Урок обучение грамоте Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» Цели: дать понятие «согласный звук»; учить различать согласные звуки по мягкости - твёрдости; познакомить с артикуляцией при произнесении звуков; развивать фонематический слух, внимание, память.
Задачи: Предметные: - дать понятие «согласный звук»; - упражнять учащихся в звукобуквенном анализе слов, в распознавании согласных звуков по мягкости - твёрдости; - содействовать развитию фонематического слуха детей. Личностные УУД: -создать условия для формирования положительного отношения к учению; - Метапредметные УУД: -(регулятивные) содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; -(познавательные) обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать; -(коммуникативные) содействовать развитию у детей умений общаться, развитие монологической и диалогической речи, принимать участие в работе парами.

Ход урока I. Введение в тему урока. - Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране звуков. Каждый представляет её по-своему. Закройте глаза. Представьте, что вы совершаете полет на воздушном шаре. У вас хорошее настроение. Солнышко улыбается вам. Впереди вас ждет много новых открытий. II. Повторение изученного материала. - А вот и первые ее жители. Кто же они? Чтобы это узнать, надо ответить на мои вопросы. 1. Как мама укачивает малыша? (А-а-а.) 2. Как воет волк на луну? (У-у-у.) 3. Как мы удивляемся? (О-о-о.) - Что вы произнесли? Какие это звуки? (Гласные.) 5. Сколько гласных звуков? (6.) Назовите их. Что вы о них знаете? III. Сообщение темы урока. -Как шипит змея? (Ш-ш-ш) -Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.) -Как рычит собака? (Р-р-р.) -Как пищит комар? (З-з-з) - Можно ли эти звуки назвать гласными? Почему? - Эти звуки не произносятся свободно, мешают преграды: губы, зубы, язык. -Так кто же эти жители Страны звуков? (Согласные звуки) - Кто из вас догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Эти удивительные звуки, которые могут быть тихими, громкими, глухими, звонкими, даже твёрдыми и мягкими, приглашают нас в гости, чтобы мы могли с ними поближе познакомиться. - А поможет нам с вами в этом девочка, имя которой вы должны составить из первых звуков слов. (На доске картинки: незабудки ,ирис, нарцисс, астра) IV. Работа по теме урока. 1. Звуковой анализ слова «Нина».

- Посчитайте, сколько клеток в схеме.

- Какой фишкой надо обозначать гласные звуки?

- Выделите первый звук. Произнесите его несколько раз.

-Обозначьте его фишкой жёлтого цвета.

- Выделите второй звук. Произнесите его несколько раз.

- Докажите, что он гласный.

- Какой фишкой его обозначим? (Красной.)

Аналогичная работа проводится с остальными звуками.

-Сравните первый и третий звуки.

- Объясните, чем они похожи. -Звуки, при произнесении которых во рту возникает преграда, называются согласными. -Чем отличаются звуки [н], [н']? (Первый звук произносится твёрдо, а второй - мягко.) -Сравните свою модель слова с моей. Что изменилось? (Появились квадраты синего и зеленого цвета). -Что они обозначают? (Мягкие согласные звуки надо обозначать фишкой зелёного цвета, твёрдые согласные звуки надо обозначать фишкой синего цвета.) - Замените у себя жёлтые фишки. Расскажите, что вы сделали. - Сколько гласных? Сколько согласных? - Сколько твёрдых? Сколько мягких? Сколько всего звуков?

2. Физминутка.

3. Звуковой анализ слова «пила». с.28 - Рассмотрите модель слова. Дайте характеристику каждому звуку.

4. Звуковой анализ слова «санки». (Один ученик у доски, остальные на своих местах) 5. Работа в парах. Составление слова из заданных звуков. (самопроверка) - Отгадайте загадки и постройте схемы слов-отгадок. 1 ряд. Под крышей 4 ножки, А на крыше - суп да ложка. (Стол.)

2 ряд Роет, Ход подземный строит, Роет - строит ловко Спальню и кладовку. (Крот.)

З ряд Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.

(Кран) 6. Дифференцированная работа. Составление слова из заданных звуков. - Назовите предметы. (Лиса, игла, сани, аист.) - Выделите указанные звуки. - Соедините их и прочитайте слово. (Лист.) V. Закрепление нового материала. - Пофантазируйте: какой вы себе представляете Страну звуков. - Расскажите всё, что вы узнали сегодня, с кем познакомились, какую работу выполнили. VI. Итог урока. -Заканчивается наше путешествие. -Посмотрите, какой цветок нарисовала Нина. -Как вы думаете, что обозначает цвет лепестков? - Какого цвета по - вашему не хватает? - Почему для обозначения согласных необходимо два цвета? - Какие согласные обозначаются синим цветом? А - зелёным? Рефлексия. Продолжите предложения… -Мне было интересно… -Я сегодня узнал… -Мне было трудно…



© 2010-2022