Урок развития читательских умений на тему Работа с текстом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения.

2 класс. Тема: Работа с текстом. Зимующие птицы.

Урок развития читательских умений. (с.48-51 Текст «Сорока», А. Тихонов)

Урок построен с использованием учебно-методического комплекта «Работа с текстом», Крылова О.Н.

Цели урока:

- формировать умение работать с текстом

- развивать речь, творческую, познавательную активность уч-ся

- воспитывать интерес к чтению, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощь, воспитывать бережное отношение к природе, птицам

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с демонстрационным материалом, карточки для индивидуальной работы и работы в парах.

Этапы урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Определение границ возможностей применения этих знаний.

3.Проверка домашнего задания







4.Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.































































5.Упражнения с переносом знаний в новые условия.





































































































6. Рефлексия учебной деятельности.









7.Сообщение домашнего задания и инструктаж

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

-учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

- развиваем умение слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты:

- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Коммуникативные УУД:

- развиваем умение слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- умение работать в паре и в группах.










-На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё (видят). -Ушки внимательно слушают и всё (слышат). Голова хорошо (думает). -Посмотрите на нашу помощницу-книгу и назовите тему нашего урока.

-Тема нашего урока: Работа с текстом.

-Определите учебные задачи. Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

СЛАЙД 1

Для чего пригодятся эти умения в повседневной жизни?

-Мне радостно, что вы осознаёте важность работы с текстом. Для того чтобы речь наша была внятной, произношение правильным, начнём наш урок с речевой гимнастики:

(скороговорка с движениями рук)

Скороговорка

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

-Молодцы! Положите перед собой карточки, приступим к проверке домашнего задания.

-Что было задано на дом? (ответить на вопросы к тексту Снегирь, выполнить задания.) Дома вы тоже работали с текстом. Назовите тему текста.

-Что такое тема текста?

Слайд 2.

-Что нового вы узнали о жизни снегирей?

Ответим на вопрос 2.

-Почему этих птиц называют снегирями? (ответ подчеркни прямой линией).

-Прочитайте предложение, которое вы подчеркнули.

Слайд 3.

- Объясните правописание слова Снегирь.

-Давайте проверим ответ на 6 вопрос.

-Чем окрас самки отличается от окраса самца? Прочитайте свой ответ. (голубовато- серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья, но у них разные грудки.) У самца красная грудка, а у самки она буровато-серого цвета.

Слайд 4.

-Покажи самку, покажи самца. Почему самец выглядит красивее?

-Какие вы знаете типы текстов?

( Повествование, рассуждение, описание). Посоветуйтесь в паре, определите тип данного текста.(рассуждение)

-Обоснуйте свой ответ.(Почему?) В тексте объясняются причины прилёта снегирей в наши края.

( В наши края снегири прилетают в конце ноября, в начале декабря). Будем ждать наших красавцев-гостей. Оцените свою работу на этапе проверки д.з.

-Вы порадовали меня, узнали много нового о снегирях, ответственно отнеслись к выполнению дом. задания.

Слайд 5. -Посмотрите на слайд. Как можно назвать этих птиц, одним словом?

-Зимующие. - Почему их называют зимующими?

-Кто сможет назвать всех птиц?

-Я вам загадаю загадку, а вы догадайтесь, о жизни какой зимующей птицы мы сегодня узнаем из текста.

-Эта птица с длинным хвостом, чёрным с белым оперением. (Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.) Её называют воровкой, белобокой.

Слайд 6

Слайд 7.Объясните правописание слова сорока.

-Откройте книгу «Работа с текстом» на с. 48.-Подготовимся к чтению текста, научимся правильно читать трудные слова.

-Покажите закладкой 4 таблицу. Прочитайте слово правильно. (Сварливая)

-Назовите синоним к данному слову. (Вздорная)

-Прочитайте текст для себя, подготовьтесь к чтению вслух.

-Чтение вслух.

-Определите жанр произведения. Посовещайтесь в парах. Обоснуйте ответ.

(Повествование)

-Вопрос 3. Давайте вместе сформулируем наш ответ.

-Придумайте заголовок к данному тексту. Совпадает ли ваш заголовок с темой текста?

Выполнение заданий 4.5.6.Работа в парах, самостоятельная работа.

Взаимопроверка, проверка.

ФИЗМИНУТКА (скороговорка с движениями-Ехал грека…)

-Оцените свою работу.

-А сейчас мы будем работать в группах, это позволит нам закрепить изученный материал.

Работа в группах:

  1. 1Группа. Опираясь на содержание текста, выберите и подчеркните выражения, характеризующие снегирей.

  2. 2 Группа. - Выберите и подчеркните выражения, характеризующие сорок.

3.Группа. Откройте толковые словари по закладке. Найдите толкование слова сорока. Подготовьтесь к чтению.

4. группа. Разучить скороговорку о сороке с движениями рук. При разучивании помните о том, что другие дети тоже заняты делом.

5.Подготовить рассказ «Как помочь зимующим птицам».

-Слово предоставляется 1 группе.

Оцените работу 1 группы.

-Слово предоставляется 2 группе.

Оцените работу 2 группы.

-3 группе. Оцените работу 3 группы.

-4 группе. Слайд 8. Оцените работу 3 группы.

-5группе Слайд 9 .Оцените работу 3 группы.

Горшенина Марина прочитает вам

Стихотворение Александра Яшина. Послушайте внимательно и подумайте: Чем отблагодарят нас птицы весной?

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна -

и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать -
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну. (Отблагодарят пением, будут уничтожать насекомых, помогать людям).

- Оцените свою работу на уроке.

- Кто сегодня испытывал трудности на уроке, поднимите грустный смайл.

- Кто доволен своей работой на уроке, поднимите улыбающийся смайл. -Вы все сегодня старались, активно работали, показали себя трудолюбивыми, умными, добрыми. - - Я очень рада, что все вы показали смайлики с улыбкой, а это значит, что вы обогатились новыми знаниями, уверенней стали себя чувствовать на уроке. -Мне хочется узнать, что самое главное каждый из вас взял с урока? -Надо читать, понимая, о чём читаешь -грамотно говорить -надо развивать свою речь, узнавать новые слова -надо читать книги, развиваться

с. 51вопросы 7,8.

Отвечают:

Будем учиться отвечать на вопросы, определять тему, придумывать заголовки, понимать прочитанное, работать с иллюстрациями, определять виды текстов, развивать речь, узнать новые слова.





Отвечают на вопросы

(Проверка читательских умений по тексту «Снегирь» Автор Ю. Дмитриев.)

Объясняют правописание



Показывают на слайде самца и самку.

Текст - рассуждение

-Почему снегири с наступлением зимы прилетают в наши края?

Почему снегирей так

называют?

Оценивают работу на этапе проверки д.з.



Объясняют правописание



Рассказ (рассказывается о реальных событиях)

Самооценка

( смайлики)

Работают по карточке

№ 1.

Работают по карточке

№ 2.

3.Работают с толковыми словарями Ожегова,Трасогузовой)

4.Разучивают скороговорку.

5.Составляют рассказ. Все готовятся к выступлению. После выступления каждой группы все дети оценивают их работу.

Стих.







Оценивают свою работу



Отвечают на вопросы



Карточка №1. Опираясь на содержание текста,

выберите и подчеркните выражения, характеризующие снегирей. Снегири

Это зимующие птицы

Солидные, важные

Любопытные

Мигом разносят вести

Длиннохвостые

Появляются у нас вместе со снегом

У самца красная грудка

Предупреждают жителей леса о лесных

опасностях, трещат, могут всех переполошить

Любят лакомиться гроздьями рябины

Часто ссорятся, сварливые

Наша зима кажется им тёплой

Сварливые, вздорные

Весной они будут уже далеко на севере -

на родине

Карточка № 2. Опираясь на содержание текста,

выберите и подчеркните выражения, характеризующие сорок. Сороки

Это зимующие птицы

Солидные, важные

Любопытные

Мигом разносят вести

Длиннохвостые

Появляются у нас вместе со снегом

У самца красная грудка

Предупреждают жителей леса о лесных

опасностях, трещат, могут всех переполошить

Любят лакомиться гроздьями рябины

Часто ссорятся, сварливые

Наша зима кажется им тёплой

Сварливые, вздорные

Весной они будут уже далеко на севере -

на родине

Карточка № 3.

Откройте толковые словари по закладке. Найдите объяснение толкования слов Сорока, снегирь. Приготовьтесь прочитать правильно, без ошибок.

Карточка №4.

Разучите скороговорку, придумайте свои движения, не мешайте другим детям, работайте тихо.

ТРИ сороки- тараторки

Тараторили на горке.

Тараторили на горке

три сороки- тараторки.

Карточка №5

Составьте рассказ на тему «Как помочь зимующим птицам?».

( Расскажите:

-Почему надо помогать зимующим птицам?

-Как можно помочь? (кормушки)

-Чем питаются зимующие птицы? (Чем будем подкармливать?)



© 2010-2022