ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Соколова Наталья Владимировна, учитель начальных классов г Якутск.

«Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».

В.А.Сухомлинский Сегодня я обратилась к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и прочитала следующее: «нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.» [3].Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России как нельзя актуален. В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.» [2]Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию: - перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового); - целостность направления; - система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности; - просветительная работа среди родителей; - интегративность программ духовно-нравственного воспитания; -духовно-нраственное воспитание-сквозная линия всего школьного уклада жизни; -интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта,общественных объединений; -развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами. Жизнедеятельность моего классного коллектива строится на основе школьной воспитательной программы « Успешный человек». Данная программа перекликается с основными направлениями, целями и задачами программы развития школы и её основной проблемой « Развивающая образовательная среда школы как условие формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса».В центре воспитательной работы- организация социального опыта учащихся, создание особого уклада жизнедеятельности детско-взрослого сообщества школьников, педагогов, родителей. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность.Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. ФГОС предъявляет высокие требования личности учителя. Новой школе нужен новый учитель.Пример увлеченного, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости, заботы в отношениях с учащимися укрепляют веру в детях в торжество морали. Учитель должен помнить, что воспитывает не само мероприятие, а пережитое ребенком эмоциональное состояние. Я, как классный руководитель, занимаю позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств. Моё главное предназначение заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка. Программа « Успешный человек» включает в себя пять целевых подпрограмм: 1.« Золотой фонд школы» - цель которой оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде. 2. «Вдохновение и талант» - это художественное творчество, гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям через концерты, праздники. 3.«Чемпион года» использует педагогические технологии и методические приемы для демонстрации учащимися их физического и психологического здоровья, для будущего самоутверждения. Это проведение спортивных соревнований, школы, города, встречи с медицинскими работниками, с сотрудниками правоохранительных и противопожарных служб. 4.«Лидер» - это развитие лидерского потенциала, расширение социально-психологических знаний о себе и окружающем мире. Эта подпрограмма включает в себя три направления: организаторская деятельность, гражданско-правовое и патриотическое воспитание, общение. 5.« Твори добро» помогает учащимся в осознании нравственных норм и правил. Её направление - добрые дела. Учащиеся знакомятся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях, происходит формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы. Программа « Успешный человек» соответствует требованиям, предъявляемым программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, « которая должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества» [4]. Хотелось бы остановиться на педагогическом потенциале занятий внеурочной деятельностью. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является социо-культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения, совместной социально значимой деятельности, способствует развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом со взрослыми, в процессе которых ребенок усваивает социальный опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. В сентябре мой класс начал работать по программе внеурочной деятельности «Зеленая планета». Появление в условиях Крайнего Севера в школе огорода - настоящее маленькое чудо. Воспитанники посадили семена растений: редиса, укропа, петрушки, салата, лука. Каково же было их удивление, когда через неделю семена дали всходы. Маленькие огородники завели «Дневники наблюдений», в которые вносят изменения, происходящие с растениями; фотографируют всходы, готовят устные сообщения. Ребятишки начали уже строить планы дальнейшей деятельности: посадка, моркови, картофеля, помидоров. Учащиеся мечтают уже о том дне, когда снимут первый урожай, приготовят своими руками замечательные салаты, которые с удовольствием отведают друзья, одноклассники, родители. Ведь ничего нет дороже, сделанного собственными руками! Учащиеся получают опыт созидательной и общественно-полезной деятельности. Подобная социально-значимая деятельность основана на следующих принципах: - учет интересов и возрастных особенностей подростков; - единство воспитательной и оздоровительной работы; - социально-полезная направленность; - многоролевой характер деятельности; - развитие и сохранение традиций; - творческая инициатива и самостоятельность. Велика ее роль и в развитии познавательных процессов ребенка. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Таким образом, решается задача комплексного обучения. Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества. Труд выступает как целенаправленная,социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности[1], что соответствует «современному национальному воспитательному идеалу - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»[2] Литература 1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ,2000.-32с. 2.Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.,Москва «Просвещение»,2009г 3.Ожегов С.И. ,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН.;Российский фонд школы;- 2-е изд., испр. и доп.- М.:АЗЪ,1994-928с.-ISBN 4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.-31с.



© 2010-2022