Урок музыки в 3 классе. Тема Танцевальность

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки.

3 класс.

В изучении предмета «Музыка» обучающимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, - это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Цель музыкального воспитания:

- формирование музыкальной культуры личности, освоении музыкальной

картины мира;

- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности,

развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и

воображения;

- развитие творческих способностей в различных видах музыкальной

деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-пластическое

движение, импровизация).

М. А. Прыткова.

Учитель начальных классов первой квалификационной категории. Шадринская средняя общеобразовательная школа,

Байкаловский район, Свердловская область.

Тема. Танцевальность. (Седьмой урок в теме «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» и первый урок по теме «Танцевальность»)

Цель:

- познакомить обучающихся с понятием «танцевальность».

Задачи:

- развить тему; научить детей слышать «танцевальность» в музыке;

- развивать фантазию и музыкальный слух обучающихся;

- воспитывать музыкальную культуру, чувство прекрасного, доброту;

- учить мыслить, чувствовать, сопереживать.

Формирование УУД:

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации.

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей

действительности.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Оборудование: - мультимедиа, телевизор, магнитофон;

- МР3: П.И. Чайковский «Вальс цветов»,

«Полька», « Мазурка»;

- DVD: х/ф «Война и мир». (Режиссер С. Бондарчук)

(Фрагмент «Первый бал Наташи Ростовой»

Евгений Светланов - Полонез из оперы

"Ночь перед Рождеством ");

- «Карта танцев»;

- Таблица «Танцы»;

- Выставка рисунков учащихся « Рисуем музыку»;

- Слайд-шоу: «Малая родина. Осень».

«Танцы мира: джига, аллеманда, халлинг,

гангар, спрингар,полонез,краковяк.мазурка».

Ход урока.1. Орг. момент.

Учитель:

- Я рада видеть вас, в этот осенний день, на уроке музыке.

2. Вступительное слово учителя.

(Слайд-шоу «Малая родина. Осень».)

(Фотографии картин родной природы, сделанные на экскурсии.)

- Тихо-тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном!

И раздвинутся вдруг стены -

Вся земля видна вокруг:

Плывут звуки речкой пенной,

Тихо дремлет лес и луг...

Вдаль бегут лесные тропки,

Тают в дымке голубой...

Это музыка торопит и

Зовет нас за собой!

Вслед за нею можем сразу

В дальний путь пуститься мы,

Побывать в гостях у сказок,

У весны среди зимы...

Тихо-тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном.

(Валентина Андреева)

- Осенней порой мы прощаемся с перелётными птицами.

- Какую песню вы можете предложить, чтобы попрощаться с птицами, улетающими до весны? ( « Скворушка прощается».)

- Вспомним правила хорового пения. ( Правильная осанка при исполнении, слышим друг друга, не кричим, смотрим на дирижера.)

3. Распевка.

- Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла…(На мелодию песни «Скворушка прощается»)

4. Хоровое исполнение песни «Скворушка прощается».

(Антология советской детской песни. - М.: Музыка, 1986 - .

Выпуск 2: Песни для детей младшего школьного возраста / сост.:

Е. В. Николаева, М. В. Борисова).

5. Выставка рисунков обучающихся «Рисуем музыку».

Учитель:

- Осень вступила в свои права, а на наших рисунках - лето! Посмотрите на танцующие цветы на лугу. На уроке изобразительного искусства вы рисовали вальс цветов. Кто расскажет о своей работе? ( Ответы учащихся.)

6. Сообщение нового материала.

Учитель:

- Вальс пришел из Австрии в конце 18 века. Название происходит от немецкого слова «вальзен» - вращаться, кружиться. Наибольшей популярностью пользовался венский вальс и медленный вальс-бостон.

7. Физ. пауза.

- Давайте и мы с вами потанцуем, как эти замечательные цветы.

- П. И. Чайковский « Вальс цветов». ( Дети «берут» в руки букет цветов и покачивают над головой, передавая трехдольность вальсового ритма. Заранее подготовленные дети исполняют свободную композицию.)

8. Театрализация «Танцы мира».

(Выступление заранее подготовленных ребят. Медвежонок Вили

крепит на карту полушарий кружочки с названиями танцев).

Учитель:

- На нашей поляне повстречались Медвежонок Вилли и Воробей Чики.

- Привет, Вилли!

- Привет, Чики!

- Что ты делаешь, Вилли?

- Рисую карту танцев.

- Карту танцев? А можно посмотреть? А вопросик задать? Почему это по всей Европе кружочки нарисованы?

- Потому что здесь хоровод водят.

Встают в круг и идут, пританцовывая.

- Хоровод, хоровод, пляшет весело народ!

- А здесь в России есть народный танец трепак.

- Трик, трек, трак! Трик, трек, трак! Дробный танец - тре - пак!

- А в Украине народный танец гопак.

- А вот украинский казак - в присядке пляшет он гопак!

-Еще здесь танцуют известный танец казачок.

- Даже старый старичок заплясал казачок!

- А здесь, в Польше, появились мазурка и краковяк.

- Не могу я, как поляк, станцевать вам краковяк!

И мазурка нелегка - заплетается нога!

- А могу блеснуть я только в развесёлой быстрой польке!

- Чики! Полька - чешский танец! И полька и варс - быстрые танцы!

- Могу блеснуть не только в польке, могу и варс сплясать для вас!

- А здесь, в Венгрии, известный танец чардаш.

- Кто станцует нам чардаш? Это - медвежонок наш!

- А во Франции появился когда-то менуэт.

- Ах, как прекрасная маркиза легко танцует менуэт!

- В Испании возник танец - фламенко.

- Нет для каждого испанца лучше, чем фламенко, танца!

- На Кавказе - танец лезгинка.

- На Кавказе есть лезгинка, а в саду у нас малинка!

- В Китае 56 национальностей, и у каждой есть свой танец. И названия красивые: танец барабанов, танец палочек…

- Танец пёрышков для вас я исполню ровно в час!

- Вилли, а что танцуют в Японии?

- Танцы направления «Но». Это целые театрализованные представления.

- А в Японии давно все танцуют танцы «Но»!

- Вилли, а что танцуют в Южной Америке?

- Ой, Чики, здесь появилось много танцев, которые теперь известны во

всем мире! В Аргентине появилось танго.

- На десерт не кушай манго, а станцуй-ка лучше танго!

- В Бразилии придумали самбу. Женщины исполняют ее на карнавалах.

- Эх, ввести и нам бы карнавал для самбы!

- А на острове Куба появились танцы мамба, румба, ча-ча-ча!

- А кто танцует ча-ча-ча, живёт без помощи врача!

- Мамба, дети, не конфета - это жаркий танец лета!

- Кто танцует танец румба? - Вили, Чики и друзья!.. (Воробей Чики убегает.)

- Куда ты, Чики? Я хотел рассказать еще про вальс

9.Сообщение нового материала.

(Слайд-шоу «Танцы мира».)

(Н. Л. Гавликовский. Руководство для изучения танцев. Издательство: Планета музыки, Лань. Серия: Мир культуры, истории и философии. 2010г.)

Учитель:

- С древнейших времен и до наших дней люди танцуют - на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, В сопровождении труб, виол или оркестра… (можно задать вопрос о том, где в наши дни танцуют люди). Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял. Вот, например, ДЖИГА -

(Слайд 1) старинный танец английских моряков - быстрый, веселый, непринужденный. Музыка его словно льется безостановочно, ровно, как веселый ручеек.

Но, АЛЛЕМАНДА, (Слайд 2) напротив, - серьезная, неторопливая. Танец появился, как бытовой и придворный, в середине 16 века. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звучавших при встрече высоких особ - князей, графов, герцогов. Под эти приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому размер танца четный, как у марша. ( Мультимедиа: слайды «Костюмы 18 века»)

Своеобразны норвежские крестьянские танцы: ГАНГАР (Слайд 3)- неторопливый, спокойный, его танцуют парами, торжественно и чинно; ХАЛЛИНГ (Слайд 4) - сольный танец, в котором юноша показывает силу, проворство и ловкость. Халлинг изобилует высокими прыжками, вращениями, перевертываниями в воздухе. Музыка его носит мужественно-суровый характер, имеет упругий ритм; СПРИНГАР (Слайд 5) - отличается острым чеканным ритмом, яркой мелодией. Парни, весело подпрыгивая и притопывая, ведут девушек, которые ступают мелкими шажками.

Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее известны из них - ПОЛОНЕЗ, КРАКОВЯК, МАЗУРКА (Слайды 6, 7, 8). Излюбленный польский танец - мазурка - с веселой, задорной мелодией, символизирующий военную удаль. Это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры.

10. П.И. Чайковский «Мазурка». Слушание.

Беседа после прослушивания.

- Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?

- Где в жизни могла бы звучать эта музыка и как могла бы повлиять на людей?

- Что позволило тебе прийти к таким выводам?

11. Физпауза.

(П.И. Чайковский «Мазурка»)

Заранее подготовленные ребята показывают классу движения, характерные для «Мазурки».

12. Сообщение нового материала.

Краковяк (краковяки - жители города Кракова) - парный веселый танец. Она танцует плавно, изящно, он - с резкими притопываниями.

Самый древний танец - полонез. В старину он назывался «великим» или «пешим» танцем. Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом - парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша, вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки.

(Фрагмент из х /ф «Война и мир» - первый бал Наташи Ростовой. Просмотр.)

Беседа после просмотра.

- Какие чувства передаются в музыке?

- Какие эпизоды понравились тебе больше всего?

- Хотелось бы вам побывать на этом балу? Почему?

13. Итог урока.

- Когда танцуете вы?

- Чем вам запомнится этот урок?

- Что нам удалось на уроке?

14. Домашнее задание.

- Нарисовать рисунок на тему «Танцы разных народов».

- Узнать, какие танцы танцевали мамы и бабушки.

- По желанию, подготовить один танец для исполнения на следующем уроке.


© 2010-2022