Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства» (В. Драгунский «Друг детства»)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Большелычаская СОШ»

Урок литературного чтения в 1 классе:

«НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ ДЕТСТВА (рассказ В. Драгунского «Друг детства»).

Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)

Разработала : Ю.П.Воловатова

учитель начальных классов



2014 г.

Раздел 1. «ПОПРЫГАТЬ, ПОИГРАТЬ...»

Тема: НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ ДЕТСТВА (рассказ В. Драгунского «Друг детства»).

Цели:

- формируем сознательное, правильное чтение;

- формируем умение разъяснять заглавие текста;

- формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- формируем умение различать рассказы и стихотворения.

Оборудование: учебник «Капельки солнца» Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, рабочая тетрадь к учебнику, «Толковый словарик» Н.А. Шестакова, Т.В.Кулюкина к учебникулитературного чтения, презентация, оценочные листы.

Символы:

Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства») Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)

1. Организационный момент.

Я, ты, он, она.

Вместе мы одна семья.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

В нашем классе все друзья

2. Проверка домашнего задания.

(слайд №2 «Повторяем всё, что знаем»)

- Кто помнит, с какими текстами мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения? (после ответов появляется слайд №3)

-Давайте соединим имена авторов с названиями их произведений.

-А сегодня нас ждет встреча с новым автором. Внимательно смотрите на экран и попробуйте догадаться, о чем мы будем читать сегодня, т.е определите тему урока. .(слайд № 5-анимация). (Дети должны прийти к выводу, что речь пойдет о детстве, о дружбе и друзьях детства)

-А кто может быть другом ребенка? (родители, питомец, одноклассник, друзья во дворе, игрушка) ( слайд№7)

Кто может быть другом

И мама, и папа,

Товарищ по играм

Игрушечный кот,

Хороший знакомый

Щенок косолапый,

Соседний мальчишка,

Что рядом живет.

-Откройте учебники на с. 16.

- Пролистайте до с .20. Как вы думаете, сколько новых произведений мы сможем прочитать сегодня на уроке? (одно)

-Почему? (оно большое по объему)1

-Какое умение сейчас формировали? (планировать свою деятельность, предполагать тему текста , работать с информацией , делать выводы)

* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы учителя

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

ΙΙ. Совместное открытие знаний

Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)

Виктор Драгунский. «Друг детства».

1. Работа с текстом до чтения. 1 7 1 2 2 1

1) - Кто автор этого литературного произведения? (В. Драгунский.)

-Посмотрите на портрет писателя. (слайд № 9 )

- Как называется произведение? («Друг детства».) (слайд №10)

-Есть замечательная книга. Она называется «Денискины рассказы». В этой книге Виктора Юзефовича Драгунского 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из этих историй мы и познакомимся сегодня. (слайд 9)

2) Работа в тетради. 2

-Давайте приготовимся к чтению. Откройте рабочие тетради на с.4 и прочитайте про себя задание №1.

-Что сейчас будем делать? (Потренируемся в чтении трудных слов в словосочетаниях.)

-Сначала прочитайте слова про себя. Теперь прочитаем хором с правильным ударением.

-Чтобы понять, о чем будет наш текст, прочитаем ключевые, т.е главные слова текста из задания №2..(Вика,Женя, Лиза М.)

* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы

-Итак, мы знаем тему нашего текста. Напомните мне её.( Друзья детства) Знаем название и ключевые слова.

3)Посмотрите на иллюстрацию к произведению в учебнике. Кто на ней нарисован? Как вы думаете, почему он в боксерских перчатках? Предположения детей

- А как называется произведение?

- Почему же художник изобразил мальчика в перчатках, а рассказ называется «Друг детства»? (предположения детей)

-Думаю, что всем уже не терпится узнать эту историю, посмотрим, верны ли были наши предположения, но сначала немного отдохнем.

Физминутка (слайд 10)

Мы боксеры, мы штангисты.

Бегуны и футболисты.

Мы плывем через моря.

Всюду есть у нас друзья.

2. Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства») Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства») Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)Урок литературного чтения в 1 классе «Настоящие друзья детства»(В.Драгунский «Друг детства»)Работа с текстом во время чтения.

-Из скольких частей состоит наш текст?(из 2-х)

-Первую часть прочитаю вам вслух я, а вы сядьте удобно и внимательно следите глазами по тексту за моим чтением. (Показываю символы ухо и глаз).

Вторую часть будете читать вы вслух.(указываю на символ рот).

Во время чтения мы будем вести диалог с автором и разъяснять смысл некоторых слов, поэтому читать будем с остановками. Возьмите в руки простые карандаши и ставьте вертикальную черту в том месте, где мы остановились, чтобы не потерять .

1) Чтение с комментированием.

Текст 1 части читает учитель. Дети слушают и следят по учебнику.

Виктор Драгунский «ДРУГ ДЕТСТВА»

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (Нашему герою 6 или 6 с половиной лет. Значит, он вам ровесник.) Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, (-А кого называют астрономом и капитаном? (Толк.сл. с. 11),а на другой день мне уже приспичило стать боксёром. (Что значит «приспичило»? Толк.сл. с.11) Часто герой менял свой выбор? ) Я сказал папе:

- Папа, купи мне грушу!

- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

- Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу! (Понял ли папа Дениску сначала? Можно ли кожаную боксёрскую грушу считать обыкновенной? А вы её видели?) слайд № 14

- Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. (Почему папа именно так ответил? Серьёзно он отнёсся к просьбе сына?)

И он оделся и пошёл на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:

- Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я мой старый трамвайчик

без колёс и на верёвочке,

пластмассовую дудку,

помятый волчок,

одну стрелу с резиновой

нашлёпкой,

обрывок паруса от лодки

и несколько погремушек,

и много ещё разного

игрушечного утиля.

(Вот, оказывается, что было в этой корзине! Поняли, что такое «утиль»?)

2) Работа в тетради.(выставляю символ-рука)

- Проверьте себя по тетради .Выполните задание №3 .Соедините стрелкой слова игрушечный утиль с их значением.

-Проверьте свою работу (слайд 16)

3) (Продолжаю читать) И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:

- Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше! (Мама бросила Мишку на диван. Почему именно бросила? Что он для неё?)

(Итак, Дениске приспичило быть боксёром, и мама предложила ему для тренировки вместо груши старого плюшевого Мишку.)

-Мы прочитали 1 часть с остановками. Я напоминаю, что это мы это называем «Диалог с автором».

-Какие умения мы формировали, когда работа с 1 частью? (работать с информацией , слушать учителя , высказывать свои мнения, делать выводы.

А теперь давайте проведем зарядку для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгайте, закройте глаза. Откройте. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль .

А теперь вы продолжите чтение.

Чтение 2 части (читают дети)

Вика. Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.

Женя .Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый (Отчего же он облезлый? С ним когда-то много играли.), и у него были разные глаза: один - его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки.

(Действительно, с ним много играли. А относились к нему как? Заботились. Он глаз потерял - пуговицу пришили.) И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот... (Посмотрите на иллюстрацию, здесь Мишка как живой: так рад встрече, что про него вспомнили...)

Анжела. И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим Мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем.

Лиза М. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. (Тогда - любил, жизнь бы отдал. А сейчас?..)

Эля И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами ,а я хочу тренировать об него силу удара...

Лиза В. - Ты что? - сказала мама. - Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал глаза к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно. (Дениске сейчас очень плохо. И ему уже не нужна помощь мамы, он хочет, чтобы она слёз не увидела...)

Таня. И потом, когда я скрепился немного (взял себя в руки), я сказал:

- Ты о чём, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.

*Отметить тех детей, кто хорошо читал.

-А чему мы сейчас учились? (слушать одноклассников , работать с информацией , высказывать свое отношение к героям, высказывать соё мнение )

3. Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

-Понравилось вам произведение?

-- Почему же Дениска не смог использовать игрушечного Мишку

вместо боксёрской груши?(он был для него как младший брат, он кормил его, спал с ним-очень его любил.)

-Следующее задание№ 6 в тетради на с. 5. Что почувствовал мальчик к своей старой игрушке?(указываю на символ- рука)

-Подчеркните наиболее точное слово

-Какое слово выбрали?(любовь)

-Давайте себя проверим (слайд 18)

Правильно, это подтверждается словами из текста:(слайд 19)

«Я его любил тогда»

«Любил всей душой»

«Я за него тогда жизнь бы отдал»

-Как вы думаете, вырастет Дениска настоящим другом?

- Мы поработали с текстом. Кто его автор? (В.Драгунский)

-О чем это произведение? О мишке, о настоящей дружбе или о помощи мамы?

-Проверим свои ответы( слайд 21)

-Девочки, как вы думаете, что это-сказка, рассказ или стихотворение? (слайд 22)

Рассказ - художественное повествовательное произведение небольшого размера.

-Мы сегодня прочитали впервые и только один рассказ В.Драгунского, позже мы будем знакомиться и с другими произведениями писателя.

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог

- Есть ли у вас такие игрушки, которые с вами с самого раннего детства?

- Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст? 4

-Оцените свою работу в листах самооценки. Заполните квадратики -умения в соответствии с тем, как вы сегодня работали на уроке.

Обведите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и отметьте свое настроение в дневнике. (Слайд № 24)

*Отметить самых активных учеников

-Спасибо вам за работу на уроке! (слайд №25)

ТООУ

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

- Нарисуйте Мишку, каким вы его представляете по описанию В. Драгунского (задание III.7 в тетради, с. 5).



© 2010-2022