- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Разговор о правильном питании
Рабочая программа по внеурочной деятельности Разговор о правильном питании
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Герасимова О.Н. |
Дата | 14.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. А.С. Попова
городского округа Власиха Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор школы ____________ Г.Я. Шик
«___» августа 201__г.
М.П.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Общекультурное направление
Кружок «Разговор о правильном питании»
3 «А» класс
Составитель: Герасимова О.Н.,
учитель начальных классов высшей категории
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена в соответствии: • со ст. 12 Закона «Об образовании РФ»; • с федеральным государственным образовательным стандартом НОО; • с основной образовательной программой НОО МОУ СОШ им. А.С. Попова; • с учебным планом МОУ СОШ им. А.С. Попова на 2015/2016 учебный год; • с годовым учебным календарным графиком в МОУ СОШ им. А.С. Попова в 2015/2016 учебном году; • с положением о рабочей программе по внеурочной деятельности, утверждённым в МОУ СОШ им. А.С. Попова. Рабочая программа курса «Разговор о правильном питании» рассчитана на 34 часа в год.
Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» по внеурочной деятельности для 3 класса составлена на основе ООП НОО МОУ СОШ им. А.С. Попова, в которой отражены следующие положения в соответствии со структурой, установленной в Стандарте.
Актуальность. По статистическим данным в России 30 - 35% детей поступающих- в школу уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза - с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта. Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату - это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами. Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребёнок, но и как организовано его питание. Для успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, необходимо умение вести здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание. Будущее России - это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Формирование культуры здоровья - это активный процесс воспитания и самореализации учеников. Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения. Программа кружка представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни. Участники кружка: обучающиеся 3 класса. Структура: программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в учебном году). Теоретических 16 часов, практических - 18 часов. Продолжительность занятий - 40 минут. Цель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни. Задачи:
- организовать учебно-воспитательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий;
- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
- тематическая беседа;
- экскурсии, наблюдения;
- сюжетно-ролевые игры;
- игры с правилами;
- образно-ролевые игры;
- дискуссии;
- мини-проекты;
- творческие задания.
Раздел 3. Этикет - 8 ч. Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. Вкусные традиции моей семьи. Раздел 4. Рацион питания - 5 ч. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Составляем меню на день. Раздел 5. Из истории русской кухни - 4 ч. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Формы контроля. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе: - оформление выставок работ учащихся в классе, школе; - оформление выставки фотографий «Мы - за здоровое питание».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
№
Тема
Кол-во часов
Перечень
универсальных действий обучающихся Аудиторных Внеаудиторных
Разнообразие питания - 5ч. 1 Из чего состоит наша пища.
1
Личностные: • определять и высказывать под руководством педагога простые этические нормы;
- знать: гигиену школьника, полезные и вредные привычки в питании, правила поведения в столовой;
- уметь отличать полезные и вредные продукты, правила поведения в столовой, правила поведения в гостях и пользования столовыми приборами, составлять простое меню;
- применять полученные знания в повседневной жизни.
1 3 Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
1
4 Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
1
5 Самые полезные продукты.
1
Гигиена питания и приготовление пищи - 12ч. 6 Гигиена школьника.
1 7 Здоровье - это здорово!
1 8 Где и как готовят пищу.
1 9 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
1
10 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
1 11 Продукты быстрого приготовления.
1
12 Всё ли полезно, что в рот полезло.
1
13 Всегда ли нужно верить рекламе?
1 14 Вредные и полезные привычки в питании.
1
15 Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты.
1 16 Полезные напитки.
1 17 Ты - покупатель.
1
Этикет - 8 ч. 18 Правила поведения в столовой.
1 19 Как правильно накрыть стол.
1 20 Предметы сервировки стола.
1
21 Как правильно вести себя за столом.
1 22 Как правильно есть.
1
23 Правила поведения в гостях.
1
24 Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
1
25 Вкусные традиции моей семьи.
1
Рацион питания - 5 ч. 26 Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее.
1 27 Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека.
1
28 Бабушкины рецепты.
1
29 Хлеб всему голова.
1 30 Составляем меню на день.
1
Из истории русской кухни - 4 ч. 31 Как питались на Руси и в России?
1
32 За что мы скажем поварам спасибо.
1 33 Необычное кулинарное путешествие.
1
34 Необычное кулинарное путешествие.
1
Всего:
16
18
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
№
Тема
Кол-во
часов
Форма
проведения
занятия
Вид деятельности
обучающихся
Ожидаемый результат
(основные универсальные действия, формируемые на занятии)
Дата
Коррек-ция 1 Из чего состоит наша пища.
1 беседа знакомство с основными группами питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли) Л: иметь представления о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. К: умеют обращаться за помощью; формулировать свои затруднения. П: знать об основных группах питательных веществ.
2 Что нужно есть в разное время года.
1 беседа, экскурсия составление меню для холодного и жаркого времени года Л: иметь представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания. К: договариваться и приходить к общему решению. П: знание блюд, которые могут использоваться в летний и зимний периоды.
3 Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
1 просмотр видеоролика выбор блюд для спортсмена Л: оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности. К: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения. П: формировать представление о зависимости рациона питания от физической активности.
4 Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
1 беседа составление дневника «Мой день»
5 Самые полезные продукты.
1 экскурсия распределение продуктов на группы Л: установка на здоровый образ жизни. К: быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия. П: расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков.
6 Гигиена школьника.
1 экскурсия в мед. кабинет оформление стенгазеты
7 Здоровье - это здорово!
1 сюжетно-ролевая игра распределение ролей в игре, выполнение этих ролей Л: установка на здоровый образ жизни. К:умение взаимодействовать с одноклассниками П: формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
8 Где и как готовят пищу.
1 экскурсия знакомство с рабочим местом повара Л: имеют представление о предметах кухонного оборудования, их назначении. К: уметь договариваться и приходить к общему решению. П: знакомство с одним из основных принципов устройства кухни - строгое разграничение готовых и сырых продуктов.
9 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
1 беседа работа с таблицами Л: имеют представление о разнообразии блюд. К: уметь договариваться и приходить к общему решению. П: знакомство с различными блюдами, приготовленных из малого количества продуктов, составление меню.
10 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
1 экскурсия разработка простого меню
11 Продукты быстрого приготовления.
1 просмотр презентации распределение продуктов по времени приготовления Л: имеют представление о разнообразии продуктов и правилах их хранения. К: уметь оформлять свои мысли устно, стремление к сотрудничеству. П: умение самостоятельно выбирать продукты быстрого приготовления.
12 Всё ли полезно, что в рот полезло.
1 образно-ролевая игра распределение ролей, участие в игре
13 Всегда ли нужно верить рекламе?
1 экскурсия участие в ролевой игре Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, понимание того, что здоровье и внешность во многом зависят от самого человека. К: владеть приемами действий в ситуациях общения и взаимодействия. П: обобщение уже имеющихся знаний об основах рационального питания, установка на здоровое питание.
14 Вредные и полезные привычки в питании.
1 беседа оформление стенгазеты
15 Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты.
1 экскурсия учатся распределять продукты на полезные и неполезные
16 Полезные напитки.
1 экскурсия знакомство с молочными напитками
17 Ты - покупатель.
1 экскурсия распределение ролей и участие в сюжетно-ролевой игре Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. К: владеть приемами действий в ситуациях общения. П:знание правил покупки на рынке и в магазине.
18 Правила поведения в столовой.
1 сюжетно-ролевая игра распределение ролей и участие в сюжетно-ролевой игре Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, понимание значения знаний поведения за столом и в гостях, умения пользоваться столовыми приборами для повышения уровня культуры. К: владеют приемами действий в ситуациях общения, стремление к сотрудничеству; следят за безопасностью друг друга, умеют совместно договариваться о правилах общения и следовать этим правилам. П: расширение представлений о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; формирование представлений о правилах поведения за столом и в гостях, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
19 Как правильно накрыть стол.
экскурсия практическое занятие в школьной столовой
20 Предметы сервировки стола.
1 беседа знакомство со столовыми приборами
21 Как правильно вести себя за столом.
1 экскурсия распределение ролей и участие в сюжетно-ролевой игре
22 Как правильно есть.
1 дискуссия обсуждение правил приема пищи, сюжетно-ролевая игра
23 Правила поведения в гостях.
1 сюжетно-ролевая игра распределение ролей, участие в игре
24 Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
1 просмотр презентации знакомство с историей появления ножа и вилки Л: понимание значения пользования столовыми приборами как показателя уровня культуры. К: умеют договариваться о правилах общения. П: соблюдают правила использования ножа и вилки.
25 Вкусные традиции моей семьи.
1 мини-проект презентация кулинарных семейных традиций Л: умеют анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы. К: умеют обращаться за помощью. П: понимание необходимости сохранять природные «вкусные» семейные традиции.
26 Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее.
1 экскурсия наблюдения за приготовлением каши Л: осознание полезности употребления в рационе питания каш. К: умеют договариваться и приходить к общему ре-шению. П: расширение знаний о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна.
27 Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека.
1 просмотр презентации участие в дискуссии «Значение жидкости для организма человека» Л: интерес к знаниям и способам их приобретения. К: формулируют собственное мнение и позицию. П: понимают значение воды для организма человека.
28 Бабушкины рецепты.
1 творческое задание презентация лучших кулинарных семейных рецептов Л: проявлять уважительное отношение к семейным традициям. К: стремиться к сотрудничеству. П: использовать приобретённые знания для презентации семейных рецептов.
29 Хлеб всему голова.
1 экскурсия экскурсия на хлебозавод (по возможности) Л: интерес к знаниям и способам их приобретения. К: умеют договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. П: умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.
30 Составляем меню на день.
1 творческое задание составление меню на день
31 Как питались на Руси и в России?
1 просмотр презентации знакомство с продуктами и рационом питания на Руси Л: установка на здоровый образ жизни, понимание того, что здоровье и внешность во многом зависят от самого человека. К: конструктивно взаимодействовать с партнёром. П: применять полученные сведения в повседневной жизни.
32 За что мы скажем поварам спасибо.
1 экскурсия наблюдение за работой поваров
33 Необычное кулинарное путешествие.
1 просмотр презентации знакомство с блюдами русской кухни Л: знают кулинарные традиции русского народа. К: формулируют собственное мнение и позицию.
П: формирование представлений о кулинарных традициях как части культуры народа.
34 Необычное кулинарное путешествие.
1 мини-проект конкурс «Поваренок»
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень:
- предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения оздоровительных задач.
Второй уровень:
- предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к здоровьесбережению. Результат проявляется в активном использовании школьниками основ знаний правильного питания, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень:
- предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по разным направлениям.
Список литературы для учителя:
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
3. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с
4. Кондова С.Н. Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
5. Ладодо К.С. Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
6. Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с
7. Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
8. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
Список литературы, для детей.
1. Верзилин.Н По следам Робинзона Л. 1974,254с
2. Верзилин.Н Путешествие с комнатными растениямиЛ., 1974,254с
3. Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185 стр.
4. Огуреева Г.Н. Краткий атлас - справочник грибника и ягодника.М., Издательство АСТ, 2001с.
РАССМОТРЕНО. СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО Методический совет школы
от __________№___ ________________№_________
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_______________ /Т.С. Калиниченко /
Дата___________