В гостях у лесной Феи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

« В гостях у лесной Феи»

Цели:

Рассмотреть значение леса для человека;

Обобщить знания о растительном и животном мире лесов;

Изучить экологические правила, правила поведения в лесу;

Учить устанавливать связи в природе;

Развивать познавательный интерес к изучению природы и ее охране;

Воспитывать чуткое отношение к природе, к лесу.

Оборудование:

Слайды растительного и животного мира лесов;

Экологические знаки;

Карточки с листьями;

Шапочки птиц, насекомых;

Запись голосов птиц;

Музыка Чайковского, Вивальди.

Ход занятия.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Меня зовут...

Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. А куда -догадайтесь сами.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

- Мы отправляемся в путешествие по лесу.

(Звучит запись «Голоса птиц». Показ слайдов леса.)

Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь-мы свои!

- Ребята, кто из вас был в лесу? Какие впечатления у вас остались о лесе?

На нашем занятии мы выясним, какую же пользу приносит нам лес и его обитатели, как каждый человек должен о нем заботиться и оберегать.

Итак, отправляемся в путешествие.

А что мы возьмем с собой в дорогу? Конечно же хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и споем песню «Улыбка».

Вот мы и в лесу. Нас встречает хозяйка леса - Фея леса.

Фея. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть у себя в гостях.

Ведущий. Наш брянский лес знаменит. Он воспет в стихах, в песнях. О нем сложены легенды. С древних времен лес одевал, согревал, кормил. Лес оказывал русскому человеку разнообразные услуги: обустраивал его сосной и дубом, отапливал березой и осиной, освещал его избу березовой лучиной, обувал его лыковыми лаптями, обзаводил домашней посудой и мочалом...

Ученик. А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20.000 наименований: пищевые продукты, витамины, строительные материалы, сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух ... Все леса земного шара производят около 40 трлн. т кислорода в год.

Ведущий. Здесь прекрасный воздух. Он свеж. Он ароматен. Он целебен, как лекарственный настой. Здесь дышится легко, полной грудью.

Осторожно у леса стою на краю,

А мне кажется, будто в небесном раю.

Чистый воздух я полной грудью вдыхаю

И душою и телом своим отдыхаю.

И поэтому, люди, откроюсь я вам,

Лес и есть настоящий божественный храм!

Мы приходим в лес, и восхищаемся его красотой. Восхищался красотой нашего леса и наш земляк, художник-Игорь Сушенок. Многие свои картины он посвятил злынковскому краю, злынковским лесам. О нашем крае, о нашем лесе знают во многих уголках мира, где выставлялись его

" Репродукции: «Тропинка», «Березы», «Полдень».

- А кто из вас любит рисовать? Может быть, когда вы вырастите, станете
художниками и тоже будете прославлять красоту нашего злынковского
леса, красоту нашей природы.

Продолжим наше путешествие.

Фея. Я для вас приготовила загадки о том, что растет в лесу, и кто в нем живет.

1.Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Елка)

2. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту-в высоту.
Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Ученик. Каждое пятое дерево наших лесов-сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами - фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей многих болезней.

3. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки, но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)

  • Как называется лес, в котором растут эти деревья?

  • Мы с Феей хотим узнать, какие бывают леса? (Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные.)

  • Ведущий. А вот мы уже в лиственном лесу.

  • Фея загадывает вам загадки, а вы должны не только отгадать загадку, но найти и показать листья угаданных деревьев. Будьте внимательны. Если нужного листочка нет, тогда вы ничего не показываете. И вот первая встреча.

  • 4. Она весну встречает,
    Сережки надевает.
    Накинута на спинку
    Зеленая косынка.

  • А платьице в полоску

  • Ты узнаешь березку... ? (Березку)

  • Ведущий. Поднимите листочки выше, представьте себя березками. Зашелестели березки своими листочками.

  • 5. Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос.
    Стал высок я и могуч,

  • Не боюсь ни гроз, ни туч.

  • Я кормлю свиней и белок,

  • Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

  • - Поднимите листочки дуба. Дуб раскидистый и могучий.

  • Ведущий. А что вы знаете о дубе?

  • Ученик. Дубы достигают 40-50 м в высоту, 100-150 см в диаметре. Живут 500-1000 лет.

  • Ведущий. Самый знаменитый дуб злынковского района - Кирьянов дуб. Ему уже более 400 лет.

  • 6. С моего цветка берет
    Пчелка вкусный мед несет.
    А меня все обижают:

  • Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

  • -Недаром в загадке есть строчка « шкуру тонкую сдирают». В старину из молоденьких липок (лыко) делали вот такую обувь. ( показ лаптей)

  • Покажите листочки липы. Шелестит липа листочками, приглашает пчел к себе в гости.

  • Ученик. Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1т меда. Живет дерево 300-400 лет.

  • А вот и новая встреча:

  • 7. Весной зеленела, летом загорала,
    Осенью надела

  • Красные кораллы. (Рябина)"

  • Ученик. Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше полезных веществ (каротина), чем в моркови, петрушке, облепихе.

  • Ведущий. Вы нашли листочки рябины? Листья какого дерева остались у вас на столах?

  • Ведущий. Но лес - это не только деревья, но и ягоды, цветы и грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А какие лесные цветы вы знаете?

В Красную книгу Брянской области занесены армерия, венерин башмачок, прострел (или сон-трава), ветреница, купавница, печеночница, и др. Запомните, как выглядят эти цветы. Эти редкие растения мы должны оберегать, чтобы они навсегда не исчезли из нашего леса.

- Как мы можем оберегать цветы? А разве только редкие цветы мы
обязаны оберегать?

Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Угадайте, какие лесные ягоды здесь изображены?

(Показ слайдов: земляника, клюква, малина, черника,)

- Какие еще ягоды кладет лес в наши корзинки?
(ежевика,голубика,брусника)

Ученик. Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет.

  • Какое правило мы будем соблюдать при сборе ягод?

  • Продолжаем наше путешествие.

А кто же из нас не собирал в лесу грибы? Узнайте их.

(Показ муляжей грибов: белый, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка.)

(слайды: опята, мухоморы)

- Какой гриб мы не положим в корзинку? Почему? Какие еще ядовитые
грибы вы знаете? (Бледная поганка, ложноопенок, ложнодождевик.)

А можем ли мы уничтожать ядовитые грибы? (Нет, ими лечатся животные.)

Как же правильно собирать грибы?

Ученик. Грибы нужно срезать или выкручивать, а не вырывать из земли. А чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землей.

  • Грибы появляются после теплого дождя. Сейчас мы с вами выучим закличку, с помощью которой вы сможете вызвать дождь.

  • Дождик, дождик

  • (руки, вытянув вперед ладошками вниз)

  • Дождик, лей.

  • Нам с тобою веселей,

  • Не боимся сырости

  • (встряхивать кистями рук) -

  • Только лучше вырастем

  • (встать на носочки)

  • А теперь похлопайте,

  • А теперь пошлепайте.

  • А теперь потопайте

  • И опять похлопайте.

  • Ведущий. А разве можно представить лесную полянку без насекомых?

  • К нам пришла лесная гостья. Вы ее узнали?

  • ( Выходит девочка в костюме бабочки ).

  • Бабочка. Мы каждый день вокруг порхаем,

  • В работе устали не знаем:

  • Пыльцу цветков мы переносим,

  • А вас мы очень-очень просим

  • Нас не пугать и не ловить,

  • Чтоб мы могли спокойно жить! Мы привлекательны, красивы, Но просим помнить, что должны вы На нас лишь издали смотреть. Ах, как нам нравится лететь К цветам, на речку и на луг, И, сделав там над ними круг, Припав к цветку, Нектар попить. Цветы поможем сохранить: У одного пыльцу возьмем И на другой перенесем. Ведущий. Чем же полезны бабочки? (Они опыляют растения.) Встречаем следующую гостью. Вы угадали, кто же это? ( Выходит девочка в костюме божьей коровки)

  • Божья коровка. У Егорки на ладошке

  • Отдохну еще немножко.

  • Отдохну совсем чуток -

  • Перепрыгну на листок!...

  • Вся наша жизнь так интересна

  • И людям часто неизвестна,

  • Ведь вы живете в городах,

  • А мы - в лесах, полях, садах.

  • Мы грязный воздух не выносим

  • И о защите очень просим!

  • Ведущий. Чем же полезны божьи коровки?

  • Ученик. Этот жучок (божья коровка) и его личинки истребляют множество тли, которая живет на листьях и сосет сок из растений.

  • Домовитая хозяйка

  • Пролетает над лужайкой,

  • Похлопочет над цветком -

  • Он поделится медком. (Пчела)

  • Ведущий. Чем полезны пчелы?

  • Ученик. Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тыс. цветков за сезон. Одна пчелиная семья собирает с липы примерно 5 кг меда вдень.

  • Поприветствуем следующего гостя. Кто это?

  • ( Выходит мальчик в костюме муравья.)

  • Ведущий. Размышляет муравей

  • Под ветвистой елочкой:

  • Муравей. Как бы справиться живей

  • С хвойною иголочкой?

  • Здесь ложбинка, там бугор,

  • Травки встали, как забор...

  • Пронесу ли я иглу

  • По узлистому стволу?

  • Ведущий. Ребята, если вы увидите муравьиную дорожку, - не топчите ее, не мешайте муравьям трудиться. Ведь их называют лесными санитарами.

  • Ученик. Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тыс. насекомых. Гектар леса, охраняемый 4-5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей.

  • Ведущий. На нашу полянку летит шустрый вертолет. Кто это?

  • (Входит девочка в костюме стрекозы)

  • Стрекоза. Быстрый, шустрый,

  • Вот- над капустой,

  • Вот-над травой,

  • Над головой,

  • Вот-над малиной

  • Вертолет стрекозиный...

  • Вот опустился,

  • Вотприкустился

  • Вертолетик без расписания

  • Где он сядет?

  • Кто знает заранее?

  • Ведущий. Не позволяйте убивать или ловить для забавы стрекоз: они защищают нас от комаров.

  • - Как мы можем охранять насекомых?

  • А какой же лес без птиц и птичьего пения?

  • 9. Кто в беретке ярко-красной,

  • В черной курточке атласной,

  • На меня он не глядит.

  • Все стучит, стучит, стучит? (Дятел)

  • Ученик (одевает шапочку) Мы-лесные санитары. Мы не портим здоровые деревья, а долбим кору тех, которые поражены внутри короедами.

  • 10. Угадайте, что за птица:
    Света яркого боится,

  • Клюв крючком, глаза пятачком,

  • Ушастая голова. Это... (Сова)

  • Ученик (одевает шапочку). Я - сова уничтожаю за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит я одна спасу в год тонну хлеба.

  • 11. В лесу ночном кукует птица.
    Она назвать себя боится.
    «Ку-ку. ..ку-ку. ..»-

  • Не спит опушка.

  • А птицу звать ... (Кукушка)

  • Ученик (одевает шапочку). Я уничтожаю волосатых гусениц, которых все остальные птицы, кроме иволги, клевать боятся. У меня необыкновенный аппетит: за час я могу съесть 100 гусениц.

  • Ведущий. Если в лесу появляется большое количество насекомых -вредителей, одна сова расправляется с ними в течение нескольких дней.

  • - Как мы можем помогать птицам?

  • Трудно представить лес без больших и маленьких зверей.

  • 12.Шубна - иголки,

  • Свернется он - колкий,

  • Рукой не возьмешь.

  • Кто это? (Еж)

  • Ученик. У взрослого ежа до 16 тыс. колючек длиной до 2-3 см. ежи живут на земле уже 50 млн. лет. Ежи уничтожают немало насекомых, лесных мышей и других вредных грызунов. Они не боятся даже ядовитых гадюк.

  • 13. Горбоносый, длинноногий,

  • Великан ветвисторогий,

  • Ест траву, кустов побеги,

  • С ним тягаться трудно в беге.

  • Коль такого довелось

  • Встретите, знайте -это... (Лось)

  • Ученик. К 30 годам прошлого столетия лоси сохранились только в Смоленской и Брянской областях. Как ценное животное, лось был взят под охрану государства. Сегодня в России насчитывается 500 тыс. лосей.

  • Ведущий. А каких животных нашего брянского леса вы еще знаете?

  • Вот как много живет в лесу разных животных. И все мы должны заботиться и оберегать их.

  • - Почему мы должны охранять лес? (Это дом для животных.)

  • Ведущий. Бом-бом-бом!

  • Начинается погром.

  • Выезжаем на природу, сколько здесь в лесу народу!

  • Здесь костер и там костер,

  • Банки, склянки, всякий сор...

  • (У пенька сидит лягушонок и грустит.)

  • Фея. Что, случилось, лягушонок?

  • Лягушонок (вздыхает). Тут недавно были (начинает плакать)... они... они... обижали...

  • Ведущий. Ребята, лягушонок так расстроился, что не может говорить. Да вы, наверное, и сами догадались. Очевидно, здесь были те, кто не бережет природу. Но, дорогой лягушонок, я уверена, что эти ребята знают, как вести себя в лесу. Представьте, что вы оказались в лесу, где разбросано много мусора. А ведь в лесу живет много зверей и птиц. А это наносит им непоправимый вред. Ребята, а знает ли вы, как надо вести себя в лесу?

  • Правила поведения в природе.

  • ( Насекомые по очереди читают правила, знаки вывешиваются на доске.) Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

  • Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

  • Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

  • Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

  • Ветки дуба Ие ломай, никогда не забывай

  • Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!

  • Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!

  • Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

  • Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить.

  • Ты в лесу-всего лишь гость, здесь хозяин-дуб и лось.

  • Их покой побереги, ведь они нам - не враги!

Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек - будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба-скажет: «Ты -мой друг! Спасибо!»

Ведущий. А что обозначают эти знаки? (вывешиваются остальные знаки) Ведущий (обращаясь к лягушонку). Вот видишь: эти ребята настоящие друзья природы. Они знают, какую пользу приносят людям обитатели леса.

  1. ученик. Летучие мыши очищают местность от комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

  2. ученик. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги растений.

  3. ученик. За летний день корольки прилетают с кормом к гнезду 400 раз. Если сложить в одну линию насекомых, которых они съедают, то она растянется на километр.

  4. ученик. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

  5. ученик. Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2 лет, консервная банка -до ста лет, полиэтиленовый пакет- более 200 лет, стекло - более 1000 лет.

Лягушонок. Как приятно, что ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц и нас, лягушек. (Лягушонок садится на пенек.)

Появляется Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята!

Ведущий. Здравствуй, Незнайка! Ты что принес?

Незнайка. Я сочинил правила.

(дети исправляют ошибки)

1. Эй, послушайте, друзья! На деревья лезу я!
Буду с белками играть, буду сучья я срубать!
Если вдруг найду гнездо - разорю я и его!

Будет мне на обед из яиц этих омлет.

Ну а птицы - подождут, яйца новые снесут!

2. На своей тропинке встретил ты лягушку или жабу?
Бей ее скорей камнями и с дороги прогони!

Пусть страшилище уходит. Нечего ей больше делать! От нее ведь мало проку: только квакать и скакать!

3. В лес однажды я пошел и детеныша нашел,
Я домой его принес, чтобы он со мною рос.

Я ведь так его люблю! Я и маму заменю! Ну и что, что ждут его! Проживут и без него! Вырастет когда большой, в лес тогда и отпущу. Пусть тогда увидит маму, братьев и сестер.

4. На привале соберем ветки и иголки,
Палки, бревна принесем - заберем у волка.
Будем пламя разжигать, ставить кипятильник,
Ну, а мусор мы кидать будем в муравейник. Все бутылки раскидаем, банки к дереву поставим, Пусть облизывают звери, что мы с вами не доели. Нам не нужен мусор тут, пусть себе его берут!

Незнайка. Спасибо, ребята, за ваши советы. Я очень рад, что вы меня вовремя поправили и научили, как вести себя в лесу.

Ведущий. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Песенка защитников природы.

1. Если б только-только-только, Если б только на планете,

Если б только все земляне

Все живое берегли.

То наверно - верно - верно,

То возможно - можно - можно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели!

Припев:

А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!

А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!

А-а, одуванчики, розы,

А-а, колокольчики, мимозы,

А-а, и цветущий шар земной!

А-а, и цветущий шар земной!

2.И пускай у этой речки,

И пускай у этой рощи,

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичьих стай,

И запомни-помни-помни,

Что беречь природу надо,

Всем на этом белом свете

Ты как можешь, береги!

Игра «Это все мои друзья!»

Ведущий. День закончился, но впрок

Надо повторить урок!

Если я скажу про вас,

Отвечайте сейчас:

«Это я, это я, это все мои друзья!»

Не согласен - так кричи,

Всем ребятам сообщи:

«Это не я, это не я, это не мои друзья!»

  • Не развожу костров в лесу, берегу его красу! Это я...

  • Я люблю в лесу гулять, разные цветочки рвать! Это не я...

  • Любим мы в лесу шалить и кострища разводить! Это не я ...

  • С берега кидаем в реку то пакеты, то газеты! Это не я ...

  • Чтобы ягоды собрать, надо ветки обломать! Это не я ...

  • Молодые деревца мы посадим у крыльца! Это я ...

  • В выходной в лес идем, музыку с собой несем,

Чтобы вдоволь накричаться и на ветках покачаться! Это не я ...

Фея. Лес не только для нашей забавы, Он богатство нашей страны. Все деревья в нем, ягоды, травы, Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята! Где росток ты увидишь простой, Может вырасти дуб в три обхвата, Березняк иль малинник густой. А уж сколько орехов и ягод! Их, пожалуй, считать - не сочтешь! Будьте верными лесу, ребята, Ведь красивее мест не найдешь!

1 ученик. Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!

Отныне мы дети твои и друзья, Отныне мы вместе большая семья -Цветы и деревья, птицы и я!

2 ученик. Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с лугом,

Как ветер с морем, трава с дождями Как дружит солнце со всеми нами!

Песня «Если добрый ты».

Подведение итогов.

Ведущий. Наше путешествие завершено. Что интересного вы для себя открыли? Я надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, вы не забудете и станете настоящими друзьями природы.

Сегодня вы потрудились очень хорошо.

Фея вас благодарит и дарит вам свои сувениры.



© 2010-2022