Урок. Имя существительное, как часть речи

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Урок. Имя существительное, как часть речи.Тема. Имя существительное, как часть речи.

Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;

Задачи:

  1. Образовательная - учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;

  2. Развивающая - развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

  3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;

  • определять у имени существительного значение;

  • соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

Метапредметные :

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Тип урока урок «открытия » нового знания

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Оборудование: телевизор, ноутбук, доска, учебник «Русский язык.2 класс. Полякова А.В., изд. «Просвещение»,2012

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Организация учащихся.

В класс крадётся тишина,

Подожди её пока,

Ну, а чтобы подождать

Надо просто замолчать.

Раз, два, смолк звонок,

Три - ротик на замок,

На четыре помолчи,

А на пять - урок начни!

- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь!

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Сегодня 22 декабря.

II. Целеполагание

-Посмотрите на доске, записаны устойчивые словосочетания или по-другому мы их называем ….(фразеологизмы):

Навострить уши. -/С вниманием интересом слушать./

Пропустить мимо ушей. -/Не обращать внимание на то, что говорят./

Ушки на макушке.-/ Быть готовым к неожиданному, внимательным быть./

-Прочитайте их и объясните.

-Как вы думаете, какие из них нам на уроке пригодятся и почему?

-Я хочу чтобы вы сегодня: Навострили уши и мимо ушей ничего не пропускали!

- Сейчас, я предлагаю вам стать на время урока Разведчиками.

- Согласны?

Дело вот в чём. Сегодня зайдя в школу мне на входе вахтёр передал конверт, на котором написано, для 2 «Б» класса. Смотрите.

Прежде чем, прочитать, что там написано, проверим ваши знания.

- Из чего состоит наша речь?

(Из предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически).

- Из чего состоят предложения? (Из слов).

Все слова русского языка делятся на большие группы -

ЧАСТИ РЕЧИ.

Итак, читаем письмо: ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ!!!

На доске появляется запись:

ЧАСТЬ РЕЧИ

- Что будем делать? (Искать.)

- С чего начнём поиск? (Со сбора информации.)

- Какие у вас возникли вопросы?

1. Как называется?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?

II. Актуализация знаний учащихся

А начнём мы с загадки:

Художник-невидимка по городу идёт,
Всем щёки нарумянит, всех за нос ущипнёт.
А ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью.
И на окне нарисовал сверкающие листья. (Мороз).

- Какой звук слышится в начале этого слова? (м)

- Подберите слова, начинающиеся на букву М (ответы детей).

- Я тоже подобрала несколько слов, начинающихся на эту букву:

Москва, море, Маршак, мечтать, матрос, Мурка, мороженое.

- Какое слово лишнее? Почему? (Мечтать, так как отвечает на вопрос Что делать?)

- А остальные слова, на какие вопросы отвечают? (кто? что?)

ЧАСТЬ РЕЧИ

КТО?

ЧТО?

III. Открытие нового знания

-Итак, пойдём по следам и что-нибудь разведаем.

- Они ведут нас на урок «Окружающего мира».

Замените, одним словом и запишите в тетради на новой строчка через ,:

- движение воздуха - ветер
- буря на море - шторм
- сильный ветер со снегом - метель
- ненастье с громом и молнией - гроза

- Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них?

Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы.

ЧАСТЬ РЕЧИ

КТО?

ЧТО?

Явления природы

Идём по следам дальше.

Послушайте:

Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 метров по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 метров от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 метров? Что я вам прочитала?(Задачу)

Значит на какой урок мы попали? На урок математики.

(15-5-3=7 м).

- Молодцы. Назовите героев этой задачи.

Попугай, Мартышка, Удав.

- Как, одним словом назвать эти слова?

- Животные. Запишите названия животных.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Отвечают на вопрос КТО?

ЧАСТЬ РЕЧИ

КТО?

ЧТО?

животные

явления природы

- А на вопрос КТО? кроме животных кто ещё отвечает?

- Люди.

ЧАСТЬ РЕЧИ

КТО?

ЧТО?

люди
животные

явления природы

- Следы привели нас на урок изобразительного искусства.

-Не так давно мы с вами читали сказку: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», где была репродукция картины к этой сказке.

Посмотрите на неё.

- Что вы чувствуете, глядя на неё? (печаль, грусть, боль,уныние,тревогу)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- ЧТО?

- Что обозначают эти слова?

- Чувства.

ЧАСТЬ РЕЧИ

КТО?

ЧТО?

животные
люди

явления природы
чувства

- Разведчики, внимание! Дальше следы запутаны. Мы попали на урок: литературного чтения. Чтобы распутать следы, мы должны отгадать загадки.

- Отгадайте загадки.

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи,
Меня ищи (Капуста).

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)

Телятки гладки,
Привязаны к грядке,
Лежат рядками,
Зелены сами. (Огурцы).

- Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я - (ворона)

Красный нос,
В землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь).

Что блестит, не пропущу,
Всё в гнездо себе тащу.
Чернохвоста, белобока...
Догадались? Я - (сорока).

Запишите эти слова в два столбика.
- На какие группы удалось разделить слова?
- Птицы и Овощи.
- На какой вопрос отвечают слова первой группы? КТО?
- Второй? ЧТО?

- Следующий урок технологии.

- Для изготовления аппликации, какие инструменты нам пригодятся?

- Ножницы, кисточка.
- Какие ещё знаете инструменты?
- Грабли, пила, лопата, топор…

- Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома …?

- Предметы.

ЧАСТЬ РЕЧИ

КТО?

ЧТО?

животные
люди

явления природы
чувства
предметы

На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.

- Итак, мы нашли пропавшую часть речи. Теперь отдохнём.

Физкультминутка Давайте поиграем: - Если слово отвечает на вопрос кто? - поднимите руки вверх, а если на вопрос что? - руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть. Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.

IV. Развитие умений

- Ребята, а как вы думаете имя существительное - это важная часть речи?

- Может быть, можно обойтись без неё?

- Давайте проверим наше предположение.

- У меня есть текст без имён существительных. Прочитайте.(На ТВ слайд)

Наступила холодная..........

Подул северный……….

В воздухе кружатся пушистые……….

……….покрыта белоснежным ковром.

Красив зимний……….!

Наступила холодная зима.

Подул северный ветер.

В воздухе кружатся пушистые снежинки.

Земля покрыта белоснежным ковром.

Красив зимний лес.

- Всё ли понятно?

- Исправим текст.

Имя существительное - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, давали названия окружающим предметам и явлениям.

V. Работа по учебнику.

Стр. 111, упражнение 206.(Работа в парах.)

а) Повторить правила работы в парах.

б) Работа в парах.

в) Ответы детей.

VI. Подведение итогов урока.

- Урок подходит к концу.

Давайте вспомним?

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

- Достигли мы заданной цели?

- Какую часть речи мы изучали?

- Что вы знаете и что узнали об имени существительном?

VII. Рефлексия

- Мы сегодня с вами составили схему - это наша помощница. Мы её будем на следующих уроках дополнять и пользоваться ею.

- Пришло время оценить вашу работу.

Продолжите предложения: (на экране)

-Почему?

--Мне было интересно…

--Мне было трудно…

--Я понял, что…

--У меня получилось…

--Я умею…

--Мне захотелось…

--Пригодится в жизни…

© 2010-2022