Конспект по литературному чтению «Технологическая карта урока литературного чтения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Резяпкинский филиал ГБОУ СОШ с.Черный Ключ м.р.Клявлинский Самарской области







Технологическая карта урока литературного чтения

«Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

2 класс





Составила учитель начальных классов

Кудряшова Надежда Михайловна









2013 г.

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 2 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.: Просвещение (Учебник, 2012)

Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

Тип урока: урок рефлексии..

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных ) учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Я и мои друзья».

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2) Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

4) Развитие творческих способностей.

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер

4)листы А-3, фломастеры.

5) Инструкционные карты, таблички с названиями групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.

Части урока

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

I.Вырабатывание.

3 мин.

1.Этап мотивации к коррекционной деятельности.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Слайд 1

- Встанем в круг и поприветствуем друг друга.

- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.

Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия :

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Настраиваются на работу.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

II. Максимальная работоспособность.

4 мин.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

а) прослушивание песни о дружбе «Мир похож на цветной луг»

б) диалог, основанный на предположениях детей

в) игра «Найди друга»(установи соответствие)



Учитель предлагает прослушать куплет песни

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

-Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

- Попробуйте предположить. о чём будем говорить на уроке?

- Что мы знаем о дружбе и друзьях7

Учитель проводит игру в парах «Найди друга» .

- Возьмите на столе карточку и найдите друга - установите соответствие.

-Какие карточки остались? Почему?

В.Осеева «Хорошее»

Ю. Ермолаев «Я и Вовка»

В. Лунин «Почему» Н. Булгаков «За игрой»

В. Берестов «Анна, не грусти!»

«Два пирожных»

«Волшебное слово»

К.И.Чуковский «Мой секрет»

А.Л.Барто «Затейники»

Какая же тема нашего урока?

(слайд 2)

-Какие учебные задачи предстоит решить?

Учащиеся прослушивают первый куплет песни

Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушивания музыкального произведения. Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме «Дружба».

Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава - устанавливают соответствие автора и название произведения



Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

3 мин.

3.Этап локализации индивидуальных затруднений.

Работа в парах.

Учитель предлагает учащимся упражнение «Да, нет»

- Отметьте верные утверждения.
1. В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой.
2. В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу.


3. Волшебное слово, которое шепнул старичок на ухо мальчику, было «Спасибо».


4. Два пирожных в одноименном рассказе съела младшая сестра, которая помогла маме вымыть посуду.


5. «Я и Вовка» - рассказ В.Лунина о лучших друзьях.


6. Мальчик из рассказа «Почему» свалил вину на собаку из-за вредности.
-Проверьте по образцу.

(Слайд 3)

Учащиеся взаимодействуют в парах, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.

Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.

1 мин

Физкультминутка

Организует физкультминутку.

Выполняют танцевальные движения под музыку «Танец утят».

5 мин.

4.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

«Узнай произведение» -работа с иллюстрациями (ИКТ), подбор пословиц к текстам.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Посмотрите на экран.

Слайд 4

-К какому произведению иллюстрация?

-Прочитайте наизусть

-А почему дружба не кончается?

Что помогло героям быть вместе?

-Найдите на доске пословицу, которая выражает основную мысль этого стихотворения и докажите.

Слайд 5

- Надо уметь мириться, прощать и не обижаться, а то получится как у героя ….. ( иллюстрация к стихотворению)

- Причитайте наизусть.

- Найдите пословицу к этому стихотворению.

Слайд 6

Какое ещё произведение помогает найти способ избавления от обиды?

Прочитаем стих В. Берестова:

« Гляжу с высоты на обиду,

Теряю обиду из виду»

Есть выражение: «Быть выше обиды». Объясните смысл.

Слайд 7

Герой какого произведения старался не помнить обиды?

Стр. 74, прочитаем стихотворение.

Какая пословица выражает главную мысль?

Слайд 8

Героиня какого произведения поступает иначе?

-Подберите пословицу

Слайд 9

«Делу время, а потехе - час» - к какому рассказу подойдёт?

Учащиеся рассматривают иллюстрации, называют автора и название произведения, участвуют в беседе, воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения , подбирают подходящую пословицу.

- Берестов «За игрой»

Читают наизусть.

- Детей связывает игра.

- Дружба

«Дружбу помни, а зло забывай»

Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…».

Читают наизусть.

-«За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»

-стих В. Берестова:

« Гляжу с высоты на обиду,

Теряю обиду из виду»

Читают наизусть

Учащиеся высказывают свои предположения.

В.Лунин «Я и Вовка»

Читают стих.

- «Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен».

- Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

«Дружба заботой да подмогой крепка»

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Познавательные:

Развитие навыка чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией. воспроизводить по памяти информацию.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

.Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения

3 мин.

5.Этап реализации построенного проекта.

Игра «Дешифровщик».

Учитель предлагает с помощью игры узнать автора произведений, с которыми предстоит работать.

Слайд 10.

- Расшифруйте запись.

Взаимодействуя в парах. учащиеся на карточке определяют автора.

3,1,13,6,15,20,10,15,1

1,13,6,12,19,1,15,5,20,16,3,15,1

16,19,6,6,3,1

Валентина

Александровна

Осеева

Познавательные:

развитие операций мышления .

Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

3 мин.

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Игра «Суета».

Учитель предлагает взять на столе карточки, на которых записаны отдельные отрывки из рассказов и отдельно названия рассказов. Даёт сигнал начала игры.

- Продолжим работу и поиграем в игру «Суета». Возьмите карточку. Прочитайте. Передвигаясь по классу, ищем участников своей команды.

Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава.

Каждый ученик по сигналу берёт одну карточку, вспоминает название произведения и начинает искать другие части. Дети передвигаются по классу, заглядывают в другие карточки. Объединяются в группы.

Таким образом образуются 3 группы.

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать в парах сменного состава на основе сочетательного диалога.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.

8 мин.

7.Этап самостоятельной работы.

Работа в статичных группах.

Постановка проблемы.

Планирование деятельности.



Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.

Презентация модели пирамиды.

-Сегодня у нас будут работать 3 группы:

1 группа - рассказ В.А.Осеевой «Хорошее»

2 группа - рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»

3 группа - рассказ В.А.Осеевой «Почему»

-Каждая группа смоделирует свою пирамиду критики, используя текст произведения.

-Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

-Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.

-Для выполнения исследовательской работы пользуйтесь инструкционной картой)

Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.



Учащиеся вспоминают правила работы в группе

Обсуждают и принимают критерии оценивания пирамиды критика.

Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом. осуществляют исследовательскую работу: анализируя тексты, моделируют пирамиды критика.

Учащиеся предоставляют пирамиду критика, осуществляют защиту своей исследовательской работы.

Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.

Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе

коллективного обсуждения,

самоанализа.

Личностные : Знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности), развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

III. Конечный порыв.

10 мин.

8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Беседа.

Синквейн.



Лист самооценки.

Круг «Дружбы».



Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела?

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?



Учитель предлагает заполнить лист самооценки.

Предлагает учащимся встать в круг «Дружбы»

-Встаньте, пожалуйста, в круг «дружбы», передавая друг другу игрушку - солнышко, подарите улыбку и доброе слово своему соседу.

-Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!

Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме.

Учащиеся составляют синквейн:

1.Дружба.

2.Верная, крепкая.

3.Доверять, помогать, не предавать.

4.Не оставлять друга в беде.

5.Верность..

Учащиеся заполняют лист самооценки.

Дети встают в круг и передают друг другу игрушку - солнышко, при этом они "дарят" улыбку и доброе слово своему соседу.

Личностные:

формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается .

познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.

Познавательные:

- Сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные:

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения

Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.



© 2010-2022