- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку во 2 классе Правописание парных согласных в середине слова
Урок по русскому языку во 2 классе Правописание парных согласных в середине слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гурова С.А. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Правописание
Урок русского языка во 2 классе «Парные согласные в середине слова», Программа Занкова.
Автор: Гурова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МБОУСОШ №1, г.Новочеркасск
Тип урока: Открытие нового
Оборудование:
-
компьютерная презентация
-
учебник «Русский язык» Л.В.Поляковой
-
карточки для работы в парах
-
сигнальные карточки парных согласных и гласных
-
светофорики
Цель: формирование навыка правописания парных согласных в середине слова.
Задачи:
Предметные:
-
развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов;
-
формировать умение видеть орфограмму;
-
уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
-
развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание.
Метапредметные (формирование УУД):
Познавательные:
-
формировать умения высказываться в устной форме;
-
строить рассуждения об объекте;
-
овладевать логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза;
-
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
-
понимать и удерживать ориентиры действия в учебном материале;
-
работать с информацией;
-
использовать знаково -символические средства информации для создания модели при работе с языковым материалом;
-
контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Личностные:
-
развивать интерес к новому учебному материалу в процессе выполнения заданий.
Коммуникативные:
-
участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-
выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями;
-
овладевать формами монологической и диалогической речи в соответствие с нормами родного языка;
-
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Урок русского языка во 2 «г» классе. Программа Занкова. Тема: «Правописание парных согласных в середине слова». Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование, цели, задачи.
Ход урока:
- Организационный момент
- Какое значение у слова «старание»?
- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний.
- Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
- Минутка чистописания. Город красоты.
г х ж ш п т з с в a б к д ц
- А теперь найдите лишние буквы среди них - (это х, ц)
- Почему вы так думаете? (все парные согласные, а эти не имеют пары).
- А теперь запишите оставшиеся буквы парами (на верхней строчке глухие, ниже звонкие)
- Это парные согласные. По какому признаку они образуют пары? (По звонкости-глухости).
- Зачем их нужно изучать? (Чтобы грамотно написать слова, где они встречаются).
- Продолжим дальше наш урок.
Слайд №4. Словарная работа. Город слов. - Я буду вам загадывать загадки, а вы запишите мне отгадки. В каждом слове поставьте ударение и подчеркните орфограммы в словах.
Загадки. Слайд №5.
- Зеленый полосатый шар,
- Она оранжевого цвета,
- Невидимкой, осторожно,
- То я в клетку, то в линейку,
- Это что за богатырь
- Проверяем записи, используя сигнальные карточки, назвав проверочное слово.
Слайд №10. - А какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная)
Слайд №11. -А еще? (Парная согласная) - А где она находится? (В конце слова) - А как проверить правописание парной согласной на конце слова? Давайте вспомним стихотворение к этому правилу, которое помогает нам делать проверку.
Слайд №12. Если парный звук - согласный Вызвал у тебя сомнение, Ты на помощь гласный Зови без промедления!
- Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации. Выявление места и причин затруднения.
- Предлагаю провести орфографическую пятиминутку. Продолжаем путешествие по городам страны Знаний.
Слайд №13. - Теперь следующий - город Согласных. - На доске с окошками записаны слова. Какие буквы пропущены? (Согласные)
Слайд №14.
- Разделите слова на две группы.
Сугро…, доро…ка, сне…, шу…ка, жира…, закла…ка
Дети делят слова на две группы. (Предложения детей. На парные согласные, где пропущена буква в конце слова и второй столбик, где пропущена в середине).
Слайд №15. - Запишите в 1 столбик в тетради те слова, которые мы умеем проверять. (Как их проверить? Устно.) - Где находится парная согласная? (В конце слова). - Как называется эта орфограмма? (Парная согласная в конце слова). (На сигнальных карточках показывают букву, проверяют устно и записывают, подчеркивают орфограмму).
Слайд №16. - А какие слова мы запишем во второй столбик? (Парная согласная в середине слова)
шу…ка, доро…ка, закла…ка
- Построение проекта выхода из затруднения.
Слайд №17. - Так, в нашем первом слове «шубка» в середине слова слышим какой звук? [п], а какими буквами он может быть обозначен на письме? (б или п). А в слове «дорожка? (Звук [ш] - буквы ж и ш). А в слове «закладка»? (Звук [д], а буквы д и т). Шу..(б,п)..ка Доро..(ж,ш)..ка Закла..(д,т)..ка - Исходя из нашего незнания, проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Слайд №18. (Ответы детей. Правописание слов с парной согласной в середине слова.)
- Какую же букву нам выбрать, чтобы грамотно написать слово с парной согласной в середине слова? Как же нам решить нашу проблему?
Слайд №19. - В конце слова умеем проверять парную согласную. Как вы думаете, в середине слова парная согласная как слышится, так и пишется или ее нужно проверять? (Предложения детей. Парные звонкие и глухие согласные надо проверять.)
- Какие предположения у вас, как нам действовать, чтобы проверить слова? (Предположения детей).
- Я вам предлагаю подобрать родственные слова, где парный согласный будет четко слышаться.
Слайд №20. Ответы детей: шуба, шубейка, шубочка. Звук [п], какую букву выбираем? (б - записываем).
Слайд №21. - В слове дорожка звук [ш]. Подбираем слова: дорожка-дороженька, (нет) дорожек. Какую букву пишем? (ж).
Слайд №22. - В слове закладка какой звук слышим? [т]. Подбираем слова: закладочка, закладывать. Какую букву выбираем? (д).
- Что особенного вы заметили во всех этих словах? (Что во всех словах после согласного стоит гласный и помогает нам четко услышать звук).
сугроб шубка снег дорожка жираф закладка
- Целеполагание.
- В ходе работы над нашей темой чему бы вы хотели научиться? (Ответы детей. Научиться узнавать слова с парной согласной в середине слова, правильно писать слова и научиться подбирать проверочные слова.)
Дети самостоятельно делают вывод о целях урока.
- Давайте ваши предложения систематизируем по вопросам.
Слайд №23. - Что надо проверять? Парные согласные - Где надо проверять? В середине слова - Как надо проверять? Подобрать проверочное слово - Чем? После согласного слышали гласный
- Давайте правило, которое мы сейчас открыли, сверим с правилом, которое составили ученые.
Слайд №24. Правило. Чтобы проверить написание парной согласной в середине слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука слышался гласный звук.
- Мы правильно мыслим!
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе Здоровье.
Физкультминутка. Я, ты, он, она Вместе - дружная семья. Мы друг другу улыбнемся, Ведь у нас отличный класс. Пожмем руки, развернемся И вокруг мы повернемся. И, закрыв глаза, желанье Загадаем мы сейчас. Глаза дружно открываем, Заниматься продолжаем.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе Помогай-ка, где живут проверочные слова.
Слайд №25. -Даны слова и к ним проверочные слова. А как проверить парные согласные в середине слова? (Ответы детей). - Где сделана проверка правильно? (Коллективная работа).
тетра…ка погру…ка поса…ка тетрадь погрузить сад тетради груз садовый
Работа устная. Дети выбирают правильные проверочные слова, подбирают и другие слова. На сигнальных карточках показывают букву, которую вставят в слово.
- Самостоятельная работа (с взаимопроверкой).
- А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно.
Слайд №26 - Ваша задача списать слова, подобрать устно проверочные слова, вставить правильную букву. Орфограмму подчеркнуть. - Когда вы выполните работу, сосед по парте проверит вашу работу (обменяйтесь тетрадями). - Поднимите руки, у кого нет ошибок в паре? Дети показывают сигнальные карточки, устно называют проверочные слова. (Травка-травушка и т.д.).
- Контроль знаний и способов действий. Работа в группах.
ловок ги…кий гладок ро…кий близок кре…кий резок ло…кий лёгок сла…кий крепок лё…кий гибок гла…кий робок бли…кий сладок ре…кий
- Карточки с ответом вложите в конец тетради.
- Итог урока. Рефлексия.
- Наше путешествие по городам страны Знаний продолжится и на следующих уроках. Вы хорошо поработали на нашем уроке.
- С правописанием каких слов вы сегодня познакомились? - Что надо делать, если сомневаешься в написании парной согласной?
Слайд №28 - Продолжите фразу, которая на слайде. (Ответы детей).
- Я узнал… - Я научился… - Мне понравилось…
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в нашей жизни?
- Рефлексия. (Со светофориками)
Слайд №29 - Покажите, пользуясь светофориками, как бы вы оценили свою работу.
- Синий цвет - если вы довольны своей работой, вам было интересно. - Зеленый цвет - если вы затруднялись в выполнении заданий, что-то осталось непонятным. - Красный цвет - если вам на уроке многое не удавалось, затруднения возникли при выполнении многих заданий.
- Домашнее задание (на выбор учащегося).
Слайд №31 - Вы хорошо работали на уроке. Молодцы! Спасибо!