- Преподавателю
- Начальные классы
- В гостях у лесной Феи
В гостях у лесной Феи
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильина Т.Ю. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час
« В гостях у лесной Феи»
Цели:
Рассмотреть значение леса для человека;
Обобщить знания о растительном и животном мире лесов;
Изучить экологические правила, правила поведения в лесу;
Учить устанавливать связи в природе;
Развивать познавательный интерес к изучению природы и ее охране;
Воспитывать чуткое отношение к природе, к лесу.
Оборудование:
Слайды растительного и животного мира лесов;
Экологические знаки;
Карточки с листьями;
Шапочки птиц, насекомых;
Запись голосов птиц;
Музыка Чайковского, Вивальди.
Ход занятия.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Меня зовут...
Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. А куда -догадайтесь сами.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
- Мы отправляемся в путешествие по лесу.
(Звучит запись «Голоса птиц». Показ слайдов леса.)
Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь-мы свои!
- Ребята, кто из вас был в лесу? Какие впечатления у вас остались о лесе?
На нашем занятии мы выясним, какую же пользу приносит нам лес и его обитатели, как каждый человек должен о нем заботиться и оберегать.
Итак, отправляемся в путешествие.
А что мы возьмем с собой в дорогу? Конечно же хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и споем песню «Улыбка».
Вот мы и в лесу. Нас встречает хозяйка леса - Фея леса.
Фея. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть у себя в гостях.
Ведущий. Наш брянский лес знаменит. Он воспет в стихах, в песнях. О нем сложены легенды. С древних времен лес одевал, согревал, кормил. Лес оказывал русскому человеку разнообразные услуги: обустраивал его сосной и дубом, отапливал березой и осиной, освещал его избу березовой лучиной, обувал его лыковыми лаптями, обзаводил домашней посудой и мочалом...
Ученик. А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20.000 наименований: пищевые продукты, витамины, строительные материалы, сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух ... Все леса земного шара производят около 40 трлн. т кислорода в год.
Ведущий. Здесь прекрасный воздух. Он свеж. Он ароматен. Он целебен, как лекарственный настой. Здесь дышится легко, полной грудью.
Осторожно у леса стою на краю,
А мне кажется, будто в небесном раю.
Чистый воздух я полной грудью вдыхаю
И душою и телом своим отдыхаю.
И поэтому, люди, откроюсь я вам,
Лес и есть настоящий божественный храм!
Мы приходим в лес, и восхищаемся его красотой. Восхищался красотой нашего леса и наш земляк, художник-Игорь Сушенок. Многие свои картины он посвятил злынковскому краю, злынковским лесам. О нашем крае, о нашем лесе знают во многих уголках мира, где выставлялись его
" Репродукции: «Тропинка», «Березы», «Полдень».
- А кто из вас любит рисовать? Может быть, когда вы вырастите, станете
художниками и тоже будете прославлять красоту нашего злынковского
леса, красоту нашей природы.
Продолжим наше путешествие.
Фея. Я для вас приготовила загадки о том, что растет в лесу, и кто в нем живет.
1.Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Елка)
2. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту-в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Ученик. Каждое пятое дерево наших лесов-сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами - фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей многих болезней.
3. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки, но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
-
Как называется лес, в котором растут эти деревья?
-
Мы с Феей хотим узнать, какие бывают леса? (Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные.)
-
Ведущий. А вот мы уже в лиственном лесу.
-
Фея загадывает вам загадки, а вы должны не только отгадать загадку, но найти и показать листья угаданных деревьев. Будьте внимательны. Если нужного листочка нет, тогда вы ничего не показываете. И вот первая встреча.
-
4. Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка. -
А платьице в полоску
-
Ты узнаешь березку... ? (Березку)
-
Ведущий. Поднимите листочки выше, представьте себя березками. Зашелестели березки своими листочками.
-
5. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч, -
Не боюсь ни гроз, ни туч.
-
Я кормлю свиней и белок,
-
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
-
- Поднимите листочки дуба. Дуб раскидистый и могучий.
-
Ведущий. А что вы знаете о дубе?
-
Ученик. Дубы достигают 40-50 м в высоту, 100-150 см в диаметре. Живут 500-1000 лет.
-
Ведущий. Самый знаменитый дуб злынковского района - Кирьянов дуб. Ему уже более 400 лет.
-
6. С моего цветка берет
Пчелка вкусный мед несет.
А меня все обижают: -
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
-
-Недаром в загадке есть строчка « шкуру тонкую сдирают». В старину из молоденьких липок (лыко) делали вот такую обувь. ( показ лаптей)
-
Покажите листочки липы. Шелестит липа листочками, приглашает пчел к себе в гости.
-
Ученик. Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1т меда. Живет дерево 300-400 лет.
-
А вот и новая встреча:
-
7. Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела -
Красные кораллы. (Рябина)"
-
Ученик. Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше полезных веществ (каротина), чем в моркови, петрушке, облепихе.
-
Ведущий. Вы нашли листочки рябины? Листья какого дерева остались у вас на столах?
-
Ведущий. Но лес - это не только деревья, но и ягоды, цветы и грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А какие лесные цветы вы знаете?
В Красную книгу Брянской области занесены армерия, венерин башмачок, прострел (или сон-трава), ветреница, купавница, печеночница, и др. Запомните, как выглядят эти цветы. Эти редкие растения мы должны оберегать, чтобы они навсегда не исчезли из нашего леса.
- Как мы можем оберегать цветы? А разве только редкие цветы мы
обязаны оберегать?
Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.
Угадайте, какие лесные ягоды здесь изображены?
(Показ слайдов: земляника, клюква, малина, черника,)
- Какие еще ягоды кладет лес в наши корзинки?
(ежевика,голубика,брусника)
Ученик. Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет.
-
Какое правило мы будем соблюдать при сборе ягод?
-
Продолжаем наше путешествие.
А кто же из нас не собирал в лесу грибы? Узнайте их.
(Показ муляжей грибов: белый, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка.)
(слайды: опята, мухоморы)
- Какой гриб мы не положим в корзинку? Почему? Какие еще ядовитые
грибы вы знаете? (Бледная поганка, ложноопенок, ложнодождевик.)
А можем ли мы уничтожать ядовитые грибы? (Нет, ими лечатся животные.)
Как же правильно собирать грибы?
Ученик. Грибы нужно срезать или выкручивать, а не вырывать из земли. А чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землей.
-
Грибы появляются после теплого дождя. Сейчас мы с вами выучим закличку, с помощью которой вы сможете вызвать дождь.
-
Дождик, дождик
-
(руки, вытянув вперед ладошками вниз)
-
Дождик, лей.
-
Нам с тобою веселей,
-
Не боимся сырости
-
(встряхивать кистями рук) -
-
Только лучше вырастем
-
(встать на носочки)
-
А теперь похлопайте,
-
А теперь пошлепайте.
-
А теперь потопайте
-
И опять похлопайте.
-
Ведущий. А разве можно представить лесную полянку без насекомых?
-
К нам пришла лесная гостья. Вы ее узнали?
-
( Выходит девочка в костюме бабочки ).
-
Бабочка. Мы каждый день вокруг порхаем,
-
В работе устали не знаем:
-
Пыльцу цветков мы переносим,
-
А вас мы очень-очень просим
-
Нас не пугать и не ловить,
-
Чтоб мы могли спокойно жить! Мы привлекательны, красивы, Но просим помнить, что должны вы На нас лишь издали смотреть. Ах, как нам нравится лететь К цветам, на речку и на луг, И, сделав там над ними круг, Припав к цветку, Нектар попить. Цветы поможем сохранить: У одного пыльцу возьмем И на другой перенесем. Ведущий. Чем же полезны бабочки? (Они опыляют растения.) Встречаем следующую гостью. Вы угадали, кто же это? ( Выходит девочка в костюме божьей коровки)
-
Божья коровка. У Егорки на ладошке
-
Отдохну еще немножко.
-
Отдохну совсем чуток -
-
Перепрыгну на листок!...
-
Вся наша жизнь так интересна
-
И людям часто неизвестна,
-
Ведь вы живете в городах,
-
А мы - в лесах, полях, садах.
-
Мы грязный воздух не выносим
-
И о защите очень просим!
-
Ведущий. Чем же полезны божьи коровки?
-
Ученик. Этот жучок (божья коровка) и его личинки истребляют множество тли, которая живет на листьях и сосет сок из растений.
-
Домовитая хозяйка
-
Пролетает над лужайкой,
-
Похлопочет над цветком -
-
Он поделится медком. (Пчела)
-
Ведущий. Чем полезны пчелы?
-
Ученик. Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тыс. цветков за сезон. Одна пчелиная семья собирает с липы примерно 5 кг меда вдень.
-
Поприветствуем следующего гостя. Кто это?
-
( Выходит мальчик в костюме муравья.)
-
Ведущий. Размышляет муравей
-
Под ветвистой елочкой:
-
Муравей. Как бы справиться живей
-
С хвойною иголочкой?
-
Здесь ложбинка, там бугор,
-
Травки встали, как забор...
-
Пронесу ли я иглу
-
По узлистому стволу?
-
Ведущий. Ребята, если вы увидите муравьиную дорожку, - не топчите ее, не мешайте муравьям трудиться. Ведь их называют лесными санитарами.
-
Ученик. Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тыс. насекомых. Гектар леса, охраняемый 4-5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей.
-
Ведущий. На нашу полянку летит шустрый вертолет. Кто это?
-
(Входит девочка в костюме стрекозы)
-
Стрекоза. Быстрый, шустрый,
-
Вот- над капустой,
-
Вот-над травой,
-
Над головой,
-
Вот-над малиной
-
Вертолет стрекозиный...
-
Вот опустился,
-
Вотприкустился
-
Вертолетик без расписания
-
Где он сядет?
-
Кто знает заранее?
-
Ведущий. Не позволяйте убивать или ловить для забавы стрекоз: они защищают нас от комаров.
-
- Как мы можем охранять насекомых?
-
А какой же лес без птиц и птичьего пения?
-
9. Кто в беретке ярко-красной,
-
В черной курточке атласной,
-
На меня он не глядит.
-
Все стучит, стучит, стучит? (Дятел)
-
Ученик (одевает шапочку) Мы-лесные санитары. Мы не портим здоровые деревья, а долбим кору тех, которые поражены внутри короедами.
-
10. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится, -
Клюв крючком, глаза пятачком,
-
Ушастая голова. Это... (Сова)
-
Ученик (одевает шапочку). Я - сова уничтожаю за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит я одна спасу в год тонну хлеба.
-
11. В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится.
«Ку-ку. ..ку-ку. ..»- -
Не спит опушка.
-
А птицу звать ... (Кукушка)
-
Ученик (одевает шапочку). Я уничтожаю волосатых гусениц, которых все остальные птицы, кроме иволги, клевать боятся. У меня необыкновенный аппетит: за час я могу съесть 100 гусениц.
-
Ведущий. Если в лесу появляется большое количество насекомых -вредителей, одна сова расправляется с ними в течение нескольких дней.
-
- Как мы можем помогать птицам?
-
Трудно представить лес без больших и маленьких зверей.
-
12.Шубна - иголки,
-
Свернется он - колкий,
-
Рукой не возьмешь.
-
Кто это? (Еж)
-
Ученик. У взрослого ежа до 16 тыс. колючек длиной до 2-3 см. ежи живут на земле уже 50 млн. лет. Ежи уничтожают немало насекомых, лесных мышей и других вредных грызунов. Они не боятся даже ядовитых гадюк.
-
13. Горбоносый, длинноногий,
-
Великан ветвисторогий,
-
Ест траву, кустов побеги,
-
С ним тягаться трудно в беге.
-
Коль такого довелось
-
Встретите, знайте -это... (Лось)
-
Ученик. К 30 годам прошлого столетия лоси сохранились только в Смоленской и Брянской областях. Как ценное животное, лось был взят под охрану государства. Сегодня в России насчитывается 500 тыс. лосей.
-
Ведущий. А каких животных нашего брянского леса вы еще знаете?
-
Вот как много живет в лесу разных животных. И все мы должны заботиться и оберегать их.
-
- Почему мы должны охранять лес? (Это дом для животных.)
-
Ведущий. Бом-бом-бом!
-
Начинается погром.
-
Выезжаем на природу, сколько здесь в лесу народу!
-
Здесь костер и там костер,
-
Банки, склянки, всякий сор...
-
(У пенька сидит лягушонок и грустит.)
-
Фея. Что, случилось, лягушонок?
-
Лягушонок (вздыхает). Тут недавно были (начинает плакать)... они... они... обижали...
-
Ведущий. Ребята, лягушонок так расстроился, что не может говорить. Да вы, наверное, и сами догадались. Очевидно, здесь были те, кто не бережет природу. Но, дорогой лягушонок, я уверена, что эти ребята знают, как вести себя в лесу. Представьте, что вы оказались в лесу, где разбросано много мусора. А ведь в лесу живет много зверей и птиц. А это наносит им непоправимый вред. Ребята, а знает ли вы, как надо вести себя в лесу?
-
Правила поведения в природе.
-
( Насекомые по очереди читают правила, знаки вывешиваются на доске.) Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
-
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
-
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
-
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
-
Ветки дуба Ие ломай, никогда не забывай
-
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
-
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
-
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
-
Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить.
-
Ты в лесу-всего лишь гость, здесь хозяин-дуб и лось.
-
Их покой побереги, ведь они нам - не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек - будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба-скажет: «Ты -мой друг! Спасибо!»
Ведущий. А что обозначают эти знаки? (вывешиваются остальные знаки) Ведущий (обращаясь к лягушонку). Вот видишь: эти ребята настоящие друзья природы. Они знают, какую пользу приносят людям обитатели леса.
-
ученик. Летучие мыши очищают местность от комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.
-
ученик. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги растений.
-
ученик. За летний день корольки прилетают с кормом к гнезду 400 раз. Если сложить в одну линию насекомых, которых они съедают, то она растянется на километр.
-
ученик. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
-
ученик. Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2 лет, консервная банка -до ста лет, полиэтиленовый пакет- более 200 лет, стекло - более 1000 лет.
Лягушонок. Как приятно, что ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц и нас, лягушек. (Лягушонок садится на пенек.)
Появляется Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, ребята!
Ведущий. Здравствуй, Незнайка! Ты что принес?
Незнайка. Я сочинил правила.
(дети исправляют ошибки)
1. Эй, послушайте, друзья! На деревья лезу я!
Буду с белками играть, буду сучья я срубать!
Если вдруг найду гнездо - разорю я и его!
Будет мне на обед из яиц этих омлет.
Ну а птицы - подождут, яйца новые снесут!
2. На своей тропинке встретил ты лягушку или жабу?
Бей ее скорей камнями и с дороги прогони!
Пусть страшилище уходит. Нечего ей больше делать! От нее ведь мало проку: только квакать и скакать!
3. В лес однажды я пошел и детеныша нашел,
Я домой его принес, чтобы он со мною рос.
Я ведь так его люблю! Я и маму заменю! Ну и что, что ждут его! Проживут и без него! Вырастет когда большой, в лес тогда и отпущу. Пусть тогда увидит маму, братьев и сестер.
4. На привале соберем ветки и иголки,
Палки, бревна принесем - заберем у волка.
Будем пламя разжигать, ставить кипятильник,
Ну, а мусор мы кидать будем в муравейник. Все бутылки раскидаем, банки к дереву поставим, Пусть облизывают звери, что мы с вами не доели. Нам не нужен мусор тут, пусть себе его берут!
Незнайка. Спасибо, ребята, за ваши советы. Я очень рад, что вы меня вовремя поправили и научили, как вести себя в лесу.
Ведущий. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.
Песенка защитников природы.
1. Если б только-только-только, Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли.
То наверно - верно - верно,
То возможно - можно - можно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
Припев:
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а, одуванчики, розы,
А-а, колокольчики, мимозы,
А-а, и цветущий шар земной!
А-а, и цветущий шар земной!
2.И пускай у этой речки,
И пускай у этой рощи,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты как можешь, береги!
Игра «Это все мои друзья!»
Ведущий. День закончился, но впрок
Надо повторить урок!
Если я скажу про вас,
Отвечайте сейчас:
«Это я, это я, это все мои друзья!»
Не согласен - так кричи,
Всем ребятам сообщи:
«Это не я, это не я, это не мои друзья!»
-
Не развожу костров в лесу, берегу его красу! Это я...
-
Я люблю в лесу гулять, разные цветочки рвать! Это не я...
-
Любим мы в лесу шалить и кострища разводить! Это не я ...
-
С берега кидаем в реку то пакеты, то газеты! Это не я ...
-
Чтобы ягоды собрать, надо ветки обломать! Это не я ...
-
Молодые деревца мы посадим у крыльца! Это я ...
-
В выходной в лес идем, музыку с собой несем,
Чтобы вдоволь накричаться и на ветках покачаться! Это не я ...
Фея. Лес не только для нашей забавы, Он богатство нашей страны. Все деревья в нем, ягоды, травы, Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята! Где росток ты увидишь простой, Может вырасти дуб в три обхвата, Березняк иль малинник густой. А уж сколько орехов и ягод! Их, пожалуй, считать - не сочтешь! Будьте верными лесу, ребята, Ведь красивее мест не найдешь!
1 ученик. Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья, Отныне мы вместе большая семья -Цветы и деревья, птицы и я!
2 ученик. Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с лугом,
Как ветер с морем, трава с дождями Как дружит солнце со всеми нами!
Песня «Если добрый ты».
Подведение итогов.
Ведущий. Наше путешествие завершено. Что интересного вы для себя открыли? Я надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, вы не забудете и станете настоящими друзьями природы.
Сегодня вы потрудились очень хорошо.
Фея вас благодарит и дарит вам свои сувениры.