Разработка обучающего семинара для преподавателей на тему «Конструирование урока»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка обучающего семинара для преподавателей ГБПОУ Краснодарского края

«Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»

Тема: Конструирование урока Цель: изучение теоретических оснований для построения урока с учётом его типа, современных требований к нему. Задачи:

  1. Сформировать представление педагогического коллектива о механизме конструирования урока.
  2. Изучить требования к современному уроку, типологию урока, структурные компоненты урока.
  3. Обучить членов педагогического коллектива умению строить урок с учётом его типа, определять структурный компонент урока (этап) по его содержанию.
  4. Развивать умение членов педагогического коллектива аргументировать и доказывать свое мнение.
  5. Воспитывать личностные качества членов педагогического коллектива: внимательности, добросовестности, уверенности, трудолюбия, работоспособности, активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, интуиции, сообразительности, самостоятельности.
Форма проведения: семинар-практикум. Участники: администрация и педагоги ГБПОУ КК «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж». Оформление семинара:
  1. На слайде представлена тема семинара - «Конструирование урока», цитата к теме: «Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке» (Скаткин М.).
  2. Подготовлены рабочие места для работы творческих групп.
  3. Раздаточный материал участникам каждой группы для практических заданий.

Ход семинара

Информационно-теоретическая часть. Учебная деятельность преподавателя и обучающихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.


Требования к современному уроку

(по Поташнику М.М.)

  1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.
  2. Учет реальных учебных возможностей студентов, учебной группы, уровня их воспитанности, уровня сформированности коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов студентов.
  3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания, развития

Триединая задача урока

Разработка обучающего семинара для преподавателей на тему «Конструирование урока»Разработка обучающего семинара для преподавателей на тему «Конструирование урока»

Разработка обучающего семинара для преподавателей на тему «Конструирование урока»

Образовательная

Воспитательная

Развивающая

Разработка обучающего семинара для преподавателей на тему «Конструирование урока»Разработка обучающего семинара для преподавателей на тему «Конструирование урока»Разработка обучающего семинара для преподавателей на тему «Конструирование урока»


вооружить системой знаний, умений и навыков

формировать научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения

развивать познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности







  1. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.
  2. Концентрация внимания студентов на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью; широкое использование межпредметных связей.
  3. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса.
  4. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания методов обучения, методов стимулирования у студентов познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов.
  5. Сочетание общегрупповых форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными.
  6. Осуществление дифференцированного подхода к студентам с акцентом на применение мер дифференцированной помощи студентам с разноуровневой подготовкой.
  7. Формирование у всех студентов осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке.
  8. Общение со студентами на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности студента, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого преподавателя.
  9. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).
  10. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
  11. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки студентов; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий.
  12. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.
  13. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке результатов образования, воспитания, развития студентов, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

Типология уроков Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

Типы уроков 1. Уроки изучения нового учебного материала; 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков; 3. Уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; 4. Комбинированные уроки; 5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Основные компоненты современного урока

Разработка обучающего семинара для преподавателей на тему «Конструирование урока»



Структура урока Под структурой урока понимают совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Набор структурных элементов учебного занятия


№ п/п

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1

Организация начала занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми студентами

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия студентов с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у студентов.

6

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематизации, выявление внутрипредметных и межкурсовых связей.

8

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.

9

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки студента, оценки преподавателя. Получение студентами информации о реальных результатах учения.

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами в соответствии с актуальным уровнем их развития. Преподаватель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов. Групповая работа по заданиям Практическое задание для групп № 1 (приложение № 1, образец № 1)

Опираясь на структурные элементы урока, представленные в таблице, сконструируйте уроки различных типов (указывать только номера структурного элемента)

Конструирование уроков различного типа

Урок изучения нового материала:

  1. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности студентов.

  2. Указание на то, что студенты должны запомнить.

  3. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

  4. Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.).

  5. Первичное закрепление под руководством преподавателя посредством прямого повторения, частичных выводов.

  6. Контроль результатов первичного запоминания.

  7. Регулярное повторение через короткие, а затем длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.

  8. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

  9. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  1. Сообщение студентам цели предстоящей работы.

  2. Воспроизведение студентами ЗУНов, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

  3. Выполнение студентами различных заданий, задач, упражнений.

  4. Проверка выполненных работ.

  5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  6. Задание на дом (если это необходимо).

Урок формирования умений и навыков:

  1. Постановка цели урока.

  2. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

  3. Проведение проверочных упражнений.

  4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

  5. Упражнения на их освоение.

  6. Упражнения на их закрепление.

  7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.

  8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.

  9. Упражнения творческого характера.

  10. Итог урока.

  11. Задание на дом.

Урок применения знаний, умений и навыков:

  1. Организация начала урока (психологический настрой студентов).

  2. Сообщение темы урока и его задач.

  3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

  4. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии.

  5. Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях.

  6. Творческое применение знаний и умений.

  7. Упражнение по отработке навыков.

  8. Домашнее задание.

  9. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Урок повторения:

  1. Организация начала урока.

  2. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

  3. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности.

  4. Подведение итогов повторения, проверка результатов работы на уроке.

  5. Задание на дом.

Повторительно-обобщающий урок:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока.

  3. Выполнение студентами индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений.

  4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

  5. Формулирование выводов по изученному материалу.

  6. Оценка результатов урока.

  7. Подведение итогов.

  8. Задание на дом (не всегда).

Урок контроля и коррекции:

  1. Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку.

  2. Постановка задач урока. Преподаватель сообщает студентам, какой материал он будет проверять или контролировать. Напоминает, чтобы студенты обязательно сами проверили работы.

  3. Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого студента.

  4. Подведение итогов урока. Преподаватель выбирает хорошие работы студентов, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками.

  5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.


Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  1. Организация начала урока.

  2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.

  3. Подготовка студентов к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений.

  4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение.

  5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

  6. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

  7. Подведение итогов и результатов урока.

  8. Задание на дом.

  9. Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Групповая работа по заданиям Практическое задание для групп № 2 (приложение № 1, образец № 2)

Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика (заполнить таблицу)


Структурные элементы урока

Каждый элемент урока можно охарактеризовать с точки зрения:

  1. Дидактической задачи этапа.

  2. Содержания этапа.

  3. Условий достижения положительных результатов.

  4. Показателей выполнения дидактических задач урока.

  5. Требований к реализации дидактической задачи урока.

  6. Способов активизации на уроке.

  7. Ошибки, допускаемые при реализации задачи урока.

I. Организационный этап

  1. Дидактическая задача этапа - подготовить студентов к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

  2. Содержание этапа - взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния аудитории; проверка подготовленности студентов к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

  3. Условия достижения положительных результатов - требовательность, собранность преподавателя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока - кратковременность организационного момента; полная готовность группы к работе; быстрое включение студентов в деловой ритм; организация внимания всех студентов.

  5. Требования к реализации дидактической задачи урока - кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности студентов, ее целенаправленность.

  6. Способы активизации на уроке - запись на доске цели урока. Сообщение о готовности группы к работе.

  7. Ошибки, допускаемые при реализации - нет единства требований к студентам; не стимулируется их познавательная активность.

II. Этап всесторонней проверки домашнего задания

  1. Дидактическая задача этапа - установить правильность и осознанность выполнения всеми студентами домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

  2. Содержание этапа - выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

  3. Условия достижения положительных результатов - оперативность преподавателя, целевая направленность его деятельности; использование преподавателем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства студентов группы

  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока - возможность преподавателя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства студентов и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного студентами на дом.

  5. Требования - оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий

  6. Способы активизации на уроке - использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания студентам

  7. Ошибки, допускаемые при реализации - однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей студентов и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий .

III. Этап всесторонней проверки ЗУН

  1. Дидактическая задача этапа - глубоко и всесторонне проверить знания студентов, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и всю группу к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

  2. Содержание этапа - проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления студентов; проверка степени сформированности умений и навыков; комментирование отчетов студентов; оценка ЗУН.

  3. Условия достижения положительных результатов - использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всей группы на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех студентов к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой студентами на данном этапе.

  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока - проверка преподавателем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всей группы в ходе проверки знаний отдельных студентов.

  5. Требования к ЗУН - обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности студентов. Привлечение студентов к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа.

  6. Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН - слабая активизация студентов в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок.

IV. Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала

  1. Дидактическая задача этапа - организовать и направить к цели познавательную деятельность студентов.

  2. Содержание этапа - сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед студентами учебной проблемы.

  3. Условия достижения положительных результатов - предварительная формулировка преподавателем цели, оценка значимости для студентов нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане умение преподавателя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать студентам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения студентам цели на различных уроках.

  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока - активность познавательной деятельности студентов на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание студентами практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

V. Этап усвоения новых знаний

  1. Дидактическая задача этапа - дать студентам конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от студентов восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.

  2. Содержание этапа - организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала студентами.

  3. Условия достижения положительных результатов - использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; фиксация на них внимания студентов. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед студентами проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний студентов; словарная работа.

  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока - правильность ответов и действий студентов в процессе беседы и активное участие группы в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний студентами на последующих этапах обучения.

  5. Требования - четкая постановка перед студентами задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала.

  6. Способы активизации на уроке - использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности.

  7. Ошибки, допускаемые при реализации - нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для студентов уровень изложения.

VI. Этап проверки понимания студентами нового материала

  1. Дидактическая задача этапа - установить, усвоили или нет студенты связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

  2. Содержание этапа - проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

  3. Условия достижения положительных результатов - постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности студентов; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение преподавателя к группе с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ студента, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании студентами нового материала.

  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока - преподаватель спрашивает средних и слабых студентов, группа привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки преподаватель добивается устранения пробелов в понимании студентами нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних студентов.

VII. Этап закрепления нового материала

  1. Дидактическая задача этапа - закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

  2. Содержание этапа - закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа студента при очередной проверке знаний.

  3. Условия достижения положительных результатов - выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний.

  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока - умение студентов соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.

  5. Требования к реализации поставленной задачи - доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность студентов при этом. Оказание студентам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий.

  6. Способы активизации на уроке - разнообразие заданий, их практическая направленность.

  7. Ошибки, допускаемые при реализации - вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. Упор делается не на главном.

VIII. Этап информирования студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Дидактическая задача этапа - сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

  2. Содержание этапа - информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания студентами содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.

  3. Условия достижения положительных результатов - спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.

  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока - правильное выполнение домашнего задания всеми студентами.

  5. Требования к реализации дидактической задачи урока - оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.

  6. Способы активизациции на уроке - дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).

  7. Ошибки, допускаемые при реализации - информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения

IX. Подведение итогов урока

  1. Дидактическая задача этапа - проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

  2. Содержание этапа - самооценка и оценка работы группы и отдельных студентов. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

  3. Условия достижения положительных результатов - четкость, лаконичность, максимум участия студентов в оценке своей работы.

  4. Требования - адекватность самооценки студентов и оценки преподавателя. Осознание студентами значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

  5. Дополнительная активизация - использование алгоритма оценки работы группы, преподавателя и отдельных студентов. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.

  6. Ошибки - скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.


Групповая работа по заданиям Практическое задание для групп № 3 (приложение № 1, образец № 3)

Напишите краткий конспект урока по выбранной Вами теме (схема конспекта прилагается)


Недостатки сложившейся практики урока

  • Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока; противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.
  • Слабое знание личности студента и групповых коллективов и как следствие этого: уроки-близнецы в разных учебных группах, невозможность опираться на особенности студентов, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях.
  • Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования (без задач психического развития), некомплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке).
  • Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.
  • Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.
  • Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.
  • Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
  • Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке.
  • Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала).
  • Пассивная позиция части студентов в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы (кружки, факультативы и т.п.).
  • Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений преподавателя и студентов в повышении качества обучения.
  • Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование.
  • Недооценка гигиенических и эстетических условий обучения.
  • Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка студентов домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
  • Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого - формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.
  • Эпизодический характер самоанализа, его упрощенный характер без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.

Рефлексивный анализ семинара. Оценивается эффективность, актуальность, действенность семинара на основании обобщения информации по результатам анкетирования участников по завершении коллективной деятельности (приложение № 1, образец № 4).




Литература

  1. Безрукова, В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В.С.Безрукова. - М.: Сентябрь, 2004. - 160 с.
  2. Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока / В.Безрукова // Директор школы. - 2004. - № 2. - С. 33 - 37.
  3. Гузеев, В.В. Инструменты преподавания как основа образовательных технологий / В.В.Гузеев // Библиотека журнала "Директор школы", 2005.
  4. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. - 2005. - № 7.
  5. Древс, У. Организация урока (в вопросах и ответах) / У.Древс, Э.Фурман. - М., 1984.
  6. Искакова, Г.Н. Из опыта внутришкольного повышения квалификации: общедоступные требования к проведению уроков / Г.Н.Искакова // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 2. - С. 21-32.
  7. Каминский, В.Ю. Использование общеобразовательных технологий в учебном процессе / В.Ю.Каминский // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 3. - С. 4 - 14.
  8. Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. - Директор школы. - 2005. - № 2. - С. 49 - 51.
  9. Конаржевский, Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю.А.Конаржевский // Псков: ПОИПКРО, 1996. - 440 с.
  10. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 1. - С. 96 - 109.
  11. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 1. - С 83 - 88.
  12. Лукьянова, М.И. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно-ориентированного урока / М.И.Лукьянова, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. - 2006. - № 2. - С. 22 - 34.
  13. Степаненков, Н.К. Методология современных педагогических систем и технологий / Н.К.Степаненков // Адукацыя і выхаванне. - 2005. - № 2. - С. 60 - 66.
  14. Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. - 2006. - № 1. - С. 16 - 35.
15. Дидактические материалы к конструированию и анализу урока. hosting.ulstu.ru.






















Приложение № 1


Тема:

«Конструирование урока»




















Образец 1


Набор структурных элементов учебного занятия


№ п/п

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1

Организация начала занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми студентами

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия студентов с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у студентов.

6

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематизации, выявление внутрипредметных и межкурсовых связей.

8

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.

9

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки студента, оценки преподавателя. Получение студентами информации о реальных результатах учения.

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами в соответствии с актуальным уровнем их развития.


Опираясь на структурные элементы урока, представленные в таблице, сконструируйте уроки различных типов (указывайте только номера структурного элемента)


  1. Урок изучения нового материала:

  2. Урок совершенствования ЗУНов:

  3. Урок комбинированный:

  4. Урок обобщения и систематизации знаний:

  5. Урок проверки, оценки и коррекции знаний:




Образец 2

Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика

Элементы структуры урока

Этапы деятельности ученика

Возникновение интереса к учению


Усвоение знаний


Овладение общими пон6ятиями и суждениями

Упражнение


Контроль


Самоконтроль


Осознание адекватности самооценки ученика и адекватности учителя




Образец 3

Лабораторная работа
Тема: Проектирование урока усвоения новых знаний. Цель: спроектировать урок усвоения новых знаний для конкретной темы предмета "____________" Тема урока: ___________________________________________________ 2. Напишите краткий конспект урока по выбранной Вами теме. Урок усвоения новых знаний. I. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. (На какой социальный опыт учащихся будет опираться изучение темы? Какие вопросы будут заданы учащимся в начале урока, которые помогут им усвоить тему?) II. Мотивация учебной деятельности. (Как, с помощью чего заинтересовать учащихся, вызвать у них потребность в изучении избранной темы?) III. Сообщение темы, целей урока. (Какие цели следует сообщить учащимся?) IV. Восприятие и первичное осознание нового материала. (Какой новый материал будет сообщен учащимся: его содержание, методы, средства, формы усвоения) V. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале и раскрытие внутренней сущности изучаемых явлений. (Какие причинно-следственные связи будут устанавливаться? Что и с чем будет сравниваться, сопоставляться? Какие будут перед учащимися поставлены проблемы, познавательные задачи? На какие существенные признаки явлений, предметов будет обращаться внимание?) VI. Обобщение и систематизация знаний. (Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств определенного класса предметов, переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Систематизация заключается в распределении предметов и явлений по группам и подгруппам в зависимости от того, чем они похожи и чем отличаются) VII. Подведение итогов урока. (Продолжите фразу: "Итак, мы сегодня с вами на уроке…") VIII. Сообщение домашнего задания.





























Образец 4

Уважаемый участник семинара!

Просим Вас оценить нашу работу по 5-балльной шкале.

  1. Практичность.

1

2

3

4

5

  1. Доступность.

1

2

3

4

5

  1. Научность.

1

2

3

4

5

  1. Актуальность.

1

2

3

4

5

  1. Насыщенность и глубина содержания.

1

2

3

4

5

  1. Активизация внимания.

1

2

3

4

5

  1. Отметка организаторам педсовета

1

2

3

4

5

Благодарим за участие в семинаре!

© 2010-2022