Учебный проект Пословицы и поговорки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Учебный проект Пословицы и поговорки



Учебный проект Пословицы и поговорки





Подготовила и провела учитель

начальных классов МБОУ ООШ с. Митягино

Лев-Толстовского района Липецкой области

Галина Алексеевна Аулова









Пояснительная записка.

Проект выполняется в течение двух недель и включает в себя учебные занятия в рамках школьного учебного плана по предмету литературное чтение (4-5 часов) и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий (4-6часов).

Метод проектов, часто помогает не только сформировать определенный набор знаний, но и пробудить в детях стремление к самообразованию, реализации своих способностей.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Основными целями проекта являются:

  1. Выявление и развитие доминантных способностей каждого ребенка.

  2. Активизация познавательной деятельности и создание мотивационной среды

  3. Формирование навыков самообразования.

  4. Формирование практических навыков работы на компьютере.




Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения

1 этап - погружение в проект

Тема проекта: Народные пословицы, поговорки.

Возрастная категория учащихся: 3 класс.

Основополагающий вопрос и проблемный вопрос учебной темы:
Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Можно ли всегда доверять пословицам?

Дидактические цели проекта:

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице, умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни и наоборот, овладение некоторым запасом пословиц, выработка умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.

Научить кратко излагать свои мысли, устно и письменно.

Методические задачи:

Выяснить что такое пословицы? Чем пословица отличается от поговорки? Откуда они взялись?

Кто их сочиняет? Какие бывают пословицы? Чему они учат?

Выбор тем индивидуальных исследований учащихся

Любимые пословицы родителей.

Какие пословицы нравятся нашим учителям.

Выдвижение гипотез решения проблем:

Мы предположили, что у пословиц есть ответ на все случаи жизни.

Творческое название проекта: Пословица недаром молвится.

2 этап - организация деятельности

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Спросить дома

Сходить в библиотеку

Поискать самим

Воспользоваться энциклопедиями

Хорошо подумать самому

Обсуждение со школьниками возможных источников информации.

Самостоятельная работа учащихся.

Прочитали материал по теме в учебнике

Воспользовались научно-популярной литературой

Провели опрос

Выборочное исследование

Сделали вывод

3 этап - осуществление деятельности

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

4 этап - презентация

Защита полученных результатов и выводов

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

В ходе работы над проектом ребята узнали

Что такое пословица?

Жанр фольклора (устного народного творчества).

Краткое изречение с поучительным смыслом.

Пословица - "ходячая, житейская" философия народа.

Чем пословица отличается от поговорки?

ПОСЛОВИЦА - законченная мысль.

ПОГОВОРКА - образное, яркое выражение, в ней нет законченной мысли.

Узнали любимые пословицы родителей, друзей, учителей школы.

При обсуждении полученных данных выяснили, что невозможно говорить по-русски, не зная пословиц. Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь.

Слово не воробей…

Не все то золото,…

Не имей сто рублей…

Тише едешь…

Решили, что не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие как:

Хорошо бы орать, да рук не марать. Всех дел не переделаешь. У Бога дней впереди много: наработаемся. И даже хорошо знакомая всем пословица "Век живи, век учись… заканчивается словами … дураком помрешь."

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы - это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Внешняя оценка проекта прошла на школьной научно-практической конференции по основам проектной деятельности "Ключи к успеху".

Список литературы:

  • Советский энциклопедический словарь.

  • Краткий словарь литературоведческих терминов.

  • В. Даль «Пословицы русского народа» М., «Худ. литература», 1989.

  • Е. Ю. Нещименко «Русские пословицы и поговорки»

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

У кого есть ответ на все случаи жизни - и когда у тебя горе, и когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался - на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица. Родились пословицы и поговорки в глубокой древности, наверное, вскоре после того, как люди овладели речью, развили речь. И некоторые напоминают об очень давних временах. В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа. Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они переосмысляются, появляются в ином виде.

II. Сообщение темы урока

- Сегодня у нас заключительный урок по теме «Пословицы и поговорки».

III. Работа над темой урока.

Чтение пословицы на доске: "Без труда не вытащишь и рыбки из пруда". Прямое значение ее отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата - поймать рыбку:

1) раздобыть и отладить снасть - удочку;
2) заготовить червей, приманку;
3) дойти до реки, найти рыбное место;
4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;
5) умело закинуть удочку;
6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;
7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.

Переносный смысл пословицы выявляется средством приложения ее к различным ситуациям из жизни. Например, одна девочка собирается "четверки" и "пятерки" получать, а сама даже книжки не откроет, домашние задания выполняет кое-как. Ее подруга смотрела - смотрела на нее и говорит: "Без труда не вытащишь и рыбки из пруда". Дети догадываются, что тот, кто работает, тот трудится: изготовляет станки, машины, водит поезда, пашет землю, сочиняет книги. За труд человеку платят деньги, выдают зарплату. Кто лучше трудится, того больше уважают. А кто ленится, убегает от труда, того все осуждают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека. (Труд человека кормит, а лень - портит).

Переносный смысл пословиц уясняется детьми также при соотнесении той или иной пословицы с содержанием прочитанных текстов

К какому рассказу Н. Носова применима пословица "Поспешишь - людей насмешишь" ("На горке"), точнее, к тому решению, которое поспешил принять Котька Чижов, когда ничего лучшего не придумал, как посыпать ледяную горку песком, чтобы можно было побыстрее прокатиться?

IV. Игры -соревнования «Закончи пословицу»

  1. «Закончи пословицу»

Предлагается детям тематические подборки пословиц; их нужно еще раз самостоятельно прочитать. Затем устраивается своеобразное соревнование: один из учеников читает начало выбранной им пословицы (например, "Человек без Родины..."), а другой ученик заканчивает ее ("...что соловей без песни"). Определяется, к какой теме относится пословица. Наконец, учитель ставит вопрос всему классу о том, в каком случае будет уместно употребление данной пословицы.

В гостях хорошо,… а дома лучше.

Готовь сани летом, …а телегу зимой.

За двумя зайцами погонишься, … ни одного не поймаешь.

Под лежачий камень… вода не течёт.

Слово не воробей:… вылетит - не поймаешь.

Ласковое слово,… что весенний день.

Маленькое дело… лучше большого безделья.

Делу - время,… а потехе - час.

Труд кормит,… а лень портит.

2. «Ответь пословицей»

  • Какую пословицу учитель скажет тому, кто первым сделал самостоятельную работу, но допустил ошибки? (Поспешишь - людей насмешишь.)

  • В какой пословице говорится о том, что дорогу можно найти и в неизвестной местности? (Язык до Киева доведёт.)

  • Что говорят о человеке, который очень хорошо выполняет свою работу?()

  • Что говорят о чрезмерно любопытном человеке, который постоянно вмешивается в разговоры других людей? (Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.)

  • Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а кто-то вам помог? (Одна голова - хорошо, а две лучше.)

  • Если в какой-то трудной ситуации ваш друг не пришёл вам на помощь, какую пословицу вы вспомните? (Друг познаётся в беде.)

  • Что скажут родители, если сын или дочь взялись за несколько дел сразу и ни одно не довели до конца? (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)

  • Какую пословицу можно применить к человеку, который не знает, куда себя деть от безделья? (Долог день до вечера, коли делать нечего.)

3. «Шутка наборщика». Попробуй расшифровать эту пословицу.

А/ Ребята составляют рассказы, названием которых служат понравившиеся пословицы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Б/ Показ рисунков, в которых дети отразили содержание понравившейся пословицы ПРИЛОЖЕНИЕ 2

V. Работой обобщающего характера явилось создание учебного проекта по внеклассному чтению "Пословица недаром молвится". ПРИЛОЖЕНИЕ 3

VI. Оценки

Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и мн. др.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.




В гостях хорошо, а дома лучше.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Под лежачий камень вода не течёт.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Ласковое слово, что весенний день.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Делу - время, а потехе - час.

Труд кормит, а лень портит.

________________________________________________________________________

В гостях хорошо, а дома лучше.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Под лежачий камень вода не течёт.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Ласковое слово, что весенний день.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Делу - время, а потехе - час.

Труд кормит, а лень портит.

________________________________________________________________________

В гостях хорошо, а дома лучше.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Под лежачий камень вода не течёт.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Ласковое слово, что весенний день.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Делу - время, а потехе - час.

Труд кормит, а лень портит.

«Шутка наборщика». Попробуй расшифровать эту пословицу.

- Д - Л - Л

Д - Л - -

Г - Л - Й

- М - Л - !




В гостях хорошо… .

Готовь сани летом… .

За двумя зайцами погонишься, … .

Под лежачий камень … .

Слово не воробей: … .

Ласковое слово, … .

Маленькое дело лучше … .

Делу - время, … .

Труд человека кормит, … .


© 2010-2022