Нетрадиционные (игровые) задания как средство диагностики метапредметных результатов обучения в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Нетрадиционные (игровые) задания как средство диагностики метапредметных результатов обучения в начальной школеНетрадиционные (игровые) задания как средство диагностики метапредметных результатов обучения в начальной школеНетрадиционные (игровые) задания как средство диагностики метапредметных результатов обучения в начальной школеНетрадиционные (игровые) задания как средство диагностики метапредметных результатов обучения в начальной школеНетрадиционные (игровые) задания как средство диагностики метапредметных результатов обучения в начальной школе








Нетрадиционные (игровые) задания

как средство диагностики

метапредметных результатов обучения

в начальной школе





Учитель начальных классов

Муниципального бюджетного

Общеобразовательного учреждения

«Алдиаровская средняя

Общеобразовательная школа

Янтиковского района

Чувашской Республики

Ильина Надежда Анатольевна




Игра в образовании - явление далеко не новое. Но в массовом педагогическом сознании она воспринимается как нечто дополнительное, неосновное несерьёзное, как элемент развлекательный, но не обучающий. Однако опыт системного использования игровых форм в образовательном процессе показывает, что это средство обладает исключительным развивающим и мотивационным потенциалом. Рассмотрим нетрадиционные (игровые) задания, применяемые в начальной школе, обеспечивающие и диагностирующие предметные результаты обучения; они могут использоваться как при изучении систематических предметных курсов, так и во внеурочном пространстве. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования законодательно закрепили то, о чём говорилось уже много лет: обучая предмету, учителя должны работать, прежде всего, на развитие мышления своих учеников, учить их эффективным способам мыслительной деятельности, а предметные знания станут следствием такой работы. Если всерьёз говорить о развитии мыслительных способностей, надо так строить учебный процесс, чтобы у учащихся была возможность мыслить, додумываться до того, чего раньше не знали. Именно на получении выводного знания построены многие современные педагогические технологии. Чтобы научить детей мыслить, требуются задания, которые заставят учеников не припоминать заученное, а мыслить, постигать суть. Замысел моих первых попыток разработки и использования в преподавании в начальных классах необычных по форме и содержанию заданий, заключался только в том, чтобы разнообразить учебный процесс, повысить интерес учеников к работе. Но опыт применения такого рода заданий показал, что они намного эффективнее традиционных вопросов и упражнений. Преимущества таких заданий заключается в следующем:

  • для их выполнения недостаточно знать предметный материал, необходимо думать;
  • содержание заданий часто выходит за рамки чисто предметных представлений и предполагает рассмотрение вопроса с многих позиций. При этом у учащихся развивается целый комплекс универсальных мыслительных процедур;
  • они содержат в себе возможность находить решения, опираясь на умение логически мыслить, рассуждать. Это особенно важно для учащихся с низким уровнем знаний, но хорошими мыслительными способностями. Задания, где требуются только предметные знания, им не интересны;
  • ответов на вопросы большинства таких заданий в готовом виде в учебниках нет. Поэтому использование учебной литературы на занятиях - нормальное явление. В результате учитель не тратит усилия на предотвращении е списывания, а ученики имеют возможность отработать одно из важных универсальных учебных действий - нахождение необходимой информации;
  • эти задания интересны учащимся.

Предметное содержание этих заданий может быть любой степени сложности, поэтому их вполне можно использовать для проведения мониторинга образовательных результатов вместо традиционных репродуктивных заданий. Приведём описание некоторых видов заданий, которые можно использовать в учебном процессе и во внеурочное время. В большинстве случаев формы универсальны, т.е. подходят для работы с учащимися любого возраста и уровня развития.
«Согласись или опровергни» Учащимся предлагаются готовые утверждения, с которыми надо согласиться либо опровергнуть. Во втором случае следует обязательно исправить содержащуюся в утверждении ошибку или неточность. Ошибочные утверждения должны звучать вполне правдоподобно. (Например, в привычном определении изменяется одно слово), а истинные утверждения предлагаться в непривычных формулировках. Миновать эти ловушки сможет ученик, хорошо понимающий материал и умеющий внимательно читать задания.
«Найди пару» Учащимся предлагается пара слов (словосочетаний), определённым образом связанных друг с другом, и третье слово ( словосочетание), к которому следует подобрать аналогичную пару. Например: 1. Сложение - сумма, вычитание - ..? (разность) 2. Что? - существительное, какой? - ..? (прилагательное) 3. Июнь - лето, декабрь - ..?(зима) В приведённом примере взаимосвязь первой пары очевидна, в данном случае проверяется знание фактов, только в более интересной и сложной форме, чем простой опрос. Более интересен вариант, когда взаимосвязь первой пары понятий далеко не очевидна, и чтобы её обнаружить, заученных знаний недостаточно, необходимо оперировать ими, перебирая возможные контексты использования предложенных понятий. Такой вариант сложен для «немыслящих» детей, но он же является и наиболее развивающим, если обсуждать способы нахождения решений. Например: 6 лапок - насекомое, паук - ? ( У мухи 6 лапок, а у паука 8, значит он не насекомое, а паукообразное) «Найди пару» можно использовать для мониторинга знаний по конкретной теме или большому разделу, в нескольких вариантах, разного уровня сложности. Целесообразно использовать эту форму во внеурочной работе по предмету, например в рамках предметной недели.
Анаграммы - шароиды Шароид ( подобный шараде) - фраза, составленная путём разбиения слова: бар «Анка» Пример: Задано несколько терминов по теме «Состав слова». Для каждого термина дана анаграмма шароид и определение.
№№ Анаграмма - шароид Определение Ответ 11 Конь Ре Общая часть родственных слов корень 22 Окно Енича Изменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для связи слов в предложении окончание 33 Прис Ватка Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов приставка 44 Фукс Сиф Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов суффикс 55 О! А снов… Часть слова без окончания основа
Задание: 1. Разгадайте термины 2. Составьте небольшой рассказ, с использованием 5 однокоренных слов.
Кросвордоподобные задания Кросвордоподобные задания представляют собой задания, в которых даётся сетка, в неё следует вписывать загаданные слова. Более доступные формы - чайнворды - последовательность слов, в которой следующее слово начинается с последней буквы предыдущего. Эту последовательность можно змейкой, по спирали, замыкать, пересекать. Ещё проще составлять различной формы столбцы. Из слов с одинаковым количеством букв получится прямоугольник, из слов с закономерно увеличивающимся количеством букв - пирамида и т.д.
Криптограммы В переводе с греческого «криптограмма» - тайнопись, зашифрованное сообщение. Шифровать можно разными способами, но обычно буквы заменяют числами. Для расшифровки даются ключевые слова, в которых буквы обозначены теми же числами, что и в зашифрованной фразе. Суть задания заключается в нахождении ключевых слов по нетривиальному определению. То есть основное предназначение этого вида заданий аналогично кроссвордоподобным заданиям. Но имеются и «плюсы». Во-первых, подставление букв вместо чисел требует внимания, что актуально для учеников любого возраста, во-вторых, зашифрованная фраза может быть вопросом, на который надо ответить, или содержать задание, которое надо выполнить. В - третьих, появляется дополнительная возможность развития мышления. В качестве одного из ключевых слов берётся ещё не известное или редко встречающееся понятие. Когда зашифрованный текст разгадан с помощью других ключевых слов, ученик узнает не отгаданное им слово. Но поскольку при выполнении задания он тщательно обдумывал непонятное задание, то ему становится ясна суть незнакомого понятия.

Комбинированные задания Комбинированные задания по сути являются разновидностью криптограммы, т.к. в них зашифровано слово или фраза из 10-15 букв. Буквы обозначаются какими-либо значками, значки располагаются в некоторой последовательности, которая и определяет название задания. Возможные формы: «Ходом шахматного коня». Задание. Выполните задания определите буквы, подставьте их в таблицу вместо соответствующих значков и ходом шахматного коня прочтите зашифрованное слово. ← ↑ → ↓ ↔




‡ †
Зашифрованное слово Задание. Здесь зашифровано слово, каждая буква которого обозначена каким-либо знаком. Решите задания, определите буквы, подставьте их вместо знаков, найдите закономерность в расположении букв и прочтите слово. α β γ δ ε κ λ μ ν π ρ σ φ
«Загадочная рамка» Задание. В этой рамке зашифровано слово, каждая буква которого обозначена буквой греческого алфавита. Решив задания, определите буквы, подставляя их в рамку, найдите закономерность в расположении букв и прочтите слово. Что оно означает? α β γ δ ε ρ
η π θ σ ν μ λ κ
Чтобы отгадать буквы, требуется выполнить какое-то предметное задание. Задания могут быть и совершенно традиционными, и составленными по описанным выше принципам. «Изюминка» в том, что выполнение отдельных заданий не самоцельно, это лишь ключ к поиску букв, а из букв надо ещё составить слово. Если задать ученику 15 заданий и упражнений, то, во-первых, он будет справедливо считать, что его перегрузили, во0вторых, их решение займёт много времени. А одно комбинированное задание того же объёма многие ученики выполнят за урок. Секрет только в том, искать буквы интересно, есть азарт, и нет усталости.
Лингвистические задания. Лингвистические задания представляют собой игры с терминами. Они способствуют лучшему запоминанию отдельных фактов и уместны прежде всего в различных играх, а также в качестве разминки при обобщении материала для организации самостоятельной работы, особенно слабоуспевающих учеников. Пример: Составь словосочетание. Задание 1. Соотнеси слова из левого и правого столбцов и составь устойчивое словосочетание - термины, использующиеся в предмете «Окружающий мир» неживая
деревья углекислый
природа хвойные
цепь пищевая
среда окружающая
газ



О Ответ: неживая природа, углекислый газ, хвойные деревья, пищевая цепь, окружающая среда
Задание. В двух столбцах даны существительные. Слова из левого столбца надо преобразовать в прилагательные и подставить к ним слова из правого столбца, так, чтобы получились устойчивые словосочетания. Что они означают? Пищеварение система Голова мозг и т.п. Ответ: пищеварительная система, головной мозг.
Три для одного. Задание. Все три прилагательных относятся к одному и тому же существительному, которое вам нужно найти: Прозрачный, бесцветный, газообразный _______________(воздух) и т.п.







© 2010-2022