Проект по окружающему миру на тему Волшебное вещество-соль

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Занятие по теме: «Волшебное вещество - соль». Цель: формирование первоначальных проектно - исследовательских навыков. Задачи:
  • развивать умение определять тему, цель и задачи проекта;
  • учить отбирать методы, необходимые для проведения проекта;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать память, внимание, мышление, логику;
  • воспитывать чувство коллективизма;

Ход занятия

  1. Организация детей
(Ученики стоят полукругом возле доски вместе с учителем). Сегодня на занятии мы продолжаем учиться проводить самостоятельные (групповые) проекты, как это делают настоящие взрослые ученые. Вы готовы? Хорошо! Тогда скажите мне, юные ученые, а что такое проект? исследования? (В рабочей тетради «Учусь создавать проект» Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова)
  1. Выбор темы (На интерактивной доске)
- С чего необходимо начинать проект? (с определения темы) - (Выходит вахтер с письмом). Ребята, для того, чтобы определить тему нашего проекта, предлагаю вам прочитать письмо, которое пришло из Солнечного города. Как вы думаете, кто его мог нам прислать? - Верно, Незнайка. Что же у него случилось, что он был вынужден прислать письмо нам юным ученым? - Давайте прочтем его (1 ученик читает письмо). - « В Солнечном городе закончилась соль, и я решил её привезти из другого города. Путь был не близким. Погрузил 2 мешка соли на ослика, и отправился в путь. Но на пути текла речка. Я решил перейти с осликом речку вброд. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки с солью. Придя в город, я обнаружил, что мешки пустые. Ребята, пожалуйста помогите мне разобраться, что это за волшебное вещество - соль, и как мне быть?» - Ну что, поможем Незнайке? Какова же будет тема нашего проекта? - Я согласна с вами и думаю, что в ходе исследования этого вещества мы сможем объяснить Незнайке, что произошло с его солью, и поможем ему вернуть её в Солнечный город. И так, тема проекта - СОЛЬ 3. Определение цели и задач проекта (На интерактивной доске) - Какой следующий шаг нашего проекта? (определить цель) - На какой вопрос отвечать цель? (Зачем я провожу данный проект) Цель - расширить знания о веществе «соль» для того, чтобы помочь Незнайке. - И так, цель поставлена, переходим к следующему шагу нашего проекта. Что еще необходимо определить? (Определить задачи) - Я напоминаю, что задачи - это основные шаги по изучению нашей темы. Что именно мы хотим узнать о веществе «соль», чтобы помочь Незнайке. - Исследовать свойства соли (Мы должны пояснить Незнайке, почему исчезла соль) - Выяснить, как добывают соль (Может, в Солнечном городе можно добывать соль и мы расскажем, как это можно сделать?) - Изучить, как человек использует соль (Может, соль и вовсе не нужна человеку, и Незнайке не стоит расстраиваться) - Итак, задачи поставлены, можно переходить к исследованию нашей темы? (Нет) - Почему? (Надо определить методы - способы, с помощью чего?) С помощью каких методов можно провести наш проект? 4. Сбор информации и его запись. Молодцы! Для того, чтобы данными методами достичь нашей цели, я предлагаю вам поработать группами. Для того, чтобы разбиться на группы, вам необходимо собрать поговорку о соли, которая разделена на части, эти части находятся у вас. Вы должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы и составить из элементов целое. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать (Пуд соли - это 16 килограммов. Сколько времени должно пройти, прежде чем вы с кем - то «на пару» Съедите пуд соли. По расчетам ученых, человек потребляет около пяти килограммов соли, значит, пуд соли вдвоем можно в полтора - два года). Без денег торговать, как без соли хлебать. Итак, группы образовались. 1 группа, ваша пословица? Как вы её понимаете? Вы работаете над первым решением 1 задачи - исследуете свойства соли. 2 группа, ваша пословица? Как вы ее понимаете? Вы работаете над решением 2 задачи - как добывают соль. 3 группа, ваша пословица? Как вы ее понимаете? Вы работаете над решением 3 задачи - где и как используют соль. Чтобы помочь Незнайке, у каждой группы исследователей есть свой мешочек, но он пустой. В ходе исследования за верную и четкую информацию вы будете получать в свой мешочек пуд (16кг.) соли. А в конце исследования мы напомним этой солью вот этот большой мешок и отправим его в Солнечный город. Все, что вы узнаете, помечайте себе на листах рисунками, значками, чтобы потом рассказать об этом остальным группам. 1 группа вы работаете над первой задачей и должны рассказать нам о свойствах соли. Заполните свой мешочек новыми знаниями об этом волшебном веществе (Выдается мешочек с заданиями) 1 группа «Свойства соли» Для того, чтобы узнать свойства соли, вам предстоит воспользоваться 3 моделями: Проект по окружающему миру на тему Волшебное вещество-соль.Проект по окружающему миру на тему Волшебное вещество-соль.Проект по окружающему миру на тему Волшебное вещество-соль.

Помни, что соль, которую ты употребляешь в пищу, называется поваренная или каменная соль.

Опыт №1. Определи свойства соли.

  • Под лупой рассмотри кристаллы соли. Запиши в таблицу, какие они по цвету
и форме (белые, прозрачные крупинки)
  • Попробуй соль на вкус (Острый) Запиши в таблицу.
Опыт №2. Проверь соль на растворимость Возьми 2 стакана. В одном стакане теплая вода, в другом - холодная. В каждый стакан насыпь по ложке соли и размешай соль одновременно в двух стаканах. Растворилась ли соль? В какой она воде растворилась быстрее? Результат запишите в таблицу. Результат: в теплой воде растворение происходит быстрее. Опыт№3. Изменение плотности воды. Перед тобой банка с пресной водой. Опусти в нее аккуратно сырое яйцо. Что произошло с яйцом? Аккуратно вытащи его. Возьми соль и раствори в банке 4 столовых ложки соли. Размешай до полного растворения, опусти вновь сырое яйцо. Что произошло? Почему? Запиши результат в таблицу. Результат: соль изменяет плотность воды Опыт №. Выпаривание поваренной соли. Посмотри данный опыт в через Интернет. Для этого нажми в ноутбуке на кнопку «воспроизвести». Сделайте вывод, можно ли путем выпаривания получить соль обратно? Запиши результат в таблицу. Результат: поваренная соль хорошо в воде, обладает обратимым процессом. Я предлагаю представителя первой группы рассказать о решении 1 задачи исследования - свойства соли (надеваю головной убор и на экране высвечивается слайд). Есть дополнения членами группы? - Скажите, какие методы вы использовали для решения своей задачи? - Вы помогли Незнайке узнать о том, что соль исчезла, так как она растворилась в воде. Но мы видим, что соль обладает обратимым процессом. Что можно сделать с мешками Незнайки, чтобы в них вновь образовалось соль. (Нагреть, высушить.) - Ребята, 1 группа нам рассказала, что соленая вода выталкивает, держит предметы и не даёт нам утонуть, вспомните, где на уроке окружающего мира мы затрагивали это свойство соли? (Мертвое море) - Молодцы! Я наполняю ваш мешочек солью. 2 группа, вы работаете над второй задачей, и должны рассказать нам, как добывают соль. Вам также надо заполнить свой мешочек новыми фактами. (Выдается мешочек с заданиями). 2 группа «Как добывают соль» Для того, чтобы узнать, как добывают соль, вам предстоит воспользоваться 2 методами: Проект по окружающему миру на тему Волшебное вещество-соль.Проект по окружающему миру на тему Волшебное вещество-соль. Откройте книгу «Я познаю мир». Прочитайте, какими способами добывают соль. Рассмотрите фотографии. На основе прочитанного заполните схему. Каменную соль, ее еще называют поваренной солью, добывают двумя способами: карьерным и шахтным. Шахта - промышленное предприятие , осуществляющее добычу полезным способом. Карьерный способ: Осенью на берегу моря выкапывают небольшой водоем. Его через канаву наполняют морской водой. Она здесь находится некоторое время, пока осядут песок, глина, камешки. Затем ее выпускают в следующий бассейн, а весной - в третий. Все это время вода испаряется, концентрация соли в ней возрастает. К концу лета в последнем бассейне появляется слой соли. Его сгребают в бугры высотой 10 - 15 м., а затем вывозят на фабрики. А вот на озере Баскунчак в Астраханской области очень большая концентрация соли (на 1 литр воды полный стакан соли). Соль добывают солевые комбайны. Они двигаются по рельсам , которые уложены прямо на соляную корку, и всасывают смешанная с водой соль, которая называется солепульпа. Затем крупные куски соли определяются от воды и дробятся. Все это происходит в специальной камере внутри комбайна. Потом кристаллы соли промывают, при этом удаляя различные примеси. Пока соль проходит первичную обработку, к комбайну по параллельным рейсам подходит железнодорожный состав с вагонами. Соль из комбайна высыпается в вагоны и отправляется на фабрику, где соль дробят, очищают и фасуют в пачки. Шахтный способ (в шахтах) - этим способом добывают соль, которая находится глубоко в земле. Каменная соль образует под землей огромные горы, которые лежат на глубине 5 - 8 километров. Для ее добычи прокладывают шахты. Они выглядят как города, построенные из соли. Соль везде: под ногами, на стенах. В такой шахте большое количество машин: самоходные вагоны, буровая установка, конвейер, по которому она транспортируется в бункер. Потом она выгружается в специальные емкости до 14 тонн и поднимается наверх. После чего доставляется на солефабрику. Какие способы используют для добычи соли? Опиши каждый из них. Я предлагаю представителя 2 группы рассказать о 2 задачи - как добывают соль (надеваю головной убор и на экране высвечивается слайд). Есть дополнения членами группы? Чтобы мы могли посоветовать Незнайке для того, чтобы обеспечить жителей Солнечного города солью? (Если есть море, заняться добычей соли или найти месторождение соли). Я очень рада, что вы дали хорошие, практичные советы Незнайке, и я наполняю ваш мешочек солью. 3 группа «Где и как используют соль». 3 группа, вы работаете над третьей задачей и должны рассказать нам, как добывают соль. Вам так же надо заполнить свой мешочек новыми фактами (Выдается мешочек с заданиями). Для того чтобы узнать где и как используют соль, вам предстоит воспользоваться методами: Проект по окружающему миру на тему Волшебное вещество-соль.Проект по окружающему миру на тему Волшебное вещество-соль.Проект по окружающему миру на тему Волшебное вещество-соль. Откройте книгу «Я познаю мир». Прочитайте, как используют соль, и на основе прочитанного заполните таблицу, перечислив пользу данного вещества. Медицина - йодированная соль, соляные шахты от бронхита. Пища - консервирование, соление рыбы, мяса, грибов. Быт - чистящее вещество(отстирывать пятна), посыпают снег и лед на проезжей части. В сельском хозяйстве - добавляется в корм скоту. С помощью опыта проверьте, можно ли соль использовать как чистящее вещество и быстро топить лед. Опыт № 1. Соль чистящее вещество. Возьмите грязный стакан, насыпьте на губку немного соли и потрите стакан, далее сполосните его в теплой воде. Каким он стал? Сделайте вывод? (С помощью соли можно мыть посуду) Опыт № 2. Незамерзающая соль. Перед вами две чашки со льдом. В одну чашку добавьте ложку крупной соли, а другую оставьте без изменения. Рассмотрите, где быстрее тает лед: в чашке с солью или без. Сделайте вывод. (Соль способствует быстрому таянью снега и льда). - А вот как можно использовать соль в медицине, и какой вред может принести соль, спросите специалиста, нашего школьного медицинского работника Наталью Михайловну. - Какими методами вы пользовались при исследовании вопроса? - Что показалось более интересным? 5. Обобщение полученных данных. Подведение итога работы. Я думаю, что группы выполнили свои задачи и готовы поделиться новыми сведениями. Мы приступаем к обобщению полученных данных. Итак, как вы думаете, с чего следует начать?
  • Что такое соль и её свойства (видео) + насыпаем в мешочек соль.
  • Как добывают соль? (видео) + насыпаем в мешочек соль.
  • Где и как используют соль? + насыпаем в мешочек соль.
Молодцы! Посмотрите, сколько интересного мы открыли для себя! Как вы думаете, мы достигли цель, которую поставили в начале проекта (расширили свои знания о соли)? Ребята, благодаря своим усилиям и своей любознательности вы собрали мешочки соли, которые мы можем отправить Солнечный город, но неизвестно, как быстро они попадут к Незнайке. Как вы думаете, что может сделать сам Незнайка, чтобы вернуть свою соль? Ребята, вы знаете, я вам предлагаю вместе с мешочками соли отправить Незнайке от нас подарок. А подарок этот будет необычный, он расскажет Незнайке и его друзьям, как еще можно использовать соль. Посмотрите, из чего будет сделан наш подарок? (Из теста). Вы можете подумать: как из теста, ведь испортится, покроется плесенью? Но нет, это тесто не испортится, потому что оно соленое. Чтобы приготовить подарок из соленого теста, я вам предлагаю подойти к столу, выбрать формочки и составить композицию.


© 2010-2022