Антонимы. Омонимы. Синонимы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме «Антонимы. Омонимы. Синонимы.» . (2 класс)

Программа «Перспектива»

Цели:

Познакомить детей со словами- антонимами.

Формировать умения распознавать антонимы, синонимы и омонимы, научить находить их в тексте.

Развивать умение работать самостоятельно; развивать умение использовать антонимы в речи.

Прививать интерес к изучению русского языка. Обогащать словарный запас учащихся, воспитывать культуру устной и письменной речи.

Создавать эмоциональный настрой учащихся.

Оборудование:

На листе ватмана нарисована карта «Страна слов»: равнина многозначных слов, полуостров слов с прямым и переносным значением, здесь оазис Омонимов, остров Синонимов, река Антонимов.

Рисунки с изображением грустного лица и весёлого.

Слайды: яблоко, апельсин, лимон, банан, ягода, земляника, малина, смородина, ежевика, арбуз.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Мы за парты тихо сели

На экран все поглядели

Прочитайте девиз нашего урока: С малой удачи начинается успех»

Составьте предложение Нас, получится, у , всё (У нас всё получится)

2. Словарная работа

-Ребята, скажите, чему мы учимся на уроках русского языка? Правильно, мы учимся правильно говорить и грамотно писать. Развиваем свою память, мышление, внимательность, воображение. Давайте проверим, здорова ли наша память. Мы знаем, что в русском языке очень много слов, правописание которых не подчиняется ни каким правилам. А как же тогда узнать их правописание? ( По орфографическому словарю)

Картинный словарный диктант. ( Слайды: яблоко, апельсин, лимон, банан, ягода, земляника, малина,язык, ежевика, арбуз. )

(На слайдах демонстрируются предметы, учащиеся про себя называют картинку словом и записывают)

-Чем отличается арбуз от слова арбуз? ( Арбуз можно разрезать, понюхать, съесть, а слово арбуз нельзя. Слово арбуз можно поделить на слоги, поставить ударение…)

Проверяем по словарю учебника ( Учитель показывает какие бывают орфографические словари). Дети обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа по парте.

Какое из записанных слов является омонимом? (Язык, язык человека, язык пламени, язык колокола)

3. Вводное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня, ребята, мы продолжаем наше путешествие по Стране Слов и узнаем ещё об одной группе слов, которая делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче. Посмотрите на карту… Ой! Чего-то здесь явно не хватает! А, это, наверное, наш знакомый проказник Ктототам стер с карты важные слова, чтобы мы запутались и заблудились. Давайте улыбнемся Ктототаму, как этот весёлый человечек, и попробуем вернуть важные слова на место.

4. Актуализация знаний.

Учитель. Часто бывает, что слово одно, но очень по - разному служит оно. А сейчас театральная минутка.

Посмотрите инсценировку отрывка из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! - добавил Сашка.

- И я люблю! - сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая! - сказал Сашка.

- И вкусная. Особенно с молоком! - сказал Матвей.

- Как это - вкусная! Как это - с молоком? - удивился Сашка.

- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь? - всплеснул руками Сашка.

- Как это - про что? Про овсянку! - ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую ?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела! - изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? - рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне - мою овсянку слушать.

- Айда! - согласился Матвей. - Потом ко мне - мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Учитель. Почему в разговоре двух друзей возникла путаница? (Речь идёт об омонимах) -овсянка-каша, овсянка-птичка .

- Почему мальчики сначала не поняли друг друга?

- Сколько значений имеет это слово? Какие? (Крупа или каша из неё; маленькая перелётная птичка из отряда воробьиных ).

- Посмотрите на написание этих слов, сравните.

- Чем похожи слова? (Произношением, написанием). Чем отличаются? (Значением.)

- Зависит ли написание этих слов от их значения?

На карте появляется слово «Омонимы»

На доске записаны в два столбика слова. Детям предлагается к каждому слову первого столбика подобрать близкие по смыслу слова из второго столбика и записать пары).

алфавит азбука

аккуратный чистый

огонь пламя

алый красный

шалун озорник

скакать прыгать

бросать кидать

Как называются такие слова? Синонимы. На карте появляется слово «Синонимы».

Что такое синонимы? ( Слова близкие по значению, но различные по звучанию, называются синонимы).

Итак, слова на нашей карте мы восстановили. Путь мы свой будем продолжать по реке, а как она называется, мы узнаем прямо сейчас.

5. Объяснение нового материала. Создание проблемной ситуации.

- Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению. ( Приложение.)

- Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится?

- Посмотрите на рисунки. Что вы можете сказать о них?

(На рисунках нарисованы рожицы: грустная и весёлая;- Запишите получившиеся пары слов: весёлая - грустная; Именно о таких словах мы и будем с вами говорить.

Тема нашего урока «Антонимы». И река, которая протекает по Стране Слов, тоже носит такое же название. (На доске «Антонимы»)

(Молодость-старость, здоровый - больной, жара-холод, далеко - близко, день-ночь).

- Слово антоним похоже на слова синоним, омоним. Чем?(У всех у них одинаковая вторая часть)

- Что означает вторая часть этих слов-терминов? (Онима - по-гречески означает - имя, слово)

- А если к этому ещё добавить первую часть анти (что значит против, противоположный), то и получится слово антоним.

Показ презентации «Антонимы»

Интересные слова в русском языке!

- Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Как они называются? (Дети говорят об омонимах, приводят примеры).

- Есть, слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова?

- А есть слова с противоположным значением.

- Попытайтесь отгадать загадку и найти в ней такие слова.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел)

5. Физминутка.

1) Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули - кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки - плавно помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем - крылья мы сложим назад.

2) Прикройте глаза ладошками. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо, рисуем квадрат, идут часики.

3) Откройте глаза, посмотрите на жёлтый круг, синий, зелёный и.т.д.

- Кто выполнял правильно, сделал полезное дело для глаз.

6. Тренировочные упражнения. Работа по учебнику. С33-34

- Во время физминутки я называла антонимы. Повторите их.

Ребята, а что у меня в руках? Угадайте

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Ответ: яблоко)

Прочитайте стихотворение на с.34. В этом стихотворении яблоко стало предметом спора. О чём спорят герои этого произведения? Найдите в нём слова с противоположным значением.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А мышонок -

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка - далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

Кислое - зачем оно?

- Что вы!

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

(Г. Сапгир)

- Как говорили о яблоке герои стихотворения? Как говорили о яблоке Конь и Мышонок?

Воробей и Улитка?

Телёнок и цыплёнок?

Котёнок и Червячок? Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему? Можно ли к слову яблоко подобрать антоним? Какой вывод можно сделать из этого?

(Значит, не все слова русского языка имеют сова с противоположным значением)

Я буду читать стихотворение, а вы, как только я замолчу, вставляете слово - антоним.

Скажу я слово

Высоко,

А ты ответишь?

Скажу я слово

Далеко,

А ты ответишь?

Скажу тебе я слово

Трус,

Ответишь ты

Теперь начало

Я скажу, -

Ну, отвечай:

7. Занимательная информация.

У меня сегодня для вас есть ещё интересный научный материал.

Большая-…(маленькая)

Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина - один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

Подведение итогов.

- Вот мы и познакомились с новыми словами - антонимами. Что же это за слова?

- Где мы с ними встречаемся?

(На уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной)

Итог.

Учитель. Ребята, слово сопровождает нас в течение всей нашей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.

Известный русский философ Н. Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве». Пусть будет оно всегда чистым и новым. Сила слова - беспредельна. Вспомним пословицы о словах. На доске:

Сердечное слово до сердца доходит.

Слова - жемчуг, но когда их много - они теряют цену.

Слово - серебро, молчание - золото.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Слов много, а толку нет.

- «Хромое слово - кривая речь», - гласит ещё одна русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом.

Приложение.

Карточка.

ФИО_____________________

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…

__________________________________________________________________

И вот я уже считаюсь ……………. учеником. Тетради у меня ……………., пишу я ……………… . Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда ……………., когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)

ФИО_____________________

Карточка.

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…

__________________________________________________________________

И вот я уже считаюсь ……………. учеником. Тетради у меня ……………., пишу я ……………… . Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда ……………., когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)

ФИО_____________________

Карточка.

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…

__________________________________________________________________

И вот я уже считаюсь ……………. учеником. Тетради у меня ……………., пишу я ……………… . Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда ……………., когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)


© 2010-2022