- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка обучающего семинара для преподавателей на тему «Конструирование урока»
Разработка обучающего семинара для преподавателей на тему «Конструирование урока»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Клесова Ю.А. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработка обучающего семинара для преподавателей ГБПОУ Краснодарского края
«Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»
Тема: Конструирование урока Цель: изучение теоретических оснований для построения урока с учётом его типа, современных требований к нему. Задачи:
- Сформировать представление педагогического коллектива о механизме конструирования урока.
- Изучить требования к современному уроку, типологию урока, структурные компоненты урока.
- Обучить членов педагогического коллектива умению строить урок с учётом его типа, определять структурный компонент урока (этап) по его содержанию.
- Развивать умение членов педагогического коллектива аргументировать и доказывать свое мнение.
- Воспитывать личностные качества членов педагогического коллектива: внимательности, добросовестности, уверенности, трудолюбия, работоспособности, активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, интуиции, сообразительности, самостоятельности.
- На слайде представлена тема семинара - «Конструирование урока», цитата к теме: «Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке» (Скаткин М.).
- Подготовлены рабочие места для работы творческих групп.
- Раздаточный материал участникам каждой группы для практических заданий.
Ход семинара
Информационно-теоретическая часть. Учебная деятельность преподавателя и обучающихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Требования к современному уроку
(по Поташнику М.М.)
- Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.
- Учет реальных учебных возможностей студентов, учебной группы, уровня их воспитанности, уровня сформированности коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов студентов.
- Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания, развития
Триединая задача урока
Образовательная
Воспитательная
Развивающая
вооружить системой знаний, умений и навыков
формировать научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения
развивать познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности
- Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.
- Концентрация внимания студентов на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью; широкое использование межпредметных связей.
- Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса.
- Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания методов обучения, методов стимулирования у студентов познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов.
- Сочетание общегрупповых форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными.
- Осуществление дифференцированного подхода к студентам с акцентом на применение мер дифференцированной помощи студентам с разноуровневой подготовкой.
- Формирование у всех студентов осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке.
- Общение со студентами на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности студента, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого преподавателя.
- Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).
- Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
- Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки студентов; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий.
- Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.
- Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке результатов образования, воспитания, развития студентов, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.
Типология уроков Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
Типы уроков 1. Уроки изучения нового учебного материала; 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков; 3. Уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; 4. Комбинированные уроки; 5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Основные компоненты современного урока
Структура урока Под структурой урока понимают совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Набор структурных элементов учебного занятия
№ п/п
Этапы
Дидактические задачи
Показатели реального результата решения задачи
1
Организация начала занятия
Подготовка студентов к работе на занятии
Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2
Проверка выполнения домашнего задания
Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми студентами
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3
Подготовка к основному этапу занятия
Обеспечение мотивации и принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4
Усвоение новых знаний и способов действий
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Активные действия студентов с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у студентов.
6
Закрепление знаний и способов действий
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7
Обобщение и систематизация знаний
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей
Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематизации, выявление внутрипредметных и межкурсовых связей.
8
Контроль и самопроверка знаний
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.
9
Подведение итогов занятия
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Адекватность самооценки студента, оценки преподавателя. Получение студентами информации о реальных результатах учения.
10
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами в соответствии с актуальным уровнем их развития. Преподаватель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов. Групповая работа по заданиям Практическое задание для групп № 1 (приложение № 1, образец № 1)
Опираясь на структурные элементы урока, представленные в таблице, сконструируйте уроки различных типов (указывать только номера структурного элемента)
Конструирование уроков различного типа
Урок изучения нового материала:
-
Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности студентов.
-
Указание на то, что студенты должны запомнить.
-
Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
-
Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.).
-
Первичное закрепление под руководством преподавателя посредством прямого повторения, частичных выводов.
-
Контроль результатов первичного запоминания.
-
Регулярное повторение через короткие, а затем длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.
-
Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.
-
Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:
-
Сообщение студентам цели предстоящей работы.
-
Воспроизведение студентами ЗУНов, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
-
Выполнение студентами различных заданий, задач, упражнений.
-
Проверка выполненных работ.
-
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
-
Задание на дом (если это необходимо).
Урок формирования умений и навыков:
-
Постановка цели урока.
-
Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
-
Проведение проверочных упражнений.
-
Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.
-
Упражнения на их освоение.
-
Упражнения на их закрепление.
-
Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.
-
Упражнения на перенос в сходную ситуацию.
-
Упражнения творческого характера.
-
Итог урока.
-
Задание на дом.
Урок применения знаний, умений и навыков:
-
Организация начала урока (психологический настрой студентов).
-
Сообщение темы урока и его задач.
-
Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.
-
Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии.
-
Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях.
-
Творческое применение знаний и умений.
-
Упражнение по отработке навыков.
-
Домашнее задание.
-
Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Урок повторения:
-
Организация начала урока.
-
Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
-
Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности.
-
Подведение итогов повторения, проверка результатов работы на уроке.
-
Задание на дом.
Повторительно-обобщающий урок:
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока.
-
Выполнение студентами индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений.
-
Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).
-
Формулирование выводов по изученному материалу.
-
Оценка результатов урока.
-
Подведение итогов.
-
Задание на дом (не всегда).
Урок контроля и коррекции:
-
Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку.
-
Постановка задач урока. Преподаватель сообщает студентам, какой материал он будет проверять или контролировать. Напоминает, чтобы студенты обязательно сами проверили работы.
-
Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого студента.
-
Подведение итогов урока. Преподаватель выбирает хорошие работы студентов, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками.
-
Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
-
Организация начала урока.
-
Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
-
Подготовка студентов к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений.
-
Изучение нового материала, в том числе и объяснение.
-
Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
-
Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.
-
Подведение итогов и результатов урока.
-
Задание на дом.
-
Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика (заполнить таблицу)
Структурные элементы урока
Каждый элемент урока можно охарактеризовать с точки зрения:
-
Дидактической задачи этапа.
-
Содержания этапа.
-
Условий достижения положительных результатов.
-
Показателей выполнения дидактических задач урока.
-
Требований к реализации дидактической задачи урока.
-
Способов активизации на уроке.
-
Ошибки, допускаемые при реализации задачи урока.
I. Организационный этап
-
Дидактическая задача этапа - подготовить студентов к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
-
Содержание этапа - взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния аудитории; проверка подготовленности студентов к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
-
Условия достижения положительных результатов - требовательность, собранность преподавателя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока - кратковременность организационного момента; полная готовность группы к работе; быстрое включение студентов в деловой ритм; организация внимания всех студентов.
-
Требования к реализации дидактической задачи урока - кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности студентов, ее целенаправленность.
-
Способы активизации на уроке - запись на доске цели урока. Сообщение о готовности группы к работе.
- Ошибки, допускаемые при реализации - нет единства требований к студентам; не стимулируется их познавательная активность.
II. Этап всесторонней проверки домашнего задания
-
Дидактическая задача этапа - установить правильность и осознанность выполнения всеми студентами домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
-
Содержание этапа - выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
-
Условия достижения положительных результатов - оперативность преподавателя, целевая направленность его деятельности; использование преподавателем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства студентов группы
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока - возможность преподавателя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства студентов и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного студентами на дом.
-
Требования - оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий
-
Способы активизации на уроке - использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания студентам
-
Ошибки, допускаемые при реализации - однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей студентов и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий .
III. Этап всесторонней проверки ЗУН
-
Дидактическая задача этапа - глубоко и всесторонне проверить знания студентов, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и всю группу к овладению рациональными приемами учения и самообразования.
-
Содержание этапа - проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления студентов; проверка степени сформированности умений и навыков; комментирование отчетов студентов; оценка ЗУН.
-
Условия достижения положительных результатов - использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всей группы на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех студентов к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой студентами на данном этапе.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока - проверка преподавателем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всей группы в ходе проверки знаний отдельных студентов.
-
Требования к ЗУН - обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности студентов. Привлечение студентов к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа.
-
Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН - слабая активизация студентов в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок.
IV. Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала
-
Дидактическая задача этапа - организовать и направить к цели познавательную деятельность студентов.
-
Содержание этапа - сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед студентами учебной проблемы.
-
Условия достижения положительных результатов - предварительная формулировка преподавателем цели, оценка значимости для студентов нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане умение преподавателя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать студентам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения студентам цели на различных уроках.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока - активность познавательной деятельности студентов на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание студентами практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)
V. Этап усвоения новых знаний
-
Дидактическая задача этапа - дать студентам конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от студентов восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.
-
Содержание этапа - организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала студентами.
-
Условия достижения положительных результатов - использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; фиксация на них внимания студентов. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед студентами проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний студентов; словарная работа.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока - правильность ответов и действий студентов в процессе беседы и активное участие группы в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний студентами на последующих этапах обучения.
-
Требования - четкая постановка перед студентами задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала.
-
Способы активизации на уроке - использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности.
-
Ошибки, допускаемые при реализации - нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для студентов уровень изложения.
VI. Этап проверки понимания студентами нового материала
-
Дидактическая задача этапа - установить, усвоили или нет студенты связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
-
Содержание этапа - проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
-
Условия достижения положительных результатов - постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности студентов; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение преподавателя к группе с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ студента, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании студентами нового материала.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока - преподаватель спрашивает средних и слабых студентов, группа привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки преподаватель добивается устранения пробелов в понимании студентами нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних студентов.
VII. Этап закрепления нового материала
-
Дидактическая задача этапа - закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.
-
Содержание этапа - закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа студента при очередной проверке знаний.
-
Условия достижения положительных результатов - выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока - умение студентов соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.
-
Требования к реализации поставленной задачи - доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность студентов при этом. Оказание студентам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий.
-
Способы активизации на уроке - разнообразие заданий, их практическая направленность.
-
Ошибки, допускаемые при реализации - вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. Упор делается не на главном.
VIII. Этап информирования студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
-
Дидактическая задача этапа - сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.
-
Содержание этапа - информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания студентами содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.
-
Условия достижения положительных результатов - спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.
-
Показатели выполнения дидактической задачи урока - правильное выполнение домашнего задания всеми студентами.
-
Требования к реализации дидактической задачи урока - оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.
-
Способы активизациции на уроке - дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).
-
Ошибки, допускаемые при реализации - информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения
IX. Подведение итогов урока
-
Дидактическая задача этапа - проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
-
Содержание этапа - самооценка и оценка работы группы и отдельных студентов. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
-
Условия достижения положительных результатов - четкость, лаконичность, максимум участия студентов в оценке своей работы.
-
Требования - адекватность самооценки студентов и оценки преподавателя. Осознание студентами значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.
-
Дополнительная активизация - использование алгоритма оценки работы группы, преподавателя и отдельных студентов. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
-
Ошибки - скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.
Групповая работа по заданиям Практическое задание для групп № 3 (приложение № 1, образец № 3)
Напишите краткий конспект урока по выбранной Вами теме (схема конспекта прилагается)
Недостатки сложившейся практики урока
- Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока; противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.
- Слабое знание личности студента и групповых коллективов и как следствие этого: уроки-близнецы в разных учебных группах, невозможность опираться на особенности студентов, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях.
- Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования (без задач психического развития), некомплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке).
- Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.
- Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.
- Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.
- Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
- Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке.
- Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала).
- Пассивная позиция части студентов в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы (кружки, факультативы и т.п.).
- Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений преподавателя и студентов в повышении качества обучения.
- Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование.
- Недооценка гигиенических и эстетических условий обучения.
- Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка студентов домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
- Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого - формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.
- Эпизодический характер самоанализа, его упрощенный характер без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.
Рефлексивный анализ семинара. Оценивается эффективность, актуальность, действенность семинара на основании обобщения информации по результатам анкетирования участников по завершении коллективной деятельности (приложение № 1, образец № 4).
Литература
- Безрукова, В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В.С.Безрукова. - М.: Сентябрь, 2004. - 160 с.
- Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока / В.Безрукова // Директор школы. - 2004. - № 2. - С. 33 - 37.
- Гузеев, В.В. Инструменты преподавания как основа образовательных технологий / В.В.Гузеев // Библиотека журнала "Директор школы", 2005.
- Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. - 2005. - № 7.
- Древс, У. Организация урока (в вопросах и ответах) / У.Древс, Э.Фурман. - М., 1984.
- Искакова, Г.Н. Из опыта внутришкольного повышения квалификации: общедоступные требования к проведению уроков / Г.Н.Искакова // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 2. - С. 21-32.
- Каминский, В.Ю. Использование общеобразовательных технологий в учебном процессе / В.Ю.Каминский // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 3. - С. 4 - 14.
- Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. - Директор школы. - 2005. - № 2. - С. 49 - 51.
- Конаржевский, Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю.А.Конаржевский // Псков: ПОИПКРО, 1996. - 440 с.
- Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 1. - С. 96 - 109.
- Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 1. - С 83 - 88.
- Лукьянова, М.И. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно-ориентированного урока / М.И.Лукьянова, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. - 2006. - № 2. - С. 22 - 34.
- Степаненков, Н.К. Методология современных педагогических систем и технологий / Н.К.Степаненков // Адукацыя і выхаванне. - 2005. - № 2. - С. 60 - 66.
- Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. - 2006. - № 1. - С. 16 - 35.
Приложение № 1
Тема:
«Конструирование урока»
Образец 1
Набор структурных элементов учебного занятия
№ п/п
Этапы
Дидактические задачи
Показатели реального результата решения задачи
1
Организация начала занятия
Подготовка студентов к работе на занятии
Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2
Проверка выполнения домашнего задания
Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми студентами
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3
Подготовка к основному этапу занятия
Обеспечение мотивации и принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4
Усвоение новых знаний и способов действий
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Активные действия студентов с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у студентов.
6
Закрепление знаний и способов действий
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7
Обобщение и систематизация знаний
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей
Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематизации, выявление внутрипредметных и межкурсовых связей.
8
Контроль и самопроверка знаний
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.
9
Подведение итогов занятия
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Адекватность самооценки студента, оценки преподавателя. Получение студентами информации о реальных результатах учения.
10
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Опираясь на структурные элементы урока, представленные в таблице, сконструируйте уроки различных типов (указывайте только номера структурного элемента)
-
Урок изучения нового материала:
-
Урок совершенствования ЗУНов:
-
Урок комбинированный:
-
Урок обобщения и систематизации знаний:
-
Урок проверки, оценки и коррекции знаний:
Образец 2
Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика
Элементы структуры урока
Этапы деятельности ученика
Возникновение интереса к учению
Усвоение знаний
Овладение общими пон6ятиями и суждениями
Упражнение
Контроль
Самоконтроль
Осознание адекватности самооценки ученика и адекватности учителя
Образец 3
Лабораторная работа
Тема: Проектирование урока усвоения новых знаний. Цель: спроектировать урок усвоения новых знаний для конкретной темы предмета "____________" Тема урока: ___________________________________________________ 2. Напишите краткий конспект урока по выбранной Вами теме. Урок усвоения новых знаний. I. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. (На какой социальный опыт учащихся будет опираться изучение темы? Какие вопросы будут заданы учащимся в начале урока, которые помогут им усвоить тему?) II. Мотивация учебной деятельности. (Как, с помощью чего заинтересовать учащихся, вызвать у них потребность в изучении избранной темы?) III. Сообщение темы, целей урока. (Какие цели следует сообщить учащимся?) IV. Восприятие и первичное осознание нового материала. (Какой новый материал будет сообщен учащимся: его содержание, методы, средства, формы усвоения) V. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале и раскрытие внутренней сущности изучаемых явлений. (Какие причинно-следственные связи будут устанавливаться? Что и с чем будет сравниваться, сопоставляться? Какие будут перед учащимися поставлены проблемы, познавательные задачи? На какие существенные признаки явлений, предметов будет обращаться внимание?) VI. Обобщение и систематизация знаний. (Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств определенного класса предметов, переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Систематизация заключается в распределении предметов и явлений по группам и подгруппам в зависимости от того, чем они похожи и чем отличаются) VII. Подведение итогов урока. (Продолжите фразу: "Итак, мы сегодня с вами на уроке…") VIII. Сообщение домашнего задания.
Образец 4
Уважаемый участник семинара!
Просим Вас оценить нашу работу по 5-балльной шкале.
-
Практичность.
1
2
3
4
5
-
Доступность.
1
2
3
4
5
-
Научность.
1
2
3
4
5
-
Актуальность.
1
2
3
4
5
-
Насыщенность и глубина содержания.
1
2
3
4
5
-
Активизация внимания.
1
2
3
4
5
-
Отметка организаторам педсовета
1
2
3
4
5
Благодарим за участие в семинаре!