Конспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачкаКонспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачкаКонспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачкаКонспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачкаКонспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачкаКонспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачкаКонспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачкаКонспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачкаКонспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачкаКонспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачкаТема: Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

Главная мысль произведения.

Цель: создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения

Планируемые результаты урока:

  • личностные;

  • различать основные нравственно-этические понятия, соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки;

  • метапредметные:

  • регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, анализировать собственную работу;

  • познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, владеть техникой чтения, строить рассуждения;

  • коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, составлять монологические высказывания;

  • предметные:

  • получать возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев; выделять главную мысль произведения.

Формируемые УУД:

  • регулятивные -работать над умением высказывать свое мнение, предположение, оценивать свою деятельность и товарища;

  • познавательные - работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;

коммуникативные - умение донести свою позицию до других:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в паре;

Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в паре, использование ИКТ.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

  • вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

  • увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;

  • повышение эрудиции и словарного запаса детей;

  • развитие фантазии, творческого воображения;

  • совершение доброго поступка по отношению к животным;

Оборудование:
компьютер, проектор, экран, листы с заданиями на партах, учебник «Литературное чтение», Ефросинина, 3 класс

Ход урока

1.Организационный момент. (Слайд 1)

Каким бы сегодня хотели увидеть урок?

(интересным, познавательным).

Чтобы урок получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть ученики на уроке? (активными,внимательными, размышляющими).Я думаю у нас все получится!

Урок я хотела бы начать такими словами (Слайд 2)

Книги учат детей

Всем премудростям жизни -

Как быть Человеком,

Как слабым помочь,

Быть добрым и умным,

Как преданным быть…

Так ли важно уметь читать?( книга-учитель, наставник, близкий товарищ и друг. Люди перестают мыслить, когда прекращают читать)

2.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. (Слайд 3)

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Узнай произведение». Я читаю отрывок, а вы должны называть из какого произведения этот отрывок.

- Я не медведь, а князь и хочу на тебе жениться… «Ореховая ветка».

Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море… «Лебеди»

- А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. «Два товарища».

Молодцы! Все произведения отгадали.

Что общего у всех этих произведений?( Их написал Л.Н. Толстой)

(Слайд 4)

Да, Вот старый друг у нас в гостях -

Мудрейший человек и мастер слова.

Л.Н.Толстой.

Что нам известно о великом мастере слова?

Ответы детей.

Ребята, а какие произведения по жанрам писал Л.Н. Толстой (Слайд 5 )

Конспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачкаПеречислите жанры произведений Л.Н. Толстого


Басня, сказка, рассказ (Назовите басни, сказки, рассказы)

А ещё у меня вот здесь оказалась шкатулка с какими-то странными предметами. Помогите мне разобрать их. Почему они оказались здесь?

(Кукла, слива, три чашки, шапка, белка и волк.)

Молодцы!

3.Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Попробуем отгадать загадки.

Ты рукой его не тронь!
Грива есть, но он не конь.
Нет копыт, а есть клыки.
И на лапах коготки.
(Лев)

Расскажите об этой животном.

А И Б сидели на трубе.

А упало, Б пропало.

Кто остался на трубе?

Это чудный, милый зверь,
Любят все его, поверь!
Хвостом повиляет, мило зевнет,
В любой ситуации не подведет. Это маленькая… собачка. ( Что мы знаем о этом животном)

И что у нас получилось? Какова тема урока? (Слайд 6) Л.Н. Толстой «Лев и собачка» Каковы цели нашего урока: - прочитать -выяснить главную мысль рассказа -обсудить поступки героев -чему учит произведение

Да, название произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка». (Слайд 7) Можем ли по названию произведения предположить, о чём оно, давайте выдвинем свою гипотезу. (Возможно, о дружбе двух таких разных зверей.) А почему разных? Сообщения учащихся о львах и собаках. Собака: наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак: мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире…чихуахуа. Её рост -15-20см. Лев: царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва: она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

(Слайд 8) Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да - нет) К этому вопросу мы ещё вернёмся, посмотрим, кто был прав.

Л.Н. Толстой назвал рассказ былью. А что такое быль? (Слайд 9) Быль-это рассказ о том, что произошло в реальной жизни, на самом деле.

Конспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачка

4.Открытие нового знания.

Может быть, об этой истории Толстому рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Действие происходит давно в далёком от берегов России городе Лондоне. Лондон, что за город и где он находится?

Слайд Карта Англии (Слайд 10)

Слушание аудиозаписи произведения. (Слайд 11)

Оправдались наши предположения? ( Гипотеза!!!!) Верной ли была наша гипотеза? Звери смогли не только подружиться, но и привязаться друг к другу

Какими вы увидели героев данной были? Каким был лев? А собачка?

Работа с кластером


ЛЕВ СОБАЧКА

Составьте возможный диалог льва и собачки. Творческое задание

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встречи (Работа в парах).

5.Физминутка

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз- прыжок и три кивка,

Два- направо голова,

Три- налево поворот

И помчался до ворот.

А потом вздохнул и сел

Он устал и присмирел!

6.Первичное закрепление (Слайд 12)

Откроем текст произведения. Уточним значение незнакомых слов.

Словарная работа

Конспект урока по литературному чтению Л. Толстой Лев и собачка

Работа с текстом

  • Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте, как об этом говорит писатель? (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

  • Проявляется человеческое любопытство и ради того чтобы удовлетворить его, человек идет на такой шаг. Один человек, не говорится, кто именно, нет имени этого человека, просто один из множества людей, это мог быть кто угодно, у этого человека нет жалости по отношению к маленькому животному. Он просто взял собачку на улице, даже не взял, а найдите, какое слово использует писатель?
  • Прочитайте предложение полностью.

Да, «ухватил».

Подберите синоним к слову «ухватил».

  • Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил - значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

  • В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)


  • Прочитайте, как лев ведёт себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

  • Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найдите и прочитайте это место. «Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком».

  • Как вы думаете, почему она так себя ведёт? Добавьте в свой кластер определения собачки. (Она была очень добрая, игривая и ласковая, Прочитайте, как дальше автор говорит о жизни льва и собачки. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
  • Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

И что происходит потом. Да, вдруг нашёлся хозяин собачки. Он так обрадовался, что нашёл её, захотел взять назад.

  • Согласны ли вы с тем, что хозяин любит свою собачку? Конечно, ничего подобного, у барина нет искренней привязанности к собачке, нельзя сказать, что ее ему не хватает, она ему не нужна, он просто хотел вернуть свое, свою собственность.

  • Ну а собачка обрадовалась появлению своего хозяина? Совершенно верно, не обрадовалась, скорее всего потому, что она очень полюбила льва и подружилась с ним и не хотела расставаться.

А лев? Как повёл себя лев в тот момент, когда собачку хотели забрать? Сделайте вывод, почему именно так повёл себя лев?

«Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал». Лев тоже очень любил собачку и не хотел ее терять, поэтому он ощетинился и зарычал.

  • А через некоторое время собачка заболела и умерла. Прочитайте, как лев отнесся к смерти собачки.

А как хозяин попытался изменить ситуацию?(дал новую собачку)

Почему лев убил другую собачку? Выскажите свои предположения по этому поводу.

(не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

(друзей не меняют, был ей предан)


Развязка этой истории обозначена в двух последних предложениях. Прочитайте их. Перескажите их. «Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней». «На шестой день лев умер» Почему? (Лев был преданным другом, поэтому потрясённый гибелью собачки умер, пережив её на несколько дней. Лев умер от тоски. Это свойственное людям чувство. «Тоска» - душевная тревога, уныние).

Представьте, что у вас в руках волшебная палочка, и вы могли бы изменить окончание этой истории. Придумайте свою концовку, чтобы она была радостной со слов: Через год собачка заболела…
-Можно сказать, что поведение льва - это урок людям? Урок доброты, любви, преданности.

Какова главная мысль произведения?


Животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (Слайд 13 - 17)

В тестах выберите правильный вариант ответа. Проверка по эталону. Оценка

(Слайд 18)

Л.Н. Толстой писал: «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь». Именно это и сказал автор в своём произведении.

8. Рефлексия (Слайд 19)


  • А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

  • Какие тайны открылись вашему чуткому сердцу?

(Слайд 20)


© 2010-2022