«Ослабление Киевской Руси» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №3»

Г. Ивантеевки Московской области







ОТКРЫТЫЙ УРОК








Предмет ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Класс 3»А»

Дата урока 30.01.2012 г.

Тема урока «Ослабление Киевской Руси»

Учитель Засечкина Любовь Сергеевна


Тема урока: Ослабление Киевской Руси.

Цели урока:

  1. познакомить с причинами ослабления Киевской Руси;

  2. сформировать представление учащихся о жизни князей и крестьян в данный исторический период;

  3. развивать интерес к изучению истории;

  4. воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма.

Оборудование: иллюстрация храмов Древней Руси; детские рисунки, карта «Киевская Русь 12 в»; схема «Образование княжеств в Киевской Руси»; учебник; карточки с пословицами.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

На прошлой неделе мы познакомились с древнерусской культурой. Домашним заданием было запомнить элементы древнерусской культуры и достижения русского народа по этим направлениям.

Давайте проведем блиц-викторину «Найди правильный ответ». Я называю определение, а вы называете слово.

  1. Здание для богослужения, церковь.

(Храм - Архитектура)

  1. Погодная запись исторических событий.

(Летопись - Литература)

  1. Русская народная эпическая песня, сказание о богатырях.

(Былина - Устное народное творчество)

  1. Вид религиозного вида искусства -писание икон.

(Иконопись -Живопись)

  1. Мастерская для ручной ковки металла для подковывания лошадей.

(Кузница - Ремесло)

  1. Совокупность букв, располагаемых в установленном порядке, буквенный алфавит.

(Азбука - Письменность)

Учитель. В 863 году два ученых - братья Кирилл и Мефодий - отправились к славянам. Они перевели на славянский язык богослужебные книги и создали славянскую азбуку. С тех пор восточные славяне, а также болгары, македонцы и сербы пользуются алфавитом, который называется кириллица - в честь Кирилл. Оба славянских просветителя были причислены к лику святых. День Кирилла и Мефодия отмечается в православных странах как день славянской письменности.

Сценка «Откуда азбука пошла».

Ведущий. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать - славянка говорила с детьми еа родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошел в школу младший. Всё в школе казалось ему интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами.

Кирилл. А почему учитель все-время говорит по-гречески? Я слышал, он в лавке прекрасно разговаривал по-славянски?

Мефодий. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания - всё от греков.

Кирилл. А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. Как это? Вот я возьму и напишу слово «дом».

Мефодий. А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл. Так я придумаю!

Ведущий. В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель. Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента - латынь и греческий. Все другие языки - грубые и варварские, и писать на них нельзя.

Кирилл. Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.

Ведущий. Прошли годы. Младший брат учился очень прилежно и скоро стал самым прилежным учеником во всей школе. Его послали учиться дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте - создать азбуку для славян.

Кирилл. Мне нужна твоя помощь, Мефодий. Я еду на север, к славянам. Буду их учить.

Мефодий. Но как же ты собираешься это делать? Ведь нужны книги, а они все написаны по-гречески.

Кирилл. Я думал об этом и решил: надо составить азбуку. Там будут все буквы, какие нужны для нашего языка. А теперь надо перевести с греческого книги, как можно больше книг. Мне одному не справиться с этим трудным делом.

Мефодий. Конечно, я буду помогать тебе. Пусть будут у славян свои книги!

Ведущий. И браться отправились в славянские земли.


  1. Введение в тему. Объявление целей урока.

- Киевская Русь - замечательная страница истории нашей Родины. От Киевской Руси ведут начало своей истории русские, украинцы и белорусы.

- Назовите столицу Древней Руси.

Учитель показывает по карте расположение Киевской Руси, реки и моря, по которым она прошла.

- К началу 9 века на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги, ходившие через эту территорию путями «из варяг в греки» или «из варяг в персы», называли Русь Гардарикой - страной городов.

- Посмотрите на карту Киевской Руси в середине 12 века. Не правда ли, она напоминает лоскутное одеяло? Что обозначают эти «лоскутки»?

(Отдельные княжества)

- Назовите и покажите их.

(Дети поочередно выходят к карте и показывают Черниговское, Смоленское, Волынское, Галицкое, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Переяславское, Муромское, Рязанское, Новгородское княжества.)

- Сильными были Владимиро-Суздальское, Рязанское княжество, Новгородская земля. Почему? (Предположения детей.)

- А вот Киевское княжество утратило свое могущество. Почему?

- А вот почему одни княжества расцветали, а другие ослабевали, что и привело к ослаблению Киевской Руси в целом, вы узнаете сегодня на уроке.

(Хоровое чтение темы урока на доске.)

Ослабление Киевской Руси.


  1. Изучение нового материала.

1. Беседа о Киеве.

В 9 веке образовалось первое большое государство восточных славян - Киевская Русь. Столицей его был Киев.

Древний Киев.

Широкий Днепр катит свои могучие воды в Черное море. На его высоком обрывистом берегу стоит Киев. Грозно высятся стены и башни, ярко блестят на солнце золотые купола церквей. У пристани стоят суда.

Более 200 лет процветала Киевская Русь. Многого достигли люди русские за эти два века. А в середине 12 века раздробилось государство на отдельные княжества.

- Как известно, Рюрика пригласили княжить в Новгород. Его правнук, Владимир Красное солнышко, крестил Русь, будучи великим князем в Киеве. А сына своего, Ярослава Мудрого, отправил княжить в Новгород. Прошли годы, и Ярослав Мудрый сам стал великим киевским князем.

  1. Образование княжеств.

- Рассмотрим на схеме раздел земли Ярославом Мудрым.

В 1054 году умер Ярослав Мудрый, оставив после себя пятерых сыновей. (сын Владимир умер еще при жизни отца). Между ними и внуком Ростиславом Владимировичем князь и разделил Русскую землю, за исключением Полоцкого княжества, отошедшего потомству его старшего брата - Изяслава Владимировича. Важнейшие города, Киев и Новгород, попали в руки старшего из Ярославичей - Изяслава, который, таким образом, полностью контролировал путь «из варяг в греки». Второму сыну, Святославу, достались Черниговщина и прилегавшая к ней с северо-востока Муромо - Рязанская земля. Третьему, Всеволоду, отошли Переяславль и далекая северо-восточная окраина - Суздальская земля. Вячеслав получил Смоленск, а Игорь - Владимир-Волынский. Осиротелому внуку Ростиславу был выделен Ростовский удел.

Вывод.

Раздел земли происходил среди родственников князей. Князья вели хозяйство так, чтобы ничего не покупать на стороне. Каждый маленький удел замыкался в себе. Ярослав завещал своим сыновьям любить друг друга и жить между собой в мире. Однако очень скоро сыновья забыли советы отца, и уже в княжестве Изяслава начался ряд междоусобных войн. Полоса княжеских междоусобиц, наступившая после смерти Ярослава Мудрого, продолжалась сто с лишним лет и привела к образованию на Руси системы нескольких самостоятельных княжеств.


  1. Причины ослабления Киевской Руси.

- Назовите первую причину ослабления Руси (Княжеские междоусобицы.)

- Что произошло с русскими землями, как княжили князья?

(Вся русская земля, которая ранее считалась единым владением всего княжеского дома, была поделена на «отчины», и каждый из князей самостоятельно владел доставшимся ему уделом. Старшим был великий князь, он получал дань с удельных князей, но не был для них «государем». Его не всегда и не во всем слушались, тем более, что он сам не мог быть одинаково справедливым ко всем удельным князьям: одному оказывал свое предпочтение, другого обижал без каких-либо оснований и т.д.)

Учитель. После смерти великого князя на его место «садился» не его старший сын, а старший в роду между князьями. Его освободившийся удел доставался опять таки не его старшему сыну, а следующему по старшинству среди остальных князей. Таким образом, князья не закреплялись навсегда в своих городах - уделах, а со временем переходили в другие, более богатые земли. Такие переходы не могли не порождать всевозможные интриги, ссоры и часто заканчивались всевозможными столкновениями.

- А как вы думаете, как на это реагировал народ? (ответы - предположения)

- Народ не мешал князьям ссориться, так рассуждая:

Чем больше князья будут заняты ссорами, тем меньше будут заниматься нашими делами. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не рубило головы.

- Князья женились, по тогдашнему обычаю, рано, детей у них было много, так что князей на Руси все прибавлялось. Скоро чуть ли не на каждый город приходилось по князю, а городов на Русской земле было уже немало. Чем больше становилось князей, тем больше разводилось усобиц. Думали князья не о благе земском, а о том, как добыть себе стол великокняжеский или завладеть городом, который побогаче.

Вывод: На всём протяжении второй половины 11 и начала 12 столетия мы наблюдаем непрерывную борьбу между князьями, ведущую к постепенному обособлению земель и разделению Киевской Руси на «отчины», которые все больше превращались в самостоятельные государства.

4. Работа по учебнику (1-й абзац, 2-й абзац).

- Как жили крестьяне в этот период?

- Чем они занимались?

- Как они получали полотно для одежды?

(Ответы детей с опорой на знания, иллюстрации учебника).

5. Работа с карточками «Сложи пословицу».

На партах детей карточки, на которых слева - начало пословицы, справа - конец. (Части пословиц находятся не по порядку.). Необходимо соединить их в пословицу. Поочередно дети читают получившиеся пословицы. - О чем эти пословицы? (О дружбе.) - В чем сила дружбы? (В непобедимости.)

  1. Итог урока.

- Назовите период ослабления Руси. - С чем это было связано? Назовите причины. - Какой урок можно извлечь из этого исторического момента а развитии нашего государства?
История не просто интересна, она и поучительна. Анализируя ошибки прошлого, мы стараемся не делать их в настоящем. - А что дальше происходило из-за ослабления Киевской Руси, мы узнаем на следующем уроке. Домашнее задание: с.24-25, вопросы.











Самоанализ урока.

Характеристика класса. В классе 28 человек. Уровень развития и работоспособность - средние. Активных детей -10 человек. Это Пащенко Максим, Коновалов Григорий, Манеров Алексей, Зверев Данила, Кулигина Анна, Смирнова Софья, Никитина Анна, Курбатская Анна, Басик Антонина, Комаров Виталий. Эти дети с грамотной речью, организованны, внимательны. Есть в классе и слабые дети. Их 6 человек. Это Мягков Максим, Отчерцов Лев, Почекпа Сергей, Костикова Маша, Смирнов Филипп, Анисимов Егор. Их речь развита слабо, внимание рассеянное. Остальные дети имеют среднюю работоспособность.

Тема урока: «Ослабление Киевской Руси». Цель урока: познакомить с причинами ослабления Киевской Руси, сформировать представление учащихся о жизни князей и крестьян в данный исторический период, развивать интерес к истории, воспитывать чувство ответственности и долга в своем коллективе.
Оборудование урока: учебник по окружающему миру, карта «Раздробленность Руси в 12-13 веках», детские рисунки, иллюстрации храмов Киевской Руси, схема-таблица «Образование княжеств в Киевской Руси», карточки с пословицами.
Тип урока: изучение нового материала. Виды работы: чтение учителем, рассказ учителя, самостоятельное чтение, работа с картой, инсценирование, индивидуальная работа (по парам). Технологии: - развивающее обучение по системе Л.В.Занкова; - здоровьесберегающие (физминутка, доброжелательная атмосфера на уроке, смена видов деятельности учащихся); - информационно-коммуникативные (словарь, дополнительный материал); - интегрированная (связь с литературным чтением, изобразительным искусством). Формы работы: фронтальная, самостоятельная, коллективная, индивидуальная. Методы работы: Словесные методы: - рассказ учителя - беседа (вопрос-ответ) - инсценирование - словарная работа Наглядные методы: - иллюстрации, рисунки; - карта Киевской Руси 12-13 вв; - схема-таблица. Вывод: Все поставленные цели урока были выполнены. Дети усвоили новый материал Обстановка на уроке доброжелательная.

© 2010-2022