- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная деятельность, как условие развития ууд у младших школьников
Проектная деятельность, как условие развития ууд у младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зиновьева Г.Л. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность, как условие развития универсальных учебных действий у младших школьников
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Сегодня каждый младший школьник свободно пользуется компьютером, без труда осваивает новые модели различных технических устройств, но при этом снижается их познавательный интерес к явлениям окружающего мира. У многих учеников не возникает желания узнать, как устроен тот или иной предмет, почему возникает какое- либо явление, нет удивления от сделанного открытия. Ребёнок всё получает в готовом виде без труда и понимания.
Становление учебно-познавательной деятельности - один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников. Сегодня педагогам надо искать новые методы и технологии для поддержания познавательного интереса младших школьников. Один из таких методов - проектная деятельность.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач - это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Исходя из проектной идеи о формировании личности, я уже не первый год работаю над проектно-исследовательской деятельностью учащихся. В её основе лежат гуманистические принципы:
- ребёнок учится только через действие;
- ребёнок имеет свои индивидуальные возможности учебной деятельности;
- ребёнок осваивает мир в целостном восприятии;
- ребёнок учится от другого ребёнка, так же как и от учителя на уроке;
- ребёнок успешен в учении только тогда, когда ему хорошо;
- ребёнок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют.
Именно в процессе обучения и воспитания формируются универсальные учебные действия: способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Что меня привлекло в использовании проектной деятельности?
Использование проектной деятельности в начальной школе способствуют формированию у учащихся основных образовательных компетенций:
- исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
- презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Конечно, большая работа проводится учителем. Я заранее выбираю тему проекта, продумываю цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками, необходимо заинтересовать ребят проектом. Так же продумываю, кто из ребят, чем будет заниматься, учитывая их желания. Сама подбираю необходимый материал по теме проекта. Моя задача как учителя не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации. Проектную деятельность я использую не только в урочной деятельности, но и во внеурочной.
На занятиях краеведческого кружка мы с ребятами обсуждали гербы разных городов. И возник вопрос: «Можно ли создать герб своей семьи?» Ответили положительно. Составили план работы, изучили литературу, нашли примеры семейных гербов, стали создавать свои гербы в рисунках. И многие решили, что этого им хватит. Но один ученик заинтересовался более глубоко, и поэтому возникло желание создать проект «Герб семьи Макаровых». Была проведена большая работа по изучению семейного древа, прочитано много литературы. В эту работу была вовлечена вся семья. Итогом стал созданный герб своими руками. Были определены материалы для изготовления герба: картон, пластилин, цветная бумага. Первая защита герба прошла перед учениками класса, а вторая на школьной конференции «Первые шаги исследователя».
Первые проекты были индивидуальными. Следующий шаг был проект групповой. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.
Проект назывался «Великая Отечественная война в памятниках города». Исполнителями проекта были мальчики. Ими была проделана большая работа по сбору материала. Находили литературу, посещали библиотеки, музеи, расспрашивали дедушек и бабушек, фотографировали памятники. Когда материал был собран, его надо было оформить и здесь они опять приходили на помощь друг другу. Собирались вместе, обсуждали где, какой будет слайд, потому, что решили создать презентацию, чтоб можно было показать и другим ребятам. Презентация была сделана, на весь проект ушло 2 недели. Представляя свою работу на школьной конференции, они сами с увлечением рассказывали о своей работе. Затем выступали перед другими классами.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Работу каждого школьника, независимо от её качества, хвалю, чтобы у ребёнка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности, способствует формированию учебных универсальных действий.