Урок математики в 1 классе на тему Число и цифра 7

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок математики в 1 классе по программе «Школа 21 века» Тема: "Число и цифра 7". Основные цели: 1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой; 2) закрепить взаимосвязь между частью и целым; 3) сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами; 4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7, сравнение групп предметов по количеству, запись результатов сравнения с помощью знаков "больше", "меньше", "равно". Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в совместной деятельности. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Оборудование: слайдовая презентация для интерактивной доски, модель числового отрезка; эталон состава числа 7; светофорчики" для настроения и самооценки. Ход урока: 1. Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало): - Начинаем наш урок! - Покажите на "светофоре" с каким настроением вы начинаете урок? 2. Актуализация опорных знаний: 1) Счёт в пределах 20 (прямой и обратный): - Сосчитайте от 6 до 11; от 14 до 5. - Назовите последующее число 8, 13. Как получить последующее число? На сколько предыдущее число меньше последующего? - Назовите предыдущее число 6, 19. Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего? - Какое число стоит между 3 и 5, а между 14 и 16? - Какое число стоит справа от 17? А слева от 11? - Назовите "соседей" числа 13.
2) "Потерялось" число. Найдите его место в натуральном ряду чисел: Слайд 1 2 3 4 6 7 8 9 10 -Что вы можете сказать о числе 5? -Как получить число 5? Придумайте разные варианты. Слайд 3) Закономерность: Установите закономерность и скажите, какое число надо вставить? 2, 4, 6, 8, …
4) Математические задачи: Слайд Почтальон Печкин по утрам всегда читает новости об охране природы из свежих газет. Утром он прочитал 2 статьи, днём ещё 2 статьи, а вечером - 1 статью. Сколько всего статей прочитал Печкин? ( 2 + 2 + 1 = 5) - Какое числовое выражение вы составили при решении этой задачи? Как называется это выражение? (сумма) - Из скольких частей состоит эта сумма? (из 3) - Как называется результат этого выражения, какое число мы искали? (целое) - Как называются компоненты при сложении? (слагаемые, сумма)
Слайд Малыш и Карлсон хотели сделать 6 скворечников, а за один день сделали только 4 скворечника. Сколько скворечников им ещё осталось сделать? (6 - 4 = 2) - Какое числовое выражение вы составили при решении этой задачи? Как называется это выражение? (разность) - Назовите компоненты разности.
Слайд - Ребята, а как вы думаете, почему Колобок из одноимённой сказки убежал в лес от бабушки с дедушкой? (варианты ответов детей) -Знаете, ребята, есть и ещё одна версия. Послушайте её:
Пока Колобок остужался на окошке, он услышал по радио передачу об охране окружающей среды. О том, что люди, отдыхая в лесу, часто нарушают правила бережного отношения к природе. И он решил на время убежать от дедушки с бабушкой в лес, чтобы навести порядок. Он уговорил Зайца, встретившего его первым на тропинке, помочь ему приготовить и развесить запрещающие знаки: "Свалка мусора запрещена!", "Жечь мусор запрещено!", "Птичьи гнёзда не трогать!", "Ручей не засорять!", "Берегите лес от пожаров!". Колобок поставил 3 знака и Зайчик тоже 3. - Сколько всего знаков поставили в лесу Колобок и Зайчонок? (3 + 3 = 6) Слайд Каждая сломанная ветка - это маленькая рана, нанесённая природе. Мальвина, живя в лесу и, прячась от злого кукольника Карабаса-Барабаса, заботилась о деревьях. Она перевязала больные веточки на деревьях. На одном дереве она перевязала 4 веточки, на другом 2 веточки. Три веточки не прижились. Сколько же веточек на дереве вылечила Мальвина? (4 + 2 - 3 = 3)
Слайд Когда Крокодил Гена и Чебурашка узнали, что деревья выделяют большое количество кислорода, необходимого для дыхания, а также для очистки воздуха от пыли и других загрязнений, они посадили возле своего дома деревья. Гена посадил 5 тополей, а Чебурашка - 2 клёна. Сколько всего деревьев посадили Гена с Чебурашкой?
- Устный счёт мы закончили. Посмотрим, какое нам ещё нужно принять решение? На доске появились две таблички с решениями:

Чистота - не главное!

Соблюдай чистоту!
- Каков ваш выбор? - Что нужно нам для нашего здоровья? - Содержать в чистоте нужно своё тело, одежду, жилище. Здоровый образ жизни начинается с чистоты! Но чистоты в одежде мало для здоровья. Надо ещё беречь чистоту в душе, не марать её злыми мыслями и делами. (Складываем таблички с полезными советами в корзину) Урок математики в 1 классе на тему Число и цифра 7. 3. Постановка проблемы. Озвучивание темы урока. - Давайте выполним задание на карточке с числовыми отрезками. Решите примеры, используя числовые отрезки. (проблема!) - Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается цифра 7, и на числовом отрезке не хватает ещё одного отрезка) - Какова цель нашего урока? (договориться, как будем обозначать число 7, изучить, из каких частей оно состоит). - Значит, ТЕМА урока - … ("Число и цифра 7") Историческая справка: - Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы: "Семь бед - один ответ", "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "На седьмом небе от счастья", "Семеро одного не ждут", "Лук от семи недуг"…и т.д. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.
Физкультминутка: Утром рано умывались (вращение головой) Полотенцем растирались (ножницы) Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись (наклоны) И друг другу улыбались (повороты) Вот здоровья в чём секрет (потягиваемся) Всем друзьям физкультпривет! ( машем руками)
4. Проектирование и фиксация нового знания. Работа с учебником (стр. 2-3): - Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 7. (на стр. 2-3 учебника) - На что похожа цифра 7? - Рассмотрим образец написания цифры 7. (на стр. 3) - Из скольких элементов состоит эта цифра? - Переходим к выбору в пользу здоровья. - Что выберем из предложенных высказываний?

Человеку можно всё!

Нет вредным привычкам!



- Какие привычки называют вредными? - Почему они вредные? - Почему же тогда многие заводят эти привычки? (простое любопытство, следовать моде, пример сверстников, родителей) Пословица: Курить - здоровью вредить!
Практическая работа по изготовлению цифры из пластилина. Картон и пластилин для работы уже лежат на партах. Дети лепят цифру 7. (практическая работа заменила пальчиковую гимнастику)
Демонстрация написания цифры 7. - Откуда надо начинать писать цифру 7? (чуть ниже середины верхней линии клетки) - Поставлю точку в этом месте. Далее ведём вверх с небольшим плавным закруглением, делаем волнистую линию до правого верхнего угла и оттуда ведём прямую линию вниз до середины нижней линии клетки. - Пропишите красиво три цифры 7 на клеточной строчке. - Теперь вернёмся к нашему заданию на карточке, где возникло затруднение. - Можем ли мы теперь записать результат? (да) - Запишите. - Можем ли мы проверить результат на числовом отрезке? (нет) - Почему? (числовой отрезок оканчивается на 6) - Что будем делать? (надо достроить ещё один единичный отрезок) - Как будем достраивать числовой отрезок? (от числа 6 вправо проведём один единичный отрезок)
Ученик достраивает числовой отрезок на доске и подписывает цифру 7.
Определение состава числа 7 и фиксирование его на эталоне. - Теперь, когда мы научились писать цифру 7, определим состав числа 7. А помогут нам в этом математические домики в альбоме на стр. 1. - Итак, как получить число 7? - Справились мы с возникшим затруднением? - Что теперь будем делать? (тренироваться в использовании числа и цифры 7) 5. Первичное закрепление. Красиво пропишите цифру 7 до конца клеточной строки.
- Приступаем к выбору. Что выбираем?

Труд кормит, а лень портит.

Отдых и труд - рядом идут.


- Почему? (Во все времена люди умели чередовать труд и отдых, чтобы не надорваться. Праздники тоже помогают чередовать труд и отдых) Пословица: Делу время, а потехе час.

Физминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Погляжу на мир вокруг.

Не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

6. Самоконтроль с проверкой по эталону. - Давайте проверим наши знания, выполнив задание № 1 на стр.2 самостоятельно. - Теперь сравните свою запись с эталоном. Слайд - Если есть расхождения, то поставьте себе рядом с примером знак "?" и исправьте свои ошибки. - А кто выполнил задание правильно, поставьте себе "+". - Кто понял и исправил свою ошибку? (дети поднимают руки). МОЛОДЦЫ! - Кто выполнил без ошибок? Я за вас рада! - Выберем нужный плакат.

Болезнь любит трусливых.

Веселого болезнь боится!


Почему выбрали веселое настроение? (жизнерадостный человек быстрее справляется с трудностями) - Какие причины могут влиять на настроение? (кто-то сказал обидные слова, стыдно, плохое самочувствие) - Можно ли исправить настроение? (хорошими мыслями, уверенностью в себе, улыбка - залог хорошего настроения)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Чему вы учились на этом уроке? - Какие задания вам показались особенно интересными? - Что запомнилось больше всего? - Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на "светофоре". - Что такое здоровый образ жизни? Прочитайте пословицы, которые нам в этом помогают. - Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека. - Если вам урок понравился, то можно подойти и на память взять памятки о здоровом образе жизни.
- Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу - СПАСИБО.

© 2010-2022