Рабочая программа по литературному чтению 2 класс школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

  1. Пояснительная записка.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов национальной России и других стран. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Задачи курса: - освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; - овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой; - воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе; - формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.



  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Учебного плана МАОУ СОШ № 59.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» (Для четырехлетней начальной школы) Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. в рамках Образовательной системы «Школа 2100».
Данная программа выбрана для обучения, потому что она соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, т.е. носит гуманистический характер образования, воспитывает гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; объединяет федеральное культурное и образовательное пространства, защищает и развивает систему образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;адаптирована к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; опирается на развивающую парадигму.
Данная программа рекомендована Министерством образования и науки РФ, соответствует ФГОС НОО; обеспечивает воспитание функционально грамотной личности; реализует преемственность и непрерывность в образовании; разработана как целостная система; является системой развивающего образования, основанной на личностно-ориентированных принципах; может быть доступна для освоения обучающимися разного уровня развития, основана на принципе «мини-макса»


3.Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно действующему в ОУ учебному плану, рабочая программа предусматривает организацию учебного процесса в объёме 4 часа в неделю( 3ч + 1ч формируемая участниками образовательного процесса) , 136 часов в год.
1 четверть - 35 ч; 2 четверть - 28 ч; 3 четверть - 41 ч; 4 четверть-32 ч. В том числе контрольное чтение - 3. Образовательный процесс проходит в форме уроков эвристической беседы, игры-путешествия, урок-диалог, внеклассного чтения, рефлексии. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у обучающихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. В данной программе реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, т.е связь литературы с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями. Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебных книг, а также системы уроков чтения в форме эвристической беседы. Реализация содержания программы происходит через компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Компетентностный подход определяет 3 блока в содержании: 1 - дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения; 2 - дидактические единицы, содержащие сведения по теории использования языковых средств; 3 -дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных, развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в мире. Деятельностная направленность требует усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Всё содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других её видов ( чтения, говорения и письма). Происходит формирование навыков беглого чтения ,восприятия и постижения смысла прочитанного, происходит эмоциональный отклик на произведение с учётом его художественной формы. Формирование речевых умений ребенка достигается использованием следующих методических приёмов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи, деление текста на части в процессе работы над композицией произведения ( выделение описаний, диалогов); составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач выборочный пересказ, перечитывание фрагментов текстов).
В курсе предусмотрена система контроля знаний: самоконтроль, взаимоконтроль, проверка техники чтения.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса


Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям прочитанныхпроизведе- ний, к их поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты литератур- ных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: под- робнопересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о пра- вилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит техноло- гия продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чте- ние» является сформированность следующих умений: - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; - осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; - понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее под- ходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; - делить текст на части, озаглавливать части; - выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; - подробно и выборочно пересказывать текст; - составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; - размышлять о характере и поступках героя; - относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; - находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и дру- гие сказочные приметы; - относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); - соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.




























6.Содержание учебного предмета.


п/п

Наименование

раздела

Кол - во

часов

Содержание

учебного материала

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Количество

проверочных и

контрольных работ

Первое полугодие - 63 часа

1.

Введение.

3 ч

Водный урок. Б. Заходер

« Моя вообразилия»,

«Сказочка».

Внеклассное чтение. Книги,

прочитанные летом.

Обучающийся покажет:

- своё отношение к школе;

- умение отбирать из личного опыта

нужную информацию;

- умение оформлять свою мысль в

устной форме;

умение задавать уточняющие вопросы.

2.

Там, на

неведомых дорожках

20 ч

М. Цветаева « В субботу»,

Русские народные сказки.

« Законы» волшебной

сказки.

Как сказки складываются. «Народная» сказка

П. Ершова « Конек -

горбунок». А.С. Пушкин

« Сказка о рыбаке и рыбке».

В. Одоевский « Мороз

Иванович». П. Бажов

« Серебряное копытце». Литовская сказка « Мальчик

Золотой хохолок и девочка золотая коса». Скороговорки.

Внеклассное чтение « Мир волшебных сказок».

Обучающийся

- овладеет нормами литературного произношения читаемого текста;

- будет знать названия , основное содержание изучаемых произведений, их авторов;

-научится отвечать на вопросы по тексту;

- различать народные и литературные сказки;

-овладеет умением прогнозировать содержание по названию;

-научатся определять главную мысль текста;

- делить текст на смысловые части;

- научится находить отрывок в тексте, используя иллюстрацию;

- оформляет свою мысль в устной речи;

- осознанно читает вслух и « про себя»;

- находит в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;

- умеет задавать уточняющие вопросы;

- определяет тему и главную мысль текста;

- учится высказывать своё мнение, предположение, пробует предлагать способ его проверки.

Контрольное чтение (входное) -- 1.

3.



Сказочные человечки.

24 ч

В стране Вообразилии.

Т. Янссон « Шляпа волшебника»(отрывки).

Дж. Толкин «Хоббит»(отрывки).

А. Милн «Винни- Пух»(отрывки)

А.Н.Толстой « Приключения Буратино»(отрывки).

Дж.Родари «Приключения Буратино»(отрывки).

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»(отрывки). Внеклассное чтение

« Любимые герои - сказочные человечки». Развитие речи.

Обучающиеся

- овладеет умением ориентироваться в тексте;

- научится составлять цитатный план;

- овладеет навыками давать характеристику персонажам, описывать их чувства и настроение;

- пересказывать текст по составленному плану, по цитатному плану;

- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;

- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

- находит необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

- оформляет свою мысль в устной речи.

4.

Сказочные богатыри.

16 ч

А. С Пушкин «Руслан и Людмила»(отрывки).

Былина как фольклорный жанр. Сказка про Илью Муромца. Киргизская сказка « Дыйканбай и дэв».

Дагестанская сказка

« Богатырь Назнай».

Обучающийся научится:

- понимать образный язык былин, богатырских сказок;

- отличать былину от произведений других жанров;

- сравнивать богатырские сказки и былины;

- находить в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;

- проявлять интерес к чтению, ведению диалога с автором текста;

- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям.

Контрольное чтение - 1.


Второе полугодие - 73ч.

1.

Сказка мудростью богата.

22ч

Введение в раздел.

Л.Эрадзе « Что мне всего дороже?»

Татарская сказка « Мудрый старик».

Киргизская сказка

« Мудрая девушка».

Русская сказка « Мудрая дева».

Долганская сказка « Как появились разные народы».

Корейская сказка « Честный мальчик».

Японская сказка « Настоятель и служка» (1и 2 сказки).

Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка « Три калача и она баранка».

И. Франко « Сказка о глупости».

Русские народные пословицы и поговорки.

Русские народные загадки.

Литературные загадки.

Зачем поют колыбельные песни?

Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?

Обучающийся научится:

- давать сравнительный анализ сказок, составлять картинный план;

- составлять план для пересказа;

- анализировать поступки и характер героев;

- определять главную мысль произведения;

-делить текс на смысловые части;

- давать сравнительный анализ малым литературным жанрам;

- различать малые жанры фольклора;

- работать по предложенному плану, используя необходимые средства;

- отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

- обосновывать высказанное суждение;

- осознанно читать вслух и «про себя»;

- проявлять интерес к чтению, ведению диалога с автором.

2.

Сказка - ложь, да вней намек…

23ч Введение в раздел. Ю.Мориц « Слониха, слонёнок и слон». Русская сказка «Лиса и рак». Братья Гримм « Ёж и заяц»). Русская народная сказка « Напуганные медведь и волки». Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы». Сказка афроамериканцев « Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя луну ловить». Любимые герои сказок. Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка»Как петух лису обманул». А. Курляндский « Ну, погоди!» Г. Сапгир « Песня». Л. Квитко « Смелые воробьи». Л Квитко «Весёлый жук». Ю. Мориц « Резиновый ёжик». Авторские считалки. Б. Заходер « Считалия». Сочиняем считалку. Обощение по разделу. Колыбельные русских поэтов. Внеклассное чтение. Литературные стихи - сказки. Обучающийся - овладеет нормами литературного произношения читаемого текста; - будет знать названия , основное содержание изучаемых произведений, их авторов; - делить текст на смысловые части; - оформляет свою мысль в устной речи; - осознанно читает вслух и « про себя»; - находит в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами; - умеет задавать уточняющие вопросы; - определяет тему и главную мысль текста; - учится высказывать своё мнение, предположение, пробует предлагать способ его проверки; - проявлять интерес к чтению, ведению диалога с автором; - составлять текс по картинкам; - анализировать поступки и характер героев; -давать сравнительный анализ сказок.

3.

Самое обыкновенное чудо.

28ч Введение в раздел. В. Горбовский « Розовый слон». А. де Сент - Экзюпери « Маленький принц». Д. Родари « Солнце и туча», « Как Алиса в море побывала». В. Орлов « Я рисую море». В. Берестов « Честное гусеничное». В. Хмельницкий «Дождь в лесу», « Соловей и бабочка», « Гора», « Снег и скрипка». Г. Цыферов « Про чудака лягушонка», «Град». Б. Сергуненков « Куда лето прячется», « Одуванчик», « Кот белый - кот чёрный», « поэт и заходящее солнце». Внеклассное чтение. Сказки - миниатюры. Сказки - игры Дж. Родари. Стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О Григорьева. М. Бородицкой, Ю. Мориц. Обобщение по разделу. Уроки- отчеты.

Обучающиеся - овладеет умением ориентироваться в тексте; - научится составлять цитатный план; - овладеет навыками давать характеристику персонажам, описывать их чувства и настроение; - пересказывать текст по составленному плану, по цитатному плану; - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; - находит необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе; - оформляет свою мысль в устной речи.
Контрольное чтение - 1.



Итого за год - 136 часов.


























7.Тематическое планирование.


№ п/п

Тема

Кол -во часов

Самостоятельные, контрольные и проверочные работы.

Основные виды деятельности учащихся

Первое полугодие - 63 часа


1.

Введение.

3 ч

2.

Там, на неведомых дорожках.

20 ч

Входное контрольное чтение - 1 час Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, уча- щихся. Характеризовать особенно- сти прослушанного художе- ственного произведения (опре- делять жанр - рассказ, сти- хотворение, сказка народная, авторская; загадка, послови- ца, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное зада- ние, выбирать последователь- ность действий, оценивать ход и результат выполнения. Чтение Читать вслух целыми слова- ми осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворе- ния, небольшие отрывки прозы Читать про себя , осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе клю- чевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учите- лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выби- рать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоя- тельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.

3.

Сказочные человечки.

24 ч

4.

Сказочные богатыри.

16 ч

Контрольное чтение - 1 час

Второе полугодие - 73 часа



1.

Сказка мудростью богата.

22 ч


Пересказывать текст подроб- но и выборочно. Характеризовать книгу: ана- лизировать обложку, титуль- ный лист, оглавление, иллю- страции. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих эле- метов Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соот- ветствии с правилами речевого общения. Формулировать вопроситель- ные предложения. Конструировать монологиче- ское высказывание: состав- лять рассказ о герое прочитан- ного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художествен- ное произведение (его фраг- менты): читать по ролям, уча- ствовать в драматизации. Иллюстрировать художе- ственное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку

2.

Сказка ложь, да в ней намек…

23 ч

3.

Самое обыкновенное чудо.

28 ч

Контрольное чтение - 1 час


Итого за год - 136 часов.


8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине «Литературное чтение»

Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту:

  1. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
  2. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Список литературы для учителя:
  1. Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения во 2 классе: методические рекомендации для учителя/ Е.В. Бунеева, М. А. Яковлева, О.В. Чиндилова. - М. :Баласс, 2008
Список литературы для учащихся:
  1. Бунеев Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс: учебник: в 2 частях/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.- М. Баласс: 2012
  2. Бунеев Р.Н. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.- М.:Баласс,2013
Интернет-ресурсы:
  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
  2. 1.Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» ( Литературное чтение: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы) ( vneuroka.ru).
  3. Презентации уроков «Начальная школа» ( nachalka.info/about/193 ).
  4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) ( festival.1september.ru).
  5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» ((km.ru/education ).
  6. Справочно-информационный Интернет-портал (gramota.ru).
  7. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100…» (www/school2100.ru ).
Технические средства обучения:
  1. Интерактивная доска.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Персональный компьютер.
Учебно-практическое оборудование:
  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
  2. Шкаф для хранения таблиц.
Специализированная мебель: 1.Компьютерный стол.




© 2010-2022