- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Зимние поэтические странички
Конспект урока по литературному чтению Зимние поэтические странички
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Полякова Н.С. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Зимние поэтические странички. К. Бальмонт. Снежинка. А. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя… А. Асылбеков. Зима.
Цели урока: знакомство с произведениями классической литературы о зиме; учить анализировать произведения, используя знания теории литературы, различать литературные приёмы при описании зимнего пейзажа; дать сравнительный анализ пейзажной лирики о зиме в произведениях русских и казахских поэтов; воспитание эстетических чувств, любви к природе через чтение и анализ литературного произведения.
Оборудование: карточки со стихотворением А. Асылбекова; музыка П. И. Чайковского «Времена года. На тройке»; картины детей на тему «Снег идёт»; корона снежинки. Тип урока: Литературная гостиная.
Ход урока:
- Организация класса.
- Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Под музыку учитель читает стихотворение Ф. И. Тютчева
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Какому времени года? Обобщение ответов детей.
- Составление ассоциативной карты.
- Верно, сегодня на уроке нашей гостьей будет зима. Вы услышали, какой видят зиму композитор П. И. Чайковский и поэт Ф. И. Тютчев. - А в вашем представлении, что такое зима? С чем она у вас ассоциируется? Что вы представляете, когда звучит слово «зима»? На доске вывешивается карточка со словом «зима». Дети называют слова, учитель записывает их на доске. - Вот как много вы знаете о зиме. А сейчас мы поговорим о том, без чего мы не можем представить зиму.
- Разгадайте загадку.
Белая, узорная Звёздочка-малютка, Ты слети мне на руку, Посиди минутку. Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке.
- Верно, это снежинка. Какие признаки помогли вам догадаться, что это снежинка? Какие эпитеты вы услышали в загадке? - А теперь представьте, что Александра - это снежинка. Сейчас вы будете называть эпитеты, описывающие снежинку, а она выберет самые лучшие, какие ей больше понравятся. Подведение итогов работы.
- Знакомство со стихотворением Константина Бальмонта «Снежинка».
б) Анализ стихотворения по строфам. 1 строфа - описание снежинки, эпитеты «светло-пушистая», «белая», «чистая», «смелая». - Почему рассказчик употребил эпитет «смелая» при описании снежинки? О ком говорят «смелый»? Как называется литературный приём, когда неживому существу приписываются качества живого? (Олицетворение). 2 строфа - описание действий, «проносится», «просится». Олицетворение. 3 строфа - описание снежинки, эпитеты «умелая», «сохранно-белая». 4 строфа - описание действий, эпитеты «звезда кристальная». 5 строфа - описание снежинки, эпитеты как в 1 строфе.
в) Сравнение 1 и 5 строф. - Похожи ли 1 и 5 строфы? Чем? - Что изменилось в 5 строфе? Как вы думаете, зачем рассказчик изменил порядок слов в 5 строфе? Что от этого изменилось?
г) Выразительное чтение стихотворения учащимися. Оценивание. Подведение итогов работы.
- Как много вы узнали, как читатели, когда работали со стихотворением. А каким вы представляете себе человека, который написал для вас это стихотворение? - Действительно, Константин Бальмонт был очень наблюдательным, чутким к слову поэтом. Своё первое стихотворение написал в 10 лет.
- - А сейчас я приглашаю вас и наших гостей на «Зимний вернисаж».
Физминутка.
- Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина.
- Сравнение стихотворений А. С. Пушкина и Абдрахмана Асылбекова.
АСЫЛБЕКОВ АБДРАХМАН
ЗИМА
До чего ты, зима, холодна, Промерзают озёра до дна! Птиц - морозная мучает дрожь, А без шапки - гулять не пойдёшь.
До чего ты, зима, хороша! Мастерила свой мир не спеша, Жёлтый сад, серый сквер, чёрный след В ярко-белый покрасила цвет.
Ты - затейница, наша зима! А мальчишек - так сводишь с ума: Им и крепость построить не лень, И кататься с горы целый день.
Ты сама с ними звонко галдишь И под горку на санках летишь, И румянишь лицо на бегу, Оставляя алмазы в снегу.
- Внимательно прочитайте стихотворение по карточке. Найдите эпитеты.
Проблемно-поисковое задание. - Сравните, какой мы видим зиму у А. С. Пушкина и какая она у А. Асылбекова.
Составление диаграммы Вена.
-
А. С. Пушкин
А. Асылбеков волшебница- зима идёт пришла рассыпалась повисла легла сравняла проказы матушки-зимы холодна промерзают морозная дрожь хороша мастерила свой мир покрасила затейница галдишь летишь румянишь
Обобщение. - Какая разная и какая похожая зима у поэтов. Для них и для нас она - живая, живёт и действует рядом с нами, радует нас своими проказами.
- Подведение итогов урока.
4