Конспект Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Тесаловская Наталья Павловна.

Класс

Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. (1 урок)

Цель для учителя

Цель для обучающихся

Планируемый результат

Критерии оценки

Организовать работу по открытию правила написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, формировать умение написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, учиться применять правило.

Знание правила написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Умение писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, пользуясь правилом.

Знание правила написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Умение писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, пользуясь правилом.

Задачи для учителя

Задачи для обучающихся

  1. Создать условия для включения учащихся в учебную деятельность.

  2. Организовать деятельность детей по принятию и удержанию цели.

  3. Активизировать познавательную деятельность.

  4. Повторить содержание понятий: шипящие звуки, имя существительное, окончание.

  5. Создать условия для овладения способом написания окончаний существительных с основой на шипящий и ц.
  6. Формировать умение написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных через систему упражнений (слуховых и зрительных).

  7. Выявить степень первичного усвоения написания предложенных орфограмм.
  8. Обучать планированию.

  9. Учить оценивать свою деятельность.

  10. Развивать монологическую речь.

  11. Воспитывать интерес

к изучению родного языка.

  1. Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.


1.Повторить (вспомнить) буквы, которые обозначают шипящие звуки.

2. Повторить, что такое имя существительное.

3. Повторить, что такое окончание.

4. Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

5. Поупражняться в написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

6. Написать самостоятельную работу, пользуясь правилом.

7.Оценить свою работу.

Оборудование: условные знаки для обозначения плана урока, учебник, тетрадь на печатной основе.

Содержание и технология урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Вводно - мотивационный.

1.1. Организационный.

Организует класс на работу.

Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках. Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие - как страшный, мучительный сон.

Владимир Троицкий
А когда уроки проходят быстро, интересно? Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

Проверяют организацию рабочего места.

Слушают стихотворение.

Ответы детей: Автор хотел сказать нам этими строками, что…

Познавательные УУД: общеучебные (контроль процесса)

1.2. Определение темы урока.

1.3. Целеполагание и мотивация.


  • С чего начинаем каждый урок?

-Назовите тему нашего урока.

- Ребята, поставим цель урока.

-Зачем нам нужно уметь правильно оформлять эту орфограмму на письме?


  • С определения темы

урока и постановки цели.

Дети смотрят в учебник и определяют тему урока. (Стр.57)

Тема: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

- Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, учиться применять правило.

Ответы детей. (Чтобы быть грамотными, правильно писать слова с данной орфограммой,…)

Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)

Познавательные УУД: (формулирование познавательной цели)

Регулятивные УУД: целеполагание.

Личностные УУД: смыслообразование (учебная мотивация)

Познавательные УУД: общеучебные (осознанное построение сообщения в устной форме)

1.4. Планирование и постановка задач.

  • Какие задачи надо выполнить, чтобы достичь цели? В помощь вам на доске находятся опорные слова: повторить, узнать, поупражняться, сам.работа.

  • Предложите 1 пункт плана. (1 задача)


  • Предложите 2 пункт плана. (2 задача)


  • Предложите 3 пункт плана. (3 задача)


  • Озвучьте 4 пункт плана. (4 задача)

- По каким критериям предлагаете оценить свой результат самостоятельной работы.


  • К чему подойдём, выполнив все пункты плана?


  • Что будет результатом?


Ответы детей.

- Повторить, какие буквы обозначают шипящие звуки, сто такое существительное, что такое окончание.

-- Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

- Поупражняться в написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

- Выполнить сам. работу и оценить её.

Ответы детей. (По критерию:

Умение правильно писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, пользуясь правилом.

-Мы подойдем к результату.

Результатом будет: знание правила написания букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных, умение применять правило на практике.

Регулятивные УУД: планирование

(составление плана и последовательности действий)

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества

(определять цели взаимодействия)

ЛичностныеУУД: смыслообразование

(осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью)

2. Актуализация знаний.

2.1. Повторение пройденного материала.




3. Открытие новых знаний.


3.1. Формирование первичного представления о орфограмме.





3.2. Практическая деятельность обучающихся.






Физминутка





4.Рефлексивно-оценочный

-С чего начнём работу для достижения цели?

1. Приступаем к решению первой задачи.

- Вспомните, какие буквы обозначают шипящие звуки.

(вывешиваю карточку с буквами Ж, Ш, Щ, Ч)

-Ребята, посмотрите на тему урока, какой буквы не хватает в данном ряду?

Буква Ц обозначает шипящие звуки?

Но буква Ц, сегодня также будет относиться к новому правилу, которое мы узнаем, поэтому я её добавляю на доску.

-Повторим, что такое имя существительное?

Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

Как изменяется?

- Что такое окончание?

- Для чего служит окончание?

- Молодцы! Решили первую задачу.

2. -Следующий пункт плана, 2 задача.


- Итак, наша цель урока узнать, в каких случаях пишется буква о, а в каких -буква е после шипящих и ц в окончаниях существительных, т.е. правило. - Предлагаю провести наблюдение и вывести правило написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. - Учебники открыты, упр.59. (с.57) Прочитайте задание.

- С чем нам предлагают поработать?

Открой словарь на -Е.(стр.167) Посмотри, какое окончание у всех слов с основой на -ц. Стоит ли окончание под ударением, или оно безударное?

А какое окончание у слов с основой на -щ? В этих словах оно также безударное?

- А теперь открой словарь на букву -о (стр.173). Найди в конце списка слова с основой на -ц и ч-. Какое окончание у этих слов? Является ли оно ударным?

- Ребята, какой вывод можно сделать по данным наблюдениям?

-Давайте обратимся к учебнику и проверим наши выводы. Правы ли мы с вами?

- Можем ли мы перейти к следующему пункту плана?

Прочитайте 3 задачу.

- Скажите, пожалуйста, на какую форму слова обращено внимание в данном правиле?

- Где мы можем встретить существительные в начальной форме?

- В своей речи мы применяем существительные только в начальной форме?

Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу - будет ли данное правило работать с другой формой слов: форма тв. падежа ед.ч., и самостоятельно сделать вывод: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.

- Делимся на группы. У вас на столах карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. Чтобы наша работа была продуктивнее, каждой группе будут предложены разные слова с основой на одну из шипящих или ц.

- Ребята, представьте, пожалуйста, свой результат: с какой шипящей работали, какой вывод у вас получился, пример вынести на доску.

- Открываем тетради, пишем число, классная работа. Примеры оформляем в два столбика.

- Рассмотрите, что у нас получилось, какой вывод можно сделать по проделанной работе?

-Выведем общее правило, которое будет действовать на разные формы слова.

-Ребята, оцените себя по критерию понимания правила о написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

- Назовите вторую часть цели нашего урока

- Продолжаем упражняться.

Следующее задание выполняем устно. На столах у вас лежат сигнальные карточки: буква О и Е. Я называю вам слова, ваша задача на слух определить какую букву нужно писать О или Е в данном слове после шипящей и ц, пользуясь правилом. Поднять карточку.

Слова: мячом, товарищем, птенцом, сердцем, чижом, глупцом, кашей, шалашом, душем, ландышем, душой, врачом, страницей, свечой, зайцем.

(Осуществляю контроль)

4.-Переходим к следующему пункту плана.

Самостоятельная работа.

Найдите в учебнике упр. 70., прочитайте задание.

Что нужно сделать?

- Ребята, поставьте на полях волшебную линеечку, спрогнозируйте сою оценку по критерию умение писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, пользуясь правилом.

-Приступаем к выполнению задания.

-Проверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверяем друг друга.

-Кто может поделиться своим результатом?

- Посмотрите на доску, все ли учебные задачи решены.

- Решение каких задач у вас вызвало затруднения? Какое задание для вас было самым трудным? Почему?

-Какую цель мы ставили?

-Достигли мы с вами поставленной цели урока?

Дом. задание. Уч. с. 57-58 правило наизусть, упр. 69 часть 1.

Урок закончен.




- С решения поставленных задач.

Читают 1 пункт.

Ответы детей.

Ж, Ш, Щ, Ч.

- Не хватает буквы Ц.

- Нет.

Ответы детей.

Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. В начальной форме отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Имеет род, может изменяться по числам и по падежам. В предложении является главным или второстепенным членом.

Ответы детей.

Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для образования разных форм одного и того же слова, а также для связи слов в словосочетании и предложении.

- 2 задача:

-- Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Дети находят упражнение, читают задание, выполняют задание.

- С обратным словарём.

- Окончание -е.

- Окончание безударное.

- Окончание -е.

- Окончание безударное.

- Слова: лицо, яйцо, кольцо, плечо.

- Окончание -о.

- Окончание ударное.

Ответы детей.

Дети читают правило: В существительных с основой на шипящий или ц пишем в начальной форме окончание -е, если это безударное окончание. В существительных с основой на шипящий или ц пишем окончание -о, если это ударное окончание.

-Да. Мы узнали правило.

-- Поупражняться в написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

- На начальную форму слова.

- В словаре. Слова в им. Падеже, ед.числе.

- Нет, в разных формах.

Работа в группах.

(Детям выданы карточки информаторы)


Ответы по группам.

Дети выслушивают друг друга, параллельно работают в тетради: записывают по одному примеру от каждой группы.

-Ответы детей. (Правило работает с другой формой слов)

-Правило: в окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишем букву О, без ударения Е.

- Встаньте те, кто может сказать про себя, что я понимаю и могу рассказать другому, когда пишется буква О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

-Встаньте те, кто сомневается, необходима помощь.

- Встаньте те, кто не знает, нужны разъяснения.

-Учиться применять правило на практике.

Дети выполняют задание.

Дают комментарии по своим ответам.


Дети читают задание.

Поставить каждое слово в форму Т.п. ед.ч., записать формы слов парами по образцу, выделить окончания, подчеркнуть шипящую или ц, поставить ударение.

-ставят прогностическую оценку.

-выполняют задание.

-Взаимопроверка. Оценивают друг друга на волшебной линеечке по критерию правильность в выборе буквы при написании.

- Да, все.

-Ответы детей.

Цель: узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, учиться применять правило.

- Да, достигли, узнали правило и учились его применять.

- Читают дом. задание.

Познавательные УУД: логические (подведение под понятие)


Познавательные УУД: логические (анализ,сравнение)



Познавательные УУД: работа с несколькими источниками информации

Познавательные УУД: логические(установление причинно-следственных связей: открытие правила)

Познавательные УУД: логические(анализ)


Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение

Познавательные УУД: самостоятельное создание способа решения проблемы.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение с товарищем.

Регулятивные УУД: контроль или самоконтроль (сравнение способа действия с целью обнаружения отклонений от эталона.


Регулятивные УУД: оценка


Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль

(умение осуществлять действие по заданному правилу).


Регулятивные УУД: планирование( составление плана и последовательности действий)

Познавательные УУД: логические(анализ, сравнение)

Коммуникативные УУД: работа в паре.

Регулятивные УУД:

учиться удерживать цель

Коммуникативные УУД:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачей.

Регулятивные УУД:

оценка ( осознание уровня и качества усвоения)







© 2010-2022