Технологическая карта урока. Русский язык (3 класс) ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 3 «Б» классе

Учитель: Тихонкова Ирина Викторовна

Предметная область: Русский язык (автор: Чуракова Н.А.)

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема:

Предложный падеж

Цель

Организовать учебную деятельность учащихся в предметной области «Русский язык» по овладению содержанием в рамках темы «Предложный падеж»

Тип урока: Проблемно-диалогический

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению особенностей предложного падежа;

- способствовать использованию учащимися новых знаний в практической деятельности

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

- использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

-с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

- контролировать выполнение плана,

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

-становление мотивационной основы учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формирование умения уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения;

- формирование условий для воспитания положительного интереса к русскому языку.

Оборудование:

портрет М.В. Ломоносова, карточки с названиями падежей и падежными вопросами, маршрутные листы, карточки жёлтого и зелёного цветов, смайлики.

Этап урока

Время

Цель

Содержание учебного материала

Методы

и приемы работы

Формирование УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1. Мотивация к учебной деятельности

3 мин

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

1.Организация внимания

Я дарю тебе тепло моих ладошек,

Я дарю тебе частичку моей доброты,

Если тебе будет трудно - я тебе помогу.

2.Учебная задача.

Эпиграф урока.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом.

(М.В. Ломоносов).

(На доске портрет М.В. Ломоносова)

С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

Объясните значение слова «награда»

3.Проверка д/з (т. с.59, № 61)

(проверка - сигнальные карточки +, -)

4.Словарная работа. (повторение правил посадки при письме)

Списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, определить падеж.

И.п. Р.п

Написал учЕник. Вышел из трАмвая,

Д.п.

подошёл к сОбаке, перешёл через

В.п. Т.п.

шОссе, любуюсь кАртиной.

(проверка - сигнальные карточки +, -)

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные:

анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками. Коммуникативные:

формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, создаёт положительный настрой на восприятие учебного материала.

Повторяют слова, взявшись за руки, и с хорошим настроением начинают урок.

Предложенную учителем ситуацию принимают, анализируют слова М.В. Ломоносова, объясняют значение слова «награда», пользуясь словарем Ожегова.

(Награда - новые открытия, знания о языке.)

Отвечают на вопросы

Проверяют правильность посадки, тетрадях записывают число, классная работа.

Называют орфограмму на пропущенную букву (безударные гласные, непроверяемые ударением, т.е. словарные слова),списывают словосочетания и определяют падеж.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

5 мин

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Разобрать «Путаницу» и навести порядок с падежами.

(На доске на карточках расположены падежные вопросы, название падежей вразброс, не хватает П.п.).

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

Т. п. кем? чем?

В. п. кого? че го?

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Коммуникативные:

формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание.

Познавательные:

выделять общие признаки на основе сравнения, выдвигать предположения, анализ объектов с целью выделения признаков.

Создание проблемной ситуации

Предлагает назвать тему, определить цели и задачи урока.

Дети по очереди выходят к доске и классифицируют данную информацию о падежах (расставляют падежи и падежные вопросы по порядку)

Формулируют тему урока, доказывая свою точку зрения, цели и задачи урока.

(научимся определять П. п имён сущ.

вспомним на какие вопросы отвечают сущ. в П. п.

узнаем с какими предлогами употребляются сущ. в П. п., каким членом предложения являются)

3. Построение проекта выхода из затруднения

5 мин

В результате на доске могут быть записаны следующие этапы:

1.Название падежа.

2.Вспомогательное слово.

3.Вопросы падежа.

4.Предлоги падежа.

5.Член предложения.

Работа в группах

Регулятивные:

искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнение своих одноклассников, принимать коллективное решение

Предлагает составить маршрут движения к новым знаниям и записать их на доске в виде плана.

Дети работают в группе, предлагают варианты маршрута движения, один ученик после обсуждения выполняет на доске.

4. Реализация построенного проекта

7 мин

1. Работаем по 1 пункту маршрутного листа «Название падежа».

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его называли местным, т.к. П.п. указывал на место действия. Ломоносов назвал предложным, т.к. употребляется всегда с предлогами.

2. Работа по учебнику с. 91 (Найти сведения Летучей Мыши и прочитать характеристику существительных, стоящих в П.п.)

3. Найдите ответы на пункты 3, 4 маршрутного листа (Чем характеристика сущ-ных, стоящих в форме П.п. отличается от характеристики сущ-ных, стоящих в форме Т.п.? Какой падеж имен сущ-ных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами?)

Коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнение своих одноклассников, принимать коллективное решение

Предлагает вспомнить слова М.В. Ломоносова, который дал название шестому падежу русского языка.

В учебнике читают сведения Летучей Мыши, дают характеристику существительным, стоящих в П.п..

Находят ответы на пункты 3, 4 маршрутного листа и отвечают на вопросы.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

5 мин

Работа по учебнику с.92, №78

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаются с мнением одноклассников, аргументируют ответ.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Работа по цепочке. Указывают падеж всех выделенных существительных. Делают вывод (все выделенные сущ-ные стоят в П.п., употребляются с предлогами) .

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10 мин

1. Работа по учебнику с.92, №78

Написал (где? в чём?) в тетрадке (П. п.),

Растут (где? на чём?) на грядке (П. п.).

В тетрадке - в тетрадочке, на грядке - на грядочке.

2. Физкультминутка. Гимнастика для глаз (тренажёр Базарного)

3. Чтобы ответить на 5 пункт нашего маршрута работаем в парах.

Составить предложения о том, кто и где живёт, найти в нём главные члены и посмотреть, являются ли существительные в предложном падеже главными членами или нет?

1 ряд - предложение о белке

2 ряд - о рыбе

3 ряд - о собаке

Взаимопроверка

Работа в парах

Коммуникативные:

допускать возможность существования разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач.

(Использование здоровьесберегающих технологий)

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание

качества и уровня усвоения.

Напоминает обучающимся о ранее изученном материале.

Осуществляет:

•индивидуальный контроль;

•выборочный контроль.

Выписывают словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми словами.

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Определяют падеж выделенных слов. Подчеркивают в них согласный, нуждающийся в проверке. Записывают проверочные слова.

Составляют предложения, подчёркивают главные члены, определяют являются ли существительные в предложном падеже главными членами или нет?

Взаимопроверка

7. Включение в систему знаний и повторение

5 мин

О чем мечтает девочка?

В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?

ПРЕДЛОЖНЫЙ
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона):
Буду в ней сидеть (на трон).
Я мечтаю о (слон),
Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (сережки),
Я мечтаю о (сапожки).
Вечерами в (полумгла)
Я мечтаю об (орёл):

Буду с ним летать на (воля).
Буду я учиться в (школа)...
Ой, мечтаю я уже ...
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

Коммуникативные:

допускать возможность существования разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач,

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Организует работу со стихотворением

Татьяны Рик и предлагает ответить на вопросы:

Инструктаж по выполнению д/з

В стихотворении Татьяны Рик девочка мечтала о многом. Каждому из нас есть о чём мечтать. Свои мечты мы обычно рассказываем Деду Морозу.

Вот и вы можете составить послание Деду Морозу, в котором используете не менее 10 имён сущ. в П. п. Если вы правильно составите послание, то одна ваша мечта обязательно сбудется.

Читают стихотворение, отвечают на вопросы

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

5 мин

Осуществление учащимися самоконтроля и осуществления оценки полученного результата на уроке

1. Обобщение: по маршрутному листу ответить на вопросы.

Для того чтобы оценить свои успехи, нужно выполнить ещё одно задание - ТЕСТ.

Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в П. п.?

Если слово в П. п. - обведите букву в столбике «да», а если другие, то слово «нет».

ТЕСТ ДА НЕТ

  1. Нырнул в воду

о м

  1. Играют в воде о к

  2. На морском берегу л п

  3. Отъехал от берега и о

  4. Скользит по воде ч д

  5. В морской пучине е н

  6. Жить на острове ц й

2. Выставление оценок.

3. Проанализируйте свою работу на уроке. У каждого из вас на парте лежит «смайлик». Оцените свою работу

Регулятивные:

оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Обеспечивает положительную реакцию детей на оценки.

Подводят итоги.

По маршрутному листу отвечают на вопросы.

Выполняют тест (ответ: слово МОЛОДЕЦ)

Принимают позицию наблюдателя, осуществляют оценку полученного результата, делают вывод о разрешении поставленной проблемы






10


© 2010-2022