- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок развития читательских умений на тему Работа с текстом
Урок развития читательских умений на тему Работа с текстом
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зиганурова Т.В. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения.
2 класс. Тема: Работа с текстом. Зимующие птицы.
Урок развития читательских умений. (с.48-51 Текст «Сорока», А. Тихонов)
Урок построен с использованием учебно-методического комплекта «Работа с текстом», Крылова О.Н.
Цели урока:
- формировать умение работать с текстом
- развивать речь, творческую, познавательную активность уч-ся
- воспитывать интерес к чтению, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощь, воспитывать бережное отношение к природе, птицам
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с демонстрационным материалом, карточки для индивидуальной работы и работы в парах.
Этапы урока:
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели урока.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Определение границ возможностей применения этих знаний.
3.Проверка домашнего задания
4.Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
5.Упражнения с переносом знаний в новые условия.
6. Рефлексия учебной деятельности.
7.Сообщение домашнего задания и инструктаж
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
-учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
- развиваем умение слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты:
- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- развиваем умение слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- умение работать в паре и в группах.
-На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё (видят). -Ушки внимательно слушают и всё (слышат). Голова хорошо (думает). -Посмотрите на нашу помощницу-книгу и назовите тему нашего урока.
-Тема нашего урока: Работа с текстом.
-Определите учебные задачи. Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
СЛАЙД 1
Для чего пригодятся эти умения в повседневной жизни?
-Мне радостно, что вы осознаёте важность работы с текстом. Для того чтобы речь наша была внятной, произношение правильным, начнём наш урок с речевой гимнастики:
(скороговорка с движениями рук)
Скороговорка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
-Молодцы! Положите перед собой карточки, приступим к проверке домашнего задания.
-Что было задано на дом? (ответить на вопросы к тексту Снегирь, выполнить задания.) Дома вы тоже работали с текстом. Назовите тему текста.
-Что такое тема текста?
Слайд 2.
-Что нового вы узнали о жизни снегирей?
Ответим на вопрос 2.
-Почему этих птиц называют снегирями? (ответ подчеркни прямой линией).
-Прочитайте предложение, которое вы подчеркнули.
Слайд 3.
- Объясните правописание слова Снегирь.
-Давайте проверим ответ на 6 вопрос.
-Чем окрас самки отличается от окраса самца? Прочитайте свой ответ. (голубовато- серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья, но у них разные грудки.) У самца красная грудка, а у самки она буровато-серого цвета.
Слайд 4.
-Покажи самку, покажи самца. Почему самец выглядит красивее?
-Какие вы знаете типы текстов?
( Повествование, рассуждение, описание). Посоветуйтесь в паре, определите тип данного текста.(рассуждение)
-Обоснуйте свой ответ.(Почему?) В тексте объясняются причины прилёта снегирей в наши края.
( В наши края снегири прилетают в конце ноября, в начале декабря). Будем ждать наших красавцев-гостей. Оцените свою работу на этапе проверки д.з.
-Вы порадовали меня, узнали много нового о снегирях, ответственно отнеслись к выполнению дом. задания.
Слайд 5. -Посмотрите на слайд. Как можно назвать этих птиц, одним словом?
-Зимующие. - Почему их называют зимующими?
-Кто сможет назвать всех птиц?
-Я вам загадаю загадку, а вы догадайтесь, о жизни какой зимующей птицы мы сегодня узнаем из текста.
-Эта птица с длинным хвостом, чёрным с белым оперением. (Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.) Её называют воровкой, белобокой.
Слайд 6
Слайд 7.Объясните правописание слова сорока.
-Откройте книгу «Работа с текстом» на с. 48.-Подготовимся к чтению текста, научимся правильно читать трудные слова.
-Покажите закладкой 4 таблицу. Прочитайте слово правильно. (Сварливая)
-Назовите синоним к данному слову. (Вздорная)
-Прочитайте текст для себя, подготовьтесь к чтению вслух.
-Чтение вслух.
-Определите жанр произведения. Посовещайтесь в парах. Обоснуйте ответ.
(Повествование)
-Вопрос 3. Давайте вместе сформулируем наш ответ.
-Придумайте заголовок к данному тексту. Совпадает ли ваш заголовок с темой текста?
Выполнение заданий 4.5.6.Работа в парах, самостоятельная работа.
Взаимопроверка, проверка.
ФИЗМИНУТКА (скороговорка с движениями-Ехал грека…)
-Оцените свою работу.
-А сейчас мы будем работать в группах, это позволит нам закрепить изученный материал.
Работа в группах:
-
1Группа. Опираясь на содержание текста, выберите и подчеркните выражения, характеризующие снегирей.
-
2 Группа. - Выберите и подчеркните выражения, характеризующие сорок.
3.Группа. Откройте толковые словари по закладке. Найдите толкование слова сорока. Подготовьтесь к чтению.
4. группа. Разучить скороговорку о сороке с движениями рук. При разучивании помните о том, что другие дети тоже заняты делом.
5.Подготовить рассказ «Как помочь зимующим птицам».
-Слово предоставляется 1 группе.
Оцените работу 1 группы.
-Слово предоставляется 2 группе.
Оцените работу 2 группы.
-3 группе. Оцените работу 3 группы.
-4 группе. Слайд 8. Оцените работу 3 группы.
-5группе Слайд 9 .Оцените работу 3 группы.
Горшенина Марина прочитает вам
Стихотворение Александра Яшина. Послушайте внимательно и подумайте: Чем отблагодарят нас птицы весной?
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна -
и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать -
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну. (Отблагодарят пением, будут уничтожать насекомых, помогать людям).
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто сегодня испытывал трудности на уроке, поднимите грустный смайл.
- Кто доволен своей работой на уроке, поднимите улыбающийся смайл. -Вы все сегодня старались, активно работали, показали себя трудолюбивыми, умными, добрыми. - - Я очень рада, что все вы показали смайлики с улыбкой, а это значит, что вы обогатились новыми знаниями, уверенней стали себя чувствовать на уроке. -Мне хочется узнать, что самое главное каждый из вас взял с урока? -Надо читать, понимая, о чём читаешь -грамотно говорить -надо развивать свою речь, узнавать новые слова -надо читать книги, развиваться
с. 51вопросы 7,8.
Отвечают:
Будем учиться отвечать на вопросы, определять тему, придумывать заголовки, понимать прочитанное, работать с иллюстрациями, определять виды текстов, развивать речь, узнать новые слова.
Отвечают на вопросы
(Проверка читательских умений по тексту «Снегирь» Автор Ю. Дмитриев.)
Объясняют правописание
Показывают на слайде самца и самку.
Текст - рассуждение
-Почему снегири с наступлением зимы прилетают в наши края?
Почему снегирей так
называют?
Оценивают работу на этапе проверки д.з.
Объясняют правописание
Рассказ (рассказывается о реальных событиях)
Самооценка
( смайлики)
Работают по карточке
№ 1.
Работают по карточке
№ 2.
3.Работают с толковыми словарями Ожегова,Трасогузовой)
4.Разучивают скороговорку.
5.Составляют рассказ. Все готовятся к выступлению. После выступления каждой группы все дети оценивают их работу.
Стих.
Оценивают свою работу
Отвечают на вопросы
Карточка №1. Опираясь на содержание текста,
выберите и подчеркните выражения, характеризующие снегирей. Снегири
Это зимующие птицы
Солидные, важные
Любопытные
Мигом разносят вести
Длиннохвостые
Появляются у нас вместе со снегом
У самца красная грудка
Предупреждают жителей леса о лесных
опасностях, трещат, могут всех переполошить
Любят лакомиться гроздьями рябины
Часто ссорятся, сварливые
Наша зима кажется им тёплой
Сварливые, вздорные
Весной они будут уже далеко на севере -
на родине
Карточка № 2. Опираясь на содержание текста,
выберите и подчеркните выражения, характеризующие сорок. Сороки
Это зимующие птицы
Солидные, важные
Любопытные
Мигом разносят вести
Длиннохвостые
Появляются у нас вместе со снегом
У самца красная грудка
Предупреждают жителей леса о лесных
опасностях, трещат, могут всех переполошить
Любят лакомиться гроздьями рябины
Часто ссорятся, сварливые
Наша зима кажется им тёплой
Сварливые, вздорные
Весной они будут уже далеко на севере -
на родине
Карточка № 3.
Откройте толковые словари по закладке. Найдите объяснение толкования слов Сорока, снегирь. Приготовьтесь прочитать правильно, без ошибок.
Карточка №4.
Разучите скороговорку, придумайте свои движения, не мешайте другим детям, работайте тихо.
ТРИ сороки- тараторки
Тараторили на горке.
Тараторили на горке
три сороки- тараторки.
Карточка №5
Составьте рассказ на тему «Как помочь зимующим птицам?».
( Расскажите:
-Почему надо помогать зимующим птицам?
-Как можно помочь? (кормушки)
-Чем питаются зимующие птицы? (Чем будем подкармливать?)