Конспект урока по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК: «Школа 2100»

Предметная область (автор учебника):Русский язык. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина,

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Класс: 4

Тема: Запятая в сложном предложении Цель: Развитие умений отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктационно оформлять их, находить и исправлять ошибк в письменной речи.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 1. Развиваем умения выказывать свою точку зрения. 2. Формирование способности к адекватной самооценке.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: 1. Развивать умение извлекать информацию из схем, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 4. Оформлять свои мысли в устной форме. 5. Умение работать в паре, группе.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1. Совершенствовать знания о предложении.

2. Развивать умения отличать сложное предложение от простого.

3. Способствовать развитию речи, памяти, внимания учащихся.

Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Приложение

Учителя

Ученика

1.Организационный момент

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?


- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?

- Сможете стать такими?

интересный
познавательный
развивающий
плодотворный

активные
думающие
работоспособные
внимательные
аккуратные
дисциплинированные

2.Актуализация знаний






Знакомство с новым словарным словом
- Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.

Первая буква нового слова - это гласная второго слога в слове (собака)

Вторая буква - согласная, два раза встречающаяся в слове (коллекция)

Третья буква- первая согласная второго слога в слове (ремонт)

Четвертая буква - непроверяемая безударная гласная в слове (падеж)

Пятая - вторая согласная в приставке слова (разбег)

- Какое слово получилось?

-Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

- Какая орфограмма встретилась в этом слове?

- Проверьте, запишите рядом проверочные слова.

- Выделите корень.

Немного из истории предмета. Знаете ли вы?

- Знаете ли вы, что алмаз - простой углеводород. Его родственник - сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.

Работа с деформированным предложением

- Составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался.

- Запишите предложение, выделите грамматическую основу. Составьте схему (одна пара работает у доски).

- Дайте характеристику предложения. Кто испытывает затруднения, можете использовать памятку.

- С помощью чего мы соединили части сложного предложения?

- Какова роль союзов в предложении?

- Какие вы знаете союзы? (И,А,НО)



АЛМАЗ

парная согласная в корне слова

АЛМАЗЫ, АЛМАЗНЫЙ


Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался удар грома.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и

Соединяют части предложения или однородные члены Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу; -ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: -строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействия для решения коммуникативных и познавательных задач.

3. Постановка учебной проблемы.

Используя схему, определите тему урока.

Конспект урока по русскому языку на тему


Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но


- Какую цель вы поставите для себя на этот урок?

Сегодня на уроке мы закрепим умение ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но и рассмотрим, какие есть отличия в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами.


Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: -формулировать собственное мнение


4. Обобщение и систематизация знаний











Работа в парах





Работа по карточке

Физминутка

(работа по группам)

-Вспомним инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работать будем в паре. Назовите правила работы в паре.

1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4. Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………

-Используя этот алгоритм, выполним следующее упражнение.

Прочитайте предложения. Подчеркните простым карандашом грамматические основы и поставьте пропущенные запятые. Составьте схемы каждого предложения.

1. Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит.

Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит. (Ф. Тютчев)

2. Пруд застывает и с плотины листва поблёкшая лозины уныло сыплется на лёд. (И.Бунин)

3. Кругом царили жизнь и радость. И ветер нёс ржаных полей благоухание и сладость… (А.Майков)

- Прочитайте задание.
- У кого возникли вопросы?

Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем.

Проверка: фронтальная. Оценка.

- Какое предложение лишнее? Дайте характеристику предложения.
- Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?

- Что разделяют запятые в простом предложении?
- А в сложном?

- Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзом или без союза.

1. Между тем затрубили рога

…охотники пустились скакать во всю прыть.

2. Долго они так скакали

… Алёша от них не отставал.

3. Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами

… серая кошка опять умывалась лапками.


- Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения. Проверка. Оценка.

Соедините части сложных предложений так, чтобы они имели смысл.

Тихо в осеннем лесу, лишь шелестит под ногами опавшая листва.

Низкое осеннее солнце уже не греет, но блестит ярче летнего.

Изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие листья.

Над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи.

Жизнь замирает тихо, в небе господствуют холодные тона.

С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода круто менялась.

Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.

Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким и холодным, сиянием солнца.

Курлыкали в небе пролетные журавли, они уносили с собой лето.

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше исчезли быстрые стрижи.

Дети зачитывают свои предложения.

- О чем эти предложения? Докажите. Можно ли назвать эти предложения текстом?







по количеству грамматических основ
однородные члены

его части


Познавательные:

-использовать знаково-символические средства

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные:

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Парная работа с текстом -Найдите сложные предложения
в тексте. Обведите номер сложного предложения.

Последние цветы

1.Опять морозная ночь. 2.Утром на поле я увидел группу уцелевших голубых колокольчиков, на одном из них сидел шмель. 3.Я сорвал колокольчик, шмель не слетел, стряхнул шмеля, он упал. 4.Я положил его под горячий луч, он ожил, оправился и полетел. 5.А на раковой шейке точно так же за ночь оцепенела красная стрекоза и на моих глазах оправилась под горячим лучом и полетела. 6.И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног, а среди них были трескунки голубые и ярко-красные.

М. Пришвин "Времена года"

Проверка.

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные

Коммуникативные:

-вступать в беседу на уроке

Познавательные:

-находить необходимую информацию в учебнике,

6. Обобщение.

Рефлексия.




На стол ставится рамка-имитация телевизора. Выходит заранее подготовленный ученик и читает текст.
«Добрый день, дорогие телезрители! Вы смотрите информационно-познавательную передачу Итоги. Сегодня ребята 4а класса познакомились со сложным предложением. Теперь они знают, что сложным предложением называется предложение, в котором две и более грамматических основ. Напомним, что части данных предложений связываются союзами а, и, но, поэтому, чтобы, между частями сложного предложения ставится запятая.
И вот свежее сообщение. Послушайте, какое задание надо выполнить к следующему уроку. Необходимо составить сочинение миниатюру «За что я люблю осень».
И в завершение нашего выпуска объявление. Всем, кто активно работал на уроке, подойти к учителю с дневниками для выставления отметок»



© 2010-2022