Рабочая программа по внеурочной деятельности Разговор о правильном питании

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. А.С. Попова

городского округа Власиха Московской области


«УТВЕРЖДАЮ»:


Директор школы ____________ Г.Я. Шик



«___» августа 201__г.



М.П.








Рабочая программа

по внеурочной деятельности



Общекультурное направление



Кружок «Разговор о правильном питании»

3 «А» класс





Составитель: Герасимова О.Н.,

учитель начальных классов высшей категории



























2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена в соответствии: • со ст. 12 Закона «Об образовании РФ»; • с федеральным государственным образовательным стандартом НОО; • с основной образовательной программой НОО МОУ СОШ им. А.С. Попова; • с учебным планом МОУ СОШ им. А.С. Попова на 2015/2016 учебный год; • с годовым учебным календарным графиком в МОУ СОШ им. А.С. Попова в 2015/2016 учебном году; • с положением о рабочей программе по внеурочной деятельности, утверждённым в МОУ СОШ им. А.С. Попова. Рабочая программа курса «Разговор о правильном питании» рассчитана на 34 часа в год.



Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» по внеурочной деятельности для 3 класса составлена на основе ООП НОО МОУ СОШ им. А.С. Попова, в которой отражены следующие положения в соответствии со структурой, установленной в Стандарте.

Актуальность. По статистическим данным в России 30 - 35% детей поступающих- в школу уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза - с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта. Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату - это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами. Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребёнок, но и как организовано его питание. Для успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, необходимо умение вести здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание. Будущее России - это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Формирование культуры здоровья - это активный процесс воспитания и самореализации учеников. Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения. Программа кружка представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни. Участники кружка: обучающиеся 3 класса. Структура: программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в учебном году). Теоретических 16 часов, практических - 18 часов. Продолжительность занятий - 40 минут. Цель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни. Задачи:

  • организовать учебно-воспитательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий;
  • формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Формы и методы организации занятий:
  • тематическая беседа;
  • экскурсии, наблюдения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры с правилами;
  • образно-ролевые игры;
  • дискуссии;
  • мини-проекты;
  • творческие задания.
Содержание: Раздел 1. Разнообразие питания - 5ч. Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Раздел 2. Гигиена питания и приготовление пищи - 12ч. Гигиена школьника. Здоровье - это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты - покупатель.
Раздел 3. Этикет - 8 ч. Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. Вкусные традиции моей семьи. Раздел 4. Рацион питания - 5 ч. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Составляем меню на день. Раздел 5. Из истории русской кухни - 4 ч. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Формы контроля. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе: - оформление выставок работ учащихся в классе, школе; - оформление выставки фотографий «Мы - за здоровое питание».


























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

Тема

Кол-во часов

Перечень

универсальных действий обучающихся Аудиторных Внеаудиторных
Разнообразие питания - 5ч. 1 Из чего состоит наша пища.

1


Личностные: • определять и высказывать под руководством педагога простые этические нормы;

  • знать: гигиену школьника, полезные и вредные привычки в питании, правила поведения в столовой;
  • уметь отличать полезные и вредные продукты, правила поведения в столовой, правила поведения в гостях и пользования столовыми приборами, составлять простое меню;
• в предложенных педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор. Метапредметные: • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией; • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности Предметные: • делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию • определять последовательность действий;
  • применять полученные знания в повседневной жизни.
2 Что нужно есть в разное время года.


1 3 Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

1


4 Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1


5 Самые полезные продукты.


1

Гигиена питания и приготовление пищи - 12ч. 6 Гигиена школьника.


1 7 Здоровье - это здорово!


1 8 Где и как готовят пищу.


1 9 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

1


10 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.


1 11 Продукты быстрого приготовления.

1


12 Всё ли полезно, что в рот полезло.

1


13 Всегда ли нужно верить рекламе?


1 14 Вредные и полезные привычки в питании.

1


15 Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты.


1 16 Полезные напитки.


1 17 Ты - покупатель.


1

Этикет - 8 ч. 18 Правила поведения в столовой.


1 19 Как правильно накрыть стол.


1 20 Предметы сервировки стола.

1


21 Как правильно вести себя за столом.


1 22 Как правильно есть.

1


23 Правила поведения в гостях.

1


24 Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

1


25 Вкусные традиции моей семьи.

1



Рацион питания - 5 ч. 26 Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее.

1 27 Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека.

1


28 Бабушкины рецепты.

1


29 Хлеб всему голова.


1 30 Составляем меню на день.


1

Из истории русской кухни - 4 ч. 31 Как питались на Руси и в России?

1


32 За что мы скажем поварам спасибо.


1 33 Необычное кулинарное путешествие.

1


34 Необычное кулинарное путешествие.


1
Всего:

16

18



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

Тема

Кол-во

часов

Форма

проведения

занятия

Вид деятельности

обучающихся

Ожидаемый результат

(основные универсальные действия, формируемые на занятии)

Дата

Коррек-ция 1 Из чего состоит наша пища.

1 беседа знакомство с основными группами питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли) Л: иметь представления о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. К: умеют обращаться за помощью; формулировать свои затруднения. П: знать об основных группах питательных веществ.

2 Что нужно есть в разное время года.

1 беседа, экскурсия составление меню для холодного и жаркого времени года Л: иметь представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания. К: договариваться и приходить к общему решению. П: знание блюд, которые могут использоваться в летний и зимний периоды.

3 Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

1 просмотр видеоролика выбор блюд для спортсмена Л: оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности. К: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения. П: формировать представление о зависимости рациона питания от физической активности.

4 Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1 беседа составление дневника «Мой день»

5 Самые полезные продукты.

1 экскурсия распределение продуктов на группы Л: установка на здоровый образ жизни. К: быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия. П: расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков.

6 Гигиена школьника.

1 экскурсия в мед. кабинет оформление стенгазеты

7 Здоровье - это здорово!

1 сюжетно-ролевая игра распределение ролей в игре, выполнение этих ролей Л: установка на здоровый образ жизни. К:умение взаимодействовать с одноклассниками П: формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

8 Где и как готовят пищу.

1 экскурсия знакомство с рабочим местом повара Л: имеют представление о предметах кухонного оборудования, их назначении. К: уметь договариваться и приходить к общему решению. П: знакомство с одним из основных принципов устройства кухни - строгое разграничение готовых и сырых продуктов.

9 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

1 беседа работа с таблицами Л: имеют представление о разнообразии блюд. К: уметь договариваться и приходить к общему решению. П: знакомство с различными блюдами, приготовленных из малого количества продуктов, составление меню.

10 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

1 экскурсия разработка простого меню

11 Продукты быстрого приготовления.

1 просмотр презентации распределение продуктов по времени приготовления Л: имеют представление о разнообразии продуктов и правилах их хранения. К: уметь оформлять свои мысли устно, стремление к сотрудничеству. П: умение самостоятельно выбирать продукты быстрого приготовления.

12 Всё ли полезно, что в рот полезло.

1 образно-ролевая игра распределение ролей, участие в игре

13 Всегда ли нужно верить рекламе?

1 экскурсия участие в ролевой игре Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, понимание того, что здоровье и внешность во многом зависят от самого человека. К: владеть приемами действий в ситуациях общения и взаимодействия. П: обобщение уже имеющихся знаний об основах рационального питания, установка на здоровое питание.

14 Вредные и полезные привычки в питании.

1 беседа оформление стенгазеты

15 Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты.

1 экскурсия учатся распределять продукты на полезные и неполезные

16 Полезные напитки.

1 экскурсия знакомство с молочными напитками

17 Ты - покупатель.

1 экскурсия распределение ролей и участие в сюжетно-ролевой игре Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. К: владеть приемами действий в ситуациях общения. П:знание правил покупки на рынке и в магазине.

18 Правила поведения в столовой.

1 сюжетно-ролевая игра распределение ролей и участие в сюжетно-ролевой игре Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, понимание значения знаний поведения за столом и в гостях, умения пользоваться столовыми приборами для повышения уровня культуры. К: владеют приемами действий в ситуациях общения, стремление к сотрудничеству; следят за безопасностью друг друга, умеют совместно договариваться о правилах общения и следовать этим правилам. П: расширение представлений о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; формирование представлений о правилах поведения за столом и в гостях, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.


19 Как правильно накрыть стол.


экскурсия практическое занятие в школьной столовой

20 Предметы сервировки стола.

1 беседа знакомство со столовыми приборами

21 Как правильно вести себя за столом.

1 экскурсия распределение ролей и участие в сюжетно-ролевой игре

22 Как правильно есть.

1 дискуссия обсуждение правил приема пищи, сюжетно-ролевая игра

23 Правила поведения в гостях.

1 сюжетно-ролевая игра распределение ролей, участие в игре

24 Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

1 просмотр презентации знакомство с историей появления ножа и вилки Л: понимание значения пользования столовыми приборами как показателя уровня культуры. К: умеют договариваться о правилах общения. П: соблюдают правила использования ножа и вилки.

25 Вкусные традиции моей семьи.

1 мини-проект презентация кулинарных семейных традиций Л: умеют анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы. К: умеют обращаться за помощью. П: понимание необходимости сохранять природные «вкусные» семейные традиции.

26 Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее.

1 экскурсия наблюдения за приготовлением каши Л: осознание полезности употребления в рационе питания каш. К: умеют договариваться и приходить к общему ре-шению. П: расширение знаний о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна.

27 Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека.

1 просмотр презентации участие в дискуссии «Значение жидкости для организма человека» Л: интерес к знаниям и способам их приобретения. К: формулируют собственное мнение и позицию. П: понимают значение воды для организма человека.

28 Бабушкины рецепты.

1 творческое задание презентация лучших кулинарных семейных рецептов Л: проявлять уважительное отношение к семейным традициям. К: стремиться к сотрудничеству. П: использовать приобретённые знания для презентации семейных рецептов.

29 Хлеб всему голова.

1 экскурсия экскурсия на хлебозавод (по возможности) Л: интерес к знаниям и способам их приобретения. К: умеют договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. П: умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.

30 Составляем меню на день.

1 творческое задание составление меню на день

31 Как питались на Руси и в России?

1 просмотр презентации знакомство с продуктами и рационом питания на Руси Л: установка на здоровый образ жизни, понимание того, что здоровье и внешность во многом зависят от самого человека. К: конструктивно взаимодействовать с партнёром. П: применять полученные сведения в повседневной жизни.

32 За что мы скажем поварам спасибо.

1 экскурсия наблюдение за работой поваров

33 Необычное кулинарное путешествие.

1 просмотр презентации знакомство с блюдами русской кухни Л: знают кулинарные традиции русского народа. К: формулируют собственное мнение и позицию.

П: формирование представлений о кулинарных традициях как части культуры народа.

34 Необычное кулинарное путешествие.

1 мини-проект конкурс «Поваренок»


Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:

Первый уровень:

- предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения оздоровительных задач.

Второй уровень:

- предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к здоровьесбережению. Результат проявляется в активном использовании школьниками основ знаний правильного питания, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень:

- предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по разным направлениям.

Список литературы для учителя:

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

3. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с

4. Кондова С.Н. Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

5. Ладодо К.С. Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

6. Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с

7. Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

8. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с

Список литературы, для детей.

1. Верзилин.Н По следам Робинзона Л. 1974,254с

2. Верзилин.Н Путешествие с комнатными растениямиЛ., 1974,254с

3. Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185 стр.

4. Огуреева Г.Н. Краткий атлас - справочник грибника и ягодника.М., Издательство АСТ, 2001с.

РАССМОТРЕНО. СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО Методический совет школы

от __________№___ ________________№_________

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

_______________ /Т.С. Калиниченко /

Дата___________

© 2010-2022