Речевое развитие младших школьников на основе исследовательской деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Речевое развитие младших школьников на основе исследовательского подхода.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия хотя бы в маленькой поисковой исследовательской деятельности

А.Н. Колмогоров Важнейшие задачи современной школы, которые нашли отражения в ФГОС НОО, это развитие самостоятельности, инициативности, формирование у школьников умений трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности. В качестве одного из способов их решения рассматривается исследовательская деятельность учащихся. Ведь исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в результате использования которого у школьников:

  • формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
  • значительно расширяется кругозор в предметных областях.
Исследовательская деятельность естественна для человека. Потребность в предварительном изучении возможностей, условий и последствий, совершаемых действий важна для нас как условие безопасного существования в природной и социальной среде. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Встает вопрос: когда следует начинать работу по формированию исследовательских умений. А.И.Савенков отвечает на этот вопрос так: «Исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, как родители впервые приведут его в детский сад». Исследовательская работа помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Исследование, проводимое школьниками самостоятельно, именно в этом и может оказать им помощь. Исследовательская работа- это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает такая ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки. Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя - в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени. Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность её заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. А выполнение самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи. Важным для будущих ребят - исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные. Учеба в начальных классах сродни парусному кораблю, на котором дети начинают путешествие в страну знаний. Учитель - капитан, и ему нужно так организовать обучение, чтобы курс был правильным, а результат - хорошим. Как же сделать уроки русского языка увлекательными, творческими и высокоэффективными, такими, от которых у детей глаза бы светились от радости и чтобы у каждого ребенка была возможность проявить свою фантазию, творчество и испытать чувство победы над ошибками? Развитие речи является одним из главных направлений общения в начальной школе, а основой для развития речи является работа над словом, которая идёт в четырёх направлениях: обогащение, уточнение, активизация словаря, устранение нелитературных слов из речи детей. Это первый шаг в формировании информационной культуры школьников. Путешествие в слово.… Почему именно в слово? Да потому, что без него невозможно общение. Как говорится, если море было бы чернилами, то скорее иссякло бы море, чем слова. Работа со словом имеет большое значение, поэтому уже в начальных классах надо учить детей работать со словарем, собирать материал о словах, анализировать, сравнивать, удивляться находкам, что побуждает интерес к истории языка, живому слову. Работать со словарем надо начинать уже с первого класса, как только появляется первое словарное слово. Вообще же такая работа ведется не только со словарным словом, а с любым словом, с любой орфограммой. Такая работа выстраивается несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу. 1этап. Предъявление слова. Слово не дается в готовом виде, нужно так презентовать его, чтобы ученик сразу полюбил это слово. Приемы могут быть разные: чтение загадки, решение кроссворда, описание признаков предмета, толкование слова по типу игры «Поле чудес». Оно может состоять из букв, зашифровано и т.д. 2 этап. Работа над слуховым обликом слова: Проговаривание хором, (знакомство с орфоэпической нормой) проговаривание по одному. 3 этап. Работа со «зрительным» обликом слова: Запись слова в тетрадь с учетом решения орфографической задачи. На этом этапе у трудного слова появляется слово помощник, орфограмма увязывается с ярким образом, цветом, формой, звучанием, действием, благодаря чему прочно запоминается нужная буква. Это ассоциативный метод очень целесообразен. Он ориентирует на интеллект, речевое творчество, орфографической интуиции. 4 этап. Исследование слова учащимися в группах по плану. 1.Слово (мои ассоциации)- 2.Лексическое значение слова. Обратимся к толковым словарям. 3.К истокам слова. Обратимся этимологическому словарю. 4.Подбор однокоренных слов (наблюдение над единым написанием корня). Работу можно разнообразить. Например, сочинить сказку….. 5.Рассматриваем сочетаемость слов, т.е. подбираем словосочетания. 6.Подбор пословиц, поговорок, считалок, частушек, песен, потешек, загадок. Т.е. где и как работает слово. 7.Подбор синонимов, антонимов. 8.Составление предложений или поиск предложений с этим словом. 9.Поиск стихотворений. Нужно отметить, что работа с разными словарями позволяет ребенку самостоятельно решать лингвистические задачи. Ориентироваться в справочной литературе и знать, когда и при каких обстоятельствах можно обратиться к тому или иному словарю. Свои первые «исследования» слов учащиеся заносят в собственные «Толковые словарики» Наш опыт работы показывает, что одним из значимых стимулов исследовательской деятельности младших школьников может быть загадка. Доставляя, по словам К.Д. Ушинского, уму ребёнка полезные упражнения, она в поэтической форме знакомит его с окружающим миром, привлекая внимание к тем сторонам явлений и предметов, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки. «Загадки - это своеобразный психологический раздражитель, который выводит нашу мысль из рамок обычных, вяло текущих ассоциаций». Составление загадок можно рассматривать как своеобразную гимнастику для ума, активизирующую познавательную деятельность. Такое понимание было положено в основу нашего исследования сущности и способов загадывания и составления загадок при организации исследовательской деятельности младших школьников. Загадку мы используем как источник информации, как стимул и метод исследования и как идею для выбора темы для исследования.Любая загадка таит в себе вопрос. В зависимости от уровня сложности вопроса, зашифрованного в загадке, мы выделяем четыре вида загадок. Первый вид (загадка-представление) задается простым вопросом, подразумевающим описание объекта, перечисление его признаков. Второй вид (загадка-интерпретация) задается вопросом об истолковании объекта А с помощью объекта Б. Третий вид (загадка-замещение) задается вопросом о замене одного объекта другим в мысленном или реальном действии (метафора). Четвертый вид (загадка-исследование) задается вопросом об исследовании объекта А через объект Б. Опираясь на вышеизложенное, мы отразили в таблице зависимость типа и способа составления загадки от вида. Соотношение вида загадки, ее типа и способов составления. Виды загадок Способы составления Тип загадки Примеры загадок 1.Загадка-представление Перечисление признаков Описание «Кто в воде живет, без воды пропадет, хорошо нырнет, хвостиком вильнет» 2.Загадка-интерпретация Сравнение Объяснение «Кто пушистый серебристый, но рукой его не тронь: станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь» 3.Загадка-замещение Подбор метафор Иносказание «По горам по долам по долам ходит шуба да кафтан. Кто это» 4.Загадка-исследование Олицетворение Исследование «Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел»
Данная таблица используется нами для составления и классификации загадок. Организуя исследовательское поведение учащихся, мы использовали следующую последовательность составления загадки: 1. «Видим первый раз» (условное обозначение-рисунок глаза). Следует ответить на вопросы,: какой? какая? что делает? Выбирается объект, например снег. Предлагается перечислить его признаки (пушистый, Предлагается белый, серебристый и др.) 2Речевое развитие младших школьников на основе исследовательской деятельностиРечевое развитие младших школьников на основе исследовательской деятельности. «Найдем близнеца» (условное обозначение - двух одинаковых человечков.). Следует ответить на вопросы: кто такой же? на что похож? (Снег, например, - на звездочку (снежинка), на мел, на покрывало, на сахар и т.п.) 3. «Узнаем, в чем похожи» (условное обозначение- знак равенства =) Следует ответить на вопрос: что одинаковое? (В нашем случае - у снега и сахара: то и другое белого цвета, тает.) 4. «Узнаем, как узнать» (условное обозначение- знак вопроса). Следует ответить на вопрос: как узнать о предмете? (Попробовать на вкус, опустить в воду.) 5. «Загадаем загадку сами» (условное обозначение - « Я») Детям было предложено, ориентируясь на вопросы, составить загадки в соответствии с моделями всех четырех видов. Вот что получилось у детей: «Белый, холодный для снеговика пригодный». «Словно звездочки сияет, покрывалом укрывает горы, поле и леса. И такая красота!». «Словно сахар рассыпается и в водичке растворяется». «Узнаем его по цвету, по прохладе на руке, по сверканию на солнце и по луже на земле». Одним из вариантов игры на уроках русского языка для речевого развития детей, в основе, которой лежит исследовательская деятельность, является «Эстафета загадок». При этом используются вербальные, мимические, рисуночные способы предъявления загадок, способ «Волшебная клякса» и драматизация ситуации. «Эстафета загадок» организуется по следующей схеме: 1.Мы просим детей взять с полки любую игрушку и занять место в кругу. 2.Учитель предлагает поучиться придумывать загадки, исследуя признаки разных предметов, животных, явлений. Например: -Вы когда-нибудь задумывались о том. Из чего состоят ваши игрушки (машинки, говорящие куклы, мягкие игрушки - зверюшки)? Кто даст свою игрушку для рассматривания. Чем хороша игрушка. Разбираем не спеша. Это... -Лапки. -Это… -Хвост. -Это пуговицей нос. Получается… -Наш пес. А теперь нам осталось сочинить загадку. Что же есть у нашего пса. В итоге получилась такая загадка: «Есть и лапки, есть и хвост, есть и пуговицей нос. Это наш любимый, славный ….(пес Барбос). Подобным образом совместно были составлены следующие загадки: «Я его узнаю сам по таким большим ушам. Он не заяц, не козел, называется….(осел). «На себе свой домик носит, в него не пустит, если попросят. Домик - ее рубаха. Кто она такая….(черепаха). После проведения этой игры наблюдается повышенный интерес к рассматриванию, экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом, т.е. налицо признаки исследовательского поведения уже в обыденной жизни. Постепенно языковой материал накапливается, ребенок учится различным видам деятельности поиску нужной в словарях, справочниках, художественной литературе, отбору необходимой материала по теме, представлению полученного результата. Такая работа дает импульс к творческому началу, формирует у учащихся уверенность в себе. Так можно увидеть ребенка, который способен заниматься научно-исследовательской деятельностью.














Приложение 1. Этапы работы над словом. 1этап. Предъявление слова. 2этап. Работа над «слуховым» обликом слова. 3 этап. Работа со «зрительным» обликом слова. 4 этап. Исследование слова учащимися в группах по плану. 1).Слово (мои ассоциации)- 2).Лексическое значение слова. Обратимся к толковым словарям. 3).К истокам слова. Обратимся этимологическому словарю. 4).Подбор однокоренных слов (наблюдение над единым написанием корня). Работу можно разнообразить. Например, сочинить сказку….. 5).Рассматриваем сочетаемость слов, т.е. подбираем словосочетания. 6).Подбор пословиц, поговорок, считалок, частушек, песен, потешек, загадок. Т.е. где и как работает слово. 7).Подбор синонимов, антонимов. 8).Составление предложений или поиск предложений с этим словом. 9).Поиск стихотворений.




























Приложение 2. Последовательность составления загадок.
  1. «Видим первый раз» (условное обозначение - рисунок глаза).
Вопросы: какой? какая? что делает?
  1. «Найдем близнеца» (условное обозначение- два одинаковых человечка)
Вопросы: кто такой же? на что похож?
  1. «Узнаем, в чем похожи» (условное обозначение -знак равенства)
Вопрос: что одинаковое?
  1. «Узнаем, как узнать» (условное обозначение-знак вопроса)
Вопрос: как узнать о предмете?
  1. «Загадаем загадку сами» (условное обозначение - «Я»)



































Приложение 3 Соотношение вида загадки, ее типа и способов составления. Виды загадок Способы составления Тип загадки Примеры загадок 1.Загадка-представление Перечисление признаков Описание «Кто в воде живет, без воды пропадет, хорошо нырнет, хвостиком вильнет» 2.Загадка-интерпретация Сравнение Объяснение «Кто пушистый серебристый, но рукой его не тронь: станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь» 3.Загадка-замещение Подбор метафор Иносказание «По горам по долам по долам ходит шуба да кафтан. Кто это» 4.Загадка-исследование Олицетворение Исследование «Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел»


© 2010-2022