Статья «Метод учебного проекта в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14

Метод учебного проекта в условиях введениях ФГОС

в начальной школе.

Кубрякова Н.С.

учитель начальных классов,

высшей кв. категории

МОАУ « СОШ № 35 г. Орска». Слайд1.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве ведущих подходов в преподавании выдвигаются системно-деятельностный и компетентностный подходы. Одним из инструментов реализации этих подходов являются исследовательская и проектная деятельность школьников.

Слайд 2.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений.

Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Слайд 3. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Сегодня проектная деятельность учащихся - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования. Слайд 4,5. Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Слайды 6,7. Основные виды проектов показаны на слайдах: Слайд 8. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Данный метод позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально: формируется умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. Слайд 9.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: 1) направлены на достижение конкретных целей; на результат; 2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4) в определенной степени неповторимы и уникальны. Слайд 10.

К важным факторам проектной деятельности можно отнести:

-рост познавательной, творческой активности учащихся;

-раскрытие их творческого потенциала;

-формирование самостоятельности и ответственности;

-повышение мотивации к обучению;

-активное вовлечение родителей;

-расширение кругозора учащихся;

-создание условий для отношений сотрудничества.

Для детей с пониженной мотивацией к обучению проектная деятельность особенно актуальна. У многих детей в классе есть огромное желание работать индивидуально, когда ребёнок не взаимодействует с одноклассниками. Участие в проектной деятельности по выбранной теме позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также увеличить возможности максимальной самореализации каждого ученика. Иногда бывают и отрицательные моменты, когда дети переоценивают свои собственные силы, не все доводят дело до положительного момента.

Слайд 11-13.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

  • Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского ( творческого) поиска и применения интегрированного знаний;

  • Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

  • Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании ;

  • Структурирование этапов выполнения проекта;

  • Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в младших - это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Для продуктивной проектно - учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключается в следующем: 1) Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится: - умение спрашивать ( выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации « дефицита информации или способов действий); - умение управлять голосом ( говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); - умение выражать свою точку зрения ( понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать); - умение договариваться ( выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях « открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону - содержание высказываний. 2) Развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость», которая включает: - развитие аналитико-синтетических действий; - сформированность алгоритма сравнительного анализа; - умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; - возможность выделять общий способ действий; - перенос общего способа действий на другие учебные задачи. 3) Опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений: - адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; - обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; - выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания. Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения. Слайд 14-15. (показано на слайдах) Цель работы над проектами в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов повеления. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Слайды 16-19. Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса. Этапы работы над проектом представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель - подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

- определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

- создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

- определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

- распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель - разработка проекта.

Задачи:

- самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

- промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной

деятельности.

4. Оформление результатов

Цель - структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

- анализ и синтез данных;

- формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель - демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

- подготовка презентационных материалов;

- подготовка публичного выступления;

- презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель - оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

- коллективное обсуждение результатов проекта;

- самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

Консультируют в оформлении отчета.

Слайд 20.

Особенности организации

проектной деятельности в начальной школе Заниматься проектной деятельностью с учащимися начальной школы достаточно сложно, поскольку у них нет еще достаточных знаний и навыков для этого. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и желание работать над другими проектами. Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в исследовательской деятельности, проявляют желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. При организации проектной деятельности в начальной школе следует учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста:

  1. темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним;
  2. проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;
  3. длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
  4. Необходим подготовительный этап, в течение которого младшие школьники осваивают приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности. Таким значимым средством является обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать в активную творческую деятельность.
  5. Важным моментом для работы в проекте младших школьников является помощь родителей, включенность родителей в работу.
Проектная работа в 1 классе - это сложный процесс, но осуществимый. В этом году я работала в 1 классе по УМК « Начальная школа 21 века». Каким образом происходило практическое осуществление проектной деятельности в рамках урочной деятельности? Остановимся на том, какие возможности предоставляют учебники комплекта «Начальная школа 21 века» для организации проектной деятельности младших школьников. Проектов в течение учебного года по программе предусмотрено относительно немного, но каждый из них должен стать событием, по-новому освещающим работу над программным материалом. Немалые возможности представляет для организации проектной деятельности учебник «Математика» авторов Рудницкой В.Н., Кочуровой Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачевой Т.В.. Например, в нем довольно много текстовых задач на расчеты , в которых оставлен пустой квадрат для вставки своей величины и дано задание составить задачу. Такие задачи со вставкой реальных данных весьма важны, так как «Примерные программы» в графе «Планируемые результаты» ставят проблему обучения использованию навыков определения зависимостей для решения практических задач, а не квазиреальных. Поэтому учитель, опираясь на условие такой задачи, может дать задание для групповой работы: посетить магазин, зафиксировать цены на тот товар, и не только решить задачу, но и составить другие задачи с другими условиями и вопросами.

В процессе изучения натурального ряда чисел нами совместно был реализован проект «Математика в числах и загадках».
Слайд 23.

На уроках обучения грамоты нами был реализован проект « Живая азбука», где каждый ребенок делал подборку иллюстраций, стихов, загадок на выбранную им букву. Результатом деятельности стала азбука с весёлыми картинками и занимательными заданиями.

Ученики с удовольствием защищали свои проекты, объясняя, почему они так представили ту или иную букву. На уроках музыки - на этапе разучивания «Пряничной песенки» к содержанию песенки дети создают свой проект « Мультипликационный фильм». Детям в группах дается задание нарисовать к определенному куплету песенки рисунок, в группах дети обсуждают, кто, что будет рисовать, чтобы рисунки не повторялись. (На диске презентация «Пряничная песенка»). Результатом является исполнение песенки во время демонстрации презентации. Метод проекта очень результативно используется на уроках литературного чтения. Особенно при выполнении домашних заданий: придумать концовку рассказа, нарисовать иллюстрации к произведению, придумать свою сказку на новый лад. Очень детям нравится самим придумывать. Так родился сборник книжек-малышек, который называется «Сказка на новый лад. «Каша из топора». Необходимым первым условием было: сохранение всех правил оформления книг: титульный лист, оглавление, нумерация страниц, иллюстрации. А второе условие: выступить интересным рассказчиком. На уроках литературного чтения группы учащихся работают над темами: Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Легенды. Представляют работы дети в виде книжек - малышек, газет, театральных представлений. Тематические уроки - проекты: Рассказы о животных. Чему учат сказки. Что за прелесть эти сказки. Слайды 24-27. Учебник по окружающему миру для 1 класса авторов: Виноградовой Н.Ф., Калиновой Г.С. предполагает ряд проектных заданий. Так, первоклассникам для выполнения проектов предлагаются такие темы как: «Моя малая Родина», «Мои домашние питомцы», «Моя семья». Слайд 26-36. В ходе работы над проектом «Осень, осень в гости просим» дети разбились на группы и каждая группа работала над своим заданием. Одни: найти всевозможную информацию об этом времени года: в словарях и энциклопедиях - что такое осень, осенние приметы. Другая группа находила информацию об осенних месяцах, третья - рассказы и сказки, четвертая - песни об осени, пятая - картинки с изображением осенних пейзажей, шестая - загадки. После подбора материала ,который каждый ребенок принес в своей папочке, «эксперты» каждой группы отбирали материал, систематизировали, т.е. разложили все по порядку и убрали ненужное. Каждая группа разложила возможный вариант своей работы на листах будущего проекта. При проверке каждая группа высказывалась по поводу проделанной работы. На уроке технологии данная работа была продолжена в рамках темы « Работа с природными материалами». Моя работа заключалась в том, чтобы помочь все грамотно оформить готовый материал и разложить по порядку в папку. Вот так и получился альбом. В рамках данного проекта были организованы: интерактивная экскурсия « Осенние посиделки», выставка « Осенняя фантазия», презентация альбома « Осенний урожай». Слайд 39-41. В рамках проекта по окружающему миру « Встречаем зиму» были даны следующие вопросы для изучения: Зима - холодная пора. Экскурсия в зимний лес (рассказы о зиме). Зимушка - зима (конкурс стихов). Устное народное творчество (зимние загадки, пословицы). Твоя безопасность зимой. Презентация работы в форме: Книжки - малышки. Газета «Новогодний коллаж». Памятка «Будь осторожен зимой!»
Слайд 42-43. Очень интересен проект « Кормушки». Цель проекта: Закрепить представления о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц,наблюдение за дикими зимующими птицами, их подкормка. На первом этапе, в ходе которого мы во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением при низкой температуре погоды, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями мы обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат. Для того, чтобы реализовать проект родители вместе с нами изучили познавательную и художественную литературу о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила наш кругозор. Так же мы отгадывали загадки, читали стихи, рассказы про птиц. Кормушки могут быть разных конструкций. В итоге проведённых наблюдений мы научились:

  1. делать кормушку, а также прикреплять на кормушке-булавке кусочки сала;
  2. кормить птиц различным кормом;
  3. наблюдать и вести дневник наблюдений.

Мы узнали:

  1. какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

  2. как различить птиц по окраске;

какие корма предпочитают птицы В учебниках «Букварь», «Литературное чтение» и «Русский язык» ученикам предлагается ряд проектов. Таким образом, учебники УМК «Начальная школа 21 века» дают возможность не только основательно изучить материал начальных классов, но и организовать проектную и исследовательскую деятельность. Слайды 44-51. В рамках внеурочной деятельности мною на базе класса был организован проектный кружок «Клуб юных знатоков: мыслим - творим - исследуем!», который представлял модель успешного поведения в современной жизни, предполагающий инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Обучающиеся выполнили проекты на тему «Тайна имени», «Моя семья», «История моей семьи в фотографиях», «Традиции моей семьи», «Мир наших увлечений», « Для милой мамочки». В рамках проектной работы организовано тесное сотрудничество с Орским краеведческим музеем. Учащиеся неоднократно бывали в краеведческом музее. В сентябре учащиеся побывали впервые на обзорной экскурсии «Знакомство с музеем». Особенно увлекательным стало для учащихся класса посещение детской этнографической студии «Русская изба». Игровая площадка оформлена в виде русской избы с красным углом и печью. Учащиеся постоянно погружаются в атмосферу старины, знакомятся с культурным наследием предков. В ходе экскурсий учащиеся даже могут немного «похозяйничать»: достать ухватом чугунок, вынуть из печи хлеб при помощи лопаты для выпечки хлеба, разучить и спеть с друзьями фольклорную песенку и, конечно, поиграть. Одним из занятий стало «Хлеб - всему голова». Это увлекательное путешествие, во время которого дети познакомились с историей возникновения вкусного и ароматного хлеба. Увидели орудия труда, а так же приняли участие в обрядах, посвященных посевным работам и выпечке хлеба. В создании проектов большую помощь оказывают родители, которые реализуют идеи детей, запросы предмета и кружка. Защита проектных работ проводится по графику в апреле и мае. На защиту приглашаются родители учащихся, учителя начальных. Некоторые работы выставляются на городскую НПК младших школьников. Слайды 51-56. Так в этом году было представлено 3 работы: проект «Новогодние игрушки: сегодня и вчера», исследовательские работы « Почему гусь выходит из воды сухим», « Раз горох,два горох». Слайд 57-62. Рекомендации по организации проектной деятельности. Специфической особенностью уроков цикла проектной деятельности является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим уроки цикла составлены с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Все уроки цикла характеризуются примерно одинаковой структурой.Рекомендуется применение групповой формы работы. Первый этап включает в себя о р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. С учетом работы с первоклассниками это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует продумать заранее с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей». Второй этап направлен на ф о р м у л и р о в а н и е т е м ы и ц е -
л е й деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока. Третий этап является п о д г о т о в и т е л ь н ы м.Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт. В первом классе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составленные детьми опорные таблицы, используемые для подготовки сообщений по теме; иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Здесь очень важна роль «аналитиков», которым предстоит откорректировать предложения остальных детей. Четвертый этап представляет собой этап собственно п р о е к т н о й деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах. Причем работа может быть организована по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Пятый этап - это этап п р а к т и ч е с к о г о п р и м е н е н и я разработанного проекта. Шестой этап представляет собой с а м о а н а л и з проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Седьмой этап заключается в подведении и т о г о в всей работы в целом. Для примера можно практически рассмотреть урок русского языка обобщения знаний во 2 классе. Статья «Метод учебного проекта в начальной школе» На 1 этапе урока учитель сообщает детям, что этот урок из цикла проектной деятельности. Они разделятся на « аналитиков, экспериментаторов, иллюстраторов и исследователей». Предлагает учащимся принять участие в создании дидактической игры. Озвучиваются требования к проекту. Распределяются задания: привести в соответствие названия и обозначения орфограмм, орфографический анализ слов и обозначение соответствующих орфограмм, испытание проекта в целом, промежуточный контроль. Напоминаются назначение учебных пространств: « Экспериментальная лаборатория», « Сборка», « Площадка испытаний». Иллюстраторы в экспериментальной лаборатории приводят в соотвествие название орфорамм и условные обозначения,экспериментаторы получают слова и на пустых полях карандашом отмечают номера орфограмм и прикрепляют в « Сборку». В Статья «Метод учебного проекта в начальной школе» « Площадке испытаний» к каждому слову зарисовывается схема из «Экспериментальной лаборатории»

Слайд 63-67. Использование проектной деятельности в начальной школе способствуют формированию у учащихся основных образовательных компетенций: -исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение); -социального взаимодействия; -оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); -информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт); -презентационные; -рефлексивные; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); -менеджерские (планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Слайд 67-69. Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я думаю, что смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Проекты моих учеников показались мне интересными, и я думаю, что в этом учебном году мы наработаем еще много интересного с моими детьми.

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».

Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!



© 2010-2022