- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему
Конспект урока по русскому языку на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Плечкина С.А. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УМК: «Школа 2100»
Предметная область (автор учебника):Русский язык. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина,
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Класс: 4
Тема: Запятая в сложном предложении Цель: Развитие умений отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктационно оформлять их, находить и исправлять ошибк в письменной речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 1. Развиваем умения выказывать свою точку зрения. 2. Формирование способности к адекватной самооценке.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: 1. Развивать умение извлекать информацию из схем, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 4. Оформлять свои мысли в устной форме. 5. Умение работать в паре, группе.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. Совершенствовать знания о предложении.
2. Развивать умения отличать сложное предложение от простого.
3. Способствовать развитию речи, памяти, внимания учащихся.
Этапы урока
Содержание деятельности
Формирование УУД
Приложение
Учителя
Ученика
1.Организационный момент
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?
- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?
- Сможете стать такими?
интересный
познавательный
развивающий
плодотворный
активные
думающие
работоспособные
внимательные
аккуратные
дисциплинированные
2.Актуализация знаний
Знакомство с новым словарным словом
- Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.
Первая буква нового слова - это гласная второго слога в слове (собака)
Вторая буква - согласная, два раза встречающаяся в слове (коллекция)
Третья буква- первая согласная второго слога в слове (ремонт)
Четвертая буква - непроверяемая безударная гласная в слове (падеж)
Пятая - вторая согласная в приставке слова (разбег)
- Какое слово получилось?
-Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
- Какая орфограмма встретилась в этом слове?
- Проверьте, запишите рядом проверочные слова.
- Выделите корень.
Немного из истории предмета. Знаете ли вы?
- Знаете ли вы, что алмаз - простой углеводород. Его родственник - сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.
Работа с деформированным предложением
- Составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался.
- Запишите предложение, выделите грамматическую основу. Составьте схему (одна пара работает у доски).
- Дайте характеристику предложения. Кто испытывает затруднения, можете использовать памятку.
- С помощью чего мы соединили части сложного предложения?
- Какова роль союзов в предложении?
- Какие вы знаете союзы? (И,А,НО)
АЛМАЗ
парная согласная в корне слова
АЛМАЗЫ, АЛМАЗНЫЙ
Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался удар грома.
Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и
Соединяют части предложения или однородные члены Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу; -ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: -строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействия для решения коммуникативных и познавательных задач.
3. Постановка учебной проблемы.
Используя схему, определите тему урока.
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но
- Какую цель вы поставите для себя на этот урок?
Сегодня на уроке мы закрепим умение ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но и рассмотрим, какие есть отличия в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: -формулировать собственное мнение
4. Обобщение и систематизация знаний
Работа в парах
Работа по карточке
Физминутка
(работа по группам)
-Вспомним инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работать будем в паре. Назовите правила работы в паре.
1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать…………………
3. Если основ две или больше ,то…….
4. Найти границы……………
5. Выделить…………………
6.Поставить…………………
-Используя этот алгоритм, выполним следующее упражнение.
Прочитайте предложения. Подчеркните простым карандашом грамматические основы и поставьте пропущенные запятые. Составьте схемы каждого предложения.
1. Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит.
Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит. (Ф. Тютчев)
2. Пруд застывает и с плотины листва поблёкшая лозины уныло сыплется на лёд. (И.Бунин)
3. Кругом царили жизнь и радость. И ветер нёс ржаных полей благоухание и сладость… (А.Майков)
- Прочитайте задание.
- У кого возникли вопросы?
Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем.
Проверка: фронтальная. Оценка.
- Какое предложение лишнее? Дайте характеристику предложения.
- Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?
- Что разделяют запятые в простом предложении?
- А в сложном?
- Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзом или без союза.
1. Между тем затрубили рога
…охотники пустились скакать во всю прыть.
2. Долго они так скакали
… Алёша от них не отставал.
3. Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами
… серая кошка опять умывалась лапками.
- Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения. Проверка. Оценка.
Соедините части сложных предложений так, чтобы они имели смысл.
Тихо в осеннем лесу, лишь шелестит под ногами опавшая листва.
Низкое осеннее солнце уже не греет, но блестит ярче летнего.
Изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие листья.
Над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи.
Жизнь замирает тихо, в небе господствуют холодные тона.
С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода круто менялась.
Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким и холодным, сиянием солнца.
Курлыкали в небе пролетные журавли, они уносили с собой лето.
Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше исчезли быстрые стрижи.
Дети зачитывают свои предложения.
- О чем эти предложения? Докажите. Можно ли назвать эти предложения текстом?
по количеству грамматических основ
однородные члены
его части
Познавательные:
-использовать знаково-символические средства
Коммуникативные:
-формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные:
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Парная работа с текстом -Найдите сложные предложения
в тексте. Обведите номер сложного предложения.
Последние цветы
1.Опять морозная ночь. 2.Утром на поле я увидел группу уцелевших голубых колокольчиков, на одном из них сидел шмель. 3.Я сорвал колокольчик, шмель не слетел, стряхнул шмеля, он упал. 4.Я положил его под горячий луч, он ожил, оправился и полетел. 5.А на раковой шейке точно так же за ночь оцепенела красная стрекоза и на моих глазах оправилась под горячим лучом и полетела. 6.И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног, а среди них были трескунки голубые и ярко-красные.М. Пришвин "Времена года"
Проверка.
Личностные:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Регулятивные
Коммуникативные:
-вступать в беседу на уроке
Познавательные:
-находить необходимую информацию в учебнике,
6. Обобщение.
Рефлексия.
На стол ставится рамка-имитация телевизора. Выходит заранее подготовленный ученик и читает текст.
«Добрый день, дорогие телезрители! Вы смотрите информационно-познавательную передачу Итоги. Сегодня ребята 4а класса познакомились со сложным предложением. Теперь они знают, что сложным предложением называется предложение, в котором две и более грамматических основ. Напомним, что части данных предложений связываются союзами а, и, но, поэтому, чтобы, между частями сложного предложения ставится запятая.
И вот свежее сообщение. Послушайте, какое задание надо выполнить к следующему уроку. Необходимо составить сочинение миниатюру «За что я люблю осень».
И в завершение нашего выпуска объявление. Всем, кто активно работал на уроке, подойти к учителю с дневниками для выставления отметок»