- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок на тему: «Синонимы и антонимы разных частей речи, их использование в тексте»
Урок на тему: «Синонимы и антонимы разных частей речи, их использование в тексте»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Илюбаева А.З. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Синонимы и антонимы разных частей речи, их использование в тексте»
Цель: Расширить знания учащихся о синонимах и антонимах разных частей речи, их использование в речи
Задачи: повторить изученное о синонимах и антонимах в 3-м классе развивать умение находить синонимы и антонимы в тексте. Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы». Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся ,обогащению словарного запаса; Развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова. Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества. воспитывать взаимовыручку, умение работать в группе
Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы и антонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды и антонимические ряды разных частей речи
Ресурсы: маркеры, листы А4, моноблок, бортовые журналы учащихся, разноцветные стикеры для деления на группы, мячик, карточки с текстом для творческой работы, карточки с заданиями, лист самооценки.
Ход урока.
1.Орг момент.
Создание коллаборативной среды « Позитивчик для друзей»
II. Деление на группы. В нашей волшебной корзиночке каждый найдёт для себя волшебный цветочек , который поможет ему определиться в группу. желтый- 1 гр., красный - 2 гр., зелёный - 3 гр., оранжевый- 4 гр.
Оформление тетрадей: Я тетрадочку раскрою и наклонно положу
Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу
Сяду прямо- не согнусь!
За работу я примусь!
III. Стадия вызова.
1 Игра «Подбери словечко»
-Сейчас мы попробуем отгадать тему нашего урока. Для этого поиграем в игру «Подбери словечко». Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например: белый - светлый.
Слова для игры: солдат-воин, говорить - болтать, педагог- учитель, красный - алый, смеяться- хохотать , кушать - есть, школьник - ученик, работать - трудиться , грусть - печаль, ненастный - пасмурный, кричит - орёт, большой - огромный, ребёнок - малыш, старик - дедушка, мороз - холод, маленький- крохотный.
-Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали?
2Физминутка-игра « Ответь наоборот»
Скажу я слово «высоко», А ты ответишь - «низко». Скажу я слово «далеко», А ты ответишь - «близко». Скажу тебе я слово «сытый», Ответишь ты - «голодный». Скажу я «медленный» тебе, Ты мне ответишь - «быстрый». Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты - «храбрец». Ребята, как называются слова, которые вы подобрали?
- Как вы думаете какова тема нашего урока?
-Проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.
3.Чистописание:
- Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните мальчики все буквы «д» в первой строчке, девочки- все буквы « р» во второй строчке. Прочитайте, что у вас получилось.
Сдидндодндидмды
арнртрорнрирмры
-Вот мы и определили тему нашего урока.
3.1 Постановка цели урока:
-Сегодня мы расширим свои знания о синонимах и антонима разных частей речи
3.2.Работа в группах
-Чтобы работа прошла интересно и понятно, давайте придумаем правила для работы в группах.
Правила для работы в группах:
• Говорить по очереди
• Слушать и слышать
• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
• Помогать и просить о помощи
• Давать и просить пояснения
Соблюдать время
4 Обратная связь
-Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика
Бортовой журнал ученика
-
Что я знаю по теме урока
Что я узнал(а) о синонимах и антонимах на уроке
4. Стадия осмысления.
4.1. Работа в группах
1-я группа: -Придумайте и запишите синонимичный ряд к данному слову (состоящих из 4 букв, распредели по частям речи).
работа, ( труд, дело), месяц (луна), красный ( алый) ходить (идти), доктор ( врач), печаль ( горе), хохот ( смех), плакать ( ныть), (выть)
- Устная работа: ( парная работа) Подбери к некоторым словам слова-антонимы
2 -я группа: Сочини сказку по заданному началу. Используй синонимы и антонимы ( по опорным словам: рано, смеялась, плакала, поздно, утро, ночь, радовалась, печалилась, хлопотала, трудилась, ленилась, хорошо. плохо, бездельничала, умная, глупая, смышленый)
За лесами и горами жили-поживали в одном селе две девушки. Одну звали Рукодельница, а другую- Ленивица…
3-я группа: Упражнение
Подбери синонимы к перечисленным словам. Не забывай, что к ним относятся слова одной и той же части речи. Распредели по частям речи
волшебник, пища, зябнуть, использовать, неуклюжий, неправильный
Слова для справок: мерзнуть, кудесник, употреблять, корм, нескладный, ошибочный, стыть, питание, колдун, мешковатый, еда, маг, применять, неверный, продовольствие, неловкий, коченеть, чародей.
Цель: закреплять умение подбирать синонимы к данным словам, опираясь на признак принадлежности к одной части речи; формировать представление о системообразующем свойстве лексики.
4-я группа Прочитать и объяснить смысл пословицы, найти антонимы составить прием «Диаманта»
Лето работает на зиму, а зима - на лето.
Выступление групп.
Взаимооценивание групп
4.2. Работа в парах
Упражнение
Образуй пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не- (пишется в таких случаях слитно).
вежливый, учтивый, любезный, деликатный
5. Стадия рефлексии.
- Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала»
Бортовой журнал ученика
Что я знал по теме урока
Что я узнал(а) на уроке
про синонимы, антонимы
5.1. Стадия рефлексии. Заполнение учащимися листа самооценки
Лист самооценки ученика
Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке
Я научился:
Работать в группе
Создавать синонимические ряды
Подбирать синонимы к словам
Подбирать антонимы к словам
Выступать перед классом
Создавать постер
Просить помощи, когда возникают трудности
Слушать активно других
Дарить хорошее настроение людям
6. Домашнее задание. Инструктаж .Для учащихся А ( В, С- по учебнику)
Ниже даны слова, которые имеют по нескольку значений. Определи эти значения. По каждому значению попытайся найти антонимы и синонимы. Если удается это сделать, то запиши их по образцу предыдущего упражнения.
Легкий - 1-е значение: легкий по весу; 2-е значение: нетрудный для выполнения. Антонимы: 1) тяжелый; 2) трудный.
Дорогой - 1 -е значение: стоящий много денег; 2-е значение: любимый, близкий (обычно о человеке). Можно найти антонимы по обоим значениям слова.
Вскочить - 1-е значение: вскочить на что-то; 2-е значение: вскочить внутрь чего-то. Антонимы к этим двум значениям разные; синонимы тоже разные.
Старый - 1 -е значение: о человеке - проживший много лет; 2-е значение: о вещах -давно сделанные, изношенные. Есть и синонимы, и антонимы.
Цель: закреплять умение подбирать самостоятельно
синонимы и антонимы к разным значениям многозначного
слова; формировать представление о системности лексики.
7. Заключительное слово учителя
-Спасибо за работу. Мне было интересно с вами работать, учиться, делать открытия.