Рабочая программа внеурочной деятельности Здоровячки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Рабочая программа составлено на основе следующих нормативных документов: - Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО» - «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся». - авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы. - Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». - Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:

  • образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
  • наследственность (20 %);
  • внешняя среда (20 %);
  • качество медицинского обслуживания (10 %).
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
  • сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
  • воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению « Здоровячок» направлена на решение этих задач. Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Задачи: 1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни. 2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний. 3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся. 4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. 5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма. Программа курса « Здоровячок» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у
школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется
во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним
из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического
и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих
закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения
педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип цикличности способствует упорядочению процесса
педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с
максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  • Принцип активности предполагает в учащихся высокую
степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности
содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребёнка.
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи
укрепления здоровья школьника.
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за своё
здоровье и здоровье окружающих людей. Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
  • представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание программы предполагает двухразовые занятия в неделю по 35 минут каждое, всего 33 занятий в год. Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий в облегченной одежде, со специальными ковриками для выполнения упражнений на полу. Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:
  • по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
  • по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
  • по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
  • по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
  • по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
  • по отношению к структуре занятий (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителю планирование занятий с младшими школьниками и наглядно обозначить соответствие народных игр разделу программы. Прогнозируемые результаты применения программы направлены:
  • на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
    Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.
  • введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).




Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Общее

кол-во

часов

Дата проведения
Общие подвижные символические игры



1 Беседа « Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Подвижные игры: «Бабки», «Борющаяся цепь».

1


2 Подвижные игры: «Серый волк», «Пирожок»

1
3 Беседа на тему: «Утренняя зарядка». Подвижные игры: «Редька», «Бес соли соль», «Платок»

1



Игры для формирования правильной осанки.



4 Беседа на тему «Формирование правильной осанки и развитие навыков бега». Игра «Бои на бревне».

1
5 Игры: «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

1

Игры со скакалками и эстафеты



6 Игры: «Найди жгут», «Скакалочка». Эстафеты.

1
7 Эстафеты со скакалками. Игра «Удочка».Развитие прыгучески.

1
8

Эстафета с прыжками через движущее препятствие. Игры: «Люлька», «Удочка».

1

Игры с бегом



9 Игры: «Дорожки», «Караси и щука». Развитие скоростных качеств. Совершенствование умения быстро бегать, легко изменяя скорость направление движения.

1


10 Игры: «Караси и щука», «Пятнашки обыкновенные».

1
11 Игры: «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок». Развитие скоростных качеств.

1



Игры с прыжками.



12 Беседа «Человек и его здоровье». Игра «Кто дальше?»

1
13 Развитие прыгучести. Игра: «Попрыгунчики».

1
14 Игры: «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото».

1

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча

15 Подвижная игра: «Охотники и утки».

1
16 Развитие скоростно-силовых качеств. Игры: «Сильный бросок», «Мячик кверху».

1
17 Развитие ловкости по средствам подвижных игр: «Лови мяч», «Зевака».

1
18 Подвижные игры: «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Колодка».

1

Игры лазанием и перелезанием. Эстафеты.

19 Беседа о профилактике и предупреждении детского травматизма. Игра: «Распутай верёвочку».

1
20 Эстафеты с лазанием и перелазанием. Подвижная игра: «Защита укрепления».

1
21 Игры: «Кошки - мышки», «Цепи кованы». Эстафеты.

1

Игры для развития внимания

22 Игры: «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка». Воспитание чувства товарищеской взаимопомощи.

1


23 Игры: «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки». Совершенствование умения легко изменять направление движения.

1
24 Игра: «Волк и овцы». Развитие внимания.

1

Общеразвивающие игры.

25 Общеразвивающие игры. Повторение составляющих здорового образа жизни.

1
26 Развитие силы и ловкости по средствам подвижных игр: «Встречный бой», «Вытолкни за круг».

1
27 Игры: «Ворота», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», Развитие быстроты, ловкости, координации движении.

1

Игры с разными предметами

28 Подвижная игра: «Лапта».

1
29 Игры: «Единоборство», «Бирюльки».

1

Игры в помещении

30 Игра: «Море волнуется», «Все в кружок».

1
31 Подвижная игра: «Дедушка - рожок».

1

Сюжетные игры

32 Подвижные игры: «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору»,

1
33 Подвижные игры: «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

1
Итого часов:

33




Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.



Содержание программы
1.Общие подвижные символические игры. «Бабки», «Борющаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок».
2. Игры для формирования правильной осанки. «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».
3. Игры со скакалками и эстафеты. «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».
4.Игры с бегом. «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок». 5. Игры с прыжками. «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото».
6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака».
7. Игры лазанием и перелезанием. «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».
8. Игры для развития внимания. «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».
9. Общеразвивающие игры. «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».
10. Игры с разными предметами. «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».
11. Игры в помещении. «Дедушка - рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл». 12.Подвижные игры, основанные на элементах. - гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»; - легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»; - лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»; - спортивной игры: «Брось - поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
13. Игры в фанты. «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».
14. Сюжетные игры. «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

Ожидаемые результаты: К концу первого года обучения дети должны иметь представление:

  • о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
  • историю возникновения русских народных игр;
  • правила проведения игр, эстафет и праздников;
  • основные факторы, влияющие на здоровье человека;
  • основы правильного питания;
  • правила поведения во время игры.
должны уметь:
  • выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
  • проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
  • владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
  • применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

Методическое обеспечение и технологии программы: Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности. Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов. Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий. Педагогические возможности преподавания содержания программы «Здоровячок» будут эффективны, так как учащиеся учатся оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов природы. А это первый шаг к формированию привычек ведения здорового образа жизни. Основная функция этой программы - воспитание здорового поколения.

Материально- техническое обеспечение программы:

  • гимнастические маты;
  • теннисные мячи;
  • набора кубиков;
  • гимнастические обручи;
  • гимнастические палки;
  • мячи;
  • кегли;
  • скакалки;
  • флажки.


Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение: 1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2010 2.В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 - 4 классы Москва, «Просвещение», 2007 3.Сборник нормативных документов Физическая культура, Москва, Дрофа, 2004 4.А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2007 5.И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2004 6.Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». festival.1september.ru/articles/312400/ 7.Басова Е.Д. Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010. 8.Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). festival.1september.ru/articles/213370/. 9.Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001. 10.Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993. 11.Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990. 12.Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985. 13.Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991. 14.Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986. 15.Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва, 1997. 16.Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2003.





















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бажирская основная общеобразовательная школа



Согласовано : Утверждаю :

Зам.директора по УВР Директор МБОУ Бажирская

Терещенко Н.В. ___________ основная общеобразовательная

школа Чепурин В.Л.__________

«___» ____________ 2015г. «___» ____________ 2015 г.





Программа

внеурочной деятельности

Кружок

«Здоровячок»

в 1 (общеобразовательном) классе


на 2015-2016 учебный год

количество часов в неделю - 1ч

Составила :Албаева А.Г. , учитель начальных классов


Составлена в соответствии с Прошла экспертизу на заседании

Примерной программой методического объединения

по учебным предметам . учителей начальных классов

Начальная школа. В 2 ч . Протокол № _____

- М.: Просвещение , 2010. от «__ » ____________2015 г.

(Стандарты второго поколения)




© 2010-2022