- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочная деятельность. Программа. 2 класс
Внеурочная деятельность. Программа. 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлова В.В. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Павлова Валентина Вячеславовна
МКОУ Райгородская СОШ
Светлоярского р-на., Волгоградской обл
учитель начальных классов
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Занимательная математика»
(модифицированная, учебно-познавательная, естественно-научная)
на 2014/2015 учебный год
срок реализации: 1 год
возраст учащихся: 7 - 8 лет
педагог: Павлова
Валентина Вячеславовна
с. Райгород, 2014
Список учащихся:
№ п/п
Ф.И.О.
Дата рождения
1
01.03.06.
2
30.05.06.
3
01.10.06.
4
16.09.06.
5
09.05.07.
6
14.06.06.
7
20.05.06.
8
07.03.06.
9
23.04.06.
10
14.10.06.
11
29.08.06.
Информационная карта.
-
Направленность: естественно-научная
-
Вид образовательной деятельности: учебно-познавательная
-
Название: «Занимательная математика».
-
Сведения об педагоге: Павлова Валентина Вячеславовна, учитель начальных классов, тел.
-
Аннотация:
- возраст детей: 7 - 8 лет;
- срок реализации - 1 год; Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят еѐ к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе: а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности, в) формирование картины мира. Задачи: Обучающие: - обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин; - обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе; - сформировать умение учиться; - формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Развивающие: - развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения; - развитие мелкой моторики рук и глазомера, - развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей, - выявить и развить математические и творческие способности. Воспитательные: - воспитание интереса к предмету «Математика»; - расширение коммуникативных способностей детей; - формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- ожидаемые результаты: Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация, определение места в детском коллективе, а также желание участвовать и участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах на разных уровнях. Учащиеся должны уметь: - Использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100, арифметических действий и величин. - Решать и составлять ребусы, содержащие числа. - Решать и составлять числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. - Искать несколько решений. - Восстанавливать примеры: поиск цифры, которая скрыта. Последовательно выполнять арифметические действия: отгадывание задуманных чисел. - Заполнять числовые кроссворды (судоку и др.)
- год разработки - 2014г.
- Перечень методических приложений к программе:
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная математика» необходимы следующие принадлежности:
- игра «Геоконт»;
- игра «Шахматы»
- игра «Пифагор»;
- игра «Танграм»;
- набор геометрических фигур;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по «Математике и конструированию».
- Статус: примерная.
Автор: Е.Э. Кочурова
Пояснительная записка
Программа имеет естественно - научную направленность. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что в ходе ее реализации соблюдаются принципы, которые решают современные образовательные задачи с учѐтом запросов будущего: 1. Принцип деятельности включает ребѐнка в учебно - познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом. 2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идѐт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности. 3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. 4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. 5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребѐнка. 6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для еѐ исправления. 7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. 8. Принцип системности. Развитие ребѐнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребѐнка. 9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Адекватность требований и нагрузок.
11. Постепенность.
12. Индивидуализация темпа работы. 13. Повторность материала. Актуальность, новизна: реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач твор-ческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь программа дополнительного образования «Занимательная математика», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются: - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений; - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; - развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; - формирование пространственных представлений и пространственного воображения; - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Цели и задачи программы: Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят еѐ к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе: а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности, в) формирование картины мира. Задачи: Обучающие: - обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин; - обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе; - сформировать умение учиться; - формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Развивающие: - развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения; - развитие мелкой моторики рук и глазомера, - развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей, - выявить и развить математические и творческие способности. Воспитательные: - воспитание интереса к предмету «Математика»; - расширение коммуникативных способностей детей; - формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6-7 лет: Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов - 38. Возраст обучающихся - 6-7 лет. Наполняемость учебной группы: 11 чел., продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми. Формы и режим занятий: программа рассчитана на 38 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30-35 мин. Всего 38 занятия. Коллективные формы организации занятий. Форма организации обучения - математические игры. Форма организации обучения - работа с конструкторами.
Виды деятельности:
- творческие работы;
- задания на смекалку;
- лабиринты;
- кроссворды;
- логические задачи;
- упражнения на распознавание геометрических фигур;
- решение уравнений повышенной трудности;
- решение нестандартных задач;
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами;
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления;
- решение комбинаторных задач;
- задачи на проценты;
- решение задач на части повышенной трудности;
- задачи, связанные с формулами произведения;
- решение геометрических задач.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети. ожидаемые результаты: Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация, определение места в детском коллективе, а также желание участвовать и участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах на разных уровнях. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика». Личностными результатами изучения данного курса являются: - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; - воспитание чувства справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты (формирование УУД) Регулятивные УУД - Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. - Учиться планировать учебную деятельность. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. - Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. - Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Познавательные УУД - Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. - Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. - Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. - Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. - Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Коммуникативные УУД - Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. - Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. - Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений Учащиеся должны уметь: - Использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100, арифметических действий и величин. - Решать и составлять ребусы, содержащие числа. - Решать и составлять числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. - Искать несколько решений. - Восстанавливать примеры: поиск цифры, которая скрыта. Последовательно выполнять арифметические действия: отгадывание задуманных чисел. - Заполнять числовые кроссворды (судоку и др.)
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы являются:
- наблюдение,
- тестирование,
- педагогическая диагностика.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов, дата
Содержание занятий
1
Математика - это интересно
1 Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).
2
Танграм: древняя китайская головоломка
1 Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.
3
Путешествие точки
1 Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
4
Игры с кубиками
1 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
5
Танграм: древняя китайская головоломка
1 Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
6
Волшебная линейка
1 Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
7
Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.
1
Задачи на развитие логического мышления. Загадки.
8
Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.
1
Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки.
9
Пересекающиеся линии.
1
Продолжение сказки. Практические задания.
10
Ломаная линия. Длина ломаной.
1
Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления.
11
Отрезок. Имя отрезка.
1
Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок.
12 Праздник числа 10
1 Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
13
Конструирование многоугольников из деталей танграма
1 Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
14 Игра-соревнование «Весёлый счёт»
1 Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
15 Игры с кубиками
1 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
16 Конструкторы лего
1
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
17
Весёлая геометрия
1 Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
18
Путешествие в страну Геометрию.
1
Загадки о геометрических инструментах.
Практическая работа с линейкой.
19
Математические игры
1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».
20
«Спичечный» конструктор
1
Построение конструкции по заданному образцу.
21
Проверочная работа
1 Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
22
Задачи-смекалки
1 Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
23 Прятки с фигурами
1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»
24 Математические игры
1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».
25
Числовые головоломки
1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
26
Математическая карусель
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы
27
математические го-ловоломки
1
Решение занимательных задач
28
Уголки
1 Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
29
Игра в магазин. Монеты
1 Сложение и вычитание в пределах 20.
30 Конструирование фигур из деталей танграма
1 Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
31
Игры с кубиками
1 Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго - числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.
32
Математическое путешествие
1 Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий - вычитает 3, а четвёртый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 - 3= 7 7 + 2= 9 9 - 3= 6 6 + 5= 11 2-й раунд: 11 - 3= 8 и т. д.
33
Математические игры
1 «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
34
Секреты задач
1
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
35
Математическая карусель
1 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
36
Числовые головоломки
1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
37 Математические пирамиды
1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20».
38 Итоговое занятие
1 Математические игры, загадки. Подведение итогов.
Содержание учебных тем Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения одноначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры: - «Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными куби-ками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; - игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; - игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; - игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ; - математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; - работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; - игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из элек-тронного учебного пособия «Математика и конструирование»* Универсальные учебные действия: - сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; - применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; - анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; - включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; - аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Универсальные учебные действия: - анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); - искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; ____________________________________ * Математика и конструирование : электронное учебное пособие для начальной школы. - М.: ООО «ДОС», 2004. - моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; - конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; - воспроизводить способ решения задачи; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; - оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; - конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) - «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира-мида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения - работа с конструкторами: - моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; - танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»*. «Спичечный» конструктор**; - конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; - конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».______________ *Никитин Б.П.Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991. **Вместо спичек можно использовать счётные палочки. Универсальные учебные действия: - ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; - ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→1↓и др., указывающие направление движения; - проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); - выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; - анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; - составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; - выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием - объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; - анализировать предложенные возможные варианты верного решения; - моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; - осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Методическое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная математика» необходимы следующие принадлежности:
- игра «Геоконт»;
- игра «Шахматы»
- игра «Пифагор»;
- игра «Танграм»;
- набор геометрических фигур;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по «Математике и конструированию». Занятия по Программе ведѐт учитель начальных классов или учитель математики, либо любой другой специалист в области математики, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Литература 1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994 2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004 3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. - М.: Знание, 1994. - 336 с. 4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990 5. Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003 6. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. - М. «Школьная Пресса». 2003 7. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 1 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Школьная Пресса». 2003