Рабочая программа по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательное учреждение гимназия № 4»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

660122 г. Красноярск, ул. Пионерской правды, 5, тел.: 237-34-27, факс 237-34-27,

е-mail:[email protected] gymn4.ru

ОГРН 1022401945730, ИНН/КПП 2461023652/246101001

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ПРИНЯТО:Методическим объединением учителей начальных классов _________________Л.В. Королькова Протокол №____ «___»______2014 г. СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР _________О.И.Кириченко от «___» ______2014 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор Гимназии №4 __________________М.С.Рябцев Приказ №____ от«___»________2014 г.








Рабочая учебная программа


по предмету «Русский язык»


на 2014-2018 год



учитель: Авчинникова Надежда Анатольевна




















г. Красноярск

2014г.

Рабочая программа по русскому языку.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009г), на основе примерной авторской программы развивающего обучения Д.Б,Эльконина-И.И.Давыдова (издательство «Вита-Пресс, Москва 2004г.»)

Общая характеристика учебного предмета На первый план в современном образовании все более отчетливо выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его сознания и способностей. Еще в начале 60-х гг. Д.Б. Эльконин, рассматривая учебную деятельность младших школьников, определил ее как «деятельность по самоизменению», подчеркнув тем самым необходимость создания таких условий обучения, при которых ребенок оказывается не объектом обучающих воздействий учителя, а самоизменяющимся субъектом учения, учащимся. Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, - такова главная цель любого предметного курса, реализующего образовательную систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, которая, бесспорно, является ярким воплощением деятельностного подхода. Ребёнок может не только правильно решить ту или иную задачу, но и способен объяснить, почему надо действовать именно так, а не иначе. В целях обеспечения возможности формирования таких личностных качеств учащегося в предлагаемом курсе по русскому языку для 1-4 классов изучение систематического курса начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм (безударных гласных, сомнительных согласных, непроизносимых согласных) во всех частях слова. Таким образом решается также задача формирования системного знания, при котором усвоение материала оказывается более качественным, т.к. оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания. Вместе с тем, понять общий принцип проверки орфограмм, овладеть им и распространить его на все указанные случаи ребенок сможет только в том случае, если у него сформировано представление о некоторой системе лингвистических понятий (соотношение звука и буквы в слове, слабые и сильные позиции звуков, фонема, значимые части слова, формы слова и пр.), на которую этот принцип опирается. В предлагаемом курсе последовательность и глубина изучения вводимых лингвистических понятий диктуется логикой формирования действия письма, которое, в силу неоднозначности отношений между звуковой и буквенной оболочками слова, приобретает характер орфографического действия. Теоретические знания в данном курсе являются не самоцелью, а средством решения целого круга актуальных для младшего школьника практических задач, связанных с правописанием. Такое построение содержания способствует поддержанию учебной мотивации младших школьников. Вместе с тем, в рамках предлагаемого курса решаются и другие традиционные задачи обучения родному языку. Важнейшая среди них - формирование у детей навыков чтения и письма. Обучение письму на основе фонематического принципа неминуемо включает в себя и обучение чтению как действию по воспроизведению звуковой формы слова на основе его буквенной модели (записи). Осознанное выполнение этого действия опирается на анализ соотношения между звуковой (фонемной) формой слова и его буквенной структурой. По мере освоения и автоматизации такое действие превращается в навык чтения на уровне фонетического слова - сначала послогового, а затем и без разделения слова на слоги. Программой предусматривается, что уже при первом столкновении детей с высказыванием (предложением) в нем должны быть выделены слова, указывающие на предмет сообщения (вопроса), и слова, указывающие на содержание сообщения (вопроса) об этом предмете. Такая задача на актуальное членение высказывания, т.е. на выделение в нем темы и ремы, должна быть постоянно в поле зрения учителя и учащихся на протяжении всего послебукварного периода. В послебукварный период, предусмотрена ориентация на тактовые ударения1, которые и служат средством выделения смысловых отрезков высказывания в потоке речи. По мере овладения навыком чтения эта задача трансформируется в задачу обучения чтению как особому виду речевой деятельности, т.е. общению, диалогу с автором текста. Задачи обучения чтению и способы их решения тесно переплетаются с задачами развития речи учащихся, воспитания их речевой культуры. Решение этой задачи предполагает овладение рядом умений - как общеречевых, так и специфических для того или иного вида речи. Важнейшими из них на начальном этапе обучения являются, во-первых, осознанное использование всех возможностей слова как важнейшего средства речевого общения, во-вторых, умение правильно ориентироваться в особенностях текстов разных типов, от качества которого решающим образом зависит развитие монологической речи. Тем самым определяется два основных направления работы по развитию речи учащихся 1-4 классов. Это, с одной стороны, обогащение и активизация словарного запаса, а с другой стороны - анализ и продуцирование разнообразных текстов. В процессе этой работы благодаря специальному подбору текстов, включающих лучшие образцы отечественной художественной литературы, одновременно решаются и воспитательные задачи начального курса родного языка, являющегося носителем национальной культуры. Курс родного языка решает и определенные образовательные задачи, заключающиеся в ознакомлении детей с особенностями языка как знаковой системы и важнейшего средства общения.
Овладение принципом построения орфографического действия с необходимостью требует преодоления наивно-натуралистических представлений о языке, с которыми ребенок приходит в школу. Первый и решающий шаг в этом направлении должен быть сделан уже на начальном этапе обучения грамоте в связи со звуковым анализом слова. Осознание фонематических качеств звуков предполагает выделение в слове его значения (первоначально - номинативного) и звуковой формы, а также установление отношения (связи) между ними. Фактически это означает открытие ребенком языкового знака - важнейшего объекта лингвистической науки. Представление о нем обогащается и конкретизируется по мере того, как в процессе формирования орфографического действия (а затем и за его пределами) развертываются обе стороны выделенного отношения. Прежде всего наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. От представления о звуке как чувственно воспринимаемом элементе речи дети переходят к пониманию его смыслоразличительной функции ("работы"), т.е. начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Обнаружив явление позиционного чередования звуков, ученики постепенно приходят к понятию фонемы как ряда позиционно чередующихся звуков, т.е. сверхчувственной фонетической единицы, реально выполняющей в языке функцию разграничения слов и морфем. Важно, что это знание принципиально нового для ребенка типа приобретает для него особый смысл, так как именно оно позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. В процессе формирования орфографического действия существенно обогащаются, перестраиваются и первоначальные представления о значении слова. Уже в начале второго класса анализ условий орфографической задачи приводит к выделению в слове его основы и окончания, а затем и значимых частей основы (морфем). Поиск сильной позиции для фонем в этих частях слова требует учета их значений. Тем самым у учащихся формируется представление о морфосемантической структуре слова, а затем и о системе его грамматических форм. Наиболее существенный сдвиг в понимании слова как значимой единицы языка происходит в процессе его изучения как части речи. И, наконец, представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т.е. без анализа синтаксических единиц (словосочетания и предложения), в составе которых слово включается в речь. Изучение младшими школьниками системы языковых понятий и раскрытие знаковой природы перечисленных языковых единиц в рамках курса родного языка создает благоприятные условия и для овладения ими иностранными языками.


Структура курса, основные содержательные линии

Курс русского языка в начальной школе представлен двумя этапами:

- обучение грамоте, нацеленное на решение задач формирования первоначальных навыков письма и чтения. Его продолжительность, примерно, 23 учебные недели, по 9 часов в неделю. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка письма и навыка чтения развиваются речевые умения детей, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух

- систематический курс изучения родного языка, нацеленный на дальнейшее формирование грамотного письма (формирование орфографического действия), знакомство с особенностями языка как знаковой системой и развитие речи.

Уроки обучения грамоте (традиционно именуемого букварным периодом) представляют собой интегрированные занятия, включающие в себя различные виды практических работ, связанные с освоением первоклассниками элементарного письма и чтения:

- игры и упражнения по звуковому и звукобуквенному анализу слов;

- графические упражнения на начертание печатных и каллиграфических образцов букв и их элементов, их соединений; конструирование новых букв из элементов, складывание из проволоки, вырывание из бумаги, лепка из пластилина и пр.

- чтение и письмо слогов, слов, предложений, текстов;

- прослушивание лучших образцов детской художественной литературы (в исполнении учителя или в аудиозаписи); разыгрывание сценок, разучивание небольших стихотворений, считалок, загадок, скороговорок и т.п.

- составление и моделирование высказываний, небольших рассказов по картинкам, всевозможные речевые и словесные игры (типа «Подскажи словечко», «Превращение слов» и т.п.).

При планировании уроков в букварном периоде рекомендуется чередование этих видов работ в рамках одного занятия, не разделяя часы на уроки чтения и письма.

Систематический курс изучения родного языка начинается в конце 1-го класса с послебукварного периода, в рамках которого обобщаются знания и умения, сформированные у первоклассников в течение букварного периода. В соответствии с указанными выше общими задачами курса русского языка в начальных классах в систематическом курсе можно выделить три содержательные линии, каждая из которых имеет свою внутреннюю логику развития на протяжении 1-4 классов:

- формирование орфографического действия2;

- формирование представлений о знаковой системе языка;

- развитие речи.

Каждая из указанных линий систематического курса имеет свои предпосылки в рамках периода обучения грамоте. Обучаясь элементарному письму, первоклассники фактически сразу сталкиваются с орфографическим характером русского письма, например, при выборе большой буквы для имен, необходимости выбора варианта переноса, оформления конца предложения и пр. К концу букварного периода первоклассники уже знакомы с целым рядом орфограмм, представляющим собой место в буквенной записи, сопряженное с выбором написания (жи-ши, ча-ща, чу-щу и пр.). В дальнейшем учащиеся познакомятся с признаками других орфограмм, научатся их находить, построят их типологию и освоят общие способы их проверки.

Первые шаги первоклассников в обучении грамоте связаны с выделением главного объекта их действий - словом, которое сразу предстает перед ними как единство формы (звуковой оболочки) и значения, т.е. как языковой знак. В рамках изучения систематического курса представления учащихся о знаковой природе слова будут существенно углублены. Во-первых, младшие школьники познакомятся не только с лексическим, но и с грамматическими значениями слова, обеспечивающими связь слова с другими словами в речи. Во-вторых, уточнятся представления детей и о звуковой оболочке слова - они познакомятся с позиционным чередованием звуков и с особенностями их отражения на письме. В-третьих, ученики обнаружат языковые знаки и в рамках самого слова - морфемы, научатся находить их в слове в соответствии с их функциями. В-четвертых, учащиеся проанализируют возможности связи слов между собой в речи и найдут основания для распределения их на классы (части речи), а также узнают о трех типах грамматической связи между словами и научатся анализировать синтаксические единицы (предложение и словосочетание), построенных на их основе.

Как уже было отмечено, задачи указанных трех содержательных линий решаются не изолированно. Центральной для 1-3 классов является линия формирования орфографического действия. Это означает, что логика движения в материале, последовательность и глубина его изучения определяются именно задачами обучения грамотному письму. Задачи формирования представлений о знаковой системе языка в 1-3 классах решаются на основе первой линии, подчиняются ее задачам, т.е. языковые понятия изучаются в связи с необходимостью освоения тех или иных способов действий, обеспечивающих правописание. Зато в 4-м классе линия формирования представлений о знаковой системе языка выходит на первый план в связи с изучением грамматики - морфологии и синтаксиса, а линия формирования орфографического действия лишь дополняет ее. Линия развития речи, хотя и пересекается с двумя другими, все же имеет свою внутреннюю логику, свою систему понятий и специфические виды работ в каждом классе (см. примерное тематическое планирование). Основной целью работы Гимназии является развитие базовых способностей обучающихся на основе деятельностного подхода в образовании, формировании проектной культуры у учащихся. Данная программа реализует поставленную цель как нельзя лучше. Она построена так, что дидактические цели достигаются в связи с развитием способностей младшего школьника, прежде всего способности мыслить, воспитанием его интересов, становлением личности. Важной отличительной стороной данной программы является то, что овладение практическими умениями и навыками опирается на знания о языке и осуществляется преимущественно в коллективно-распределенной деятельности. Поэтому её содержание составляет система понятий, раскрывающих ведущий принцип русской орфографии. Отличием рабочей программы является и введение в тематическое планирование, в целях формирования грамотной речи обучающихся, уроков развития речи, которые в течение в 1 классе 1, 2 и 3 четвертей проводятся еженедельно и занимают лишь 15-20 минут урока. Начиная с 4-ой четверти 1 класса отводится один урок в две недели.


При проведении уроков используются следующие формы контроля знаний:

  • устный опрос
  • проверочная работа
  • тестирование
  • диктант
  • списывание
  • работа по карточкам
  • самостоятельная работа
  • самопроверка
  • взаимопроверка

Типология уроков РО:


  1. Урок постановки учебной задачи - ПЗ

  2. Урок моделирования или конструирования - М

  3. Урок решения частно-практических задач - РЧПЗ

  4. Урок контроля - К

В обучении используются методы:
  • дедуктивный,
  • проблемно-поисковый метод обучения,
  • исследовательский,
  • учебные дискуссии.
и формы организации деятельности обучающихся на уроке:
  • учебный диалог;
  • групповая работа и работа в парах
  • индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

Содержание курса - 767 часов

п/п

Содержание раздела

Виды практических и контрольных работ

Материально-техническое обеспечение


ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ - 207 часов

Формирование начальных представлений о слове. Выделение слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова).

Построение графических моделей

Звуковой анализ слова. Звуки речи как "строительный материал" слов в языке.

Чтение модели

Формирование действий письма и чтения. Буква как знак звука.

Смысловое чтение (с ориентацией на тактовое ударение). Запись слов и простейших высказываний (под диктовку) с предварительным составлением модели

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС - 560 ЧАСОВ

Формирование орфографического действия

Звуки и буквы (систематизация материала, изученного в период обучения грамоте).

Письмо под диктовку

Позиционное чередование гласных звуков.

Письмо под диктовку

Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости.

Письмо под диктовку

Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря.

Словарный диктант

Проверка орфограмм по сильной позиции.

Письмо под диктовку.

Работа по карточкам.

Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабой позиции.

Письмо под диктовку.

Работа по карточкам.

Проверка орфограмм с помощью родственных слов.

Письмо под диктовку.

Работа по карточкам.

Основной закон русского письма. Позиционное чередование звуков в разных частях слова.

Письмо под диктовку.

Работа по карточкам.

Тест.


Буква как знак фонемы.

Письмо под диктовку.

Работа по карточкам.

Постановка задачи проверки орфограмм в окончаниях. Окончания как значимая часть слова.

Письмо под диктовку.

Работа по карточкам.

Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям.

Письмо под диктовку.

Работа по карточкам.

Нефонемные написания в падежных окончаниях.

Письмо под диктовку.

Работа по карточкам.

Написание личных окончаний.

Письмо под диктовку.

Работа по карточкам.

Систематизация орфограмм и способов их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником)

Письмо под диктовку.

Работа по карточкам. Формирование представлений о знаковой системе языка.


Слово как значимая единица языка (введение).


Построение графических моделей

Фонетика. Звуковая оболочка слова.

Самостоятельное построение звуковой модели слова.

Фонетика и графика.

Звукобуквенный анализ слова

Фонетика и орфография. Позиционное чередование звуков.

Звукобуквенный анализ слова

Орфография и грамматика. Изменение слов в связной речи.

Письмо под диктовку.

Орфография и морфемика. Необходимость учета значимой части слова при проверке орфограмм слабой позиции

Письмо под диктовку.

Орфография и морфемика. Состав слова.

Письмо под диктовку.


Орфография и морфемика. Фонемы как строительный материал морфем.

Письмо под диктовку.

Карточки.

Орфография и грамматика. Окончание как значимая часть слова (на примере падежных окончаний).

Письмо под диктовку.

Тест.

Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям

Орфография и грамматика. Грамматические особенности и правописание личных окончаний.

Письмо под диктовку.


Орфография и морфемика (систематизация)

Письмо под диктовку.


Способы проверки орфограмм в разных морфемах (обобщение)

Морфология. Слово как часть речи

Разбор слова.

Морфология. Грамматические формы и грамматические значения имен и глагола.

Разбор слова.

Морфология. Система частей речи в русском языке.

Разбор слова.

Синтаксис. Синтаксические единицы языка (словосочетание и предложение)

Разбор слова и предложения. Письмо под диктовку.

Синтаксис. Типы предложений в русском языке.

Письмо под диктовку.

Развитие речи.

Высказывание. Сообщение, вопрос.

Оформление на письме высказываний

Значение слова.

Лексическая характеристика слова

Текст.

Изложение. Сочинение.

Диалог.

Запись диалога.

Особенности поэтической речи.

Составление загадок

Особенности употребления слова в речи

Толкование пословиц и поговорок

Высказывания с репликами

оформления высказываний с репликами

Части текста.

Составление простого плана текста

Типы текстов.

Повествование.

Описание.

Рассуждение

Особенности деловой и художественной речи.

Деловое и художественное описание.



Планируемые результаты освоения программ учебных курсов

Развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Программа планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования - обеспечивает связь между требованиями стандартов, образовательным процессом и системой оценок при промежуточной аттестации; - является содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и дидактических материалов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта. Цель: ориентация образовательного процесса по УМК РО Эльконина-Давыдова на достижение планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) освоения основной образовательной программы начального общего образования. Задачи: 1. Сформировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основу умения учиться. 2. Сформировать первичные навыки работы с информацией в процессе чтения литературных, учебных, научно - познавательных текстов, инструкций в рамках изучения всех учебных предметов. 3. Создать условия для достижения предметных результатов. Период реализации программы - 4 года. Данная программа рассчитана на учащихся начального общего образования при участии педагога, ученика и родителей.

Выпускник научится

Выпускник получит

возможность научиться

Система язык.

• определять звуковой состав слова, используя

звуковые модели;

• классифицировать звуки русского языка на

группы: гласные ударные/безударные; согласные

твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие;

согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и

глухие;

• различать звуки и буквы;

• знать последовательность букв в русском

алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания

слов и поиска нужной информации;

• проводить фонетико-графический (звуко-

буквенный) разбор слова самостоятельно по

смоделированному в групповой работе алгоритму;

• оценивать правильность проведения фонетико-

графического (звуко-буквенного) разбора слов;

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и

формы слова;

• разбирать по составу слова с однозначно

выделяемыми морфемами в соответствии с

сконструированным в групповой работе алгоритмом,

• оценивать правильность проведения разбора

слова по составу.

• выявлять слова, значение которых требует

уточнения;

• определять значение слова по тексту или

уточнять с помощью толкового словаря.

• определять грамматические признаки имён

существительных - род, число, падеж, склонение;

• определять грамматические признаки имён

прилагательных - род, число, падеж;

• определять грамматические признаки глаголов

- число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в

настоящем и будущем времени), спряжение.

• проводить морфологический разбор имён

существительных, имён прилагательных, глаголов по

сконструированному в учебнике алгоритму; оценивать

правильность проведения морфологического разбора;

• находить в тексте такие части речи, как личные

местоимения и наречия, предлоги вместе с

существительными и личными местоимениями, к

которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при

глаголах.

• различать предложение, словосочетание,

слово;

• устанавливать при помощи смысловых

вопросов связь между словами в словосочетании и

предложении;

• классифицировать предложения по цели

высказывания, находить

повествовательные/побудительные/вопросительные

предложения;

• определять

восклицательную/невосклицательную интонацию

предложения;

• находить главные и второстепенные (без

деления на виды) члены предложения;

• выделять предложения с однородными членами

соблюдать нормы

русского литературного

языка в собственной речи и

оценивать соблюдение этих

норм в речи собеседников (в

объёме представленного в

учебнике материала);

• находить при

сомнении в правильности

постановки ударения или

произношения слова ответ

самостоятельно (по словарю

учебника) либо обращаться

за помощью (к учителю,

родителям и др.).

• подбирать

синонимы для устранения

повторов в тексте;

• подбирать

антонимы для точной

характеристики предметов

при их сравнении;

• различать

употребление в тексте слов

в прямом и переносном

значении (простые случаи);

• оценивать

уместность использования

слов в тексте;

• выбирать слова из

ряда предложенных для

успешного решения

коммуникативной задачи.

• ятельства;

• выполнять в

соответствии с

предложенным в учебнике

алгоритмом разбор простого

предложения (по членам

предложения,

синтаксический), оценивать

правильность разбора;

• различать простые

и сложные предложения.

Орфография и пунктуация.


• применять ведущий принцип и закономерности

русского правописания;

• определять «ошибкоопасные» места (места

орфограмм в слове);

• применять правила правописания (в объёме

содержания курса);

• определять (уточнять) написание слова по

орфографическому словарю;

• безошибочно списывать текст объёмом 80-90

слов;

• писать под диктовку тексты объёмом 75-80

слов в соответствии с изученными правилами

правописания;

• проверять собственный и предложенный текст,

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

• подбирать примеры

с определённой

орфограммой;

• при составлении

собственных текстов

перефразировать

записываемое, чтобы

избежать орфографических

и пунктуационных ошибок;

• при работе над ошибками

осознавать причины

появления ошибки и

определять способы

действий, помогающих

предотвратить её в

последующих письменных работах.

Развитие речи.

• оценивать правильность

(уместность) выбора языковых и

неязыковых средств устного общения

на уроке, в школе, в быту, со

знакомыми и незнакомыми, с людьми

разного возраста;

• соблюдать в повседневной

жизни нормы речевого этикета и

правила устного общения (умение

слышать, точно реагировать на

реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное

мнение, аргументировать его с учётом

ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать

текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма,

поздравительные открытки, записки и

другие небольшие тексты для

конкретных ситуаций общения.

• анализировать и

корректировать тексты с нарушенным

порядком предложений, находить в

тексте смысловые пропуски.

• создавать тексты по

предложенному заголовку;

• подробно или выборочно

пересказывать текст;

• пересказывать текст от другого

лица;

• составлять устный рассказ на

определённую тему с использованием разных

типов речи: описание, повествование,

рассуждение;

• корректировать тексты, в которых

допущены нарушения культуры речи;

• анализировать последовательность

собственных действий при работе над

изложениями и сочинениями и соотносить ихс разработанным алгоритмом; оценивать

правильность выполнения учебной задачи:

соотносить собственный текст с исходным

(для изложений) и с назначением, задачами,

условиями общения (для самостоятельно

создаваемых текстов);

• соблюдать нормы речевого

взаимодействия при интерактивном общении

(sms сообщения, электронная почта,

Интернет и другие виды и способы связи).

Требования к результатам освоения выпускниками начальной школы программы по русскому языку

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в разных источниках для решения учебных задач;

-способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; - умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: - начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного); - умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; - способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.


Основная литература:
В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, В.А.Левин. Букварь. Учебник 1 класс, в 2 частях.- М.: «Вита Пресс», 2011 Агаркова Н.Г. .Пропись. ч.1-4. М., «Вита Пресс», 2012 Ломакович С.В., Тимченко Л.И., Русский язык 1-4 класс. - М.: «Вита-Пресс», 2012 Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Рабочая тетрадь по русскому языку.2- 4 класс. №1,2. - М.: Вита-Пресс, 2013

Дополнительная литература: Е.В.Восторгова Краткий комментарий к букварю и учебнику русского языка для 1 класса. Программа В.В.Репкина и др. Пособие для учителя. - М., «Вита Пресс», 2008 М.М.Безруких Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. Система Д.Б.Эльконина.- М., 2006 Агаркова Н.Г. Учим детей письму. Пособие для учителя. М., «Вита Пресс», 2006 Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе 1-4 класс, «Вита Пресс», 2002 Е.В.Восторгова, Т. В. Некрасова Методический комментарий к учебнику русского языка для 2,3,4 классов. М.: «Вита-Пресс», 2010 school-collection.edu.ru Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков\ авт.-сост. Г. В. Шакина, - Волгоград: Учитель, 2009. Практика развивающего обучения \ А. Б. Воронцов. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова).- М.: Вита-Пресс, 2004.

Словари:

Орфографический словарь русского языка Составитель Ю .В. Алабугина Издательство АСТ МОСКВА 2008

Фразеологический словарь русского языка Составитель Л.А. Субботина Издательство АСТ МОСКВА 2008

Толковый словарь русского языка Составитель Ю .В. Алабугина Издательство АСТ МОСКВА 2008

1

2

© 2010-2022