Развитие личности ребенка и его социализация во внеурочной деятельности учащихся

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие личности ребенка и его социализация во внеурочной деятельности учащихся

Пономарёва Светлана Владимировна

МКОУ «Песковская ООШ №2 им. Д.А.Теплякова»
Школа - это мастерская, где не просто осуществляется процесс обучения, а обеспечивается всестороннее гармоничное развитие личности, где формируется мысль подрастающего поколения. В нашей школе в первой половине дня начальные классы занимаются по программе «Школа России», а во второй половине дня идут занятия по разнообразным комплексным творческим программам внеурочной деятельности. В течение 4 лет обучения в начальной школе для детей организованы занятия по таким направлениям: «Спортивно - оздоровительное», «Духовно - нравственное», «Общекультурное». Современное общество требует от начальной школы воспитать маленького полноправного активного гражданина, способного развивать индивидуальность и отвечать вызовам окружающей среды. Главная концептуальная идея УМК «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно - нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Базовое (основное) образование и внеурочная деятельность детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами единой системы, и тем самым обеспечивается единое образовательное пространство, стимулирующее полноценное интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка. Ценность внеурочной деятельности в том, что оно призвано, с одной стороны, углубить ЗУНы, получаемые детьми в школе (факультативы, научные общества учащихся и т.п.). С другой стороны, оно призвано обеспечить детям предоставление образовательных услуг по предметным областям, не представленным или слабо представленных в учебном плане общеобразовательной школы. Таких, например, как театр, хореография, вокал, бумажная пластика, бисероплетение, лепка из пластилина и глины и т.д. Спрос на эти направления огромен. И неудивительно, ведь они не только объединяют в себе несколько предметов из школьного курса, но и позволяют ребенку раскрыть свои творческие способности, научиться совместному творчеству, выработать активную жизненную позицию, получить богатейший опыт эмоционально-ценностных отношений. Внеурочная деятельность направлена на: - создание условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения; - целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; - укрепление психического и физического здоровья ребенка. Реализуя идею интеграции, учителя в основу своей работы ставят личностно-деятельностный подход к ребенку, педагогику сотрудничества, многообразие деятельности и ее свободного выбора учащимися. Наша школа строит урочную деятельность в тесном единстве с внеурочной работой. Обучение в условиях интеграции приобретает свои особенности. Задачи развития творческих способностей учащихся решаются более успешно. За счет взаимодействия с различными творческими объединениями усиливаются межпредметные связи школьных образовательных областей. Так, занятия по окружающему миру и краеведению способствуют воспитанию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе, бережного и вдумчивого обращения с ней, а значит, закладывают в умах и душах детей черты настоящих патриотов и граждан России. Все дополнительные занятия благотворно влияют на обучение. Например, на протяжении первого года обучения у детей проводился такой предмет как «Клуб Почемучек» (развивающие игры). Благодаря этому предмету учащихся хорошо развиваются логика и мышление, память и внимание, фонематический слух, внимание, что облегчает изучение таких предметов, как математика и информатика. Занятие «Школа общения» направлено на решение и предупреждение психологических проблем в период школьного обучения, а также на развитие познавательных процессов, высокий уровень которых благотворно сказывается на овладении учебными знаниями, умениями и навыками. Программа «Азбука общения» реализуется внутри комплексной интегрированной программы «Образ». Цель программы: создание условий для формирования активной творческой личности в процессе общения, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми. В 1 классе учителя смягчают процесс адаптации, помогают осознать детям их новый социальный статус, обрести друзей, не растеряться в потоке информации. «Школа общения» и классные часы построены в игровой форме, т.к. она более привычна и позволяет лучше раскрыть потенциал одаренности. Что касается основного образования, то важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста. Реализация учебных образовательных программ в тесной связи с внеурочной деятельностью органично находит свое продолжение и во время летнего отдыха учащихся. На базе нашей школы с дневным пребыванием работают отряды юных туристов, экологов, краеведов, спортсменов. Реализуя идею интеграции общего образования и внеурочной деятельности, учителя - каждый через специфику своего вида деятельности, в совокупности единым педагогическим коллективом решают одни задачи. Благодаря многогранным возможностям интеграции учитель смотрит на школьника не только с позиции его отношения к своему предмету, а исходит в своей деятельности из разносторонних явных и потенциальных задатков личности ребенка. Для педагогов главным является принцип: «Мы рады всем, кто к нам приходит: и детям одаренным, и тем, у кого повышенная мотивация к творчеству, и детям, у которых вроде бы нет талантов, но есть проблемы в семье, в школе, в жизни». Эффективность результатов поражает. Показатели развития памяти, словарное развитие, фонематический слух, саморегуляция, уровень умственной активности, широкий познавательный интерес имею позитивную и значительную динамику изменений.

Такие занятия дают следующие положительные результаты: 1) Высокое качество обучения учащихся (72%); 2) Дети, несмотря на столь юный возраст, хорошо адаптируются в любых жизненных ситуациях, умеют преодолевать психологический дискомфорт; 3) Отсутствуют дети, состоящие на внутришкольном учете. 4) Уменьшилось количество трудных детей. 5) Наши дети, под руководством руководителей творческих коллективов постоянно выступают на различных концертах в школе и общесельских мероприятиях. При этом по результатам мониторинга в начале учебного года выявлено, что большинство учащихся обладает высоким уровнем развития по математике и русскому языку. 6) Изменилось к лучшему состояние здоровья учащихся. По сравнению с первым годом обучения снизился процент заболеваемости. Мы активно занимаемся здоровьесбережением: ежедневные прогулки, физкультминутки, зарядка под музыку, динамические паузы, экскурсии, соревнования, «Весёлые старты» в ДЮСШ между учащимися других школ и т.д. 7) Результаты анкетирования проведенного среди родителей в октябре, показали, что 96 % положительно оценивают сотрудничество общего образования и внеурочной деятельности. 86 % учащихся считают, что внеурочные занятия помогают им лучше учиться, а также и находить общий язык со сверстниками и педагогами. Каждый ребенок - индивидуальность, требующая особого подхода. Мастерство педагогов, родителей, вера в возможности каждого ученика способствует многогранному развитию личности ребенка. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М: Просвещение, 2011



© 2010-2022