- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бехтина О.А. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по окружающему миру 1г класса (УМК «Школа 2100»)
Пояснительная записка Учебная программа по окружающему миру составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ г. Абакана «СОШ № 12» (приказ МБОУ г. Абакана «СОШ № 12» от 22.04. 2011 г. № 59) и в соответствии с Годовым календарным графиком (приказ МБОУ г. Абакана «СОШ № 12» от 29.08.2014 г. № 259). Основная цель курса окружающего мира на уровне начального общего образования - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Исходя из основной цели учебного курса, определены следующие задачи по годам обучения. Задачи предмета «Окружающий мир»в 1 классе:
- учить узнавать объекты и явления живой и неживой природы, обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе и обществе;
- прививать элементарные правила нравственного и здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- воспитывать чувство уважения и любви к своей семье.
Общая характеристика предмета Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира и т. д. Данный курс поможет ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Особенностями содержания этого учебного курса являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе. Индивидуальные особенности учащихся учитываются при планировании уроков.
Место предмета в учебном плане Согласно учебному плану МБОУ г. Абакана «СОШ №12» на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю,66 учебных часов в год.
Ценностные ориентиры содержанияпредмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма- одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества- осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты изучения предмета в 1 классе
Личностные результаты У ученика будут сформированы:
- представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знания о простейших правилах и приемах сохранения и поддержки своего здоровья;
- умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры.
- умения самостоятельно определять и объяснять самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- умения в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Ученик научится:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- узнавать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.
- приобретать опыт осознанного прохождения 6 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения);
- основным функциям ученика и учителя на уроке;
- правилам поведения на уроке, умению их применять;
- грамотно обращаться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания;
- самостоятельно проверять свою работу по образцу.
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД Ученик научится:
- грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия;
- формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений);
- основным приемам развития внимания, приобретёт опыт их применения;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД Ученик научится:
- простейшим правилам работы в паре и в группе, умению их применять;
- слушать и понимать речь других;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне предложения или небольшого текста.
- выполнять различные роли при работе в группе;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Формирование ИКТ-компетентности Ученик научится:
- знать и соблюдать правила поведения в кабинете при использовании средств ИКТ на уроках окружающего мира;
- выполнять комплекс упражнений для зрительной и двигательной мини-зарядки при использовании на уроках окружающего мира средств ИКТ.
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
Чтение. Работа с текстом Ученик научится:
- понимать информацию, представленную словесно;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного текста.
- понимать информацию, представленную в виде таблицы, схемы;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
- определять тему и главную мысль текста;
- сопоставлять различные точки зрения.
Предметные результаты
Человек и природа Ученик научится:
- называть основные особенности каждого времени года;
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, между живой и неживой природой;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
Человек и общество Ученик научится:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить.
- оценивать правильность поведения людей в природе и в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения);
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
Содержание учебного предмета
1 класс(66 ч)
Человек и общество «Как мы понимаем друг друга» (9 ч) Как мы будем учиться. Я - школьник. Путешествуем, не выходя из класса. Ценный совет. Речь - основной способ общения людей. Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта - основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги. Учимся определять верх и низ. Раньше и позже. «Как мы узнаём, что перед нами» (4 ч) Предметы и их признаки. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками. «Твоя семья и друзья» (7 ч) Ты и твоя семья. Взаимопомощь в семье. Учимся быть самостоятельными. Правила безопасного поведения в доме. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми. Ты и твои друзья. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. «Что нас окружает» (10 ч) Город, в котором мы живём. Взаимопомощь людей разных профессий - основа жизни города. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Учимся быть пешеходами. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Твёрдые тела, жидкости и газы. Зависимость человека от природы.
Раздел «Человек и природа» «Времена года - осень» (3ч)Осень - природа готовится к зиме. Признаки осени. Подготовка животных к зиме. Экскурсия «На пороге осени». «Как ты узнаёшь мир» (4 ч) Наши помощники - органы чувств. Наши помощники - память и ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. «Времена года - зима» (6ч) Зима - покой природы. Признаки зимы. Погода зимой. Животные и растения зимой. Экскурсия «Зимняя природа». «Времена года - весна» (4ч) Весна: пробуждение природы. Признаки весны. Цветы - первоцветы. Птицы и их гнёзда. Экскурсия «Весенняя природа». «Живые обитатели планеты» (11 ч) Живое и неживое. Растения и животные. Равновесие в природе. Домашние любимцы и комнатные растения. Проектная работа. Наши помощники - домашние животные и культурные растения. Изготовление вещей. Человек - разумное существо. Природа и мы. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе. Экология - наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. «Времена года- лето» (8 ч) Лето - природа цветёт и плодоносит. Признаки лета. Народные приметы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Отчего и почему. Последовательность событий и её причины. Учимся решать жизненные задачи. КВН «Мир вокруг нас».
Межпредметные связи учебного курса В содержательном плане учебный курс окружающего мира предполагает взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Изобразительное искусство- рассмотрение и анализ природных форм, использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форма и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно - прикладного искусства и дизайна. Русский язык - развитие устной и письменной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение - работа с текстами учебника и при выполнении заданий в рабочих тетрадях. Математика - выполнение расчетов, вычислений, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Уроки окружающего мира взаимосвязаны с уроками физкультуры. Для укрепления здоровья детей на всех уроках окружающего мира обязательно проводятся физминутки. Физминутки помогают не только снять напряжение, усталость, но и развить творческую активность, воображение, активизировать мыслительную деятельность. Таким образом, в целом у учеников будет развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач. В материалы учебной программы введен этнокультурный компонент и уроки с использованием ИКТ.
Содержание этнокультурного компонента
№
Тема урока
Содержание ЭКК
1
Где и куда?
Достопримечательности Хакасии.
2
Осень-природа готовиться к зиме.
Перелетные птицы Хакасии.
3
Ты и твоя семья.
Роли в семье, представление образа семьи в культурной традиции народов России и Хакасии.
4
Город, в котором мы живём.
Личное отношение к малой родине (г. Абакан).
5
Растения и животные.
Растения и животные Хакасии.
6
Наши помощники - домашние животные и культурные растения.
Дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные Хакасии.
7
Природа и мы.
Происхождение названий гор и рек Хакасии.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса по курсу окружающего мира
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во
Учебники, учебные пособия
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Я и мир вокруг»: учебник для 1 класса. - М.: Баласс, Школьный дом, 2011-2014г.
п Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. - М.: Баласс, Школьный дом, 2011-2014г.
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире.
П
Методические пособия
Вахрушев А.А., Раутиан А.С «Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир» для 1-4 классов.
Д Примерная программа начального общего образования по окружающему миру.
Д
Печатные пособия Географические и исторические настенные карты
Д Атлас географических карт, контурные карты
К Альбом и/или плакаты "Детям о Правилах Дорожного Движения"
Д
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Модель-аппликация "Природные зоны"
Д Календарь погоды (с комплектом карточек на липучках)
Д
Глобус физический д.320
Д
Теллурий (Модель Солнце-Земля-Луна)
Д
Компас школьный
Ф
Коробка для изучения насекомых с лупой
Ф
Лупа ручная
К
Штатив лабораторный комбинированный
Д
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
К
Микроскоп (цифровой по возможности)
Д
Лабораторное оборудование: для проведения наблюдений за погодой, по экологии (фильтры, красители пищевые)
Измерительные приборы
К/Ф
Набор хим. посуды и принадлежностей для демонстрационных работ в начальной школе (КДОНН)
Д
Набор муляжей овощей, фруктов, грибов
Д
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых
Ф/П
Коллекции плодов и семян растений
Ф/П
Гербарий "Для начальной школы"
Ф/П
Коллекция "Почва и ее состав"
Ф/П
Экранно-звуковые пособия,
компьютерные и информационно-коммуникативные средства Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру
Д
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор.
Д
Интерактивная доска или проекционный экран.
Д
Ноутбук или компьютер.
Д
Сканер.
Д
Принтер.
Д
Фотокамера цифровая.
Д
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
Д
Цифровые образовательные ресурсы
Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов -Режим доступа: school-collection.edu.ru/ Справочно-информационный Интернет-портал. - Режим доступа:gramota.ru Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». - Режим доступа:school2100.ru
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 1 класс (Школа 2100)
№
Дата
Тема
Планируемые предметные результаты
Возможные виды деятельности
Примечание
Как мы понимаем друг друга (9 часов)
1
2.09.
Экскурсия в парк
«На пороге осени».
Осенние изменения в природе. Правила поведения пешехода на дороге во время экскурсий. Познакомиться с правилами поведения пешехода на дороге во время экскурсий. Наблюдать за изменениями в природе.
2
5.09.
Я - школьник.
Знать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Познакомиться с помещениями школы и правилами поведения в них. Моделирование и оценивание различных ситуаций поведения.
3
9.09.
Целевая прогулка Путешествие осеннего листка
Уметь находить класс, своё место в классе и т. п, знать слова, которые называют, описывают предметы, называют действия Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе. Практическая работа: составить режим дня.
4
12.09.
Ценный совет.
Знать, что такое совет, какую информацию он содержит, для чего нужен. Уметь давать совет, воспользоваться чьим-либо советом. Работать в парах, учиться давать советы.
5
16.09.
Целевая прогулка. Зачем нужен жизненный опыт
Знать, что такое жизненный опыт, уметь применять его на практике Рассказывать о своем жизненном опыте
6
19.09.
Где и куда? ЭКК
Уметь рассказывать, где находятся предметы и куда они движутся, отвечать на вопрос когда? Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
7
23.09.
Экскурсия Осенние изменения в природе.
Уметь определять направления. Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление
8
26.09.
Учимся определять верх и низ.
Знать назначение слов вперед, назад, влево, вправо, вверх, вниз и т.п. Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление.
9
30.09.
Целевая прогулка Раньше и позже.
Уметь выполнять действия по указывающим направление словам Ориентироваться в различных ситуациях использования слов, показывающих направление.
Как мы узнаём, что перед нами (4 часа)
10
3.10.
Предметы и их свойства.
Уметь называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи; Классифицировать предметы по их признакам.
11
7.10.
Целевая прогулка Предметы и их признаки
Называть предметы и определять их признаки; отличать предметы по набору их характерных признаков. Называть окружающие предметы и их признаки.
12
10.10.
Сочетание предметов
Уметь оперировать свойствами предметов в окружающем мире. Различать предметы и выделять их признаки, свойства частей, действий предметов; находить, подбирать и называть предметы-признаки по рисункам и по представлению, с опорой на жизненный опыт.
13
14.10.
Целевая прогулка Сочетание предметов
Уметь обнаруживать зависимость и изменения в группах предметов в процессе их группировки, сравнения.
Различать предметы и выделять их признаки, свойства частей, действий предметов.
Твоя семья и друзья (7 часов)
14
17.10.
Признаки осени..
Знать семейные обязанности и уметь их выполнять.
Уметь оценивать правильность поведения в быту. Рассказывать о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
15
21.10.
Целевая прогулка Осень. Природа готовится к зиме.
Знать семейные обязанности и уметь их выполнять.
Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками.
16
24.10.
Правила поведения в природе..
Уметь оценивать правильность поведения в быту. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
17
28.10.
Экскурсия Времена года. Знать правила организации домашней работы. Уметь соблюдать личную гигиену, с целью охраны и укрепления здоровья. Практическая работа по освоению правил поведения в доме. Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном.
18
31.10
Наши помощники- органы чувств. Знать правила безопасного поведения при пожаре. Записывать телефоны экстренной помощи.
19
11.11.
Целевая прогулка. Наши помощники- память и ум. Знать, что такое общение и какова его роль в жизни человека. Уметь устанавливать доброжелательное отношение с одноклассниками. Беседа «Что такое дружба» с использованием иллюстративного материала. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
20
14.11.
Родители, учителя и книги. Знать о правилах взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Самостоятельно применять знания и умения по изученной теме.
Что нас окружает (10 часов)
21
18.11
Целевая прогулка Как ты узнаешь мир. Знать историческое прошлое родного города, которое отражено в старинных постройках, в исторических достопримечательностях. Составлять рассказ о занятиях людей в городе Абакане на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками.
22
21.11.
Ты и твоя семья. Знать историческое прошлое родного города, которое отражено в старинных постройках, в исторических достопримечательностях. Готовить сообщения о достопримечательностях родного города на основе дополнительной информации. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, фотографии.
23
25.11.
Целевая прогулка Ты и твоя семья.
Знать правила уличного движения.
Уметь характеризовать разные виды транспорта. Выполнять правила уличного движения. Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
24
28.11
Учимся быть самостоятельными.
Знать обязанности пешеходов. Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта.
25
2.12
Учимся быть самостоятельными.
Уметь определять предметы сельскохозяйственного труда и промышленного производства. Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей.
26
5.12.
Целевая прогулка . Ты и твои друзья.
Знать о хозяйственной деятельности человека. Рассказывать о хозяйственной деятельности человека.
27
9.12.
Ты и твои друзья.
Уметь определять профессии человека, основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий. Уметь различать профессии людей; оценивать правильность своего поведения на улице Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни.
28
12.12.
Целевая прогулка Твоя семья и друзья.
Знать основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, «подземные кладовые», живые организмы) и их роль в жизни человека. Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства. Приводить примеры использования человеком богатств природы.
29
16.12
Что нас окружает.
Уметь сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний. Называть свойства воды в разном состоянии.
30
19.12
Целевая прогулка Что нас окружает.
Уметь применять знания по теме «Что нас окружает» для выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная работа. Применение полученных знаний
Времена года - осень (4 часа)
31
23.12.
Признаки осени
Различать времена года по признакам. Наблюдать за осенними изменениями в природе.
32
26.12.
Осень - природа готовится к зиме. ЭКК.
Знать признаки осени. Характеризовать осень, как время года.
33
13.01.
Правила поведения в природе.
Знать правила поведения в природе; основные признаки каждого времени года. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
34
16.01.
Экскурсия «Времена года».
Уметь наблюдать за природой. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».
Как ты узнаёшь мир (4 часа)
35
20.01.
Наши помощники - органы чувств.
Знать, что человек узнает мир с помощью органов чувств. Объяснять, как с помощью органов чувств мы узнаем предметы по их признакам. Дидактическая игра «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме, по цвету». Беседа об органах чувств и их охране. Упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора.
36
23.01.
Наши помощники - память и ум.
Знать, что человек воспринимает мир с помощью различных видов памяти. Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки.
37
27.01.
Родители, учителя и книги.
Знать, какую роль выполняют родители и учителя в ознакомлении детей с окружающим миром. Знать о значении книг в жизни человека. Уметь пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы. Объяснять, какую роль играют родители, учителя и книги в становлении и обучении человека.
38
30.01
Как ты узнаешь мир.
Самостоятельно применять знания по теме «Как ты узнаешь мир». Проверочная работа «Как ты узнаешь мир».
Времена года - зима(6 часов)
39
3.02.
Зимние месяцы: декабрь - январь - февраль. Знать правила поведения в природе;
основные признаки каждого времени года.
Уметь оценивать правильность поведения в природе
Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года.
Беседа «Декабрь - начало зимы». Работа с учебником и печатной тетрадью. Дидактическая игра «Узнай деревья по силуэтам».
40
6.02
Зима - покой природы. Уметь устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений Устанавливать связи между жизнедеятельностью растений, животных и времени года.
41
10.02.
Зима - покой природы. Знать основные признаки зимы. Уметь устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных. Классифицировать виды птиц: перелетные, кочующие, зимующие. Обсуждение вопроса: «Почему птицы улетают на юг?»
42
13.02.
Особенности зимней погоды. Знать правила поведения в природе, основные признаки каждого времени года.
Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года.
43
24.02.
Дневник наблюдений. Зимняя экскурсия. Уметь оценивать правильность поведения в природе, применять знания и умения по изученной теме.
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
44
27.02.
Учимся решать жизненные задачи. Знать правила поведения в различных ситуациях: на уроке и перемене, на празднике.
Применять знания и умения по изученной теме для реализации проектов.
Времена года - весна(4 часа)
45
3.03.
Весенние месяцы: март-апрель-май.
Знать правила поведения в природе; основные признаки каждого времени года.
Уметь оценивать правильность своего поведения в природе. Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
46
6.03.
Весна: пробуждение природы.
Знать признаки весны. Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
47
10.03.
Экскурсия «Весенняя природа».
Уметь наблюдать за изменениями, происходящими в природе с приходом весны; фиксировать результаты своих наблюдений; делать выводы. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии.
48
13.03.
Приметы весны. Дневник наблюдений.
Знать правила ведения дневника наблюдений. Составить правила безопасного поведения весной на улице и вблизи водоемов.
Живые обитатели планеты (9 часов)
49
17.03.
Живое и неживое. Знать определение понятия природа, представление о природе как составной части окружающего мира Связи между неживой и живой природой. Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям). Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
50
20.03.
Растения и животные. ЭКК Знать представителей разных групп животных и растений (2-3 представителя изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам. Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных Хакасии.
51
3.04.
Равновесие в природе. Знать о том, что все в природе взаимосвязано. Человек не должен нарушать природное равновесие. Познакомиться с Красной книгой.
52
7.04.
Домашние любимцы и комнатные растения. Знать комнатные растения и домашних животных, как часть живой природы, их значение для человека. Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные и растения.
53
10.04.
Наши помощники - домашние животные и культурные растения. ЭКК
Знать условия, необходимые домашним питомцам и комнатным растениям для жизни, способы и средства ухода за ними. Познакомиться с разнообразием комнатных растений.
54
14.04.
Научное исследование. Пища, которую мы едим. Знать названия культурных и дикорастущих растений, их значение для жизни человека. Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения.
55
17.04. Человек - разумное существо. Знать о роли человека как о разумном существе в окружающем мире. Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире. Приводить примеры особенностей человека как разумного существа. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
56
21.04.
Природа и мы. ЭКК Знать об экологии как о науке. Уметь объяснить чему учит наука- экология Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов Хакасии. Проводить анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере. Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
57
24.04.
Живые обитатели планеты.
Знать о роли живых обитателей на планете. Контроль полученных знаний. Самостоятельная работа.
Времена года - лето (9 часов)
58
59
28.04.
5.05
Лето - природа цветёт и плодоносит. Знать правила поведения в природе; основные признаки каждого времени года. Уметь оценивать правильность своего поведения в природе. Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
60
8.05
Признаки лета. Знать признаки лета. Уметь характеризовать это время года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения.
61
12.05.
Народные приметы. Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Приводить примеры народных примет.
62
15.05
Отчего и почему. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры). Приводить примеры простейших причинно-следственных связей.
63
19.05.
КВН «Мир вокруг нас». Уметь применять полученные знания. Урок-игра. Называть признаки предметов, окружающие нас
64
22.05
Учимся решать жизненные задачи. Уметь выполнять поиск информации, оценивать свои возможности при выборе уровня сложности задания. Применять знания и умения по изученной теме для реализации проектов.
65
26.05.
Друзья Светофорика. Знать правила дорожного движения. Уметь правильно оценивать ситуации, в которых необходимо знать правила ПДД. Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила дорожного движения.
66
29.05.
Я и мир вокруг. Безопасное поведение на каникулах. Уметь применять полученные знания. Проводить инструктаж по безопасному поведению на летних каникулах.