Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению на тему: Удивительный мир сказок К. И. Чуковского

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект внеклассного мероприятия

Мероприятие проведено во 2 классе Г

МБОУ «Школа №48» города Рязани

Классный руководитель: Балнова Елена Михайловна



Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению на тему: Удивительный мир сказок К. И. Чуковского

(31.03.1882 - 28.10.1969)

Творческий вечер

«Удивительный мир сказок К.И.Чуковского»

Цели:

  • Знакомство с биографией К. И. Чуковского.

  • Воспитание интереса к художественной литературе, к творчеству детских писателей.

Оформление:

  • портрет писателя К. И. Чуковского (1882-1969г.г.)

  • плакаты высказываний:

- «Талант у К. И. Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный» И. Андроников.

- « Если стихи,невозможно ни петь , ни плясать, они никогда не зажгут малолетних сердец» - утверждал Чуковский.

  • «Чудо-дерево», украшенное вещами из произведений К. И. Чуковского

  • Выставка книг К. И. Чуковского.

Предварительная работа:

  • Чтение книг К.Чуковского.

  • Оформление уголка с кроссвордом и вопросами викторины по произведениям К.Чуковского.

  • Инсценирование произведений К.И.Чуковского.

  • Иллюстрирование произведений К.И.Чуковского

  • Оформление выставки книг К.И. Чуковского

Ведущий: Добрый день ребята! Сегодня необычный день - мы отмечаем Книжкины именины, а еще:
Ребенок: Сегодня мы отметим день рождения
Того, чья лира
Воспела звучно "Мойдодыра"
И с нами справят этот день
И Айболит, и Бармалей,
И очень бойкая старуха
И наша "Муха- цокотуха"

Я думаю, что вы все поняли, чей праздник мы сегодня отмечаем. Правильно: Корнея Ивановича Чуковского! Ему в этом году исполнилось бы 134 года. Он родился в Петербурге 31 марта 1882 году.

Корней ИвановичЧуковский- это его литературный псевдоним, о настоящее его имя Корнейчуков Николай Васильевич. Когда мальчику было 3 года отец, петербургский студент, покинул семью, и мать с двумя детьми вынуждена была переехать жить в город Николаев, затем Одессу. Там и прошли его детские и юношеские годы.

С детства Корней Иванович пристрастился к чтению, с малых лет начал писать стихи и поэмы.

Из 5 класса гимназии он был исключён по указу об освобождении гимназии от детей «низкого» происхождения, т.е. от детей из бедных семей. С юношеских лет Корней Иванович вёл трудовую жизнь, много читал, изучил самоучкой английский и французский языки, самостоятельно прошел гимназический курс, сдал экзамены и получил аттестат зрелости. По профессии Корней Иванович - литературный критик. Он писал критические статьи о литературе. Чуковский - поэт, мемуарист, переводчик и сказочник. Его литературная деятельность началась в 19 лет. В газете "Одесские новости" появилась первая статья "Корней Чуковский", под заглавием "К вечно юному вопросу". Затем писались статьи на самые разные темы. Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как - нибудь развлечь его, отец в такт стука колёс стал сочинять ему сказку,:

Жил да был крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил!

По- турецки говорил,-

Крокодил, Крокодил Крокодилович.

Мальчик перестал плакать и заснул. Прошло 2-3 дня, сын выздоровел, и тогда

оказалось, что он запомнил эту сказку наизусть. Так появился «Крокодил».

Эта сказка была самой первой.

В 50-х годах Корней Иванович с женой, Марией Борисовной, переселились из Москвы в дачный подмосковный поселок Переделкино. Среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только дети поселка, но и маленькие жители Москвы. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.

Ребенок: Давайте любимые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться:

Ведущий: Ребята, мы с вами сейчас отправимся в библиотеку, но не обычную, а сказочную. Здесь собраны все книги К.И. Чуковского. А вот и библиотекарь.

Да это же старая мудрая Сова! Она знает все сказки на свете и может ответить на любой ваш вопрос.

Звучит музыка. За столом "в библиотеке" сидит "Мудрая сова". Раздается телефонный звонок.

Сова: Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада? Ошиблись опять? Звоните по номеру 125! А это библиотека!
Снова раздается звонок.

Сова: Кто говорит? (Слушает и обращается к детям)

Вот такая дребедень

Целый день.

Динь - ди -.лень, динь - ди -.лень, динь - ди -.лень.

Сова (загадочно): А вам, ребята, я хочу сказать, что в этой стране живут сказки Корнея Чуковского.

А дверца в эту сказочную страну находится вот за этой волшебной книжной выставкой. Вы готовы к встрече со сказкой?

Дети: Да!
Ребенок: Мы к сказке в гости постучимся,
Чудес немало встретим в ней,
Гуляют в сказке небылицы,
И волшебства немало в ней.

Звучит музыка.

Ведущий: Ребята, посмотрите, а у самых у ворот Чудо-дерево растёт.

Стих: «Чудо - дерево» (Просмотр мультфильма)

Как у нашего Мирона,

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши,

Строят гнёзда из лапши,

Сел баран на пароход,

И поехал в огород.

В огороде-то на грядке,

Вырастают шоколадки.

А у наших у ворот,

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,

Мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки.

Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,

Папа с дерева сорвёт

Маше - гамаши,

Зинке - ботинки,

Нинке - чулки,

А для Мурочки такие

Крохотные голубые

Вязаные башмачки

И с помпончиками!

Вот какое дерево,

Чудесное дерево!

Эй вы, ребятки,

Голые пятки,

Рваные сапожки,

Драные калошки.

Кому нужны сапоги,

К чудо-дереву беги!

Лапти созрели,

Валенки поспели,

Что же вы зеваете,

Их не обрываете?

Рвите их, убогие!

Рвите, босоногие!

Не придётся вам опять

По морозу щеголять

Дырками-заплатками,

Голенькими пятками!

Ведущий: Ребята, а кто знает стихотворение Корнея Чуковского, которое он написал для своей дочки, и называется оно: «Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»?

Выходит девочка с лейкой в руке, снимает туфельку с ноги и начинает как бы поливать ее читая стихотворение:

Мура туфельку снимала,

В огороде закопала:

«Расти, туфелька моя,

Расти маленькая.

Уж, как туфельку мою

Я водичкою полью,

И вырастет дерево,

Чудесное дерево.

Будут, будут босоножки

К чудо-дереву бежать

И румяные сапожки

С чудо-дерева срывать,

Приговаривать «Ай, да

Мурочка,

Ай, да умница».

Ведущий: Ребята, сейчас мы с вами тоже попробуем снять с дерева башмачки и посмотрим, что там выросло?

Викторина: Загадки Корнея Ивановича Чуковского

Дети по очереди снимают с дерева «сапожки» и читают написанные на них загадки.

Чудесный дом

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо -

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. ….(Яйцо и цыплёнок)

Чудесная пещера

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо и хлеб - всю

Добычу мою -

Я с радостью белым

Зверям отдаю. … (Рот и Зубы)

Почему?

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец - глупца,

Баран - барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну - обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху увидел

Лохматова. ………(Зеркало)

Зубастая загадка

Хожу - брожу не полесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей……...…………(Расчёска)

Чудесные кони

Два коня у меня,

Два коня,

По воде они везят меня.

А вода тверда,

Словно каменная! …(Коньки и лёд)

Берегись

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! ……………(Крапива)

Ведущий: Я предлагаю вспомнить ещё одно стихотворение Корнея Ивановича про Мурочку. В этом нам помогут все ребята. ( Дети встают и показывают действия Мурочки движениями рук и ног)

Дали Мурочке тетрадь,

Стала Мура рисовать.

Это - ёлочка мохнатая,

Это - козочка рогатая,

Это дядя с бородой,

Это дом с трубой.

Ну, а это что такое?

Непонятное, чудное

С 10-тью ногами,

С 10-тью рогами.

Это Бяка - Забияка Кусачая.

Я сама её из головы выдумала.

Что ж ты бросила тетрадь

Перестала рисовать?

«Я её боюся».

Игра «Сказка в картинках» (по слайдам презентации).

Раздается шум, звон.

Ведущий: А что это за шум? За тарарам?
Не спрятаться ли поскорее нам?
Выбегает Грязнуля.

Сценка «Мойдодыр»

Грязнуля: (разводит руками)

Одеяло убежало,

Улетела простыня

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

(подбегает к столу, на нём свечка и книжка привязанные за ниточку, ниточку дёргают и они срываются с места)

Я за свечку _

Свечка в печку,

Я за книжку,

Та - бежать

И в припрыжку

Под кровать.

Ведущий: Что такое?

Что случилось?

Отчего же всё кругом,

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

(Появляется Умывальник, грязнуля в страхе отбегает в сторону)

Ведущий: Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

Умывальник: Ах ты гадкий,

Ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты, чернея трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки, даже брюки,

Убежали от тебя.

Ведущий: Какой стыд и срам! Разве хорошо быть грязным?

Мойдодыр: Я -великий умывальник,

Знаменитый Мойдодыр

Умывальников начальник

И мочалок командир.

Только топну я ногою,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят

И завоют и завоют

И тебе головоломку

Неумытому дадут:

Ведущий: Он ударил в медный таз

И вскричал:

Мойдодыр: « КАРАБАРАС!»

Грязнуля: (убегает и слышно) Ой, ой, ой!

1 мочалка: Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто! Чисто, чисто!

2 мочалка:Будет, будет трубочист

Чист! Чист! Чист! Чист!

(Грязнуля выходит чистым и опрятным, вытирается полотенцем)

Грязнуля: Мылом, Мылом, Мылом, Мылом

Умывался без конца

Смыл и ваксу и чернила

С неумытого лица!

Мойдодыр: (Пританцовывая гладит по голове)

Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь хвалю тебя я!

Наконец - то ты, Грязнуля,

Мойдодыру угодил!

Чистюля: Да здравствует мыло душистое

И полотенце душистое

И зубной порошок

И густой гребешок!

Все участники: Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А не чистым трубочистам -

Стыд и срам! Стыд и срам!

Игра «Доскажи словечко»

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку. Кто это?

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…(Айболит)

А вот и Айболит, он под деревом сидит.

Сценка «Айболит»

Ведущий: И пришла к Айболиту Лиса:

Лиса: Ой, меня укусила оса!

Ведущий: И пришел к Айболиту Барбос:

Барбос: Меня курица клюнула в нос.

Ведущий: И прибежала Зайчиха, и закричала:

Зайчиха: Ай! Ай! Мой зайчик попал под трамвайчик!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и храмой,

Маленький заинька мой!

Ведущий: И сказал Айболит:

Айболит: Не беда! Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке.

Ведущий: И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки,

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать,
И смеётся она кричит:

Зайчиха: Ну, спасибо тебе Айболит!

Звучит музыка и все «звери» танцуют, а с ними и все дети.

Игра «Отгадай сказку»

Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты»,

выходит Бармалей и «звери» испуганно жмутся друг к другу.

Сценка по сказке «Бармалей»

Бармалей: Маленькие дети
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, -
Не ходите, дети, в Африку гулять!
Я - Кровожадный. Я - беспощадный, Я злой разбойникБармалей! И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких, да, очень маленьких детей!


Ведущий: Ребята! Вы испугались Бармалея?
Ребята: НЕТ!
Ведущий: Тебя не боятся наши ребята! Да и пришли они к тебе не сами, а со сказочными героями. Скажи лучше, ты знаешь стихи Корнея Ивановича Чуковского?

Бармалей: Я люблю стихи Чуковского, но от одного стихотворения у меня в голове путаница. В нём почему-то:
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают:
Ведущий: Всё понятно! Чуковский был веселым и озорным человеком. Поэтому и написал стихотворение, которое так и называется «Путаница». А разобраться в этой путанице нам помогут ребята. Правда? Что тебе не понятно Бармалей?
Бармалей: Свинки замяукали: Мяу, мяу.
Дети: Кошки!
Бармалей: Кошечки захрюкали: хрю, хрю, хрю
Дети: Свинки
Бармалей: Уточки заквакали: кваква, ква?
Дети: Лягушки!
Бармалей: Курочки закрякали: кря, кря, кря?
Дети: Уточки!
Бармалей: Прибежал медведь и давай реветь: Кукареку?
Дети: Петух!
Бармалей: Вот спасибо, ребята! Помогли мне разобраться.

Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру «Сложи мозаику».

Дети выкладывают из деталей мозаики картинку из сказок «Муха цокотуха» и «Федорино горе» (детали мозаики см. в приложении)

Ведущий: Смотрите, ребята, кто ещё к нам идёт?

Сценка по произведению «Федорино горе»

Звучит музыка. Выход Федоры

Федора: Скачет сито по полям
А корыто по лугам
Ой, Ой, Ой! Воротитесь вы домой (поднимает сито, кастрюлю)
Ребёнок:Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушел
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю, поди поищи!
И чашки ушли и стаканы
Остались одни тараканы!

Федора: Ой, горе мне, горе!
Что же мне делать?

Дети: Поганых тараканов по вывести
Прусаков да пауков по вымести!

Федора берёт метлу и метёт.
Ребенок: А метла - то, метла весела

Заплясала, заиграла, замела,

Не пылинки у Федоры не оставила.

Тараканов за ворота отправила.


Федора: Спасибо всем вам за совет.

Я вот что хочу сказать, по дороге я нашла мешок с вещами, а вещи в нём не мои.Помогите найти их владельца.

Ведущий: Ребята поможем вернуть вещи на своё место?

Нужно вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.


Игра: « Мешок с потерянными вещами»

  • Телефон (У меня зазвонил телефон)

  • Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

  • Мыло (Вот и мыло подскочило)

  • Блюдце (А за ними блюдца)

  • Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

  • Термометр (И ставит им градусник)

  • Сито (Скачет сито по полям)

  • Перчатки (А потом позвонили зайчатки:«Нельзя ли прислать перчатки?»)

  • Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

  • Шоколадка (Шоколаду.Пудов этак пять или шесть больше ему не сьесть)

  • Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Ведущий: Все эти вещи мы отдадим нашей мудрой Сове - библиотекарю и она их вернёт в сказки. (Выходит Сова и забирает мешок с предметами.)

Ведущий: А наше с вами путешествие подошло к концу. Мы с вами вспомнили многие сказки, написанные Корнеем Ивановичем Чуковским.

Ребенок: Хорошие книжки писал дед Корней -
Воспитывал взрослых он и детей,
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.


Ребенок: Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.


Ведущий:Встретиться же со всеми героями сказок этого детского писателя вы можете в детской библиотеке.

Наш праздник мы посвятили дню рождения Корнея Ивановича Чуковского. Он закончился, но с книгой нужно дружить всегда.
Девчонки и мальчишки,
Всегда читайте книжки
Всегда любите книжки,
Девчонки и мальчишки!








© 2010-2022