Преемственность обучения между основной и начальной школой

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Руководитель МО начальных классов

Привалова Наталья Фроловна


«Преемственность обучения между основной и начальной школой».


Ведущими принципами Стандартов являются принципы преемственности и развития. Преемственность - это двусторонний процесс. С одной стороны - начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны - основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
ФГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. В нашей школе на данном этапе работают по ФГОС второго поколения 1-4 классы, поэтому одной из основных задач, является обеспечение деятельности МО учителей начального, среднего звеньев при переходе к новым образовательным стандартам по организации образовательной среды, способствующей успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов, и для родителей. Именно на 5 класс приходится резкое снижение успеваемости, дети теряют интерес к учебе, а родители жалуются на потерю прилежания. Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся?
Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом. Взаимопосещение уроков, совместные заседания МО учителей среднего звена и учителей начальных классов, на которых обсуждаются вопросы: - Как учить, чтобы не переучивать?
- Каковы типичные ошибки и как их избежать?
- По каким УМК продолжить обучение? 1-4 классы обучаются по программе «Школа России» в рамках ФГОС. Руководитель УМК «Школа России», кандидат педагогических наук Андрей Анатольевич Плешаков. Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий. Обучающиеся имеют возможность в домашних условиях работать с электронными носителями. Учителями начальной школы даются домашние задания на отработку заданий в игровой форме. Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного образовательного стандарта. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции системы «Школа России» и программах по учебным предметам для начальной школы.

Методические рекомендации по преемственности преподавания русского языка и математики

Русский язык

Начальная школа

5 класс

1

2

1. Русский язык

Разбор простого предложения производится без названия видов обстоятельств

Учителям нужно иметь в виду, что:

1. Разбор простого предложения производится без названия
видов обстоятельств.

2. Расстановка знаков препинания при обращениях и прямой
речи проводится на уровне ознакомления

Рекомендуется работать с однородными членами предложения, используя терминологию

Изучение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений проводится в начальной школе на уровне ознакомления

К концу преподавания в начальной школе давать единую со средней школой запись звуко-буквенного анализа слов

Запись звуко-буквенного анализа слов:

Коньки, конь - ки - 2 слога.

к - [к] - согласный, глухой, парный, твердый парный.

о - [а] - гласный, безударный.

н - [н] - согласный, звонкий, непарный, мягкий парный и т. д. 6 букв, 5 звуков

Необходимо учитывать, что в начальной школе для морфемного разбора не берутся слова типа основание, лисий, быстрее, взялся

К концу преподавания в 4 классе научить учащихся единому со средней школой морфологическому разбору частей речи

Схема разбора частей речи:

1. Часть речи - значение, вопросы.

2. Морфологические признаки:

• начальная форма;

• постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение;

• непостоянные признаки: падеж, число.

3. Синтаксическая роль

Учителям основной школы следует учитывать, что графически орфограммы изображаются по учебникам начальной школы

Математика

2

2

Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки сложения однозначных чисел 1

Отработать письменные вычислительные навыки основных четырех действий с однозначными и двузначными числами

В начальной школе письменное умножение и деление на трехзначное число дается в пределах умений, навык по программе не отрабатывается. Рекомендуется на эту тему обратить внимание

Рекомендуется учить учащихся рациональным приемам устного счета на основе законов сложения и умножения

Рекомендуется учесть, что некоторые устные приемы умножения в программу начальной школы не входят

Обратить внимание на работу с величинами (именованными числами): сравнивать по числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

Вести работу с величинами (именованными числами) в соответствии с программой начальной школы

Довести работу над порядком действий в выражениях, содержащих до 4 знаков, до навыка

Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий)

Использовать отработанные умения в решении задач более 2 действий

Научить учащихся распознавать плоские геометрические фигуры и изображать на листе с разлиновкой в клетку. Учителям рекомендуется организовывать изучение объемных геометрических фигур только в ознакомительном порядке

Тему нахождения объема геометрических фигур перенести в программу основной школы

Работа на уроках проводится только с обыкновенными дробями (с одинаковыми знаменателями). Сравнение и действия с дробями отрабатываются на уровне навыка

Обратить особое внимание на правильное использование изученной математической терминологии в речи учащихся и учителей начальной школы

Продолжить развитие математической речи обучающихся

Обратить внимание на то, что нахождение неизвестного компонента арифметического действия в начальной школе изучается только на одношаговых уравнениях.


Предлагаю: - Согласовать изучение учебных дисциплин так, чтобы один уровень школы готовил основу для последующих в рамках ФГОС. - Осуществлять преемственность связей в содержании и методах обучения. - Создать методические рекомендации по преемственности в преподавании русского языка и математики.

4



© 2010-2022