- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа ТЕХНОЛОГИЯ 3 класс
Рабочая программа ТЕХНОЛОГИЯ 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернолецкая М.А. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Календарно-тематическое планирование
ТЕХНОЛОГИЯ 3 класс (34 уч.часа) Пояснительная записка Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать, историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций. Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Изучение технологии в 3 классе направлено на решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Ученик получит возможность научиться:
- называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,
- демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
3. Конструирование и моделирование Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).
- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
4. Практика работы на компьютере Ученик научится Ученик получит возможность научиться
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Основные содержательные линии 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2-3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом) формообразование деталей (сгибание, складывание, сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов РОССИИ (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. 3. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным. Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
- Практика работы на компьютере
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
34 34
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания Книгопечатная продукция Программа
Технология: Учебники: 3 класс. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология: Рабочая тетрадь: 3 класс. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».) Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Технические средства обучение:
магнитная доска
Общая характеристика учебного предмета «Технология» 3 класс Цели:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально - ценностного отношения к труду к людям труда.
- духовно - нравственное развитие учащихся; освоение нравственно - этического и социально - исторического опыта человечества;
- формирование познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образование с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;
- формирование проектной деятельности.
Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение технологии отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.
Календарно - тематическое планирование
Технология
(34ч.,1 ч.в неделю)
(учебник Е.А.Лутцева,Т.П.Зуева)
I полугодие
№
Корр.
Тема урока
Дата
Корр.
Корр.
Прим.
Информационная мастерская(4ч.)
1.
Вводный урок. Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Вспомним и обсудим! (с.3-7)
2.
Обсудим вместе! Как литературное произведение даёт информацию о создании изделия? Что такое творчество?(с.8-9)
3.
Знакомимся с компьютером.(с.10-13)
4.
Компьютер - твой помощник.(с.14-16)
Итоговая практическая работа.
Мастерская скульптора(6ч.)
5.
Как работает скульптор?(с.18-19)
6.
Скульпторы разных времён и народов.(с.20-21)
7.
Статуэтки. Пр.р.Изготовление пластилиновой скульптуры.(с.22-23)
8.
Статуэтки. Пр.р.Изготовление пластилиновой скульптуры. (с.24-27)
9.
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? Пр.р.Изготовление вазочки из пластилина.(с.28-31)
10.
Конструируем из фольги. Итоговая практическая работа. Изготовление подвески.(с.32-36)
Мастерская рукодельниц(8ч.)
11.
Вышивка и вышивание. Пр.р.Изготовление мешочка.(с.37-41)
12.
Строчка петельного стежка. Пр.р.Изготовление сердечка.(с.42-43)
13.
Пришивание пуговиц. Пр.р.Изготовление браслета. (с.44-47)
14.
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево».Итоговая практическая работа. (с.48-49)
II полугодие
15.
История швейной машины. Пр.р. Изготовление бабочки из трикотажа. (с.50-53)
16.
Секреты швейной машины.Итог.пр.р. (с.54-55)
17.
Футляры. Пр.р. Изготовление ключницы. (с.56-59)
18.
Наши проекты. Подвеска. Итоговая практическая работа. Изготовление подвески.(с.60-62)
Мастерская кукольника(12ч.)
19.
Строительство и украшение дома. Пр.р.Аппликация изба.(с.63-67)
20.
Объём и объёмные фигуры. Развёртка. Пр.р. Выполнение развёртки призмы. (с.68-71)
21.
Подарочные упаковки. Пр.р. Изготовление коробочки для подарка. (с.72-75)
22.
Декорирование (украшение) готовых форм. Пр.р. Украшение коробочки для подарка. (с.76-77)
23.
Конструирование из сложных развёрток. Пр.р.Изготовление грузовика.(с.78-79)
24.
Модели и конструкции. Практическая работа с конструктором. (с.80-83)
25.
Наши проекты. Парад военной техники. (с.84-85)
26.
Наша родная армия. Итоговая практическая работа. Изготовление открытки «Звезда».(с.86-89)
27.
Художник-декоратор. (с.90)
28.
Филигрань и квиллинг. Пр.р. Изготовление цветка в 8 марта.(с.91-95)
29.
Изонить. Пр.р. Изготовление птицы. (с.96-99)
30.
Художественные техники из креповой бумаги. Итоговая практическая работа.
Изготовление вазона с цветами. (с.100-102)
Мастерская кукольника(4ч.)
31.
Что такое игрушка? Пр.р.Изготовление игрушки из прищепки. (с.102-107)
32.
Театральные куклы. Марионетки. Пр.р. Изготовление марионетки.(с.108-111)
33.
Игрушки из носка. Пр.р. Изготовление игрушки «Змея» из носка. (с.112-113)
34.
Кукла-неваляшка. Итоговая практическая работа. Изготовление неваляшки. (с.114-118)