• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по русскому языку по теме: Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы

Конспект урока по русскому языку по теме: Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

1 класс

Почему слова, которые звучат одинаково,

написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы. Цель: научить детей распознавать, когда слово пишется с маленькой буквы, а когда - с большой; повторить написание большой буквы в именах собственных. Познавательные УУД: нахождение путей выхода из проблемной ситуации; развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами; сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других. Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания. Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать свои и чужие действия.

Ход урока I. Организационное начало. - Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы на уроке. II. Минутка чистописания. - Запишите в тетрадях число, «классная работа». - Написание каких букв мы сегодня повторим? (м, л) - Почему м и л написаны на одной строке? Что между ними общего? (Показать написание букв на доске) - Для чего нам может быть нужна заглавная М? (В именах собственных, в начале предложения) - Напишите 1 раз Мм. - Заглавная или строчная буква нужна для написания слова Марина? (М). Напишите М 1 раз. - Какая буква нужна для записи слова мимоза? (м) Напишите 1 раз. - Продолжите закономерность до конца строки. Ровно старайтесь держать спину. III. Работа со словарными словами. - Отгадайте словарные слова. Возьмите ударный слог в слове море, твёрдый звук в слове соль, первый слог в слове квакушка. Какое слово получилось? (Москва) - Прочитаем по слогам, теперь с ударением. Какое опасное место заметили? - Возьмите первый слог в слове Родина, первый звук в слове стоп, ударный слог в слове осина, последнюю букву в алфавите (я). (Россия) - Прочитайте слово по слогам, с ударением. Какие здесь опасные места? - Как связаны между собой слова Москва и Россия? - Составьте предложение. - Запишем предложение, выделяя опасные места. (Москва - столица России.) IV. Актуализация знаний. - Вспомните, какую тему мы изучаем? (Большая буква в именах собственных) - Какие слова относятся к именам собственным? - Как пишутся имена собственные? - Приведите примеры. - Прочитайте слова, записанные на доске. Значение каких слов не знаете? - Какие буквы пропущены? - Какие слова не подходят к нашей теме? Ч.па, Кос.тя, строч.ка, Ал.пы, с.ловей, Ил.я, пуш.стый, Печ.кин. (стереть с доски лишние слова) - Запишем оставшиеся слова, выделяя орфограммы зелёным цветом. - Подчеркните большую букву в именах собственных. V. Постановка проблемы, сообщение темы урока. - Вставьте букву Р. 1 вариант - запишите имена собственные. 2 вариант - запишите слова, которые пишутся с маленькой буквы.

.ифма

.ая

.оманова

.ека

.оза

.ыжик - Посмотрите, какие слова записал ваш сосед. Сравните со своими словами. - Что вы заметили? - Какие слова у 1 варианта? - Какие слова у 2 варианта? - Какие слова оказались у 1 и 2 варианта? (Роза, Рыжик) - Что общего у пар слов? (Одинаково произносятся) - Чем отличаются? - С какими словами будем работать на уроке? (Со словами, которые одинаково произносятся, а пишутся по-разному) - Что должны будем научиться различать? Физминутка VI. Открытие новых знаний. - Докажите, что первый вариант был прав, когда записал слова Роза, Рыжик с большой буквы. - Докажите, что второй вариант был прав, когда записал слова роза, рыжик с маленькой буквы. - Посмотрите на картинки.

зелёная петрушка

попугай Петрушка - Какие слова произносятся одинаково? - Почему в первом словосочетании слово «петрушка» написано с маленькой буквы? - Почему во втором словосочетании слово «Петрушка» с большой буквы? - Объясните, почему слово «ночка» написано по-разному.

тёмная ночка корова Ночка - От чего зависит, какую букву будем писать? VII. Первичное закрепление. - Придумайте и запишите словосочетания, чтобы было понятно, с какой буквой надо писать слово. (Слова: мишка, Мишка, шарик, Шарик). друг Мишка воздушный шарик плюшевый мишка пёс Шарик - Подчеркните большую букву в именах собственных. VIII. Работа в группах. - Найдите в карточке одинаково звучащие слова. Объясните, какую букву надо написать - большую или маленькую. 1) (С, с)аша (С, с)кворцов смастерил домик для (С, с)кворцов. (К,к)оля (А,а)рбузов купил 5 (А,а)рбузов. 2) (В, в)ася (Р, р)ыбаков был на пруду у (Р,р)ыбаков. (С, с)аша (С, с)кворцов смастерил домик для (С, с)кворцов. 3) В саду у (Л, л)илии растут (Л, л)илии. (В, в)ася (Р, р)ыбаков был на пруду у (Р,р)ыбаков. 4) Прибежали в город (Л, л)ьвов 25 весёлых (Л, л)ьвов. В саду у (Л, л)илии растут (Л, л)илии. 5) (К,к)оля (А,а)рбузов купил 5 (А,а)рбузов. Прибежали в город (Л, л)ьвов 25 весёлых (Л, л)ьвов. - Расскажите, почему выбрали заглавную или строчную букву? IX. Применение знаний (самостоятельная работа). 1) - Придумайте и запишите 2 предложения, чтоб одно и то же слово в них писалось по-разному. (Снежок, снежок. Пушок, пушок.) 2) - Придумайте, вспомните, какие слова могут быть написаны и с большой, и с маленькой буквы. X. Итог урока. - Что нового мы узнали на уроке? - Как отличить, когда слово пишется с маленькой буквы, а когда с большой? - Поднимите руку, кому на уроке сегодня всё было понятно? - Какое задание было самым трудным? - Какое задание было самым интересным? - Кто доволен своей работой на уроке? - Выберите смайлик, цвет которого характеризует вашу работу на уроке.

- Спасибо за работу, вы сегодня очень хорошо работали.



© 2010-2022