Пояснительная записка по математике и конструированию

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка к программе

«Математика и конструирование»



1. Рабочая программа по математике и конструированию адресована обучающимся 1-4 классов МОУ «СОШ № 24». Рабочая программа по математике и конструированию составлена на основе: - примерной программы по математике и конструированию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»); - авторской программы С.И. Волковой «Математика и конструирование. 1 - 4 классы», М.: Просвещение, 2011г., соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования; - требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики. Рабочая программа по математике и конструированию составлена с учетом учебного плана МОУ СОШ № 24, рассмотренном на педагогическом совете (протокол № 1 от 31.08.2015г.).

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Сроки реализации рабочей программы: 1 сентября 2014 года - 31 мая 2017 года.



УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4 классы. Пособие учителя/С.И. Волкова. Москва «Просвещение», 2011 г.

  2. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование». 3 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение».

  3. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование».4 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение».

  4. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование». 3 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение».

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения:

  1. Принцип деятельности - ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
  2. Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.
  3. Принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
  4. Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
  5. Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности - предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основная цель реализации рабочей программы состоит в обеспечении достижений обучающимися результатов изучения математики и конструирования в соответствии с требованиями новых стандартов к результатам освоения образовательных программ и в освоении межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение математики и конструирования. Задачи реализации рабочей программы: 1) обеспечить в процессе изучения математики и конструирования условия для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы конкретного уровня общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; 2) создать в процессе изучения математики и конструирования условия для развития личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных; 3) создать в процессе изучения математики и конструирования условия для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций; 4) включить обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов, учебных исследований; 5) создать в процессе изучения математики и конструирования условия для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности; 6) создать в процессе изучения математики и конструирования условия для формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; 7) научить понимать обучающихся отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу, но реализация практического и прикладного потенциала её теоретических возможностей не всегда достаточно полно осуществляется в процессе обучения, и технология, которая не имеет теоретической базы, но овладение основами этого предмета носит ярко выраженный практический характер, а потому обоснования и объяснения выполняемых действий часто отсутствуют. Объединение этих предметов позволяет использовать положительные стороны каждого из них, повысить результаты обучения по каждому из этих предметов, так как создаются условия для развития мыслительной и практической деятельности обучающихся.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Математика и конструирование» входит в образовательную область «Математика». В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Математика и конструирование» в начальной школе изучается с 1-го по 4-ый класс. На изучение математики и конструирования в каждом классе начальной школы отводится по1 часу в неделю, всего 135 часов: в 1 классе - 33 часа, а во 2, 3 и 4 классах - по 34 часа.

Основными формами педагогического контроля на уроках являются: текущий, тематический и итоговый. В урочной деятельности учащихся предусматривается индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Используются здоровьесбере­гающие технологии (физминутки, гимнастика для глаз и др.)

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание курса математики и конструирования обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

- Положительное отношение и интерес к изучению математики и конструирования.

- Целостное восприятие окружающего мира.

- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты:

- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

5. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3-й класс Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Констру­ирование».

Геометрическая составляющая - 26 ч

Построение отрезка, равного данному, с использованием цирку­ля и линейки без делений.

Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедрен­ный, равносторонний.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.

Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.

Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квад­рата). Свойства диагоналей прямоугольника.

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с исполь­зованием свойств его диагоналей.

Свойства диагоналей квадрата.

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадра­та). Площадь прямоугольного треугольника.

Деление окружности на 2, 4,-8. равных частей.

Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.

Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.

Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.

Вписанный в окружность треугольник.

Конструирование - 8 ч

Изготовление моделей треугольников различных видов.

Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разны­ми способами: склеиванием из развертки, сплетением из двух по­лос бумаги, состоящих из четырех равносторонних треугольников.

Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоуголь­ник») из бумажной полосы, состоящей из 10 равных разносторон­них треугольников.

Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам аппликаций («Паровоз»).

Изготовление композиции «Яхты в море».

Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей.

Изготовление модели часов.

Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».

Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.

Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машины: их особенности и назначение.

Изготовление из деталей набора «Конструктор» модели подъёмного крана и модели транспортёра.

7. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количе­ство

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методический комплект (УМК) для 3 класса:

  1. Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4 классы. Пособие учителя/С.И. Волкова. Москва «Просвещение», 2011 г.

  2. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование». 3 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2015 г.


Д

К

Печатные пособия

Предметные картинки.

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронная энциклопедия «Кирилла и Мифодия»

П




Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Колонки

Принтер

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

.

Демонстрационные пособия

Карточки с цифрами и математическими знаками.

Линейка, угольник, циркуль.

Конструктор.

Д

Д

П

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

К

Д

Д

Д

ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа./ В 2 ч. Ч.1 - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011 г.
  2. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Кур­ган, 2005.
  3. Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4 классы. Пособие учителя/С.И. Волкова. Москва «Просвещение», 2011 г.

  4. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование». 3 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2015г.



© 2010-2022