Урок по русскому языку во 2 классе Правописание парных согласных в середине слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правописание

Урок русского языка во 2 классе «Парные согласные в середине слова», Программа Занкова.

Автор: Гурова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МБОУСОШ №1, г.Новочеркасск

Тип урока: Открытие нового

Оборудование:

  • компьютерная презентация

  • учебник «Русский язык» Л.В.Поляковой

  • карточки для работы в парах

  • сигнальные карточки парных согласных и гласных

  • светофорики

Цель: формирование навыка правописания парных согласных в середине слова.

Задачи:

Предметные:

  • развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов;

  • формировать умение видеть орфограмму;

  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;

  • развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание.

Метапредметные (формирование УУД):

Познавательные:

  • формировать умения высказываться в устной форме;

  • строить рассуждения об объекте;

  • овладевать логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • понимать и удерживать ориентиры действия в учебном материале;

  • работать с информацией;

  • использовать знаково -символические средства информации для создания модели при работе с языковым материалом;

  • контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Личностные:

  • развивать интерес к новому учебному материалу в процессе выполнения заданий.

Коммуникативные:

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

  • выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями;

  • овладевать формами монологической и диалогической речи в соответствие с нормами родного языка;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Урок русского языка во 2 «г» классе. Программа Занкова. Тема: «Правописание парных согласных в середине слова». Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование, цели, задачи.

Ход урока:

  1. Организационный момент
Прозвенел для нас звонок Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание. Помоги нам потрудиться: Мы пришли сюда учиться.
  • Какое значение у слова «старание»?
(усердие, прилежание, стремление выполнять что-то хорошо)
  • Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний.
  1. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.
  1. Минутка чистописания. Город красоты.
Слайд №2. - Посмотрите, на доске появились буквы. Прочитайте их.
г х ж ш п т з с в a б к д ц
  • А теперь найдите лишние буквы среди них - (это х, ц)
  • Почему вы так думаете? (все парные согласные, а эти не имеют пары).
  • А теперь запишите оставшиеся буквы парами (на верхней строчке глухие, ниже звонкие)
Слайд №3. б в г д з ж п ф к т с ш
  • Это парные согласные. По какому признаку они образуют пары? (По звонкости-глухости).
  • Зачем их нужно изучать? (Чтобы грамотно написать слова, где они встречаются).

- Продолжим дальше наш урок.
Слайд №4. Словарная работа. Город слов. - Я буду вам загадывать загадки, а вы запишите мне отгадки. В каждом слове поставьте ударение и подчеркните орфограммы в словах.
Загадки. Слайд №5.
  1. Зеленый полосатый шар,
С начинкой алой словно жар, Лежит на грядке,словно груз, Скажите, что это? (Арбуз) Слайд №6.
  1. Она оранжевого цвета,
Полезный нам привет от лета. Грызут ее девчонки и мальчишки, И даже длинноухие зайчишки. (Морковь) Слайд №7.
  1. Невидимкой, осторожно,
Он является ко мне. И рисует как художник, Он узоры на окне. (Мороз) Слайд №8.
  1. То я в клетку, то в линейку,
Написать во мне сумей-ка! Можешь и нарисовать… А зовусь…. (Тетрадь) Новое словарное слово Слайд №9.
  1. Это что за богатырь
Раздается ввысь и вширь.. И всегда во мгле ночей, Миллионы жжет огней? (Город) - Каково же лексическое значение этого слова? В каких словарях можно узнать лексическое значение слова? Из толкового словаря: 1) Город - крупный населенный пункт. 2) В старину на Руси - это поселение, огражденное стеной, крепость («град»)
- Проверяем записи, используя сигнальные карточки, назвав проверочное слово.
Слайд №10. - А какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная)
Слайд №11. -А еще? (Парная согласная) - А где она находится? (В конце слова) - А как проверить правописание парной согласной на конце слова? Давайте вспомним стихотворение к этому правилу, которое помогает нам делать проверку.
Слайд №12. Если парный звук - согласный Вызвал у тебя сомнение, Ты на помощь гласный Зови без промедления!
  1. Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации. Выявление места и причин затруднения.

  • Предлагаю провести орфографическую пятиминутку. Продолжаем путешествие по городам страны Знаний.

Слайд №13. - Теперь следующий - город Согласных. - На доске с окошками записаны слова. Какие буквы пропущены? (Согласные)
Слайд №14.
  1. Разделите слова на две группы.

Сугро…, доро…ка, сне…, шу…ка, жира…, закла…ка
Дети делят слова на две группы. (Предложения детей. На парные согласные, где пропущена буква в конце слова и второй столбик, где пропущена в середине).
Слайд №15. - Запишите в 1 столбик в тетради те слова, которые мы умеем проверять. (Как их проверить? Устно.) - Где находится парная согласная? (В конце слова). - Как называется эта орфограмма? (Парная согласная в конце слова). (На сигнальных карточках показывают букву, проверяют устно и записывают, подчеркивают орфограмму).
Слайд №16. - А какие слова мы запишем во второй столбик? (Парная согласная в середине слова)
шу…ка, доро…ка, закла…ка

  1. Построение проекта выхода из затруднения.
- А скажите, ребята, мы знаем, как грамотно записать слова во втором столбике? - Мы встречались с правописанием парных согласных в середине слова? (ответы детей «Нет»). - Мы знаем, какой мы слышим звук, а какую букву он отправит на работу - нет.
Слайд №17. - Так, в нашем первом слове «шубка» в середине слова слышим какой звук? [п], а какими буквами он может быть обозначен на письме? (б или п). А в слове «дорожка? (Звук [ш] - буквы ж и ш). А в слове «закладка»? (Звук [д], а буквы д и т). Шу..(б,п)..ка Доро..(ж,ш)..ка Закла..(д,т)..ка - Исходя из нашего незнания, проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Слайд №18. (Ответы детей. Правописание слов с парной согласной в середине слова.)
- Какую же букву нам выбрать, чтобы грамотно написать слово с парной согласной в середине слова? Как же нам решить нашу проблему?
Слайд №19. - В конце слова умеем проверять парную согласную. Как вы думаете, в середине слова парная согласная как слышится, так и пишется или ее нужно проверять? (Предложения детей. Парные звонкие и глухие согласные надо проверять.)
- Какие предположения у вас, как нам действовать, чтобы проверить слова? (Предположения детей).
- Я вам предлагаю подобрать родственные слова, где парный согласный будет четко слышаться.
Слайд №20. Ответы детей: шуба, шубейка, шубочка. Звук [п], какую букву выбираем? (б - записываем).
Слайд №21. - В слове дорожка звук [ш]. Подбираем слова: дорожка-дороженька, (нет) дорожек. Какую букву пишем? ).
Слайд №22. - В слове закладка какой звук слышим? [т]. Подбираем слова: закладочка, закладывать. Какую букву выбираем? ).
- Что особенного вы заметили во всех этих словах? (Что во всех словах после согласного стоит гласный и помогает нам четко услышать звук).
сугроб шубка снег дорожка жираф закладка
  1. Целеполагание.

- В ходе работы над нашей темой чему бы вы хотели научиться? (Ответы детей. Научиться узнавать слова с парной согласной в середине слова, правильно писать слова и научиться подбирать проверочные слова.)
Дети самостоятельно делают вывод о целях урока.
- Давайте ваши предложения систематизируем по вопросам.
Слайд №23. - Что надо проверять? Парные согласные - Где надо проверять? В середине слова - Как надо проверять? Подобрать проверочное слово - Чем? После согласного слышали гласный
- Давайте правило, которое мы сейчас открыли, сверим с правилом, которое составили ученые.
Слайд №24. Правило. Чтобы проверить написание парной согласной в середине слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука слышался гласный звук.
- Мы правильно мыслим!

- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе Здоровье.
Физкультминутка. Я, ты, он, она Вместе - дружная семья. Мы друг другу улыбнемся, Ведь у нас отличный класс. Пожмем руки, развернемся И вокруг мы повернемся. И, закрыв глаза, желанье Загадаем мы сейчас. Глаза дружно открываем, Заниматься продолжаем.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе Помогай-ка, где живут проверочные слова.
Слайд №25. -Даны слова и к ним проверочные слова. А как проверить парные согласные в середине слова? (Ответы детей). - Где сделана проверка правильно? (Коллективная работа).
тетра…ка погру…ка поса…ка тетрадь погрузить сад тетради груз садовый
Работа устная. Дети выбирают правильные проверочные слова, подбирают и другие слова. На сигнальных карточках показывают букву, которую вставят в слово.
  1. Самостоятельная работа (с взаимопроверкой).

- А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно.
Слайд №26 - Ваша задача списать слова, подобрать устно проверочные слова, вставить правильную букву. Орфограмму подчеркнуть. - Когда вы выполните работу, сосед по парте проверит вашу работу (обменяйтесь тетрадями). - Поднимите руки, у кого нет ошибок в паре? Дети показывают сигнальные карточки, устно называют проверочные слова. (Травка-травушка и т.д.).
  1. Контроль знаний и способов действий. Работа в группах.
Слайд №27. - А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. У каждого в тетради есть карточка, состоящая из двух столбиков. В левом столбике проверочные слова, а в правом проверяемые. Вам нужно стрелочкой соединить слово проверяемое с проверочным. Затем вставить букву в слово. - Вам разрешается работать в парах, если у вас есть вопросы или у вас не получается вставить букву, проконсультироваться, посоветоваться с соседом.
ловок ги…кий гладок ро…кий близок кре…кий резок ло…кий лёгок сла…кий крепок лё…кий гибок гла…кий робок бли…кий сладок ре…кий
- Карточки с ответом вложите в конец тетради.
  1. Итог урока. Рефлексия.
  1. Наше путешествие по городам страны Знаний продолжится и на следующих уроках. Вы хорошо поработали на нашем уроке.

- С правописанием каких слов вы сегодня познакомились? - Что надо делать, если сомневаешься в написании парной согласной?
Слайд №28 - Продолжите фразу, которая на слайде. (Ответы детей).
- Я узнал… - Я научился… - Мне понравилось…
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в нашей жизни?
  1. Рефлексия. (Со светофориками)

Слайд №29 - Покажите, пользуясь светофориками, как бы вы оценили свою работу.
- Синий цвет - если вы довольны своей работой, вам было интересно. - Зеленый цвет - если вы затруднялись в выполнении заданий, что-то осталось непонятным. - Красный цвет - если вам на уроке многое не удавалось, затруднения возникли при выполнении многих заданий.
  1. Домашнее задание (на выбор учащегося).
Слайд №30 - Выберите задание и выполните его дома. 1) Упражнение с.38 №80 2) Составить и записать 6 слов, где парная согласная на конце слова и 6 слов, где парная согласная в середине слова. Выставление отметок.
Слайд №31 - Вы хорошо работали на уроке. Молодцы! Спасибо!


© 2010-2022