- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Здоровячки
Рабочая программа внеурочной деятельности Здоровячки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Албаева А.Г. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлено на основе следующих нормативных документов: - Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО» - «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся». - авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы. - Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». - Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
- образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
- наследственность (20 %);
- внешняя среда (20 %);
- качество медицинского обслуживания (10 %).
- сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
- воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у
- Принцип систематичности и последовательности проявляется
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения
- Принцип цикличности способствует упорядочению процесса
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с
- Принцип активности предполагает в учащихся высокую
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
- по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
- по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
- по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
- по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
- по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
- по отношению к структуре занятий (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
- на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой. - введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).
Календарно-тематический план
№
п/п
Тема занятия
Общее
кол-во
часов
Дата проведения
Общие подвижные символические игры
1 Беседа « Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Подвижные игры: «Бабки», «Борющаяся цепь».
1
2 Подвижные игры: «Серый волк», «Пирожок»
1
3 Беседа на тему: «Утренняя зарядка». Подвижные игры: «Редька», «Бес соли соль», «Платок»
1
Игры для формирования правильной осанки.
4 Беседа на тему «Формирование правильной осанки и развитие навыков бега». Игра «Бои на бревне».
1
5 Игры: «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».
1
Игры со скакалками и эстафеты
6 Игры: «Найди жгут», «Скакалочка». Эстафеты.
1
7 Эстафеты со скакалками. Игра «Удочка».Развитие прыгучески.
1
8
Эстафета с прыжками через движущее препятствие. Игры: «Люлька», «Удочка».
1
Игры с бегом
9 Игры: «Дорожки», «Караси и щука». Развитие скоростных качеств. Совершенствование умения быстро бегать, легко изменяя скорость направление движения.
1
10 Игры: «Караси и щука», «Пятнашки обыкновенные».
1
11 Игры: «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок». Развитие скоростных качеств.
1
Игры с прыжками.
12 Беседа «Человек и его здоровье». Игра «Кто дальше?»
1
13 Развитие прыгучести. Игра: «Попрыгунчики».
1
14 Игры: «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото».
1
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча
15 Подвижная игра: «Охотники и утки».
1
16 Развитие скоростно-силовых качеств. Игры: «Сильный бросок», «Мячик кверху».
1
17 Развитие ловкости по средствам подвижных игр: «Лови мяч», «Зевака».
1
18 Подвижные игры: «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Колодка».
1
Игры лазанием и перелезанием. Эстафеты.
19 Беседа о профилактике и предупреждении детского травматизма. Игра: «Распутай верёвочку».
1
20 Эстафеты с лазанием и перелазанием. Подвижная игра: «Защита укрепления».
1
21 Игры: «Кошки - мышки», «Цепи кованы». Эстафеты.
1
Игры для развития внимания
22 Игры: «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка». Воспитание чувства товарищеской взаимопомощи.
1
23 Игры: «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки». Совершенствование умения легко изменять направление движения.
1
24 Игра: «Волк и овцы». Развитие внимания.
1
Общеразвивающие игры.
25 Общеразвивающие игры. Повторение составляющих здорового образа жизни.
1
26 Развитие силы и ловкости по средствам подвижных игр: «Встречный бой», «Вытолкни за круг».
1
27 Игры: «Ворота», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», Развитие быстроты, ловкости, координации движении.
1
Игры с разными предметами
28 Подвижная игра: «Лапта».
1
29 Игры: «Единоборство», «Бирюльки».
1
Игры в помещении
30 Игра: «Море волнуется», «Все в кружок».
1
31 Подвижная игра: «Дедушка - рожок».
1
Сюжетные игры
32 Подвижные игры: «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору»,
1
33 Подвижные игры: «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».
1
Итого часов:
33
Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.
Содержание программы
1.Общие подвижные символические игры. «Бабки», «Борющаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок».
2. Игры для формирования правильной осанки. «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».
3. Игры со скакалками и эстафеты. «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».
4.Игры с бегом. «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок». 5. Игры с прыжками. «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото».
6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака».
7. Игры лазанием и перелезанием. «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».
8. Игры для развития внимания. «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».
9. Общеразвивающие игры. «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».
10. Игры с разными предметами. «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».
11. Игры в помещении. «Дедушка - рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл». 12.Подвижные игры, основанные на элементах. - гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»; - легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»; - лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»; - спортивной игры: «Брось - поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
13. Игры в фанты. «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».
14. Сюжетные игры. «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».
Ожидаемые результаты: К концу первого года обучения дети должны иметь представление:
- о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
- историю возникновения русских народных игр;
- правила проведения игр, эстафет и праздников;
- основные факторы, влияющие на здоровье человека;
- основы правильного питания;
- правила поведения во время игры.
- выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Методическое обеспечение и технологии программы: Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности. Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов. Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий. Педагогические возможности преподавания содержания программы «Здоровячок» будут эффективны, так как учащиеся учатся оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов природы. А это первый шаг к формированию привычек ведения здорового образа жизни. Основная функция этой программы - воспитание здорового поколения.
Материально- техническое обеспечение программы:
- гимнастические маты;
- теннисные мячи;
- набора кубиков;
- гимнастические обручи;
- гимнастические палки;
- мячи;
- кегли;
- скакалки;
- флажки.
Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение: 1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2010 2.В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 - 4 классы Москва, «Просвещение», 2007 3.Сборник нормативных документов Физическая культура, Москва, Дрофа, 2004 4.А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2007 5.И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2004 6.Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». festival.1september.ru/articles/312400/ 7.Басова Е.Д. Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010. 8.Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). festival.1september.ru/articles/213370/. 9.Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001. 10.Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993. 11.Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990. 12.Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985. 13.Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991. 14.Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986. 15.Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва, 1997. 16.Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2003.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бажирская основная общеобразовательная школа
Согласовано : Утверждаю :
Зам.директора по УВР Директор МБОУ Бажирская
Терещенко Н.В. ___________ основная общеобразовательная
школа Чепурин В.Л.__________
«___» ____________ 2015г. «___» ____________ 2015 г.
Программа
внеурочной деятельности
Кружок
«Здоровячок»
в 1 (общеобразовательном) классе
на 2015-2016 учебный год
количество часов в неделю - 1ч
Составила :Албаева А.Г. , учитель начальных классов
Составлена в соответствии с Прошла экспертизу на заседании
Примерной программой методического объединения
по учебным предметам . учителей начальных классов
Начальная школа. В 2 ч . Протокол № _____
- М.: Просвещение , 2010. от «__ » ____________2015 г.
(Стандарты второго поколения)