Развитие творческого потенциала младших школьников средствами литературной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческого потенциала младших школьников

средствами литературной деятельности Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.

Б.Асафьев





Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл. Школа - это мир детства, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна. С точки зрения М.Р. Львова, "творчество - это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей". Выготский Л.С. творческой деятельностью называет такую « деятельность человека, которая создаёт нечто новое». Как проявляются творческие способности? Что требуется для формирования творческой личности школьника? Как развивать творческие способности учащихся в учебной деятельности? Ответ на эти и многие другие вопросы я нашла в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, которая позволяет использовать широкий диапазон творческих заданий, способствующих литературному развитию младших школьников, формированию их творческих способностей. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. И потенциал этот нужно раскрыть. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Я уверена, что творчество доступно каждому ученику, а задача учителя - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности. Младший школьник во многом «первооткрыватель», ему присуще чувство новизны и удивления к окружающему миру. У него развита способность к сюжетно-ролевой игре, в которой он и автор, и герой, и актёр. А значит, есть большие возможности для введения младшего школьника в литературное творчество. Программа по литературному чтению (авторы Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянскя) включает в себя особые творческие задания, которые в полной мере помогают каждому ученику стать автором, раскрыть в себе богатый потенциал создателя новых текстов. "Красной нитью" проходит через все формы работ на уроках литературного чтения сочинительская деятельность. Поэтому передо мной стоят две важные задачи. Первая - формирование литературно-творческих умений учащихся. Это рациональное применение полученных теоретических знаний в процессе практической учебной деятельности, умение создавать оригинальный текст в единстве содержания и формы, владение литературной речью. Вторая задача - обучение приёмам творческого фантазирования - способствует воспитанию творческой активности учащихся и эстетическому самовыражению. Исходя из целей и задач урока литературного чтения, я подбираю задания, которые нацелены на воспитание в ребёнке отсутствия страха перед высказыванием, на побуждение фантазирования, на стимулирование его к различным видам деятельности: дополни, измени, придумай, нарисуй, сочини, и т. д. Чтобы выполнить творческое задание, школьник должен уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать. Благоприятная среда детского творчества - чувство тайны, которую так хочется распознать. И разгадывание загадок (а затем и самостоятельное придумывание) доставляет детям удовольствие. Работа над загадкой - это упражнение в самостоятельном мышлении, развитие детской сообразительности и воображения. Работая над этим литературным жанром, невозможно не говорить об основах стихосложения. Знакомство учащихся с поэзией начинаю с первых уроков обучения грамоте. Основная задача на этом этапе - формировать у учащихся представление о стихотворной речи. Пробуждая интерес детей к словотворчеству, предлагаю различные литературные игры: «Поиграем в рифмы», «Словечко подскажи», «Строчка потерялась», «Я начну, а ты продолжи» и др. В процессе игры учащиеся развивают стиховой слух, чувство ритма, получают наглядные представления о том, что такое стихи, как они пишутся. Проведение различных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов. Конечно, стихи разные и по уровню, и по соответствию нормам стихосложения, но ведь главная задача - это поощрение детского творчества, совершенствование техники стиха, проведение разборов и обсуждений. Программа по литературному чтению включает в себя особые творческие задания, которые в полной мере помогают каждому ученику стать автором, раскрыть в себе богатый потенциал создателя новых текстов. Ребенок становится полноправным участником диалога с автором произведения, потому что ему необходимо вникнуть в содержание произведения, понять творческую задачу, которая адресуется к уже прочитанному тексту, а затем, создав свой, индивидуальный замысел, выступить в роли автора - сочинителя другого, еще не существующего текста. Все виды авторских работ влияют на нравственное развитие, на понимание другого человека и самого себя. Творчество детей - это своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение на определённом культурном уровне. Но самым сложным для нас был вопрос оценивания творческих работ. Вместе с детьми мы разработали критерии, по которым определяем оригинальную работу: оригинальность, продуктивность, самостоятельность. Сначала работы оценивал учитель, затем предлагалось это сделать в группах, а позже каждый автор имел возможность самостоятельно оценить своё произведение. Нужно отметить, что при такой работе у школьников развиваются такие рефлексивные умения, как самоанализ и самооценка. Литературные работы учеников мы оформляем в тематические журналы, а лучшие произведения публикуем в классном журнале «Ручеёк». Выпуск литературного журнала - один из самых эффективных методов развития литературно-творческих способностей младших школьников, который помогает активизировать не только литературные, но и художественные способности детей, так как многие авторы сами оформляют и иллюстрируют свои произведения. Одним из методов развития литературных способностей учащихся младшего школьного возраста является игра в ассоциации. Ассоциативное мышление - основа творческой активности. Например, дети очень любят заниматься «кляксованием». На листах бумаги появляются большие кляксы, дети дорисовывают их до какого-либо образа, придумывают названия и тексты к кляксам. И часто делают это в стихотворной форме. Для развития творческого мышления и фантазии использую различные задания и на уроках художественного труда - уроках творческого вдохновения и радости. При изготовлении поделки своими руками, ребята не только вкладывают в них умения, фантазию и вкус, но и вживаются в создаваемый образ, придумывают, что он чувствует, о чём думает, что с ним происходит. Желающих прошу составить короткий рассказ, сказку или стихотворение. Уже во втором классе многие учащиеся самостоятельно к концу урока готовы представить классу не только поделку, но и своё микросочинение. Невозможно говорить о творческом потенциале учащихся без развития образного мышления. И в этом отношении велика роль музыки. Под впечатлением музыкальных произведений дети создают оригинальные литературные фантазии. Так, например, во время слушания музыки Антонио Вивальди «Времена года. Зима» у детей возникали различные образы: одни услышали шаги Мороза-Воеводы, другие - грустную песню Метелицы, а кто-то представил вальс Снежинок. После этого урока у нас появился очередной выпуск классного журнала «Зимние этюды». Все работы очень разные - значит, дети пытаются мыслить самостоятельно, творчески. По тому, как дети принимают творческие задания и как увлечены работой, по их эмоциональности, по желанию поделиться своими догадками и впечатлениями с окружающими, можно судить об их отношении к творческой деятельности и об уровне интереса к учению. Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение понять общий или переносный смысл математической ситуации - одна из основных трудностей детского творчества, ярко проявляющаяся при изучении такой абстрактной школьной дисциплины, как математика. Организовать работу над развитием творческих способностей учащихся в процессе обучения помогает учебник «Математика» Э.И. Александровой, где уже разработана система нетрадиционных заданий. На разных этапах урока я использую такие формы, как написание микросочинений, сказок, составление загадок. В большей степени они ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, на формирование положительных эмоций и мотивационной сферы обучения математике. Отмечу, что применение сказок на уроках математики делает их более разнообразными и эмоциональными. «Создание сказок - один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство для умственного развития…» - писал В.А.Сухомлинский. Я убедилась, что творческие задания помогают ученикам понимать строгую взаимосвязь математических понятий, устанавливать семантические отношения между понятиями, терминами и символами. Кроме того, учитель через литературную деятельность учащихся на математике проверяет глубину понимания учебного материала, умение применять знания в новой ситуации. Систематическая работа над развитием творческих способностей учащихся влияет на развитие всех ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, компетенции личностного самосовершенствования. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Творчество углубляет и расширяет эмоциональную жизнь ребёнка. Оно помогает ученику упражнять свои творческие стремления и навыки, овладевать человеческой речью не только как средством общения, но и как средством художественной выразительности.











Список литературы

  1. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1982.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

  3. Львов М.Р. Развитие творческой деятельности на уроках русского языка //Начальная школа, 1993, № 1.

  4. Развитие творческой активности школьника/Под ред. А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991г.



© 2010-2022