа сочетает групповые, коллективные и индивидуальные формы обучения. Коллективные занятия необходимы для воспитания работы в команде, чувстве взаимопомощи и взаимовыручке.

Методы обучения:

Для развития творческой деятельности и формирования художественных навыков программой предусмотрено:

-создание мотивации к творческой работе обучающихся, за счет увлекательной атмосферы занятий;

-создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от самостоятельной деятельности;

-применение проблемных ситуаций в решении творческих задач;

-наличие не только исполнительского, но и творческого компонентов в заданиях;

Программа рассчитана не только на копирование художественных произведений, но и на проявление фантазии обучающихся, на воплощение замысла.

Практические занятия уроков ориентированы на развитие художественного восприятия и художественных навыков.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а так же практические упражнения.

Беседа-метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения- целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности.
Необходимо учитывать важность самостоятельной работы, которая способствует развитию самостоятельного творчества у обучающихся. Широко применяются наглядные материалы, важные для более полного восприятия материала.

Режим занятий

Занятия по программе построены с учётом Санитарно-эпидемиологических требований, и учебным планом образовательного учреждения. Занятия проходят один раз в неделю по одному часу.

Форма занятий- групповая.

Структура занятий: занятие длится 40 минут. Во время занятий педагог уделяет внимание эмоционально-физическому и психическому состоянию обучающихся. Педагог сопровождает обучающихся на занятие и по его окончанию. После занятий необходимо проветривание кабинета, а также влажная уборка.

При проведении занятий педагог применяет здоровье сберегающие технологии: физкультминутки.

Педагог взаимодействует с родителями обучающихся: сообщает содержание занятий, уровень выполнения работ, даёт необходимые консультации.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате обучения на занятиях обучающиеся должны знать:

-основные жанры изобразительного искусства;

-особенности работы различными художественными материалами(акварельными, гуашевыми красками, мелками, пластилином, бумагой);

-особенности работы различными художественными инструментами;

- правила смешивания основных цветов;

- художественные народные промыслы России (городецкая, хохломская роспись, дымковская игрушка, гжель).

Обучающиеся должны уметь:

-правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;

-лепить простейшие объекты действительности, фигурки народных игрушек;

-составлять простые аппликационные композиции из цветной бумаги;

-выполнять простейшие композиции из бумаги;

-выполнять узоры в полосе, круге.

Полученные художественные навыки обучающиеся могут использовать в практической деятельности и в повседневной жизни для самостоятельной деятельности.

Планируемые результаты освоения внеурочной занятости.

Личностные результаты.

В ценностно-эстетической сфере у второклассников будут формироваться:

-эмоционально-ценностное отношение к миру;

-художественный вкус;

-навыки использования различных художественных материалов для работы в различных техниках;

-стремление использование художественного умения для создания красивых вещей;

-обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

-мотивации и умений организовывать самостоятельную художественную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

-способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности.

Содержание программы

Внеурочная занятость

2 класс (34 ч)

Изобразительное искусство-наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На данном этапе возраста он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

Цель: Обучение основам изобразительного искусства.

Ведущие темы:

Золотая осень (10 ч.)

Темы занятий: «Цвета осени», «Осенние листья», «Дары осени», «Осенний орнамент», «Подарки осени», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Осенний лес», «Осенние фантазии», «Моё животное».

Красавица зима.(8 ч.)

Темы занятий: «Птицы - наши друзья», «Узоры зимы»,«Зимние забавы», «Неповторимые снежинки», «Лесная красавица», «Новогоднее поздравление», «Новогодняя игрушка», «Мастера Гжели»

Весна- красна (10 ч.)

Темы занятий: «Весна пришла!», «Русский кокошник», «Сказочная птица», «Удивительные рыбы», «Птицы прилетели», «Веточки мимозы», «Поздравления мамам», «Весенняя радуга», «Салют Победы», «Каменный цветок».

Здравствуй лето! (6 ч.)

Темы занятий: «Цветочная поляна», «Городецкая роспись», «Животные леса», «Моя семья», «»Матрёшка-русская красавица», «Лето».

Темы предполагают рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры ( птиц, рыб, цветов) с передачей цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать очертания, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать своё отношение к изображаемым объектам.

Учебно-тематический план 1 класс

№ п.п

Наименование разделов, тем

количество часов

1

Золотая осень

10

2

Красавица зима

8

3

Весна- красна

10

4

Здравствуй, лето!

6

Всего

34

Календарно-тематическое планирование 1 класс (34 часа)

Раздел

Дата

Тема урока

Тип урока

количество часов

Планируемые результаты

Золотая осень

(10 ч.)

«Цвета осени»

Вводный

1 час

Знать приёмы получения новых цветов, оттенков.

Уметь изображать разнообразные цветовые пятна на основе смешивания основных цветов палитры.

«Осенние листья» аппликация

Комбинированный

1 час

Знать понятие «аппликация».

Уметь создавать декоративную композицию с применением цветной бумаги.

«Дары осени»

Создание композиции на заданную тему.

Комбинированный

2 час

Знать понятие «натюрморт»

Уметь определять центр композиции.

«Подарки осени»

Лепка пластилином

Комбинированный

2 час

Уметь выполнять фрукты, овощи из пластилина.

Дымковская игрушка»

Лепка пластилином

Комбинированный

2 час

Иметь представление о декоративно-прикладном искусстве.

Знать о возникновении дымковской игрушке.

Уметь выполнять игрушку-!!!, используя пластилин.

«Осень» Коллективная работа

Комбинированный

2 час

Уметь выполнять работу акварелью методом «по сырому».

Красавица-зима (8 ч.)

«Узоры зимы»

Зарисовки различных узоров гуашью.

Комбинированный

2 час

Знать понятие «хроматические цвета»

Уметь выполнять узоры, используя белый и чёрный цвета.

«Лесная красавица»

Зарисовки новогодней ёлки.

Комбинированный

2 час

Знать основные и дополнительные цвета.

Уметь выполнять зарисовки

«Новогоднее поздравление»

Изготовление открытки.

Комбинированный

2 час

Знать понятие «декоративное оформление»

Уметь выполнять декоративные работы

«Новогодняя игрушка»

Изготовление игрушки - коллективная работа.

Комбинированный

2 час

Уметь выполнять совместно новогоднюю игрушку «фонарик».

Весна - красна

(10 ч.)

«Сказочные птицы»

Комбинированный

2 час

Знать о делении цветов на тёплые и холодные.

Уметь выполнять птиц тёплыми и холодными цветами.

«Бабочка»

Комбинированный

2 час

Знать понятие симметрия. Уметь выполнять симметричные фигуры в цвете.

«Поздравление мамам»

Изготовление открытки на 8 Марта.

Комбинированный

2 час

Знать понятие историю открыток.

Уметь выполнять открытку с декоративным оформлением.

«Весенняя радуга»

Зарисовки радуги с применением основных и дополнительных цветов.

Комбинированный

2 час

Уметь получать новые цвета путём смешивания основных цветов.

«Птицы прилетели»

Аппликация- коллективная работа.

Комбинированный

2 час

Знать понятие «аппликация».

Уметь создавать сюжетную композицию с применением цветной бумаги.

«Здравствуй, лето!»

(6 ч)

Комбинированный

2 час

Уметь создавать сюжетную композицию с применением акварельных красок.

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Дата

Тема урока

Тип урока

количество часов

Планируемые результаты

Золотая осень

(10 ч.)

«Осенние фантазии»

Работа с сухими листьями

Комбинированный

1 час

Уметь выполнять композицию из сухих листьев, опираясь на воображение.

«Дары осени»

Создание композиции на заданную тему.

Комбинированный

1 час

Знать понятие «натюрморт»

Уметь определять центр композиции.

«Осенний орнамент»

Составление орнамента растительных форм.

Комбинированный

2 час

Знать понятие «орнамент»

Уметь выполнять орнамент, используя растительные элементы.

«Хохлома»

Составление простого узора из элементов хохломской росписи.

Комбинированный

2 час

Иметь представление о декоративно-прикладном искусстве.

Знать о хохломской росписи.

Уметь выполнять элементы хохломской росписи.

«Дымковская игрушка»

Лепка пластилином

Комбинированный

2 час

Иметь представление о декоративно-прикладном искусстве.

Знать о возникновении дымковской игрушке.

Уметь выполнять игрушку-!!!, используя пластилин.

«Осенний лес»

Пейзаж осеннего леса.

Комбинированный

2 час

Знать понятие «пейзаж»

Уметь кистью и красками наносить мазки и цветовые пятна с целью создания изображения осеннего леса.

Красавица зима

(8 часов)

«Птицы - наши друзья»

Лепка пластилином.

Комбинированный

1 час

Уметь выполнять форму птиц, работая целым куском пластилина.

«Узоры зимы»

Зарисовки различных узоров гуашью.

Комбинированный

1 час

Знать понятие «хроматические цвета»

Уметь выполнять узоры, используя белый и чёрный цвета.

«Зимние забавы».

Моделирование из бумаги. Коллективная работа.

Комбинированный

1 час

Уметь конструировать из бумаги. Уметь работать в группе.

«Неповторимые снежинки»

Вырезание из бумаги.

Комбинированный

1 час

Уметь создавать формы из бумаги при помощи ножниц.

«Лесная красавица»

Зарисовки новогодней ёлки.

Комбинированный

1 час

Знать основные и дополнительные цвета.

Уметь выполнять зарисовки

5

«Новогоднее поздравление»

Изготовление открытки.

Комбинированный

1 час

Знать понятие «декоративное оформление»

Уметь выполнять декоративные работы

«Новогодняя игрушка»

Изготовление игрушки.

Комбинированный

1 час

Уметь выполнять новогоднюю игрушку «фонарик».

«Мастера Гжели»

Декоративное рисование.

Комбинированный

1 час

Знать об искусстве Гжели.

Уметь выполнять простой узор по готовым образцам.

«Весна-красна»

(10 ч)

«Весна пришла!»

Весенний пейзаж.

Комбинированный

1 час

Знать понятие «пейзаж»

Уметь кистью и красками наносить мазки и цветовые пятна с целью создания изображения весеннего пейзажа.

«Русский кокошник»

Комбинированный

2 час

Знать о декоративном оформлении кокошника.

Уметь выполнять декоративные работы на готовом образце.

«Сказочная птица»

Зарисовки сказочных птиц

Комбинированный

2 час

Умение воплощать фантазию в работе, применять разнообразные материалы: акварель, мелки.

«Птицы прилетели»

Аппликация.

Комбинированный

2 час

Знать понятие «аппликация».

Уметь создавать сюжетную композицию с применением цветной бумаги.

«Веточки мимозы»

Аппликация, работа с различными видами бумаги.

Коллективная работа.

Комбинированный

1 час

Знать понятие «обрывная аппликация».

Уметь создавать декоративную композицию с применением различных видов цветной бумаги

«Поздравление мамам»

Изготовление открытки на 8 Марта.

Комбинированный

1 час

Знать понятие историю открыток.

Уметь выполнять открытку с декоративным оформлением.

«Каменный цветок»

Лепка пластилином по мотивам уральских сказов.

Комбинированный

1 час

Знать о творчестве Бажова.

Уметь выполнять форму цветка, применять фантазию.

«Здравствуй, лето!»

(6 ч)

6

«Цветочная поляна»

аппликация

Знать понятие «аппликация».

Уметь создавать сюжетную композицию с применением цветной бумаги.

Городецкая роспись.

Выполнение элементов цветов городецкой росписи.

Комбинированный

2 час

Иметь представление о декоративно-прикладном искусстве.

Уметь выполнять элементы цветов в городецкой росписи.

Городецкая роспись.

Выполнение гирлянды цветов городецкой росписи.

Комбинированный

2 час

Животные зоопарка

Лепка

Знать о животных зоопарка

Уметь выполнять форму животных пластилином.

Портрет «Моя семья»

Выполнение портрета

Знать понятие «портрет»

Уметь выполнять портрет семьи.

Матрёшка-русская красавица.

Иметь представление о декоративно-прикладном искусстве.

Знать о возникновении матрёшки.

Уметь выполнять роспись матрёшки по готовому образцу.

«Лето»

Выполнение коллажа.

коллективная работа

Знать понятие «коллаж».

Уметь выполнять коллаж на заданную тему.

Список литературы Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». В.Б. Косминская
Москва «Просвещение», 1981 г.
  1. «Весёлые игры». Р. Гибсон
Москва «Росмен», 1997 г.
  1. «Калейдоскоп чудесных ремёсел». Ю.Б. Гомозова
Ярославль «Академия, К», 1999 г.
  1. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина». В.С. Горичева
Ярославль «Академия К», 1998 г.
  1. «Роспись по дереву». Х.И. Махмутова
Москва «Просвещение», 1987 г.
  1. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры». М.И. Нагибина
Ярославль «Академия К», 2000 г.
  1. «Игрушки из бумаги». С. Афонькин
Санкт- Петербург, 2000 г.
  1. «Народные художественные промыслы». О. Попова
«Лёгкая и пищевая промышленность», 1984 г.
  1. «Мир культуры» (энциклопедия) О. Чернякевич
Смоленск «Русич», 2001 г.
  1. «Учимся рисовать». Г.П. Шалаева
Филологическое общество «Слово», 2004 г.
  1. «Искусство». К. Ноден
Москва «Астрель», 2001 г. 12. «Сказочная гжель». Ю.Г. Дорожин Москва «Мозаика - Синтез».
  1. «Городецкая роспись». Ю.Г. Дорожин
Москва «Мозаика - Синтез». 14. «Филимоновские свистульки». Ю.Г. Дорожин Москва «Мозаика - Синтез».
  1. «Жостовский букет». Ю.Г. Дорожин
Москва «Мозаика - Синтез.
  1. «Дымковская игрушка». Т.Я. Шпикалова
Москва «Мозаика - Синтез».
  1. «Хохломская роспись». Л.В. Орлова
Москва «Мозаика - Синтез».
  1. «Народные умельцы». В. Амоков
Верхне-Волжское издательство, 1990 г.
  1. «Русская народная живопись» С.К. Шегалова

Москва, 1984 г.



Учебные и творческие задания для обучающихся

Каталог учебно-наглядных пособий (презентации) Наглядные пособия: Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала. Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком - либо образце или выполнении определённого задания, способствуют более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы. К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся красочные таблицы графического изображения. Наглядным пособием служит и различный иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о видах народной игрушки, её истории, о декоративно - прикладном искусстве.




№ Тема раздела название пособие количество 1 Золотая осень слайды книги, иллюстрации 1 2 Красавица зима книги, иллюстрации 2 3 Весна- красна книги, иллюстрации 2 4 Здравствуй, лето! книги, иллюстрации 2

Каталог учебного оборудования и расходного материала

Для выполнения художественных работ необходимы оборудование, инструменты, материалы.

оборудование

материалы

инструменты

видеоматериалы

аудиоматериалы

столы

природные материалы: сухие листья

Кисти: белка, пони № 2,3,4,5,6

стулья

Бумага: белая и цветная формата А3, А4. Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий).

раковина

Картон: белый и цветной

Линейки

освещение

Карандаши: простые, цветные

Резинки

доска

Краски: гуашь, акварель

пластилин

Фломастеры

восковые мелки цветные

Текстильные материалы: лента, кружево, тесьма

Материалы для декорирования: стразы, бусы, пайетки

Клей: для бумаги, ПВА

Салфетки

Материалы по изучению личности ребёнка и педагогическому взаимодействию

Тестирование

ТЕМА «Ориентация в жизни»

.

Цель: организация самопознания с помощью проективного теста, выявление психологической дистанции между учащимися класса в процессе игровой деятельности.

Форма: игровая деятельность.
Подготовительная работа.

Для проведения диагностической части занятия учащимся потребуется листок бумаги и ручка. Игры на взаимопонимание лучше проводить в большом помещении.
Ход занятия.

1. Психологический настрой. На этом занятии в качестве психологического настроя можно использовать игру «Я - неодушевленный предмет». Игра заключается в следующем. Сначала предлагается выбрать для себя неодушевленный предмет. Все по очереди сообщают, что они выбрали, например, «я - зеркало», «я - дерево» и т.д. Дальше каждому предлагается, вжившись в образ этого предмета, рассказать о том, как ему живется. Педагог должен внимательно наблюдать за всем происходящим, тогда можно получить много информации о внутреннем мире школьника, его проблемах и его самочувствии. Ведь школьники будут от лица неодушевленного предмета невольно говорить о своих проблемах, да и предмет выбирается не случайно.

2. Основная диагностическая часть. В качестве диагностической методики на этом занятии мы предлагаем использовать упрощенный вариант проективного психологического теста «Прогулка по лесу». Учащимся предлагается представить, что они будут совершать мысленно прогулку по лесу, где с ними может произойти все, что угодно. Нужно внимательно слушать и все, что представили, подробно записывать на листочке. Итак, вы идете по лесу. 1. Представьте себе, какой это лес: светлый или темный, редкий и просторный или частый и густой. Идете вы по тропинке или сами прокладываете путь. Запишите. 2. Вы идете и видите на земле чашу (чашку). Представьте себе ее и опишите в подробностях: чистая она или грязная, какого цвета, из чего сделана, прочная или хрупкая. Запишите. 3. Вы встречаете препятствие, например, заросли кустарника или завал из деревьев. Что вы будете делать? Запишите. 4. Вы идете дальше и подходите к дому. Рассмотрите его и опишите, как он выглядит. Затем войдите в дом. Что вы там увидели? Опишите тоже подробно. Теперь представьте, что вы там делаете? Запишите.

5. Вы выходите из дома и снова идете по лесу. Вдруг вы встречаете очень страшного волка. Опишите свои действия. Вы справились, наконец, с волком и пошли дальше, подошли к озеру. Что вы станете делать запишите. 7. Наконец вы подходите к совершенно непонятному препятствию. Это огромной высоты стена, и стена эта такая длинная, что ее невозможно обойти. Что вы будете делать? Запишите. Анализ результатов можно провести прямо в классе. Правда, не все учащиеся сообщат о том, что они написали. Поэтому мы рекомендуем рассказать всем интерпретацию теста, объяснив на примере желающих поделиться своими записями вслух. Затем обязательно соберите листочки, и вы получите много сведений о самочувствии школьников в классе и в семье.

Интерпретация данных

Каждая из предложенных ситуаций большинством людей воспринимается одинаково.

1. Лес - это общество, социальная среда, в которой живет человек. Характеристика леса - это восприятие и отношение человека с данной средой. Если нет страха перед будущим и перед обществом, то лес, как правило, светлый и просторный. Уверенность и отсутствие тревожности проявится в наличии тропинки или дороги. Если же школьник не уверен в себе, испытывает страх перед людьми и жизнью в целом, то лес у него темный, полный теней и неизвестности, а тропинку он не видит. Наконец, может быть и такая ситуация, когда лес темный или слегка видны просветы, а школьник сам прокладывает путь. Это говорит о неуверенности и боязни, но настойчивости и попытке преодолеть свой страх перед жизнью. Коротко говоря, первая ситуация характеризует уровень социализации ученика, его адаптации к взрослой жизни.

2. Описание чаши или чашки психологи связывают с восприятием человеком самого себя, с самооценкой, отношением к себе. Так, чистая чаша - это восприятие себя как положительного человека, грязная - критичное отношение к себе и самоосуждение. Цвет чаши тоже может дать некоторую информацию о человеке. Голубая чаша связана с высокой моральностью, красная - с активностью, зеленая - с интроверсией и стремлением к лидерству, фиолетовая - с эмоциональностью и склонностью к искусству. Белая чаша олицетворяет чистоту и невинность. Материал чаши тоже имеет значение. Так, хрупкость говорит о неуверенности. Дорогая антикварная чаша свидетельствует о высокой самооценке.

3. Описание того, как преодолевалось или не преодолевалось препятствие, говорит об умении преодолевать трудности. Если человек идет в напролом, то он сам справляется с трудностями и о нем говорят как о человеке, приспособленном к жизни, самостоятельном. Если обходит завал или, хуже того, придумывает еще какие-то виды препятствий, то это не приспособленный человек, не умеющий преодолевать трудности или любящий их создавать себе сам. 4. Дом всеми людьми связывается с семьей. Описание самого дома характеризует восприятие школьником своей семьи. Прочный и старый дом (избушка из дерева, большая деревенская изба и т.п.) - это хорошая семья, в которой подростку уютно и там он защищен. Иногда описывают многоэтажный дом. Это говорит о том, что школьнику уделяется мало внимания в семье, там и без него много детей или проблем и на всех внимания не хватает. Каков дом внутри и как ведет себя человек, говорит об отношениях в семье. Если уютно и светло и школьник наслаждается теплом в доме, в семье ему хорошо и он еще долго будет ощущать себя ребенком. Темные комнаты, паутина, грязь говорят о неблагополучии семьи, одиночестве подростка и его незащищенности. 5. То, как человек справляется с волком, говорит о его умении преодолевать свои страхи. Если побежал домой за чем-либо, то от страхов человек ищет защиты у мамы или папы. Если пытается уговорить волка, то страх загоняется внутрь себя и повышается тревожность. Иногда пишут, что достали оружие, например, топор и победили волка. Это тревожный симптом, такой человек агрессивен, озлоблен и «носит» на всякий случай оружие против любого, кто посмеет приблизиться к нему.

6. Озеро обычно не интерпретируется, однако можно предположить, что по поведению у озера можно судить об активном отношении к жизни, если в озеро попытались войти, замочили ноги или искупались.

7. Непреодолимая стена - это как что-то такое, что может быть после смерти, и поведение около нее может говорить об отсутствии или наличии страха смерти. Если хочу заглянуть за стену, пытаюсь влезть на дерево для этого, то не испытываю страха смерти, и наоборот.

Игра на взаимопонимание. Игра «Ассоциации» Один из участников выходит за дверь. Группа выбирает человека, которого должен вычислить «водящий». Затем водящий входит и начинает задавать вопросы такого характера: «Если бы этот человек был литературным героем, то каким?», «Если это погода, то какая?», «Если это животное, то какое?», «Если это цвет?», «Если это дерево?».Запах, время года, историческую эпоху, воинское звание, мебель - все, что угодно, можно использовать в вопросах. Водящий может выбирать, кому какой опрос задать, чтобы, как ему кажется, получить наиболее ценную информацию для выполнения задачи отгадывания. Игра обычно проходит живо и легко. «Загаданному» она дает огромное количество обратных связей. Какие-то ассоциации вызывают приятные чувства, какие-то вызывают протест. Наибольшее удивление (вызывает у школьников то, что можно точно узнать человека, ассоциируя его с такими различными вещами. Как правило, «загаданным» хочет быть почти каждый. Иногда игра продолжается и после занятий. Педагог наблюдает за происходящим и так же, как школьники, узнает о них много нового. Можно рискнуть и предложить «загадать» себя.

Признаки положительных качеств

Коллективизм, гуманизм

1. Ответственность за свое поведение перед коллективом.

2. Ответственность за поведение товарищей.

3. Умение противостоять безнравственному поведению и отрицательному примеру.

4. Умение учитывать мнение товарищей.

5. Вежливость, тактичность.

Трудолюбие

1. Потребность в постоянном труде.

2. Умение использовать в труде свои силы и способности.

3. Эстетическое отношение к труду.

4. Объективная оценка своего и чужого труда.

5. Самовоспитание трудовых умений и навыков.

Честность

1. Правдивость.

2. Самокритичность.

3. Совестливость, стыдливость.

4. Верность данному слову.

5. Преданность дружбе.

Отношение к учебе

1. Устойчивый интерес к учению.

2. Добросовестность в выполнении учебной работы в школе и дома.

3. Умение учиться.

4. Самоконтроль и самооценка знаний.

5. Умение преодолевать трудности.

Саморегуляция поведения

1. Самодисциплина.

2. Самообладание, самоконтроль.

3. Требовательность к себе и другим.

4. Умение отказываться от соблазнов и неразумных желаний.

5. Преодоление страха.

Эмоциональная восприимчивость

1. Понимание других людей. Чувство красоты.

2. Дружелюбие.

3. Чуткость, сострадание.

4. Чувство меры в самовыражении.

5. Оптимистичность.

Отрицательные признаки личностных качеств

Коллективизм

1. Честолюбие.

2. Безответственность.

3. Податливость дурному влиянию.

4. Эгоистичность.

5. Противопоставление себя коллективу.

Трудолюбие

1. Пассивность в труде.

2. Леность.

3. Неопытность.

4. Недобросовестность.

5. Иждевенчество.

Честность

1. Неискренность.

2. Беззастенчивость.

3. Наглость.

4. Подхалимаж.

5. Беспринципность.

Отношение к учебе

1. Нелюбознательность.

2. Нежелание учиться.

3. Неумение логически мыслить.

4. Отвращение к учебе.

Саморегуляция поведения

1. Неустойчивость.

2. Нерешительность.

3. Неуравновешенность.

4. Недисциплинированность.

5. Склонность к конфликтам.

Эмоциональная восприимчивость

1. Уход в себя.

2. Отчужденность.

3. Озлобленность.

4. Драчливость.

5. Пассивность.

6. Подозрительность.

Положительные качества

Отрицательные качества









Направление "СЕМЬЯ" Методика изучения взаимоотношений в системе "родители - ребенок" Это изучение начинается с первой встречи с родителями учащихся.

Анкета для родителей N 1

  1. Какие положительные качества своего ребенка Вы можете назвать?
  2. Какие положительные качества ребенка Вы считаете самыми главными?
  3. Какие отрицательные качества своего ребенка Вы можете назвать?
  4. Какие из них Вам более всего не нравятся и хотелось бы помочь ребенку их исправить?
  5. Каким Вы хотели бы видеть своего ребенка в конце учебного года? В год окончания школы?

Анкета для родителей N 2 Эта анкета поможет изучить микроклимат семьи, ее нравственные приоритеты. 1. Проранжируйте понятия по степени значимости для Вас и Вашего ребенка (как вы думаете). Для меня самое главное, чтобы у моего ребенка было хорошее: Для моего ребенка самое главное, чтобы у него было хорошее: питание
питание
здоровье
здоровье
друзья
друзья
работа
работа
учеба
учеба
взаимоотношения с родными
взаимоотношения с родными
любовь
любовь
деньги
деньги
образование
образование
жилье
жилье
Для определения семейных стереотипов в отношении собственного ребенка можно использовать ассоциативный тест "Ребенок глазами родителей, семья глазами ребенка". Это изучение можно проводить параллельно как с детьми, так и с родителями. 2. Напишите, какие ассоциации возникают у Вас, когда вы слышите имя Вашего ребенка?

Анкета для детей

  1. Напишите какие ассоциации возникают у вас при словосочетании "твоя семья"?
2. Проранжируйте понятия по степени значимости для Вас и Ваших родителей (как вы думаете).

Для меня самое главное, чтобы у меня было хорошее: Для моих родителей самое главное, чтобы у меня было хорошее: питание
питание
здоровье
здоровье
друзья
друзья
работа
работа
учеба
учеба
взаимоотношения с родными
взаимоотношения с родными
любовь
любовь
деньги
деньги
образование
образование
жилье
жилье


Эта информация, полученная одновременно от родителей и от детей, поможет определить положение ребенка в семье, желание родителей знать своего ребенка, его проблемы, его внутреннее состояние. По результатам исследования можно и нужно проводить тематические консультации по проблемам, которые волнуют или сходны у нескольких семей. Тематическую диагностику можно проводить при подготовке к родительским собраниям. Это вызывает у родителей интерес, заставляет взглянуть на ребенка, требует более ответственного отношения к роли отцов и матерей.

Психологический практикум "Познай самого себя"

АВТОПОРТРЕТ "Авто"в переводе с греческого означает "сам", таким образом, автопортрет - это сам"+" портрет, то есть изображение автором самого себя в художественном произведении. Жанр автопортрета занимает в искусстве особое место. Некоторые художники, такие как Рембрант, А. Дюрер, 3. Серебрякова, чаще других обращаются к такому жанру, изображали себя в разные годы жизни. Иногда они изображают себя свидетелями и участниками тех или иных исторических событий, как К. Брюллов в "Последнем дне Помпеи" или Рафаэль в "Афинской школе". Работа над автопортретом - осмысление художником своего характера, достоинств и недостатков, своих взглядов на окружающий мир.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ РИСУНКОВ

Голова

Большая голова - интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Маленькая голова - интеллектуальная или социальная неадекватность. Нечеткая голова- застенчивость, робость. Шея - орган, символизирующий связь между сферой контроля (головной) и сферой влечений (телом). Подчеркнутая шея - потребность в защитном интеллектуальном контроле. Чрезмерно крупная шея - стремление контролировать импульсы. Длинная тонкая шея - торможение, регрессия. Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и желаниям. Плечи, их размеры - признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой или властью. Плечи мелкие - ощущение малоценное™, ничтожности. Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожности, защиты. Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Туловище

Туловище угловатое или квадратное - мужественность. Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектов потребностей. Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности. Лицо - черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов - сенсорный контакт с действительностью. Лицо подчеркнуто - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость. Выражение лица подобострастное - незащищенность. Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытость, возможны чувства деперсонализации и отчужденности. Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать. Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности. Уши слишком подчеркнуты - возможны слуховые галлюцинации. Встречается у особо чувствительных к критике. Уши маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушать ее. Большие уши - чувствительность к критике. Глаза большие - озабоченность, чувствительность к общественному мнению. Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность. Глаза выпучены - грубость, чертвость. Глаза маленькие - погруженность в себя, самопоглощенность. Подведенные глаза - грубость, черствость. Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя. Полные губы - женственность. Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Рот впалый - пассивная зависимость. Отсутствие рта - депрессия, проблемы в общении. Нос широкий, выдающий , с горбинкой - презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами. Ноздри - примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы - агрессивность. Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.

Волосы Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней). Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мышлением или воображением. Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову, - субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности Руки - орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях. Широкие руки (размах рук) - интенсивное стремление к действию. Руки шире у ладони или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля. Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка. Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромисс (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений. Руки длинные и мускулистые- субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления, активная вовлеченность в события внешнего мира. Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособленность в межперсональных отношениях. Руки напряженные и прижатые к телу - неповоротливость, ригидность. Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности. Руки слишком крупные - сильная потребность к лучшей жизни. Хрупкие руки - физическая или психическая слабость. Скованные руки - жесткая, замкнутая личность. Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте. Деформация или акцентированные руки или ноги на левой стороне - социально ролевой конфликт. Руки изображены близко к телу - напряжение. Большие руки или ноги - грубость, черствость. Сужающиеся руки или ноги - женственность. Руки длинные - желание чего-то достигнуть, завладеть чем- либо. Руки длинные и слабые - зависимость, потребность в опеке. Руки, повернутые в стороны, достающее что-то - зависимость, желание любви, привязанность. Руки, вытянутые по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. Руки сильные - агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достигнутого. Руки как боксерская перчатка - вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах - чувство вины, неуверенность в себе. Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре - фигура воспринимается как не любящая, отвергающая, не поддерживающая. Пальцы отделены (обрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость. Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции. Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия. Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие. Пальцы длинные - открытая агрессия. Пальцы сжатые в кулаки - бунтарство, протест. Кулаки, прижатые к телу - вытесненный протест. Кулаки далеко от тела - открытый протест. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) - враждебность. Пальцы одномерные, обведены петлей - сознательные усилия против агрессивности чувства. Ноги непропорционально длинные - сильная потребность в независимости и стремление к ней. Ноги слишком короткие - чувство физической или психологической неловкости. Рисунок начат со ступней и ног - боязливость. Ступни не изображены - замкнутость, робость. Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность). Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремлении к независимости. Ноги отсутствуют - робость, замкутость, нестабильность. Ноги акцентированы - грубость, черствость. Ступни - признак подвижности (физиологической или психологической ) в межперсональных отношениях. Ступни непропорционально длинные - потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность. Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость.

Поза Лицо изображено так, что виден затылок - тенденция к замкнутости. Голова в профиль, тело в анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении. Человек, сидящий на краешке стула - сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение. Человек, изображенный в беге - желание убежать, скрыться от кого-либо. Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам - отсутствие личного равновесия. Человек без определенных частей тела - указывает на отвержение, неприятие человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных). Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.

Человек в плавном беге - хорошая приспособляемость

Игры №1.Игра-головоломка «Слово по вертикали».

(индивидуальная, коллективная).

Игра сконструирована по теме: «Искусство».

№2. Игра «Ориентирование в произведениях художников мифологического жанра».

(закрепить и проверить после соответствующих объяснений первичную ориентировку детей в различении произведениях художников мифологического жанра).

№3. Игра «Передник Матрёшки»

Игра проводится на уроке декоративного рисования в начальных классах после ознакомления учащихся с Загорской, Семеновской, Полхов-Майданской игрушкой.

Контрольно-измерительные материалы (тесты, анкета, мини проэкт,калаш)

Мониторинг образовательных результатов

Вид контроля

Методы диагностики результата

1

Вводный

Исследование воспитанника

2

промежуточный

Выставка рисунков.

Коллективные работы по темам

3

итоговый

Письменный опрос (тесты)

итоговые работы по разделам

Составление коллажа

Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по художественному творчеству:

-Владеет приёмами работы художественными инструментами ( кистями, карандашами и т.д);

-Умеет выполнять работы с применением различных художественных материаламов(акварельными, гуашевыми красками, мелками, пластилином, бумагой);

-Умеет самостоятельно выполнять простые рисунки, зарисовки;

- Знает основы цветоведения ( умеет правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски);

- Владеет техникой аппликация, умеет составлять простые аппликационные композиции из цветной бумаги;

- Умеет лепить простейшие объекты действительности, фигурки народных игрушек;

-Умеет выполнять узоры в полосе, круге;

-Имеет представление о художественных народных промысла России (городецкая, хохломская роспись, дымковская игрушка, гжель); -Эмоциональность, содержательность, оригинальность работы; -Умеет работать как самостоятельно, так и в команде;

- Знание основных жанров изобразительного искусства; -Применение в работе фантазии и креативности.

Диагностические критерии технических навыков и умений оценки детских работ по художественному творчеству: • Способность рисования по замыслу; • Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков; • Отсутствие изобразительных штампов; • Уровень воображения, фантазии; • Использование в работе разных способов лепки.

Анкета( чему я научился)


Тесты




п\п


Тестовые задания


ответ


баллы


1


Можно ли сказать, что искусство помогает человеку в жизни?


Да

нет


2.


Может ли картина выражать характер человека?


Да

нет


3


Можно ли общаться с художником, если он жил в другую эпоху?


Да

нет


4


Изобразительное искусство - это:

а) временное искусство

б) пространственное искусство



а)

б)


5


Выделите из перечисленных ниже основные цвета:

а) желтый

б) фиолетовый

в) зеленый

г) синий

д) красный



а)

б)

в)

г)

д)


6


С помощью каких материалов изображает художник?

а) бумага

б) музыкальные инструменты

в) холст

г) кисть

д) дирижерская палочка

е) краски



а)

б)

в)

г)

д)

е)


7


От смешивания каких основных цветов получаются цвета составные:


  1. Оранжевый а) желтый и синий


  2. Зеленый б) красный и синий


  3. Фиолетовый в) желтый и красный




1)

2)

3)


8


Определить соответствие между видами изобразительной деятельности и необходимыми для них материалами:


  1. Рисование а) пластилин д) глина


  2. Лепка б) ножницы е) клей


  3. Аппликация в)бумага ж) кисть


г) краски з)куски ткани

и)тесто




1)

2)

3)


9


До сих пор людей радует разнообразие изделий народных промыслов, разбросанных по стране. Найдите соответствие между названием народных промыслов и направлением их деятельности:


  1. Жостово


  2. Хохлома


  3. Палех


  4. Городец


а) роспись по дереву

б) лаковая миниатюра

в) роспись по металлу




1)

2)

3)



© 2010-2022