«Мастер-класс Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Занкова Л. В. Занкова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



« Мастер- класс Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Занкова Л. В. Занкова»






Мастер - класс

«Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л. В. Занкова»

Подготовила и провела: учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца» Клокова Любовь Викторовна, 19 октября 2012 г.






«Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»

Л.С. Выготский Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по теме «Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л. В. Занкова»


Цель: достижение эффективности обучения через исследовательскую деятельность младших школьников.


Задачи мастер - класса:

  • дать представление об исследовательском поведении школьников;

  • показать на конкретных примерах проведение исследовательской деятельности обучающихся на уроках.


Оборудование: мультимедийная презентация Восьмой год я работаю по развивающим программам системы академика Л.В.Занкова. Эта система позволяет целенаправленно развивать каждого ребёнка, осуществлять личностно-деятельностный подход к процессу обучения, добиваться высокого уровня качества знаний обучающихся (более 80%), положительной динамики успеваемости школьников в 5 классе и далее. Наиболее важной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка. Современное образование ставит своей целью воспитание ученика, который сможет в будущем решать возникающие проблемы, не растеряется перед задачами, которые ставит сложная и динамичная действительность. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Перед учителями школ всегда стоит важная проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Одним из наиболее эффективных средств достижения высоких результатов обучения, на мой взгляд, является воспитание исследовательского поведения школьников. Для полноценного существования современному человеку всё чаще приходится проявлять исследовательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэтому в настоящее время в образовании чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребёнка.

Всем известно, что детская потребность в исследовании окружающего мира обусловлена биологически, поэтому каждый ребёнок стремится наблюдать и экспериментировать, добывать всё новые и новые сведения об окружающем мире. Поиск ответов на непрерывно возникающие вопросы - естественное состояние ребёнка. Именно это стремление и должно стать основой для дальнейшего развития каждого школьника. Учителю нужно лишь опираться на живой интерес растущего человека и умело «подбрасывать в топку» его любознательности и содержание, и, конечно же, способы действий, позволяющие интенсифицировать процесс исследования окружающего мира.

Ребенок - исследователь по своей природе.


Какие же качества отличают ребёнка-исследователя?

Любознательность (любовь к познанию) берет своё начало от любопытства. Некоторые психологи, активно работавшие в прошлом веке (А.В. Запорожец, Л.И. Божович и др.), называли это явление «потребностью в умственных впечатлениях».

Способность видеть проблемы - способность удивляться и видеть проблемы там, где другим всё представляется ясным и понятным.

Проблемное обучение, ориентированное на самостоятельную исследовательскую работу, развивает восприимчивость к проблемам.

Повышенный интерес к дивергентным задачам (так условно называют задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов). Способность решать дивергентные задачи - важнейшее условие успеха в творческой деятельности, в научном поиске.

Оригинальность мышления. Оригинальность (либо её отсутствие) проявляется во всех видах деятельности: в играх и рисунках, в поведении и общении со взрослыми и сверстниками и, конечно же, в самой разной поисковой активности.

Гибкость и продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования - важнейшая основа творчества (способность искать аналогии, легко и в большом количестве генерировать новые идеи). Гении продуктивны: И.С. Бах создал свыше 600 музыкальных произведений, Томас Эдисон провёл более 1000 экспериментов. Высокая концентрация внимания, отличная память, способность к оценке (критичность мышления) - эти качества развиваются у ребёнка, занимающегося исследовательской деятельностью Развитие навыков исследовательского поведения осуществляется планомерно и систематически, что способствует формированию у учащихся специальных исследовательских умений и навыков, под которыми надо понимать следующее:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать полученный в ходе исследований материал;
  • доказывать и защищать свои идеи;
  • умение работать с текстом.
Овладение этими важнейшими умениями и навыками является залогом успешности познавательной деятельности детей. Успешность - обязательное условие исследовательской деятельности. Она позволяет обрести ученику ощущение своей значимости, независящее от успеваемости, она направлена на результат, который получается при решении проблемы.
Основная форма добывания знания- дискуссия. Школьник не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Он хочет дискутировать с учителем, с одноклассниками, с родителями. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, радость познания… Импульсом к исследовательской деятельности могут, например, стать коллизии (противоречия). Они возникают, когда ученик сталкивается с недостатком (избытком) информации, или оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения, или сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. В таких учебных ситуациях обучение идёт не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к её решению. Для разрешения возникшей проблемной ситуации ребёнку требуется остановиться и задуматься. Рассмотрим на конкретных примерах из УМК системы Л.В. Занкова, как в процессе усвоения предметного содержания систематически и последовательно развиваются умения видеть проблемы. Уже с периода обучения грамоте ученики привыкают к «ловушкам». Как, например, в следующем задании «Азбуки»: дети читают три пары слов, в которых уменьшительно-ласкательная форма имени образована одинаково, с помощью суффикса -еньк- (термины не вводятся). Оля - Оленька Поля - Поленька Коля - Коленька Тоня - ? Подобрать пару к последнему слову первоклассник должен самостоятельно, и он по аналогии говорит: «Тоненька». Не получилось! Надо «Тонечка». Налицо коллизия, столкновение с уже открытым способом образования нового слова. Возьмём, например, урок математики в 1 классе. Основной объект изучения - число 4. Задаю вопрос детям: - Что общего у кошки, стола и автомобиля? - Кого и что можно добавить в эту группу? Даны рисунки: кошка, стол, автомобиль. Маленькая коллизия: ну что же может быть общего у столь непохожих предметов и животного? Оказывается, общее между ними всё-таки есть, и это связано с числом 4 - удивление, радость от маленького открытия. - Где ещё вокруг нас встречаются четыре предмета? Теперь всё стало понятно: оказывается, вокруг нас столько всего, что (или кто) стоит на четырёх «ногах»! - радость. А почему обязательно «стоит» на четырёх ногах - ведь у комнаты тоже четыре угла... - ещё одно открытие. И таким открытиям нет конца. Такие столкновения и в целом поисковая, самостоятельная деятельность вызывают у детей эмоцию удивления и, как следствие, положительную мотивацию. Американский психолог Д. Гоулман выдвинул и доказал предположение о том, что примерно 80% успеха в жизни обусловлено неинтеллектуальными факторами, ведущим из которых является фактор эмоциональный. Эмоциональный фактор даёт толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу. Необходимо учитывать такую особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Для рассмотрения предлагаются не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребенку целое. Например: учебник русского языка. 2 класс. - Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение. ( К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста и ласточки)
В берлоге живёт _________, в гнезде __________, в гнёздышке ________, в норе _________, в норке __________, в хатке ___________, в логове ________ . - Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни. Как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне? Умение видеть проблемы - одна из важнейших составляющих исследовательских навыков. Найти проблему часто труднее, чем решить её. Одно из самых важных свойств исследователя при установлении проблем - это умение взглянуть на объект исследования с разных сторон, способность изменить первоначальную точку зрения. Это позволяет обнаружить те признаки и качества объекта, которые не видны при традиционном взгляде или не замечены другими. Покажу, как работа над формированием этого свойства ведётся на уроках русского языка при прохождении темы «Имя прилагательное». Предлагаю детям карточки следующего содержания:
Дождь. ...Длительный, затяжной, золотой, робкий, ливневый, моросящий, непроглядный, проливной, промозглый, весёлый, косой, ленивый, надоедливый, осенний...
Задание 1. Как ты понимаешь выражение «золотой дождь»?
Задание 2. Из данных слов подбери синонимы к прилагательному «затяжной». Содержание задания даёт ученику возможность увидеть богатство выразительных средств языка, позволяющих выразить множество граней одного объекта (в данном случае это дождь). Так создаётся основание для скрытой мотивации творческой деятельности школьников. Затем предлагаю детям нарисовать свой образ «золотого дождя», тем самым побуждая их к фантазии, порождению собственного художественного образа, отличного от других, неповторимого (ведь школьники несколько минут назад обнаружили многообразие граней объекта). Следующий вопрос дополнительно стимулирует их к поиску «своего» дождя, а также к тому, что у одноклассников тоже возникнут интересные идеи, которые нужно услышать. Увидеть объект « в другом цвете» побуждает следующее задание. - Запиши текст. Какая картина представилась? Если хочешь, нарисуй её.
Голубой месяц март. Голуб... небо, голуб... снега. На снегах тени как син... молнии. Голуб... даль, голуб... льды. Голуб... на снегу следы. Голуб… перелески, голуб... канавы. Первые голуб... лужи и последние голуб... сосульки. А на горизонте - син... полоска далёк... леса. Весь мир голубой! (Н. Сладков) - Почему для автора весна представляется голубой? А какого цвета твоя весна? - Докажи, что в этом описании есть все части: вступление, основная часть и заключение. - Какие части речи использовал автор? Проведи эксперимент: проверь, возможно ли здесь устранить повторы слов? Выполняя это задание, ученики «обречены» на проявление индивидуальности, поиск и рождение неповторимого образа знакомого объекта «весна». При этом, послушав рассказы своих одноклассников, дети примут идею о том, что может быть много «правильных» точек видения одного и того же. Подобные задания воспитывают общую культуру исследователя, внимание, критичность. С иными целями предлагаю провести ряд экспериментов на уроке литературного чтения при анализе стихотворения И.А. Бунина «Бушует полая вода...»

Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно. Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Напоены теплом и светом. А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут. Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает.
Задание 1. Хочешь оказаться «внутри» стихотворения? Для этого надо постараться не только увидеть то, что видел герой стихотворения, но и услышать те звуки, которые слышал он, ощутить прикосновение воздуха и запахи. Давай начнём со зрительных картинок- образов. Читай только те строчки, где признаки весны можно скорее увидеть, чем услышать или ощутить кожей (осязать), или воспринять носом (обонять). Постарайся не ошибиться!
Задание 2. Теперь выбираем только те строчки, в которых весну можно услышать.
Задание 3. А теперь прочитай стихотворение выразительно, чтобы мы ощутили прелесть весны с её яркими красками, разнообразными звуками и особыми запахами. Проводимые ребёнком «опыты» погружают его в мир художественных образов, ощущений и чувств. И поэтический текст, прочувствованный на новом уровне, безусловно, будет прочитан совсем иначе, чем в первый раз - более эмоционально, более глубоко.

Педагогическая значимость исследовательской деятельности.


  • Открывает возможности формирования жизненного опыта.
  • Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
  • Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  • Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
  • Ведет учащихся по ступенькам роста личности.
Мне кажется, что приведённых примеров вполне достаточно, чтобы учитель, реализующий на практике идеи системы Л.В.Занкова, увидел, что требования стандартов нового поколения в части воспитания у учащихся исследовательского поведения выполняются в полной мере. Воспитание у учащихся исследовательского поведения - процесс целенаправленный, систематический, методически разработанный, а значит, гарантированно результативный.













© 2010-2022