Формирование нравственных ценностей обучающихся на уроках биологии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования»

Сектор повышения профессиональной культуры педагогов

Областной банк педагогических данных





Формирование нравственных ценностей учащихся

в процессе обучения биологии







Автор: Малкова Марина Владимировна, учитель географии и биологии МБОУ Огарковская средняя школа Вологодского района Вологодской области

Вологда

2010

Содержание

Список ИПМ

ИПМ-1 Теоретическая интерпретация опыта………………………………… 3

ИПМ-2 Нравственные ценности и специфика процесса их формирования.. .6

ИПМ-3 Система работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии………………………………………….. 8

ИПМ-4 Целевой компонент системы работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии…………..10

ИПМ-5 Содержательный компонент системы работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии…………..11

ИПМ-6 Процессуальный компонент системы работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии…………..17

ИПМ-7 Результативный компонент системы работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии…………..23

ИПМ-8 Перспективы развития опыта работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии…………..30

Словарь ключевых понятий…………………………………………………………………..31

Список литературы…………………………………………………………………………...32

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ИПМ-1 Теоретическая интерпретация опыта

Проблема: Содержание современного школьного образования направлено в первую очередь на формирование у обучающихся системы знаний, умений, навыков, а не на духовно-нравственное развитие. В то же время одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного человека со сформированной системой нравственных ценностей. Как воспитать такого человека?

Идея опыта: В целях формирования системы нравственных ценностей обучающихся необходимо максимально использовать воспитывающий потенциал учебных предметов, насыщать их нравственным содержанием.

Сущность опыта: В опыте представлена система урочной и внеурочной работы по биологии, направленная на формирование системы нравственных ценностей учащихся.

Новизна опыта: Состоит в подробном анализе содержания биологии с точки зрения возможностей формирования нравственных ценностей; определение наиболее важных для воспитания разделов и тем; разработки уроков и внеклассных мероприятий, программ кружков, включающих духовно-нравственную составляющую.

Научная основа опыта: Нравственные ценности во все времена являлись объектом внимания философской и религиозной мысли. Их исключительно важное значение в педагогике отражено в опыте многих отечественных и зарубежных мыслителей. Многими из них воспитание понимается, прежде всего, как процесс воспитания нравственности, передачи общечеловеческих ценностей, стремление к духовному развитию личности ученика. Идея воспитывающего обучения была сформулирована еще в древности и отражена в трудах многих педагогических деятелей. Ввел в педагогику понятие и сам термин воспитывающее обучение немецкий педагог И.Ф. Гербарт. Он первым совершенно определенно указал на то, что нет самостоятельных процессов обучения и воспитания, есть единый сложный процесс воспитывающего обучения [19, с.9]. Одним из идеологов воспитывающего обучения был Константин Дмитриевич Ушинский, чей взгляд на воспитательные возможности обучения лежит в основе данного опыта. Ушинский считал, что хорошо продуманное и организованное обучение способствует нравственному развитию ребенка. Он высказал мысль о том, что при отборе содержания школьных дисциплин необходимо учитывать, что оно должно работать «не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека»[9, с.357]. Большое значении воспитывающему обучению придавал и Лев Николаевич Толстой, который считал необходимым непрерывное нравственное самосовершенствование человека в течение всей жизни. В его поздних трудах воспитание и обучение трактуются как два неразрывно связанных процесса[7, с.312]. Содержание учебных дисциплин определяется как средство формирования нравственных ценностей (базовых национальных ценностей) и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России [6]. Положениями данной концепции также руководствовался автор опыта.

Результативность опыта: Результатом работы является достижение определенного уровня сформированности нравственных ценностей обучающихся, что проявляется в высокой степени информированности в духовно-нравственной сфере, высокой степени нравственности в постановке целей, мотивации и поступках, сформированности духовно-нравственных качеств личности.

Преимущества перед другими способами решения проблемы: Формирование нравственных ценностей в процессе обучения является естественным и логичным, позволяет осуществлять воспитательный процесс непрерывно, систематично, расширяет диапазон методов воздействия на личность ученика. способствует формированию базовых ценностей, которые являются одной из метапредметных целей образования в стандартах второго поколения.

Трудоемкость: Для учителя наиболее высока на этапе планирования курса, темы, урока, так как необходим тщательный анализ содержания с точки зрения формирования тех или иных ценностей. Кроме того, опосредованная связь некоторых нравственных категорий с естественнонаучной информацией требует осмысления материала на философском, метапредметном уровне. По мере накопления опыта воспитывающего обучения трудоемкость становится оптимальной.

Ограничения: Учитель должен владеть знаниями о специфике процесса формирования ценностей, обладать в определенной степени философским мышлением. Существуют и возрастные ограничения для обучающихся, в связи с чем необходим тщательный подбор методов воз действия (так, одна и та же тема с младшими школьниками может обсуждаться в ходе беседы, а со старшими школьниками рассматриваться в ходе дискуссии).

Риски: Существует определенная вероятность формального принятия ценностей обучающимися, когда они понимают ценность, но не принимают ее. Для субъективизации ценностей необходима систематическая работа по созданию условий для их интериоризации, тщательный отбор методов и приемов, вовлечение учащихся в активную деятельность. Таким образом, необходима оптимизация педагогических воздействий в рамках каждого урока или внеурочного мероприятия.

Условия реализации: Опыт может быть реализован в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе. ИПМ-2 Нравственные ценности и специфика процесса их формирования.


Современное российское общество, а вместе с ним и образование, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета, изменением ценностных ориентаций, пересмотром главных жизненных ориентиров. В этих условиях все большую востребованность приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, которое призвано преодолеть кризис духовности в обществе. Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и одновременно обладающих общественной значимостью. В системе воспитания личности особое значение имеют нравственные ценности, которые лежат в основе отношения человека к миру, самому себе и другим людям, придают смысл его деятельности и отражают его идеалы. Главные нравственные ценности это истина, добро, красота, жизнь и свобода, чувство долга, совесть, справедливость, милосердие. Несмотря на давние попытки мыслителей и философов постичь смысл данных ценностей, существует определенная сложность в определении некоторых из них. Это связано с тем, что нравственные ценности являются психическими образованиями, отражают специфику внутреннего мира каждого человека, для разных людей могут иметь разное значение. Тем не менее, целенаправленный процесс формирования личности как раз и направлен на присвоение общечеловеческих непреходящих смыслов данных категорий. Нравственные ценности личности образуют единую систему и взаимосвязаны между собой. Так, существует безусловная связь между жизнью и свободой, свободой и творчеством, творчеством и трудом. Поэтому, формируя одну из ценностей, мы тем самым формируем и другие. Нравственные ценности активно воздействуют на формирование и развитие личности, определяют ее направленность во всех сферах деятельности, выступают как оценочное основание поступков и действий. Только человек со сформированной системой нравственных ценностей способен к глобальному мышлению, высоконравственному образу жизни, активной созидательной деятельности [21]. Процесс формирования ценностей заключается, прежде всего, в их интериоризации, присвоении личностью. Для того, чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, необходимо, чтобы она была не просто осознана и понята, но и принята человеком. В этом случае человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть их ценностный смысл, находить средства их реализации, контролировать, оценивать и корректировать свои действия [20]. Нравственные ценности присваиваются (интериоризируются) личностью индивидуально и избирательно, они не всегда совпадают с ценностями, выработанными обществом. Особенность ценностей как феномена культуры заключается в том, что разные, а иногда и противоположные ценности, могут сочетаться в сознании одного человека. Каждый индивид соотносит себя не с одной ценностью, а с какой-то их комбинацией. Ценности вступают во взаимодействия между собой, образуя систему, которая является существенным элементом организации человеческого поведения [20] . Система нравственных ценностей является динамичной, изменяется под влиянием условий воспитательной среды, поэтому необходима постоянная коррекция педагогических воздействий с целью правильного формирования ценностей. Необходимо также демонстрировать их универсальность, общечеловеческий масштаб, применимость ко всем сферам деятельности человека. Та или иная ценность становится объектом потребности личности только в том случае, если осуществляется целенаправленная деятельность по организации, отбору объектов и созданию условий, которые вызывают необходимость ее осознания и оценки личностью. Восприятие и интериоризация личностью нравственных ценностей невозможны только на уровне осознания. В этом процессе активную роль играют эмоции. Участие чувственной составляющей в этом процессе свидетельствует о принятии ценности личностью, переводе ее во внутренний план [20]. Одним из условий успешной интериоризации ценностей личностью служит собственная внутренняя нравственная работа воспитанника, поскольку только деятельность ученика, как субъекта может стать источником развития. Отсюда, главная задача учителя стимулировать и организовывать самостоятельную учебную деятельность ученика[19]. Таким образом, процесс формирования нравственных ценностей требует единства когнитивного и чувственного, теоретического и практического (готовность к деятельности), социального и индивидуального. Эту особенность необходимо учитывать, осуществляя целенаправленный воспитательный процесс [20].

ИПМ-3 Система работы по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе обучения географии и биологии.


В ходе теоретического анализа опыта построена организационно-педагогическая модель, отражающая систему работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии (см. Рис.1). Как своеобразный аналог реального объекта, модель отражает главные компоненты системы (целевой, содержательный, процессуальный, результативный) и раскрывает их содержание.

Формирование нравственных ценностей обучающихся на уроках биологии

Рис.1 Система работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии

ИПМ-4 Целевой компонент системы работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии


Целью системы работы является формирование нравственных ценностей учащихся в процессе обучения биологии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формирование знаний учащихся о сущности основных нравственных ценностей (категорий)
  2. Создание условий для интериоризации ценностей через восприятие воспитательно ценной биологической информации, ее чувственную обработку.
  3. Стимулирование и организация самостоятельной деятельности учащихся как необходимого условия субъективизации ценностей.
  4. Диагностика степени сформированности ценностей и коррекция дальнейших педагогических воздействий.
Реализация цели и задач работы достигается целенаправленной, планомерной, систематической работой по достижению воспитательной цели в рамках каждого урока, координацией педагогических воздействий с другими звеньями воспитательной работы школы.

ИПМ-5 Содержательный компонент системы работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии


Для достижения цели формирования нравственных ценностей и решения задач работы был проведен анализ содержания учебной программы по биологии, созданной под руководством В.В. Пасечника, по которой осуществляется обучение. В таблице 1 приведен список нравственных ценностей, выделенных в качестве базовых в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [6], и темы биологии, содержание которых дает возможность формирования данных ценностей (курсивом выделены темы, наиболее ценные в воспитательном отношении).

Таблица 1

Темы биологии, позволяющие формировать базовые нравственные ценности


Ценности

Темы биологии

Жизнь

Все темы биологии.

Понятие «жизнь».

Современные научные представления о сущности жизни. Возникновение и развитие жизни на Земле.

Биологическое разнообразие.

Первая медицинская помощь.

Личная свобода

Экологические проблемы человечества (свобода и ответственность человека).

Ноосфера и место в ней человека. Биотехнология свобода выбора

Патриотизм

Достижения отечественной биологической науки.

Биографии отечественных ученых

Справедливость

Учение об эволюции.

Эволюция человека .

Высшая нервная деятельность.

Добро и милосердие

Индивид и личность. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Выбор жизненного пути.

Честь и достоинство

Происхождение человека.

Биографии отечественных и зарубежных ученых.

Межвидовые отношения: конкуренция.

Счастье других

Биографии отечественных и зарубежных ученых.

Высшая нервная деятельность

Типы экологических взаимодействий.

Любовь и верность

Забота о потомстве, моногамия у животных.

Высшая нервная деятельность человека. Поведение. Психика.

Забота о старших и младших

Забота о потомстве у птиц и млекопитающих.

Эволюция человека. Альтруизм.

Здоровье

Все темы курса «Человек и его здоровье».

Семья

Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Выбор жизненного пути.

Генеалогический метод исследования в генетике.

Репродуктивное здоровье.

Труд

Эволюция человека.

Высшая нервная деятельность человека.

Творчество

Биографии ученых.

Высшая нервная деятельность человека. Поведение. Психика.

Знания

Биология как наука и методы ее исследования.

Значение биологической науки в деятельности человека.

Рациональное природопользование.

Ноосфера и место в ней человека. Горизонты биологии будущего. Роль биологических теории, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Биографии отечественных и зарубежных ученых.

Стремление к истине

Биографии отечественных и зарубежных ученых-биологов.

Высшая нервная деятельность человека. Волевые действия. Воспитание воли.

Роль биологических теории, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Толерантность

Человеческие расы.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем.

Атавизмы и рудименты

Гармония и красота

Все темы биологии.

Смысл жизни

Биографии ученых.

Типы экологических взаимодействий.

Природа

Основы экологии.

Охрана животных и растений, вод, почв, воздуха.

Экологические кризисы.

Мир во всем мире

Глобальные проблемы человечества.

Учение о ноосфере.

Развитие

Эволюционное учение.

Экологические кризисы. Ноосфера и место в ней человека. Горизонты биологии будущего.



В результате анализа пояснительных записок, содержания программы и требований к результатам обучения были сделаны следующие выводы: 1. Присутствуя в содержании биологического образования имплицитно (скрыто, неявно) нравственные ценности нуждаются в осмыслении, выявлении, систематизации и дидактической переработке. Обеспечить интериоризацию нравственных ценностей возможно путем насыщения содержания биологии эмоциональным, нравственным смыслом, обеспечивая тем самым дополнительное осмысление формируемых ценностей. При этом следует исходить из содержания базового образования, учитывать требования дидактики, психологические и возрастные особенности обучающихся. Центральными понятием, которое формируется в процессе изучения биологии, является понятие «жизнь». Биология как наука о живой природе формирует ценность жизни как абсолютную, наивысшую ценность. Для того, чтобы понятие «жизнь» рассматривалось обучающимися не только как биологическое, но и как ценностное, необходимо чаще обращаться к эмоциональной составляющей восприятия. Так, на одном из уроков общей биологии в 10 классе, темой которого является сущность жизни и свойства живого, учащимся предлагается следующее задание: Прочтите стихотворение М. Андронова. Подумайте, что является главной жизненной ценностью:

На тропинке той, Что шла к реке, Под поникшей веткой тополиной, Бился голубь в детском кулаке На виду у стаи голубиной. Бился голубь, Голубь был живой, А его кормилец восьмилетний В пыль уткнулся мертвой головой И закат в селе не видел летний. А закат был от пожаров рыж. Бился голубь, Как в тиски зажатый, Как хотел он взвиться выше крыш, Как хотел взлететь к семье крылатой! Жизнь и смерть Сплелись в один клубок. Мальчик был убит фашисткой миной. Он лежал в пыли, а голубок Сердцем рвался к стае голубиной.
Включение в урок эмоционально насыщенного, содержащего явный нравственный смысл стихотворения, подводит к мысли о том, что главной, наивысшей ценностью жизни является сама жизнь. 2. Воспитательные возможности биологии недостаточно полно отражены в учебной программе по биологии (В.В. Пасечник), по которой осуществляется обучение. В пояснительной записке к примерной программе по биологии, вышедшей в серии «Стандарты второго поколения» названы глобальные цели биологического образования, среди которых:

  • Социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу или общность, как носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы
  • Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки
  • Ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание, воспитание любви к природе [15, с.8-9].
В требованиях к результатам обучения в соответствии со стандартами второго поколения как метапредметный результат биологического образования обозначена «способность выбирать целевые и смысловые установки в действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих» [15, с.9-10]. Таким образом, стандарты второго поколения предполагают необходимость формирования нравственных ценностей, что отражено в учебной программе. 3. Содержание учебного материала биологии имеет большой воспитательный потенциал в отношении формирования нравственных ценностей. Одни и те же ценности формируются по мере изучения разных тем, что обеспечивает систематичность и непрерывность воспитательного процесса, возможность своевременной диагностики и коррекции педагогических воздействий. Так, ценность природы, жизни во всех ее проявлениях, позволяют формировать большинство тем биологии. По мере изучения разных курсов биологии, сущность понятий «природа» и «жизнь» углубляются, переосмысливаются учениками, наполняются для них все большим ценностным смыслом. 4. Наиболее широкие возможности формирования нравственных ценностей предоставляются в процессе изучения общей биологии в 10-11 классах, так как этот курс углубляет и расширяет знания, полученные в 9 классе, и дает возможность вводить дополнительно философские и метапредметные понятия. Кроме, того, возрастные особенности старших школьников, их стремление к «философствованию», поиску смыслов жизни и деятельности, способствуют осмыслению нравственных ценностей на более глубоком уровне. В уроке «Тайны старого пня» (см. Приложение 1, Приложение 4 (электронный вариант)) понятие «гармония», вводимое в начале урока, становится его философским стержнем и позволяет подвести обучающихся к мысли о наличии гармонии в природе, музыке, искусстве и необходимости ее поиска в себе и своих отношениях с людьми. Этот прием применим во всех случаях, когда необходимо не только ведение в урок философских и метапредметных понятий, но и включение их систему биологических и гуманистических знаний. 5. Связь между учебным материалом некоторых тем и формируемыми ценностями (честь и достоинство, смысл жизни и др.) зачастую не прямая, а опосредованная, в связи с чем, требуется углубление и расширение содержания учебного материала, его осмысление на философском уровне. Так, взаимосвязь между понятиями «честь» и «достоинство» и темой биологии «Эволюционное учение» не очевидна. Тем не менее, обсуждая с учениками вопрос о борьбе за существование в природе, целесообразно также затронуть вопрос о том, что этот процесс идет и в человеческом обществе. Необходимо подвести обучающихся к мысли о том, что в борьбе за «место под солнцем» человек не должен терять тех качеств, которые отличают его от животных, определяют его «лицо», придают смысл его существованию. Таким образом, содержание биологии может служить основой для формирования нравственных ценностей при условии его обогащения нравственным содержанием.

ИПМ-6 Процессуальный компонент системы работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии


Успешное формирование нравственных ценностей обучающихся обеспечивается применением разнообразных методов и форм, направленных на достижение воспитательной цели урока или внеурочного мероприятия. Главной формой обучения биологии является урок, в рамках которого возможно применение широкого спектра разнообразных методов, способствующих формированию, углублению и осмыслению основных нравственных ценностей. Основными методами воспитания, используемыми в рамках урока биологии, являются беседа, метод примера, дискуссия, лекция, игровые методы, метод проблемных ситуаций. Беседа является одним из методов убеждения. Главная функция беседы - привлечь внимание обучающихся к оценке того или иного явления, события, факта и на этой основе сформировать у них нравственное отношение к окружающей действительности [13]. Беседа - это обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, событий, фактов биографии, научных фактов, открытий, нравственных норм. Содержание беседы в рамках обучения биологии необходимо отбирать таким образом, чтобы сочетать предметные знания с воспитывающим компонентом. В ходе беседы обучающимся должна быть предоставлена возможность не только отвечать, но и спрашивать, высказывать свои мнения. Озвучивание своей позиции в ходе беседы позволяет учащимся осмыслить сказанное, приводить аргументы за и против, обобщать свои представления. Этическая беседа как метод формирования позволяет раскрыть нравственное содержание биологических понятий, что позволяет продемонстрировать их универсальность, применимость к различным сферам жизни и деятельности человека. После беседы целесообразно создать условия для деятельности детей в соответствии с ее выводами[13]. Например, после беседы об охране природы, можно организовать акцию по высадке деревьев, очистке территории от мусора и т.п. в этом случае создаются наиболее благоприятные условия для интериоризации ценностей через собственную активную деятельность обучающихся. Использование примера, как метода воспитания, способствует формированию определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца, кроме того, позволяет подвести обучающихся к осмыслению сущности и содержания социально-нравственных отношений. Для того, чтобы нравственные понятия были интериоризированы учащимися, ознакомление с ними ведется через обращение к образам выдающихся людей, которые являются заведомо авторитетными, добились признания своих заслуг, их имена навсегда вошли в историю биологической науки. В качестве примера в обучении биологии могут выступать биографии выдающихся ученых-биологов (И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Н.И. Вавилова, Г.Д. Карпеченко, Г. Менделя и др.), которые своей деятельностью демонстрируют стремление к истине, знаниям, творчеству, прогрессу человечества. Для успешного применения данного метода необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень их воспитанности (он не должен сильно отличаться от того, который планируется сформировать), кроме того учитель сам должен демонстрировать те качества, которые стремится сформировать. Иллюстрацией использования данного метода может служить изучение биографии русского физиолога Ивана Петровича Павлова. Путь его жизни и творчества является примером истинного патриотизма, любви ко всему живому, терпимости, чести и достоинства. Ниже приведены выдержки из биографии Павлова, имеющие наибольшую воспитательную ценность: «За годы работы в лаборатории в полной мере проявились колоссальная трудоспособность, неукротимая воля и неисчерпаемая энергия Павлова...» «Своим авторитетом, выдающимися научными достижениями, пламенным патриотизмом, демократическими взглядами И. П. Павлов как магнит притягивал к себе молодых энтузиастов науки…» «Ив. П. Павлов - гениальный мыслитель (абсолютно не художник) в противоположность Льву Николаевичу Толстому о личной славе никогда не мечтал, он мечтал своими трудами ученого способствовать благу человека, благу горячо любимой родины…» «Мне тогда уже хотелось написать всю правду об этом удивительном человеке, страстно преданном своему делу и больше всего в жизни любившем свою науку, свою физиологию. Но и сама жизнь во всех своих проявлениях была ему бесконечно дорога…» «Бесконечно любил он природу во всех ее проявлениях и умел, как никто, наслаждаться ее красотой. Часто, возвращаясь из лаборатории, останавливался, любуясь красками солнечного заката, молодой, только что распустившейся зеленью или опушенными снегом деревьями…»[22]. Личность самого учителя, его нравственное поведение, отношение к работе и жизни вообще, безусловно, также являются ярчайшим примером для воспитанников. На уроках с младшими школьниками применяются игровые методы, позволяющие в естественной, ненавязчивой форме, как бы между делом демонстрировать ученикам некие нравственные нормы, создавать условия для их усвоения. В работе применяются игры-путешествия, игры-соревнования, интеллектуальные игры со следующей тематикой: «Братья наши меньшие», «Путешествие в царство Флоры», «Путешествие в мир насекомых» и др. Один из методов, применяемых чаще всего в работе с обучающимися старших классов, является дискуссия. Дискуссия - активное выражение обучающимися своих мнений, их доказательство и отстаивание при коллективном обсуждении. Тема, выбираемая для дискуссии должна предполагать существование противоречивых мнений по рассматриваемому вопросу. Так, при изучении вопроса «Безусловные и условные рефлексы» темой для дискуссии может стать этическая сторона опытов над животными. Учащиеся в процессе обсуждения данной темы, как правило, делятся на две группы: те, кто считает, что опыты над животными абсолютно безнравственны и не могут быть оправданы, и те, кто полагает, что ради блага человечества можно пренебречь жизнью животных. Задача учителя в ходе дискуссии подвести обучающихся к мысли о том, что эксперименты над животными могут быть оправданы только в случае крайней необходимости, когда речь идет о жизни и будущем многих поколений людей. Метод дискуссии сам по себе является воспитывающим, поскольку требует от участников активности в выражении и отстаивании собственных мнений и уважительного отношения к мнению других [19]. На уроках в старших классах применим и такой метод как лекция, который позволяет доказательно раскрыть и биологическое и нравственное содержание темы. Лекция должна быть насыщена яркими примерами, наглядными пособиями, иметь непосредственную связь с жизнью учеников. В опыте работы метод лекции применяется при изучении следующих тем общей биологии:

  1. Краткая история развития биологии.
  2. Развитие знаний о клетке.
  3. Клеточная те­ория и ее основные положения.
  4. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
  5. Гипотезы происхождения жизни.
  6. Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Каждая из этих тем позволяет акцентировать внимание обучающихся, что залогом успеха человека в любом виде деятельности являются стремление к истине, знаниям, творчество и труд, и показать это на конкретных примерах. Метод проблемных ситуаций обеспечивает включение учеников в решение волнующей их проблемы. В основе проблемной ситуации - удивление, озадаченность тем, что новый факт противоречит имеющимся знаниям, вернее, не может быть объяснен с их помощью [19, c.266]. Так, при изучении темы «Вирусы», выясняется, что они неспособны к самостоятельной жизнедеятельности и не имеют клеточного строения. Учитель ставит вопрос: Так на каком же основании вирусы относят к живым организмам и изучают в курсе биологии? Возникает противоречие между прошлыми знаниями учащихся о признаках живых организмов и новыми фактами о строении вирусов, это противоречие и становится движущей силой деятельности учащихся. Расширяется представление учащихся о сущности понятия «жизнь», оно становится все более емким, а значит более значимым для существования человека, процесса его познания. Применение метода проблемных ситуаций само по себе несет воспитывающий потенциал, поскольку способствует осознанию учащимися важности познания, необходимости этого процесса для разрешения многих противоречий в жизни человека. Во внеурочной деятельности используется форма интерактивной игры, которая позволяет включить обучающихся в активный познавательный процесс, воспитательным результатом которого становится понимание, усвоение и осмысление определенных нравственных ценностей. Интерактивные игры с компьютерной поддержкой способствуют совершенствованию наглядности, позволяют демонстрировать видеофрагменты, фотографии, чем активно воздействуют на чувственное восприятие информации. Разработаны игры, посвященные Всемирному дню Воды, международному дню Земли (см. Приложение 5 (электронный вариант)), Дню Байкала и др. Как правило, такие игры транслируют ценности природы, знаний, стремления к истине, здоровья человека и др. Внеурочные мероприятия по биологии целесообразно приурочивать к юбилейным датам рождения выдающихся ученых-биологов, а также официально отмечаемым датам:
  • Дню заповедников и национальных парков
  • Дню российской науки
  • Общероссийским дням защиты от экологической опасности
  • Международному дню Земли
  • Всемирному дню воды
  • Всемирному дню здоровья
  • Дню экологических знаний
  • Всемирному дню донора.
  • Дню Байкала.
  • Всемирному дню моря.
  • Всемирному дню сердца.
  • Международному дню терпимости (толерантности)
  • Всемирному дню борьбы со СПИДом
  • Международному дню биологического разнообразия
  • День спонтанного проявления доброты
  • Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации
  • Всемирный день без табака
  • Международный день борьбы с наркотиками
В ходе занятия биологического кружка, посвященного Международному дню биологического разнообразия (см. Приложение 2, Приложение 6 (электронный вариант)), в беседе с обучающимися были заданы следующие вопросы:
  • Является ли вид человек разумный в природе особым, исключительным видом?
  • Является ли человек в биосфере более ценным видом по сравнению с другими?
  • Имеет ли человек моральное право на истребление живых организмов?
  • Несет ли человек ответственность за сохранение биоразнообразия планеты?
Результатом беседы становятся следующие выводы, сделанные самими учениками:
  • Основной результат эволюции не человек, а все многообразие форм жизни, в котором человек лишь один из компонентов.
  • Сейчас на Земле обитает более 2 миллионов видов. И любой вид, любое проявление жизни представляет ценность уже потому, что существует.
  • Если человек присвоил себе право перестраивать биосферу Земли по своему желанию, он обязан заботиться о своих соседях - животных и растениях, которые, кстати, появились на этой планете гораздо раньше человека.
Таким образом, воспитанники получили возможность еще раз осмыслить ценность жизни, природы, ответственного поведения человека по отношению к другим живым организмам. Факультативные занятия являются еще одной распространенной формой внеурочной работы. Занятия по программе «Экология человека и эволюция биосферы» включают рассмотрение следующих вопросов, способствующих осмыслению и субъективизации ценностей жизни, здоровья, природы:
  • Здоровье человека одна из важнейших ценностей.
  • Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека.
  • Масштабы воздействия человека на экосистемы.
  • Факторы, влияющие на состояние биоразнообразия. Проблемы сохранения биологического разнообразия.
  • Современный глобальный экологический кризис. Экологическая ситуация. Экологические проблемы.
  • Средообразующая роль человека на современном этапе развития биосферы.
  • Учение академика В.И.Вернадского о ноосфере. Управление биосферой. Техносфера.
  • Концепция устойчивого развития.
  • Жизнь и научная деятельность выдающихся медиков и экологов.
Экскурсионная форма организации занятий также способствует формированию основных нравственных ценностей, поскольку позволяет в условиях выхода «в природу» рассматривать и изучать естественные объекты во всем их многообразии, осуществлять активную деятельность обучающихся по сбору материала и его обработке, демонстрировать наглядные примеры последствий безответственного поведения человека в природе. Учащиеся как бы становятся исследователями, «первооткрывателями» природы, что, безусловно, способствует познавательной активности и формированию ценности процесса познания. Таким образом, формы и методы, с помощью которых формируются нравственные ценности, обеспечивают их глубокое осмысление, углубление и субъективизацию. Кроме того, воспитывающее значение имеют и сами методы, с помощью которых учитель достигает дидактической цели урока, и формы (индивидуальные, групповые), используемые учителем.

ИПМ-7 Результативный компонент системы работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии


Для оценки результатов работы, нами были выделены следующие критерии сформированности нравственных ценностей обучающихся: • высокая степень информированности в духовно-нравственной сфере (степень сформированности наиболее значимых понятий) • высокая степень нравственности в постановке целей и поступках • высокая степень сформированности духовно-нравственных качеств личности (ответственность, патриотизм, милосердие, честность, терпимость и др.) Степень информированности обучающихся 10 класса (2010-2011 уч. год) в нравственной сфере (степень сформированности наиболее значимых понятий) была выявлена с помощью методики «Незаконченные предложения» (Приложение 3 (печатный вариант), Приложение 6 (электронный вариант)). Анализ результатов применения методики приведен в таблице 2.


Таблица 2

Анализ результатов анкетирования обучающихся 10 класса



Наиболее значимые нравственные понятия

Степень сформированности понятий

у обучающихся 10 класса Жизнь низкая 9% средняя 36% высокая 55% Свобода низкая 18% средняя 45% высокая 37% Патриотизм низкая 0% средняя 18% высокая 82%

Милосердие низкая 0% средняя 9% высокая 91%

Наиболее значимые нравственные понятия

Степень сформированности понятий

у обучающихся 10 класса

Счастье низкая 9% средняя 18% высокая 73%

Здоровье низкая 0% средняя 0% высокая 100%

Семья низкая 0% средняя 0% высокая 100%

Творчество низкая 9% средняя 9% высокая 82%

Толерантность низкая 18% средняя 18% высокая 64%

Смысл жизни низкая 9% средняя 18% высокая 73%
Как показывает анализ таблицы 2, уровень сформированности наиболее значимых нравственных понятий у более чем половины обучающихся 10 класса является высоким, что, безусловно, служит одним из показателей результативности проведенной работы. Для диагностики сформированности нравственных ценностей-целей обучающимся был предложен опросник на выявление терминальных ценностей «Мои ценности», составленный на основе методики Рокича [5, с.11]. В соответствии с методикой, обучающимся был предложен список из 18 ценностей-целей, к которым человек может стремиться в своей жизни, ценности необходимо было проранжировать в зависимости от их значимости. Опросник предлагался одним и тем же обучающимся в 6 классе (2006-2007 уч. год) и в 10 классе (2010-2011 уч. год). Данная методика применяется в рамках программы «Школа саморазвития», которая реализуется в Огарковской школе с 1998 года. Результаты диагностики обучающихся 6 класса в 2006-2007 уч. году приведены в таблице 3, результаты диагностики 10 класса в 2010-2011 уч. году приведены в таблице 4.

Таблица 3

Результаты ранжирования целей по методике Рокича обучающимися 6 класса (2006-2007 уч. год.)


Ценности-цели,

по Рокичу



Число обучающихся, выбравших данный ранг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Активная деятельная жизнь

0

0

1

1

0

0

0

1

0

0

2

2

1

0

1

1

0

0

Жизненная мудрость

0

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

2

0

1

0

1

1

Здоровье

0

0

0

0

1

1

0

0

1

2

2

2

1

0

0

0

0

0

Интересная работа

0

0

0

1

0

1

1

1

2

1

0

0

1

1

0

1

0

0

Красота природы и искусства

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

1

1

2

1

2

0

0

1

Любовь

2

0

2

2

2

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

Материально обеспеченная жизнь

2

4

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

Наличие хороших и верных друзей

3

3

2

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Общественное признание

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

0

0

1

2

1

Познание

0

0

0

0

0

0

1

2

1

0

1

0

1

1

2

0

1

1

Продуктивная жизнь

0

0

0

0

0

0

0

1

1

2

0

1

0

1

0

1

1

2

Развитие

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

2

0

2

1

0

1

0

1

Развлечения

1

1

3

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

Свобода

2

1

1

3

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

Счастливая семейная жизнь

0

0

2

1

0

1

2

1

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

Счастье других

0

1

0

0

0

0

1

1

1

0

0

2

0

1

1

2

0

0

Творчество

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

2

1

2

2

Уверенность в себе

0

0

0

1

2

2

1

0

1

1

0

0

0

1

0

1

0

0


Ценности-цели,

по Рокичу



Число обучающихся, выбравших данный ранг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Активная деятельная жизнь

1

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

Жизненная мудрость

1

1

1

0

1

0

0

0

1

2

0

0

0

1

0

0

1

0

Здоровье

4

0

1

1

0

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Интересная работа

0

1

0

0

0

1

2

1

2

1

1

1

0

0

0

0

0

0

Красота природы и искусства

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

1

2

1

1

0

0

2

0

Любовь

0

2

1

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

2

Материально обеспеченная жизнь

0

0

1

0

0

1

0

0

2

0

1

1

0

1

1

1

1

0

Наличие хороших и верных друзей

0

1

1

1

0

2

2

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

Общественное признание

0

0

0

1

1

0

1

1

2

0

0

1

1

0

0

0

1

1

Познание

1

0

0

2

1

0

0

0

0

0

1

2

1

0

0

1

0

1

Продуктивная жизнь

0

0

0

0

1

0

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

Развитие

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

1

0

1

0

1

Развлечения

0

1

0

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

2

2

1

1

0

Свобода

1

1

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

2

0

1

1

Счастливая семейная жизнь

1

0

2

1

1

1

0

1

0

0

2

0

1

0

0

0

0

0

Счастье других

1

2

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

0

2

0

1

0

1

Творчество

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

0

2

2

1

1

Уверенность в себе

0

0

2

0

1

0

2

0

0

1

0

0

0

0

1

2

0

1

Таблица 4

Результаты ранжирования целей по методике Рокича обучающимися 10 класса ( 2010-2011 уч. год.)
Анализ результатов ранжирования ценностей по методике Рокича показал, что цели, к которым стремятся обучающиеся, претерпели некоторые изменения за время обучения с 6 по 10 класс. Так, обучаясь в 6 классе, наиболее высокий ранг ученики присваивали следующим ценностям: наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, развлечения, свобода. Десятиклассники наибольшее значение придают здоровью, любви, свободе. Среди важнейших ценностей-целей появились и такие основополагающие как счастье других, творчество, счастливая семейная жизнь, познание. Анализ результатов методики позволил сделать следующие выводы:

  1. Система ценностей личности это динамическая система, претерпевающая постоянное изменение.
  2. Для большинства младших школьников наивысшими ценностями являются те, которые символизируют успех в группе сверстников, личную свободу, возможность развлечений и материальную обеспеченность. Нравственным ценностям, как правило, не присваивается высокий ранг.
  3. Для старших школьников большее значение приобретают смысложизненные, нравственные цели, что без сомнения является результатом целенаправленных воспитательных воздействий, в том числе результатом работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии. В то же время, количество обучающихся, придающих большое значение дружбе, интересной работе, общественному признанию также достаточно велико.
Для определения уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности обучающихся применялся метод экспертных оценок. Экспертами выступили классный руководитель 10 класса (Эксперт №1), завуч по воспитательной работе (Эксперт №2), учитель русского языка и литературы (Эксперт №3), школьный психолог (Эксперт №4), социальный педагог (Эксперт №5). Экспертам был предложен список качеств, характеризующих нравственную личность, уровень сформированности каждого качества (высокий, средний, низкий), они оценивали у каждого обучающегося. Анализ результатов экспертной оценки приведен в таблице 5.

Таблица 5

Экспертная оценка уровня сформированности нравственных качеств личности обучающихся 10 класса



Нравственные качества личности


Оценка уровня сформированности нравственных качеств личности


эксперт №1

эксперт №2

эксперт №3

эксперт №4

эксперт №5

выс

средн.

низк

выс.

средн.

низк.

выс.

средн.

низк.

выс.

средн

низк.

выс.

средн.

низк.

1. Ответственность

60%

30%

10%

70%

30%

-

50%

40%

10%

60%

30%

10%

50%

30%

20%

2.Твердая воля

50%

40%

10%

50%

50%

-

50%

40%

10%

60%

30%

10%

50%

40%

10%

3. Терпимость

50%

50%

-

60%

40%

-

60%

40%

-

60%

40%

-

50%

40%

10%

4. Честность

60%

30%

10%

60%

30%

10%

60%

30%

10%

70%

20%

10%

60%

30%

10%

5. Чуткость

70%

30%

-

70%

30%

-

60%

40%

-

60%

40%

-

70%

30%

-

6. Добросердечность

80%

20%

-

80%

20%

-

70%

30%

-

60%

30%

10%

70%

30%

-

7. Справедливость

60%

40%

-

50%

50%

-

50%

50%

-

60%

40%

-

60%

40%

-

8. Трудолюбие

60%

30%

10%

60%

30%

10%

60%

30%

10%

50%

40%

10%

60%

30%

10%

9. Стремление к истине

60%

40%

-

60%

40%

-

50%

40%

10%

50%

30%

20%

60%

40%

-

10. Патриотизм

50%

30%

20%

50%

40%

10%

50%

30%

20%

50%

40%

10%

50%

30%

20% Как показывает анализ таблицы, у более чем половины обучающихся 10 класса основные нравственные качества развиты на высоком уровне, что служит одним из критериев сформированности нравственных ценностей и позволяет говорить об эффективности проводимой работы. Некоторые расхождения в оценке экспертов объясняются субъективностью восприятия личности обучающихся, а также тем, что один и тот же ученик может вести себя по-разному в разных ситуациях и в общении с разными людьми.

ИПМ-8 Перспективы развития опыта работы по формированию нравственных ценностей в процессе обучения биологии.


Актуальность духовно-нравственного воспитания в процессе обучения предполагает дальнейшей продолжение начатой работы по формированию нравственных ценностей обучающихся в процессе изучения биологии. Одним из перспективных направлений развития опыта работы планируется разработка программы элективного курса, позволяющего формировать нравственные ценности обучающихся, и дальнейшее внедрение данного курса в образовательный процесс. Планируется также, в связи с переходом на новые учебные программы в соответствии со стандартами второго поколения и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, совершенствование содержательного и процессуального компонентов системы работы.


Словарь ключевых понятий:


  1. Воспитание - обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения процессах образования [3, с.117]

  2. Метод обучения - упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения[13, с. 287].

  3. Нравственность - неписанные правила и нормы, регулирующие отношения человека с окружающим миром и его поведение в обществе [12, с.418].

  4. Педагогический метод - система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи[15, с.201].

  5. Формировать - придавать определенную форму, законченность, порождать. [11, с.856]

  6. Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованности деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенных порядке и режиме [13, с. 325].

  7. Ценность - это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество[16, с.257].

Список литературы:



  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.-608с.
  2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания.-240с.
  3. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание.-160с.
  4. Белова Е.Н. Диагностика ценностных ориентаций школьников: комплект методик // Классный руководитель. - 2007. - №8. - 29-34.
  5. Ботина В.А. и др. Дневник индивидуальной воспитательной работы (Школа саморазвития) / Научн. ред. к.п.н., доцент ВГПУ С.И. Михайлова. - Вологда, 1998. - 70 с.
  6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010. -23 с.
  7. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н.Андреева, Т.С. Буторина, З.И.Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-432с.
  8. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы доплнительного профессионального педагогического образования. - М.: Академический Проект, 2004. - 176 с.
  9. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник / Д.И. Латышина.- М.: Гардарики, 2007. - 526 с.
  10. Маленкова Л.И. Человековедение (программа и методические материалы). - М.: ТОО «Интел Тех», О-во «Знание» России, 1993г. - 208 с.
  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. / Российская акад. Наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: А Темп, 2004. - 944 с.
  12. Педагогика: учебное пособие / под. ред П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007.- 430с.
  13. Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М.: Высшее образование, 2007. - 540 с.
  14. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 272 с.
  15. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. - М.: Просвещение, 2010. - 79 с. - (Стандарты второго поколения).
  16. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Коротков. - М.: Центр, 2002. - 256с.
  17. Психология и учитель: Пер. с англ. / Гуго Мюнстерберг; пер. А.А. Громбаха. - М.: Совершенство, 1997. - 320 с.

  18. Психология. Учебник. / Под. Редакцией А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. - 584 с.

  19. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. Ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336с.

  20. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 408 с.

  21. science.ncstu.ru/post-grad/avtoref/hubieva/index_html...

  22. vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/PAVLMEM.HTM


© 2010-2022