Урок по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фамилия, имя, отчество

Чамрова Татьяна Васильевна

Район

Павловский

Место работы

МБОУ СОШ № 7 г. Павлово

Должность

Учитель начальных классов

УМК

Перспектива

Тема урока

Зона арктических пустынь

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Цель урока:

1.Сформировать у уч-ся понятие зоны арктических пустынь "АРКТИКА";

2.Воспитывать бережное отношение к природе

Планируемые результаты

Предметные результаты

- иметь представление о понятии « зона арктических пустынь»

- находить и показывать на физической карте и карте природных зон зону арктических пустынь

-характеризовать природные условия, флору и фауну этой зоны

-приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь

Метапредметные результаты

-формулировать тему урока

-сопоставлять строение тела животного с условиями их жизни и питания

-выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни в зоне Арктики

- осуществлять самопроверку по тексту учебника

- устанавливать причинно- следственные связи между прохождением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь

-работать в группе

-узнавать по рисунку учебника животный мир зоны арктических пустынь

Личностные

-осознавать необходимость бережного отношения к флоре и фауне Арктики

Оборудование:

у учителя:

-ноутбук , мультимедийный проектор, экран,

карта "Природные зоны России",

карточки ,

презентация учителя,

у учащихся:

-гербарии мхов и лишайников,

- карточки Фенологические наблюдения,

-учебник и тетрадь Плешаков А.А. Новицкая М.Ю Окружающий мир. Учебник для 4 класса В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

-раздаточный материал « модель - аппликация Природные зоны»

литература

  1. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. М. Просвещение 2012г.

  2. Сборник рабочих программ « Перспектива» М. Просвещение 2011г.

  3. Электронное приложение к учебнику

  4. Интернет - ресурсы

fotki.yandex.ru

youtube.com/watch?v=_qWKLobBmPA



Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2 мин

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Пожалуйста ,улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что на уроке вам будет интересно, и вы будете активно работать.

Учащиеся настраиваются на позитивное начало урока.

Личностные УУД

- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

4 мин

Сегодня мы отправляемся в путешествие . определим погодные условия

- Нам необходимо проложить маршрут путешествия . Поработаем с картой. Сегодня капитаном будет ( имя )

- Почему происходит смена природных зон?

Учащиеся работают с феногологическими наблюдениями Составляют прогноз погоды на данный день

Ученик работает по картеРабота по карте "Природные зоны России"

- Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь.

Учащиеся анализируют , сравнивают положение Солнца со сменой природных зон

-В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные - больше


Познавательные УУД. -уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД

-умение слушать и понимать речь других

Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД


3. Выявление места и причины затруднения. 3 мин

В какую зону мы сегодня отправимся?

Я составила синквейн

Пустыня.

Холодная, ледяная

Морозит, интересует, увлекает

Безбрежное пространство

Неизвестность.

- Что вам показалось интересным?

Бывает ли пустыня ледяной?

Учащиеся рассуждают, бывает ли пустыня ледяная, анализируют, делают вывод.

Фиксируют индивидуальное затруднение


Коммуникативные УУД -уметь оформлять свои мысли в устной форме).

ПознавательныеУУД:

-общеучебные: структурирование знания;

-логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.


4.Построение проекта выхода из затруднения

5 мин

-Вы догадались, где бывает ледяная пустыня? А за что её так называли?

Так какая будет сегодня тема урока.

Какую поставим цель?

- Знаете ли вы , какие острова и моря относятся к зоне арктических пустынь? Где это можно увидеть?

Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

(Острова:Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)

- Назовите и покажите на карте северные моря.

(Моря:Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).

Что нас может заинтересовать ?

( какие погодные условия в зоне арктических пустынь, какие растения и животные есть в этой зоне, как человек относится к Арктике.

Выделяют тему и цель урока.

Предполагают , что будет изучаться на данном уроке.

Называют и показывают и называют острова и моря зоны Арктики

Учащиеся предполагают, что будет изучаться в теме урока.

Регулятивные УУД

- планирование своей деятельности

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение цели

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли 5.Реализация построенного проекта.

3 мин

Где можно найти интересующую нас информацию?

Как мы будем работать?

Учащиеся предлагают найти информацию в учебнике, сети интернет в книге Зелёные страницы, в атласе- определителе

Предполагают работу в группах

Коммуникативные

УУД:

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

РегулятивныеУУД:

- прогнозирование поиска информации


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

8 мин

Давайте разделимся на группы

1 группа - найдите к тексте учебника и расскажите по плану- какие погодные условия в зоне арктических пустынь

2 группа

Какие животные могут нам встретится

3 группа - Какие птицы встречаются в Арктике

4 группа

Какие растения прижились в Арктике

5 группа Человек и Арктика.

А помогут вам карточки для изучения темы.

Учащиеся работают в группах. Обсуждают. Задание. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы по карточке.

Коммуникативные

УУД:

-сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации

Познавательные УУДобщеучебные: -поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение рассуждений, анализ, синтез.

РегулятивныеУУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера логической цепи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8 мин

Проверим работу наших групп. Проверим, что хотели нам рассказать авторы учебника.

Учитель дополняет материал(Полярное сияние - это свечение частиц воздуха. На планете «Солнце»происходят различные вспышки, взрывы, из-за которых появляются частицы солнечного ветра. Каждая частица имеет свой цвет: зеленый, желтый и т.д. Лучше его видно в полярную ночь.)

-В 1976 году на острове Врангеля был создан заповедник . Для гнездовья на остров прилетает большое количество птиц. Весной можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Остров- это единственное место, где гнездятся белые гуси.

-Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселённой зоне?

- Какие это проблемы?

-Раз существует проблема, может, есть и решение этой проблемы?

1 ученик от группы рассказывает по своей карточке .

Другие учащиеся могут дополнять ,оценивают ответ.

РегулятивныеУУД:-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные УУД:

общеучебные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание 8. Включение в систему знаний и повторение..

5 мин

Поработаем в тетради

- Найдите контурную карту с. Каким цветом лучше закрасить эту зону.

Мы внимательно слушали, теперь из всего сказанного

составим цепь питания.

- Проверим себя по электронному приложению к учебнику.

Учащиеся на контурной карте находят зону арктических пустынь, выделяют её цветом

На основе полученной информации составляют цепи питания.

Отвечают на вопросы учебника

Познавтельные УУД

-моделирование

Регулятивные УУД

-контроль и коррекция полученных знаний


9. Рефлексия учебной деятельности. 2 мин

-Какую мы поставили цель. Мы её достигли. Где ещё можно потренироваться.



- Все группы хорошо поработали. Справились со своей задачей без ошибок, сумели выделить главное, поэтому вашу работу оценю на отлично. -Мой синквейн получился мрачный, попробуем составить другой. - Какое настроение у вас после этого урока?. Я хочу , чтобы подумали дома и ответилиПочему белый медведь не может питаться пингвинами.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

Составляют коллективно новый синквейн. Регулятивные УУД. -оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Приложение

Карточки для работы в группах

1 группа с. 78

А) Почему зону Арктики называют царством снега и льда?

Б) Какова высота Солнца над горизонтом?

В) Чем покрыта поверхность островов?

Г) Какое природное явление появляется в полярную ночь?

Д) Как меняется температура в полярную ночь и полярным днём ?

Среди предложенных фотографий найти почву арктических пустынь.

3 группа с. 80

А) Какие птицы обитают в ледяной зоне?

Б) Что такое «птичьи базары»?

В) Где птицы выводят своих птенцов?

Г) Чем питаются птицы Арктики?

Найдите среди предложенных фотографий изображения птиц зоны Арктики

2 группа с.80-81

А) Какие животные обитают в арктической зоне?

Б)Чем они питаются?

В) Как приспособлены к таким суровым условиям?

Найдите среди предложенных фотографий изображения зверей зоны Арктики

4 группа с.80

А)Какие растения прижились в Арктике?

Б) Чем удивляют эти растения?
В) Где растут эти растения?

Рассмотри гербарий и найти нужное растение

5 группа с.81

А) какова деятельность человека в зоне Арктики?

Б) Что наблюдают полярники?

В)с. 110 Какая экологическая проблема в зоне арктических пустынь.











Анализ урока с точки зрения формирования УУД.



На уроке использовались методы и приёмы , направленные на формирование УУД. Учащиеся работали в группах, применялась технология критического мышления В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах. Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в Арктике. Познавательные УУД формируются в работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по карточкам ( использование знако-символических средств, схем решения); при постановке проблемы, подведения итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.) Регулятивные УУД формируются на этапах деления на группы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция). Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. На уроке проведена рефлексия учебной деятельности ,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.





10


© 2010-2022